МКОУ СОШ №3 им. Ф.А.Зубалова
Открытое занятие по подготовке к ОГЭ в 8 классе
ТЕМА: «Верность —самое драгоценное качество»
(Работа с текстом по подготовке к ОГЭ)
Цель урока:
образовательные: подготовка к выполнению тестовых заданий ГИА (типы подчинительной связи в словосочетании; синтаксис простого и сложного предложения); тренировка навыков лингвистического анализа текста; повторение и обобщение сведений по орфографии и пунктуации; развитие умений находить средств художественной выразительности в тексте и определять их роль; формирование навыков правильного написания, произношения и употребления иностранных слов
развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений
воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание гуманного отношения друг к другу, чувства дружбы и товарищества; привитие культуры речевого общения
Эпиграф
«Верность - это то качество, которое утратили люди,
но сохранили собаки»
А.П. Чехова:
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.Оргмомент (Приветствие учащихся и гостей, психологический настрой к уроку).
- Я рада приветствовать вас, ребята и уважаемые гости, в классе нашем. Пусть сегодняшнее занятие, ребята, принесёт вам радость. Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем наше занятие.
Предоставляю слово дежурному: Мы должны были составить словарь на тему «Верность», повторить темы «Главные члены предложения» и «Словосочетание»
-Уже из доклада дежурного мы можем сделать вывод и определить тему нашего занятия
-Я считаю, что мы будем рассуждать о верности.
-О доверии
-О преданности
_-Давайте сформулируем тему нашего урока.
- Верность - это постоянство
- Верность – это лучшее качество
-Верность – самое драгоценное качество -
Ученик записывает на доске название занятия. «Верность – самое драгоценное качество»
- Над чем еще мы будем работать?
-Мы будем говорить о грамматической основе предложения.
-Мы будем работать со словосочетанием.
Перед вами карточки «Рефлексии». Прошу заполнять их в течение урока.
Рефлексия.
1.Сегодня на уроке я повторил….
2. Что бы я хотел повторить на следующем занятии….
3.Мне понравилось на уроке….
4. Мне не понравилось на уроке………
1. Итак, начнем работать.
- Какие единицы синтаксиса мы знаем?
(Предложение и словосочетание)
- Чем отличается словосочетание от предложения?
(У словосочетания нет грамматической основы, нет законченного смысла)
-Какие типы подчинительной связи в словосочетании вы знаете?
(Существует три вида подчинительной связи: управление, примыкание, согласование)
- Чем они отличаются друг от друга?
-Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?
(Не является словосочетанием: подлежащее и сказуемое,однородные члены предложения,фразеологизмы, сочетания служебного слова и самостоятельной части речи, сложные формы: будущее время (буду читать), превосходная степень(,самый высокий), сравнительная степень (более спокойный ), повелительное наклонение (пускай идет))
-А сейчас небольшая лингвистическая разминка. Ваша задача определить тип связи и перестроить словосотания в словосочетания с типом связи управление. Перестроенные словосочетания записать в тетради, выделить главное слово, поставить вопрос к зависимому слову.
Карточка №2
книжный шкаф
грустно смотреть.
Собака посмотрела
к собачьему рту
на морском берегу
ОТВЕТЫ
Тип связи – согласование
Собака посмотрела – не является словосочетанием, потому что это подлежащее и сказуемое
шкаф для книг
смотреть с грустью.
ко рту собаки
на берегу моря
Молодцы, ребята, хорошо подготовились по теме «Словосочетание». А теперь я попрошу вас выделить грамматические основы предложений из текста.
-Что такое грамматическая основа предложения?
-Как иначе называют грамматическую основу предложения?
-Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
-Какие виды сказуемого вы знаете?
-Чем отличается составное глагольное сказуемое от составного именного сказуемого?
Итак, мы с вами освежили свои знания, а теперь групповая работа. Картока №3. Перед вами предложение, в котором вам надо выделить грамматическую или грамматические основы. Как только закончите работу, передайте карточку соседней команде на проверку.
У каждой группы свое предложение.
Картока №3 (1 группа)
Выполнили: Карточка №3 |
(26)В море переливались нефтяные разводы, будто где-то за горизонтом произошла катастрофа, рухнула радуга и её обломки пр…било к берегу. (27)Мальчик и собака шли не спеша, и Коста говорил собаке: – (28)Ты хороший... (29)Ты верный... (30)Пойдём со мной. |
Проверили: |
1группа
(26)В море переливались нефтяные разводы, будто где-то за горизонтом произошла катастрофа, рухнула радуга и её обломки пр…било к берегу.
(Сколько грамматических основ в вашем предложении?
Какя приставка у слова ПРИБИЛО? Почему?)
2 группа
(27)Мальчик и собака шли не спеша, и Коста говорил собаке.
(Сколько грамматических основ в вашем предложении?)
3 группа
– (28)Ты хороший... (29)Ты верный...
4группа
Пойдём со мной.
Какое это предложение: односоставное или двусоставное?)
-Молодцы, ребята!
-Пришло время второй части домашнего задания. Давайте вспомним его. Дежурные, прошу.
Дежурный: на дом нам было задано составить словарь на тему «Верность»
-Так что же такое верность?
Учащийся:
-По словарю Ожегова, верность - это стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Соблюдать в. В. своему слову.
-А по вашему мнению, что такое верность?
-Какие синонимы можно подобрать к слову Верность?
Синонимы:
безошибочность, бесспорность, доподлинность, достоверность, любовь, надежность, неизменность, неискаженность, непогрешимость, несомненность, очевидность, постоянство, правильность, правоверность, преданность, приверженность, рачение, рачительность, самоочевидность, справедливость, точность, честность
- А какие антонимы есть у слова «верность»?
Антонимы:
предательство, неверность, измена, отклонение, ошибочность, нарушение, неправильность
Молодцы! А сейчас обратите внимание карточку с большим текстом. Давайте познакомимся с содержанием, выясним о чем он и что хотел сказать читателю автор. Читаем отрывками по 10 предложений. Читают: Хороватая М.
Дуркина Ю.
Тищенко В.
Соловьева Н.
Тополян С.
Шихмурадова М.
Хороватая М., Ларин Д.
(1)Город кончался, и вскоре показалось море.
(2)Оно было мелким и плоским. (3)Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и так же медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каёмку пены.
(4)Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд — против ветра. (5)Неожиданно на самой кромке берега возникла собака.
(6)Она стояла неподвижно, в странном оцепенении, большеголовая, с острыми лопатками, с опущенным хвостом. (7)Её взгляд был устремлён в море. (8)Она ждала кого-то.
(9)Коста подошёл к собаке и погладил её по свалявшейся шерсти.
(10)Собака едва заметно шевельнула хвостом.
Дуркина Ю.
(11)Мальчик присел на корточки и разложил перед ней хлеб и остатки своего обеда, завёрнутого в газету, — собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище. (12)Коста стал её поглаживать и уговаривать:
– (13)Ну поешь... (14)Ну поешь немного...
(15)Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.
(16)Коста взял кусок хлеба и поднёс ко рту собаки. (17)Та вздохнула глубоко и громко, как человек, и принялась медленно жевать хлеб.
(18)Она ела без всякого интереса, как будто была сыта или привыкла к лучшей пище, чем хлеб, холодная каша и кусок жилистого мяса из супа... (19)Она ела для того, чтобы не умереть. (20)Она ждала кого-то с моря, и ей нужно было жить.
Тищенко В.
(21)…Когда всё было съедено, Коста сказал:
– (22)Идём. (23)Погуляем.
(24)Собака снова посмотрела на мальчика и послушно зашагала рядом. (25)У неё были тяжёлые лапы и неторопливая, полная достоинства львиная походка.
(26)В море переливались нефтяные разводы, будто где-то за горизонтом произошла катастрофа, рухнула радуга и её обломки прибило к берегу.
(27)Мальчик и собака шли не спеша, и Коста говорил собаке:
– (28)Ты хороший... (29)Ты верный... (30)Пойдём со мной.
Соловьева Н.
(31)Он никогда не вернётся. (32)Он погиб.
(33)Собака не отрывала глаз от моря и в который раз не верила Косте. (34)Она ждала.
– (35)Что же мне с тобой делать? — спросил мальчик. — (36)Нельзя же жить одной на берегу моря. (37)Когда-нибудь надо уйти.
(38)Коста оглянулся и увидел Женечку.
– (39)Что же с ней делать? — растерянно спросила она Косту.
– (40)Она не пойдёт, — сказал мальчик.
Тополян С.
— (41)Она никогда, наверное, не поверит, что хозяин погиб...
(42)Женечка подошла к собаке. (43)Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.
– (44)Я ей сделал дом из старой лодки. (45)Подкармливаю. (46)Она очень тощая...
(47)Пройдя ещё несколько шагов, он сказал:
– (48)Собаки всегда ждут. (49)Даже погибших... (50)Собакам надо помогать.
Шихмурадова М., Гожий К,
(51)Море потускнело и стало как бы меньше размером. (52)Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам. (53)Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста, где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка, подпёртая чурбаком, чтобы под неё можно было забраться. (54)Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании...
(По Ю. Яковлеву) *
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923 — 1996) — писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
О чем текст?
О преданности, о верности, о большой и бескорыстной любви.
Что хотел сказать автор, к чему призвать читателей?
НЕ обижать тех, кто слабее, а помогать им. Хотел показать, как собаки преданы, как они страдают, какую боль переживают.
-Послушайте, пожалуйста, стихотворение С. Есенина « Песнь о собаке» в исполнении С.Безрукова
Гогин Ю.
Их за бутылку на базарах продают,
Привязанных к заборам забывают...
И лишь они нас никогда не предают.
Не предают, не продают, не пропивают.
Стихи о рыжей дворняге
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела...
Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!
-Да, сегодня у нас тема, которая берет за душу, пробуждает в человеке лучшие качества.
Но нам надо идти дальше. Вы уже распределились на группы и поработаем с текстом в рамках подготовки к ОГЭ. Перед вами текст и задания к нему. Прошу начать работу.
2. Задание 2 № 5535. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему собака не уходила с берега моря?»?
1) Коста сделал ей дом из старой лодки.
2) Коста часто приходил на берег моря, чтобы покормить собаку.
3) Собака преданно ждала на берегу моря хозяина.
4) Собака кусалась, и её выгнал хозяин.
4. Задание 4 № 4782. Из предложений 1—3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется З».
5. Задание 5 № 4783. Из предложений 18—26 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна Н».
7. Задание 7 № 4048. Замените словосочетание «нефтяные разводы» (предложение 26), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Задание 8 № 4049. Выпишите грамматическую основу предложения 37.
9. Задание 9 № 4051. Среди предложений 6–11 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
11. Задание 11 № 4052. Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой.
-ПРОВЕРИМ, как вы справились с заданиями. Это задания из КИМов ОГЭ Я не стала менять даже номера заданий.
-А теперь подведем итог нашего занятия, и для этого нам понадобятся наши карточки рефлексии, в которые вы в течении занятия должны были вносить пометки.
1)сегодня на занятии я повторил;
2)На следующем занятии я хотел бы повторить;
3) мне понравилось на занятии;
4) мне не понравилось на занятии.
Домашнее задание: Написать сочинение рассуждение на тему «Что такое верность?»
Объем сочинения – 70 слов. Постараться привести доказательства.
Спасибо большое за работу. Вы свободны.