СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие в 8 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

образовательныеподготовка к выполнению тестовых заданий ГИА (типы подчинительной связи в словосочетании; синтаксис простого и сложного предложения); тренировка навыков лингвистического анализа текста; повторение и обобщение сведений по орфографии и пунктуации; развитие умений находить средств художественной выразительности в тексте и определять их роль; формирование навыков правильного написания, произношения и употребления иностранных слов

развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений

воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание гуманного отношения друг к другу, чувства дружбы и товарищества; привитие культуры речевого общения

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие в 8 классе»

МКОУ СОШ №3 им. Ф.А.Зубалова









Открытое занятие по подготовке к ОГЭ в 8 классе

ТЕМА: «Верность —самое драгоценное качество»

(Работа с текстом по подготовке к ОГЭ)

Цель урока:

образовательныеподготовка к выполнению тестовых заданий ГИА (типы подчинительной связи в словосочетании; синтаксис простого и сложного предложения); тренировка навыков лингвистического анализа текста; повторение и обобщение сведений по орфографии и пунктуации; развитие умений находить средств художественной выразительности в тексте и определять их роль; формирование навыков правильного написания, произношения и употребления иностранных слов

развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений

воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание гуманного отношения друг к другу, чувства дружбы и товарищества; привитие культуры речевого общения





























Эпиграф



«Верность - это то качество, которое утратили люди,

но сохранили собаки»

А.П. Чехова:



ХОД ЗАНЯТИЯ
I.Оргмомент (Приветствие учащихся и гостей, психологический настрой к уроку).

- Я рада приветствовать вас, ребята и уважаемые гости, в классе нашем. Пусть сегодняшнее занятие, ребята, принесёт вам радость. Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем наше занятие.

Предоставляю слово дежурному: Мы должны были составить словарь на тему «Верность», повторить темы «Главные члены предложения» и «Словосочетание»

-Уже из доклада дежурного мы можем сделать вывод и определить тему нашего занятия

-Я считаю, что мы будем рассуждать о верности.

-О доверии

-О преданности

_-Давайте сформулируем тему нашего урока.

- Верность - это постоянство

- Верность – это лучшее качество

-Верность – самое драгоценное качество -

Ученик записывает на доске название занятия. «Верность – самое драгоценное качество»

- Над чем еще мы будем работать?

-Мы будем говорить о грамматической основе предложения.

-Мы будем работать со словосочетанием.

Перед вами карточки «Рефлексии». Прошу заполнять их в течение урока.

Рефлексия.

1.Сегодня на уроке я повторил….

2. Что бы я хотел повторить на следующем занятии….

3.Мне понравилось на уроке….

4. Мне не понравилось на уроке………



1. Итак, начнем работать.

- Какие единицы синтаксиса мы знаем?

(Предложение и словосочетание)

- Чем отличается словосочетание от предложения?

(У словосочетания нет грамматической основы, нет законченного смысла)

-Какие типы подчинительной связи в словосочетании вы знаете?

(Существует три вида подчинительной связи: управление, примыкание, согласование)

- Чем они отличаются друг от друга?

-Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

(Не является словосочетанием: подлежащее и сказуемое,однородные члены предложения,фразеологизмы, сочетания служебного слова и самостоятельной части речи, сложные формы: будущее время (буду читать), превосходная степень(,самый высокий), сравнительная степень (более спокойный ), повелительное наклонение (пускай идет))

-А сейчас небольшая лингвистическая разминка. Ваша задача определить тип связи и перестроить словосотания в словосочетания с типом связи управление. Перестроенные словосочетания записать в тетради, выделить главное слово, поставить вопрос к зависимому слову.

Карточка №2

книжный шкаф 



грустно смотреть. 

Со­ба­ка по­смот­ре­ла



к собачьему рту



на морском берегу



ОТВЕТЫ

Тип связи – согласование

Собака посмотрела – не является словосочетанием, потому что это подлежащее и сказуемое

шкаф для книг

смотреть с грустью.

ко рту собаки

на берегу моря

Молодцы, ребята, хорошо подготовились по теме «Словосочетание». А теперь я попрошу вас выделить грамматические основы предложений из текста.





-Что такое грамматическая основа предложения?

-Как иначе называют грамматическую основу предложения?

-Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

-Какие виды сказуемого вы знаете?

-Чем отличается составное глагольное сказуемое от составного именного сказуемого?





Итак, мы с вами освежили свои знания, а теперь групповая работа. Картока №3. Перед вами предложение, в котором вам надо выделить грамматическую или грамматические основы. Как только закончите работу, передайте карточку соседней команде на проверку.

У каждой группы свое предложение.

Картока №3 (1 группа)

Выполнили:


Карточка №3

(26)В море пе­ре­ли­ва­лись неф­тя­ные раз­во­ды, будто где-то за го­ри­зон­том про­изо­шла ка­та­стро­фа, рух­ну­ла ра­ду­га и её об­лом­ки пр…­би­ло к бе­ре­гу.

(27)Маль­чик и со­ба­ка шли не спеша, и Коста го­во­рил со­ба­ке:

(28)Ты хо­ро­ший... (29)Ты вер­ный... (30)Пойдём со мной.

Проверили:



1группа


(26)В море пе­ре­ли­ва­лись неф­тя­ные раз­во­ды, будто где-то за го­ри­зон­том про­изо­шла ка­та­стро­фа, рух­ну­ла ра­ду­га и её об­лом­ки пр…­би­ло к бе­ре­гу.


(Сколько грамматических основ в вашем предложении?

Какя приставка у слова ПРИБИЛО? Почему?)


2 группа


(27)Маль­чик и со­ба­ка шли не спеша, и Коста го­во­рил со­ба­ке.


(Сколько грамматических основ в вашем предложении?)


3 группа


(28)Ты хо­ро­ший... (29)Ты вер­ный...




4группа


Пойдём со мной.


Какое это предложение: односоставное или двусоставное?)


-Молодцы, ребята!



-Пришло время второй части домашнего задания. Давайте вспомним его. Дежурные, прошу.

Дежурный: на дом нам было задано составить словарь на тему «Верность»

-Так что же такое верность?

Учащийся:

-По словарю Ожегова, верность - это стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Соблюдать в. В. своему слову.

-А по вашему мнению, что такое верность?



-Какие синонимы можно подобрать к слову Верность?

Синонимы:

безошибочность, бесспорность, доподлинность, достоверность, любовь, надежность, неизменность, неискаженность, непогрешимость, несомненность, очевидность, постоянство, правильность, правоверность, преданность, приверженность, рачение, рачительность, самоочевидность, справедливость, точность, честность

- А какие антонимы есть у слова «верность»?

Антонимы:

предательство, неверность, измена, отклонение, ошибочность, нарушение, неправильность



Молодцы! А сейчас обратите внимание карточку с большим текстом. Давайте познакомимся с содержанием, выясним о чем он и что хотел сказать читателю автор. Читаем отрывками по 10 предложений. Читают: Хороватая М.

Дуркина Ю.

Тищенко В.

Соловьева Н.

Тополян С.

Шихмурадова М.


Хороватая М., Ларин Д.

(1)Город кон­чал­ся, и вско­ре по­ка­за­лось море.

(2)Оно было мел­ким и плос­ким. (3)Волны не об­ру­ши­ва­лись на низ­кий берег, а тихо и не­то­роп­ли­во на­пол­за­ли на песок и так же мед­лен­но и без­звуч­но от­ка­ты­ва­лись, остав­ляя на песке белую каёмку пены.

(4)Коста шёл по бе­ре­гу, на­кло­ня­ясь вперёд — про­тив ветра. (5)Не­ожи­дан­но на самой кром­ке бе­ре­га воз­ник­ла со­ба­ка.

(6)Она сто­я­ла не­по­движ­но, в стран­ном оце­пе­не­нии, боль­ше­го­ло­вая, с ост­ры­ми ло­пат­ка­ми, с опу­щен­ным хво­стом. (7)Её взгляд был устремлён в море. (8)Она ждала кого-то.

(9)Коста подошёл к со­ба­ке и по­гла­дил её по сва­ляв­шей­ся шер­сти.

(10)Со­ба­ка едва за­мет­но ше­вель­ну­ла хво­стом.


Дуркина Ю.

(11)Маль­чик при­сел на кор­точ­ки и раз­ло­жил перед ней хлеб и остат­ки сво­е­го обеда, завёрну­то­го в га­зе­ту, — со­ба­ка не ожи­ви­лась, не вы­ка­за­ла ни­ка­ко­го ин­те­ре­са к пище. (12)Коста стал её по­гла­жи­вать и уго­ва­ри­вать:

(13)Ну поешь... (14)Ну поешь не­мно­го...

(15)Со­ба­ка по­смот­ре­ла на него боль­ши­ми впа­лы­ми гла­за­ми и снова об­ра­ти­ла взгляд к морю.

(16)Коста взял кусок хлеба и поднёс ко рту со­ба­ки. (17)Та вздох­ну­ла глу­бо­ко и гром­ко, как че­ло­век, и при­ня­лась мед­лен­но же­вать хлеб.

(18)Она ела без вся­ко­го ин­те­ре­са, как будто была сыта или при­вык­ла к луч­шей пище, чем хлеб, хо­лод­ная каша и кусок жи­ли­сто­го мяса из супа... (19)Она ела для того, чтобы не уме­реть. (20)Она ждала кого-то с моря, и ей нужно было жить.


Тищенко В.

(21)…Когда всё было съе­де­но, Коста ска­зал:

(22)Идём. (23)По­гу­ля­ем.

(24)Со­ба­ка снова по­смот­ре­ла на маль­чи­ка и по­слуш­но за­ша­га­ла рядом. (25)У неё были тяжёлые лапы и не­то­роп­ли­вая, пол­ная до­сто­ин­ства льви­ная по­ход­ка.

(26)В море пе­ре­ли­ва­лись неф­тя­ные раз­во­ды, будто где-то за го­ри­зон­том про­изо­шла ка­та­стро­фа, рух­ну­ла ра­ду­га и её об­лом­ки при­би­ло к бе­ре­гу.

(27)Маль­чик и со­ба­ка шли не спеша, и Коста го­во­рил со­ба­ке:

(28)Ты хо­ро­ший... (29)Ты вер­ный... (30)Пойдём со мной.


Соловьева Н.


(31)Он ни­ко­гда не вернётся. (32)Он погиб.

(33)Со­ба­ка не от­ры­ва­ла глаз от моря и в ко­то­рый раз не ве­ри­ла Косте. (34)Она ждала.

(35)Что же мне с тобой де­лать? — спро­сил маль­чик. — (36)Нель­зя же жить одной на бе­ре­гу моря. (37)Когда-ни­будь надо уйти.

(38)Коста огля­нул­ся и уви­дел Же­неч­ку.

(39)Что же с ней де­лать? — рас­те­рян­но спро­си­ла она Косту.

(40)Она не пойдёт, — ска­зал маль­чик.


Тополян С.

(41)Она ни­ко­гда, на­вер­ное, не по­ве­рит, что хо­зя­ин погиб...

(42)Же­неч­ка по­до­шла к со­ба­ке. (43)Со­ба­ка глухо за­ры­ча­ла, но не за­ла­я­ла, не бро­си­лась на неё.

(44)Я ей сде­лал дом из ста­рой лодки. (45)Под­карм­ли­ваю. (46)Она очень тощая...

(47)Прой­дя ещё не­сколь­ко шагов, он ска­зал:

(48)Со­ба­ки все­гда ждут. (49)Даже по­гиб­ших... (50)Со­ба­кам надо по­мо­гать.



Шихмурадова М., Гожий К,

(51)Море по­туск­не­ло и стало как бы мень­ше раз­ме­ром. (52)По­гас­шее небо плот­нее при­жа­лось к сон­ным вол­нам. (53)Коста и Же­неч­ка про­во­ди­ли со­ба­ку до её бес­смен­но­го поста, где не­по­далёку от воды ле­жа­ла перевёрну­тая лодка, подпёртая чур­ба­ком, чтобы под неё можно было за­брать­ся. (54)Со­ба­ка по­до­шла к воде, села на песок и снова за­сты­ла в своём веч­ном ожи­да­нии...

 

(По Ю. Яко­вле­ву) *

 

Яко­влев Юрий Яко­вле­вич (1923 — 1996) — пи­са­тель и сце­на­рист, автор книг для детей и юно­ше­ства.





О чем текст?

О преданности, о верности, о большой и бескорыстной любви.



Что хотел сказать автор, к чему призвать читателей?

НЕ обижать тех, кто слабее, а помогать им. Хотел показать, как собаки преданы, как они страдают, какую боль переживают.



-Послушайте, пожалуйста, стихотворение С. Есенина « Песнь о собаке» в исполнении С.Безрукова



Гогин Ю.

Их за бутылку на базарах продают,

Привязанных к заборам забывают...

И лишь они нас никогда не предают.

Не предают, не продают, не пропивают.



Стихи о рыжей дворняге

Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела...

Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!



-Да, сегодня у нас тема, которая берет за душу, пробуждает в человеке лучшие качества.

Но нам надо идти дальше. Вы уже распределились на группы и поработаем с текстом в рамках подготовки к ОГЭ. Перед вами текст и задания к нему. Прошу начать работу.

2. За­да­ние 2 № 5535. В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му со­ба­ка не ухо­ди­ла с бе­ре­га моря?»?

 

1) Коста сде­лал ей дом из ста­рой лодки.

2) Коста часто при­хо­дил на берег моря, чтобы по­кор­мить со­ба­ку.

3) Со­ба­ка пре­дан­но ждала на бе­ре­гу моря хо­зя­и­на.

4) Со­ба­ка ку­са­лась, и её вы­гнал хо­зя­ин.


4. За­да­ние 4 № 4782. Из пред­ло­же­ний 1—3 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние при­став­ки опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «Если после при­став­ки сле­ду­ет звон­кий со­глас­ный, то на конце её пи­шет­ся З».


5. За­да­ние 5 № 4783. Из пред­ло­же­ний 18—26 вы­пи­ши­те слово, пра­во­пи­са­ние суф­фик­са в ко­то­ром опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В крат­ком стра­да­тель­ном при­ча­стии про­шед­ше­го вре­ме­ни пи­шет­ся одна Н».


7. За­да­ние 7 № 4048. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «неф­тя­ные раз­во­ды» (пред­ло­же­ние 26), по­стро­ен­ное на ос­но­ве со­гла­со­ва­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью управ­ле­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.


8. За­да­ние 8 № 4049. Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 37.


9. За­да­ние 9 № 4051. Среди пред­ло­же­ний 6–11 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным рас­про­странённым со­гла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем. На­пи­ши­те но­ме­р этого пред­ло­же­ния.



11. За­да­ние 11 № 4052. Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 26. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.


-ПРОВЕРИМ, как вы справились с заданиями. Это задания из КИМов ОГЭ Я не стала менять даже номера заданий.


-А теперь подведем итог нашего занятия, и для этого нам понадобятся наши карточки рефлексии, в которые вы в течении занятия должны были вносить пометки.

1)сегодня на занятии я повторил;

2)На следующем занятии я хотел бы повторить;

3) мне понравилось на занятии;

4) мне не понравилось на занятии.



Домашнее задание: Написать сочинение рассуждение на тему «Что такое верность?»

Объем сочинения – 70 слов. Постараться привести доказательства.

Спасибо большое за работу. Вы свободны.


















Скачать

© 2018, 676 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!