Цель: расширение и систематизация знаний детей о зиме.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и расширить представление детей о зиме, зимних явлениях, зимних забавах, приспособление животных к зиме;
формировать умения согласовывать существительные с прилагательными; формировать умение отвечать на вопросы, строить высказывания;
Упражнять в подборе слов, отвечающих на вопрос «какая», «какой»;
Совершенствовать умения согласовывать существительные с прилагательными: солнце - солнечный, снег – снежный,
Формировать навык полных ответов на вопросы;
Развивающие:
Развивать диалогическую и монологическую речь;
Развивать память, мышление, связную речь, проговаривать четко, громко; Развитие мелкой моторики руки;
Развивать речевое дыхание, плавность и силу выдоха;
Воспитательные:
Воспитывать умения работать в коллективе, взаимовыручку, отзывчивость.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и птицам;
Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.
Оборудование и материалы: мольберт, ноутбук, презентация, мнемотаблицы по теме «Зима», маски животных(заяц, белка, ёж), дидактические игра: «Найди слова с заданным звуком», «Найди по смыслу», опыт «Вьюга в банке», звуковые домики, предметные картинки, фломастеры.
Ход занятия
I. Орг. момент
- Здравствуйте ребята! Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте посмотрим на них и поздороваемся.
Ребята, сегодня у нас необычное, интересное занятие по развитию речи, на котором вы покажете те знания, которые получили в детском саду.
II. Сюрпризный момент (проблемная ситуация)
(Звук сообщения и на экране появляется конверт) Ой, посмотрите, нам пришло письмо. Письмо пришло из Африки от мальчика по имени Том. Давайте прочитаем (на экране появляется текст письма и изображение мальчика):
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Том. Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много слышал про зиму, которая бывает в Крыму! Но я никак не могу понять, что это такое и что происходит, когда наступает зима. Пожалуйста, расскажите мне об этом. Ваш друг Том».
- Ну что? Отправим ему самое настоящее электронное письмо, где в каждой странице будем рассказывать про нашу волшебную Крымскую зиму.
III. Практический
Артикуляционная гимнастика.
- Ребята, для того чтобы мы смогли красиво и правильно рассказать нашему другу про зимушку, нам необходимо разбудить наш язычок, для этого мы вспомним чистоговорки:
Ма-ма- ма – пришла снежная зима
Оз-оз-оз – на улице мороз
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
Да, вижу, что проснулись язычки, молодцы.
Теперь давайте вспомним, сколько месяцев длится зима? (зима длится три месяца)
- Назовите эти месяцы. (это декабрь, январь, февраль)
-Какой сейчас месяц? (сейчас первый месяц зимы – декабрь)
- Молодцы, ребята много вы знаете о зиме! Я предлагаю вам составить рассказ о зиме. В этом нам помогут наши помощницы-мнемотаблицы.
- Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки.
- Каждая карточка - это новое предложение.
- Рассказ должен быть полным, интересным.
Рассказ по мнемотаблице «Зима» № 1.
Наступила зима. Падает пушистый снег. На деревьях снежные шапки. Солнце светит, но не греет. На улице мороз. Люди в домах топят печки. Они заботятся о домашних животных. Развешивают кормушки и подкармливают птиц. Дети катаются на лыжах, санках, лепят снеговиков и играют в снежки. Зима – это чудесное время года!
Рассказ по мнемотаблице «Зима» № 2.
Наступила зима. Падает пушистый снег. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Идут кататься на санках и лыжах. Играют в снежки и лепят снеговиков. Зима – веселое время года.
Рассказ по мнемотаблице «Зима» № 3.
Наступила холодная зима. На небе темные тучи и падает на землю пушистый снег. Дует холодный ветер. Все вокруг засыпало белым снегом. Река накрылась ледяным покрывалом. На деревьях серебристый иней. К нам прилетели самые красивые птицы – снегири. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Они любят зиму, потому что можно кататься на санках и лепить снеговиков. Зимой мы наряжаем ёлку и Дед Мороз приносит нам на праздник подарки.
- Ну что о зимних признаках мы рассказали, теперь давайте расскажем о самом главном - без чего не обходится наша зима? Что бывает зимой, и не бывает в другие времена года? Давайте присядем за столы и продолжим писать письмо. И так без чего же не обходится зима? Перед вам звуковые домики, где живёт звук С, нужно найти картинка в словах которых есть звук С и поместить их в пустые окошки. (снег, снежинка, снеговик, сугроб, сосулька, Снегурочка)
Дидактическая игра: «Найди слова с заданным звуком»
- Ну что ж, мы вспомнили самое главное, без чего не бывает зимы и расскажем в письме нашему другу Тому.
- Теперь давайте расскажем о животных, как они приспосабливаются к зиме.
Интерактивная технология «Рафт»
(маски животных: ёж, заяц, белка)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам от имени животного рассказать о себе. Представьте что вы ёж, заяц, белка. Что вы можете рассказать о себе, как вы приспосабливаетесь к зиме, чем питаетесь в зимнем лесу? Холодно ли вам там?
Ребенок выбирает себе роль, одевает маску и рассказывает от имени
животного.
- Молодцы ребята, мы рассказали Тому о зайце, белке и еже, скажите как мы их можем назвать одним словом? (дикие животные)
- Почему мы их называем дикими? (потому что они живут в лесу)
- Каких диких животных, которые обитают в крымских лесах вы знаете?
- Предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка:
За окном у нас зима. (Разводят руки в стороны.)
Стали белыми дома. (Складывают руки над головой в виде крыши.)
Снег на улице идёт, (Поднимают и опускают медленно руки.)
Дворник улицы метёт. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)
Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)
Ловко бегаем на лыжах, (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)
И играем мы в снежки. (Имитируют метание.)
- Молодцы, продолжаем рассказ о зиме.
- Погода зимой в Крыму бывает разная , если светит солнце, то день какой? (солнечный).
Дидактическая игра: «Прогноз погоды»:
Если лежит снег – снежный,
Если ветер – ветреный,
Если холод – холодный,
Если облака покрыли солнце - пасмурный.
Но бывают дни, когда дует сильный ветер, он поднимает снег с земли и кружит его в воздухе. все кругом становиться белым бело, ничего вокруг не видно. Такое природное явление называется вьюга. Ребята, вы видели когда ни будь вьюгу? А как вы думаете, можно ли в такую погоду выходить гулять?
Ребята, а как вы думаете, можем ли мы сами и сделать вьюгу? А что нам для этого нужно?
Опыт : «Вьюга в банке» (банка со снегом, трубочки)
Посмотрите, снег лежит спокойно, что нужно сделать, что бы снег закружился в воздухе?( нужен ветер)
- А где мы можем его взять, сами можем изобразить ветер? Покажите как?
Правильно молодцы, вдыхаем глубоко носиком и выдыхаем. Выдыхать воздух мы будем в трубочку.
( дети проводят опыт)
Замечательно, какая красивая вьюга у вас получилась ребята.
И так ребята, напишем Тому, что погода в Крыму разная от солнечной до сильных вьюг.
И закончим мы своё письмо подарком, но для этого нужно выполнить задание:
Дидактическая игра: « Найди по смыслу»
(Перед вами три группы картинок и карточки отрицания).
(Первая группа картинок: мел, облако, вата)
- Необходимо закрыть карточками отрицания те картинки, которые не соответствуют определению «белая»
(Дети закрывают: мел, облако. Остается вата)
(Вторая группа картинок: чай, сосулька, мороженное)
- Закройте карточками отрицания те картинки, которые не соответствуют определению «холодная»
(Дети закрывают: чай, мороженое. Остается сосулька)
(Третья группа картинок: ребенок, капелька, цыпленок)
- Закройте карточками отрицания те картинки, которые не соответствуют определению «маленькая»
(Дети закрывают: ребенок, цыпленок. Остается капелька)
- Будьте внимательны! Отгадайте о чем идет речь.
Белая, но не вата.
Холодная, но не сосулька.
Маленькая, но не капелька.
(Дети отгадывают. СНЕЖИНКА)
- Правильно! Мы подарим Тому снежинку, чтобы она напоминала ему о таком прекрасном времени года, как Зима. Я предлагаю украсить снежинку. Соедините точки между собой. Ребята, мы так много уже вспомнили о зиме и у нас получилось самое настоящее электронное письмо! Давайте отправим его нашему другу Тому в Африку (На экране появляется изображение улетающего почтового конверта с соответствующим звуком).
- Ну вот, наше письмо отправлено.
IV. Итог:
- Как вы думаете, Тому понравится наше письмо? (ответы детей)
- Удалось ли нам описать зиму для Тома, который никогда её не видел? (ответы детей).
- Я тоже так думаю. Давайте подведём итог. Мы рассказали нашему другу о характерных особенностях зимы, вспомнили, как зимуют животные в лесу, что погода зимой бывает не только морозной.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Майский детский сад «Солнышко»
Джанкойский район Республика Крым
Утверждаю:
Заведующий МДОУ
«Майский детский
«Солнышко»
_______ Матвеева Л.О.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Зимушка – зима»
Воспитатель:
Ерошкина Н.А.