СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе "Зимушка - зима"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по развитию речи в старшей группе "Зимушка - зима"»

Цель: расширение и систематизация знаний детей о зиме.

Задачи:

Образовательные: 

Уточнить и расширить представление детей о зиме, зимних явлениях, зимних забавах, приспособление животных к зиме;

формировать умения согласовывать существительные с прилагательными; формировать умение отвечать на вопросы, строить высказывания;

Упражнять в подборе слов, отвечающих на вопрос «какая», «какой»;

Совершенствовать умения согласовывать существительные с прилагательными: солнце - солнечный, снег – снежный,

Формировать навык полных ответов на вопросы;


Развивающие: 

Развивать диалогическую и монологическую речь;

Развивать память, мышление, связную речь, проговаривать четко, громко; Развитие мелкой моторики руки;

Развивать речевое дыхание, плавность и силу выдоха;


Воспитательные: 

Воспитывать умения работать в коллективе, взаимовыручку, отзывчивость.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и птицам;

Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.

Оборудование и материалы: мольберт, ноутбук, презентация, мнемотаблицы по теме «Зима», маски животных(заяц, белка, ёж), дидактические игра: «Найди слова с заданным звуком», «Найди по смыслу», опыт «Вьюга в банке», звуковые домики, предметные картинки, фломастеры.

Ход занятия

I. Орг. момент

- Здравствуйте ребята! Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте посмотрим на них и поздороваемся.

Ребята, сегодня у нас необычное, интересное занятие по развитию речи, на котором вы покажете те знания, которые получили в детском саду.

II. Сюрпризный момент (проблемная ситуация)

(Звук сообщения и на экране появляется конверт) Ой, посмотрите, нам пришло письмо. Письмо пришло из Африки от мальчика по имени Том. Давайте прочитаем (на экране появляется текст письма и изображение мальчика):

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Том. Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много слышал про зиму, которая бывает в Крыму! Но я никак не могу понять, что это такое и что происходит, когда наступает зима. Пожалуйста, расскажите мне об этом. Ваш друг Том».

- Ну что? Отправим ему самое настоящее электронное письмо, где в каждой странице будем рассказывать про нашу волшебную Крымскую зиму.

III. Практический

Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, для того чтобы мы смогли красиво и правильно рассказать нашему другу про зимушку, нам необходимо разбудить наш язычок, для этого мы вспомним чистоговорки:

Ма-ма- ма – пришла снежная зима

Оз-оз-оз – на улице мороз

Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

Да, вижу, что проснулись язычки, молодцы.

Теперь давайте вспомним, сколько месяцев длится зима? (зима длится три месяца)

- Назовите эти месяцы. (это декабрь, январь, февраль)

-Какой сейчас месяц? (сейчас первый месяц зимы – декабрь)

- Молодцы, ребята много вы знаете о зиме! Я предлагаю вам составить рассказ о зиме. В этом нам помогут наши помощницы-мнемотаблицы.

- Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки.

- Каждая карточка - это новое предложение.

- Рассказ должен быть полным, интересным.

Рассказ по мнемотаблице «Зима» № 1.

Наступила зима. Падает пушистый снег. На деревьях снежные шапки. Солнце светит, но не греет. На улице мороз. Люди в домах топят печки. Они заботятся о домашних животных. Развешивают кормушки и подкармливают птиц. Дети катаются на лыжах, санках, лепят снеговиков и играют в снежки. Зима – это чудесное время года!


Рассказ по мнемотаблице «Зима» № 2.

Наступила зима. Падает пушистый снег. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Идут кататься на санках и лыжах. Играют в снежки и лепят снеговиков. Зима – веселое время года.


Рассказ по мнемотаблице «Зима» № 3.

Наступила холодная зима. На небе темные тучи и падает на землю пушистый снег. Дует холодный ветер. Все вокруг засыпало белым снегом. Река накрылась ледяным покрывалом. На деревьях серебристый иней. К нам прилетели самые красивые птицы – снегири. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Они любят зиму, потому что можно кататься на санках и лепить снеговиков. Зимой мы наряжаем ёлку и Дед Мороз приносит нам на праздник подарки.

- Ну что о зимних признаках мы рассказали, теперь давайте расскажем о самом главном - без чего не обходится наша зима? Что бывает зимой, и не бывает в другие времена года? Давайте присядем за столы и продолжим писать письмо. И так без чего же не обходится зима? Перед вам звуковые домики, где живёт звук С, нужно найти картинка в словах которых есть звук С и поместить их в пустые окошки. (снег, снежинка, снеговик, сугроб, сосулька, Снегурочка)



Дидактическая игра: «Найди слова с заданным звуком»

- Ну что ж, мы вспомнили самое главное, без чего не бывает зимы и расскажем в письме нашему другу Тому.

- Теперь давайте расскажем о животных, как они приспосабливаются к зиме.

Интерактивная технология «Рафт»

(маски животных: ёж, заяц, белка)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам от имени животного рассказать о себе. Представьте что вы ёж, заяц, белка. Что вы можете рассказать о себе, как вы приспосабливаетесь к зиме, чем питаетесь в зимнем лесу? Холодно ли вам там?

Ребенок выбирает себе роль, одевает маску и рассказывает от имени

животного.

- Молодцы ребята, мы рассказали Тому о зайце, белке и еже, скажите как мы их можем назвать одним словом? (дикие животные)

- Почему мы их называем дикими? (потому что они живут в лесу)

- Каких диких животных, которые обитают в крымских лесах вы знаете?

- Предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка:

За окном у нас зима. (Разводят руки в стороны.)

Стали белыми дома. (Складывают руки над головой в виде крыши.)

Снег на улице идёт, (Поднимают и опускают медленно руки.)

Дворник улицы метёт. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)

Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)

Ловко бегаем на лыжах, (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)

И играем мы в снежки. (Имитируют метание.)


- Молодцы, продолжаем рассказ о зиме.

- Погода зимой в Крыму бывает разная , если светит солнце, то день какой? (солнечный).



Дидактическая игра: «Прогноз погоды»:

Если лежит снег – снежный,

Если ветер – ветреный,

Если холод – холодный,

Если облака покрыли солнце - пасмурный.

Но бывают дни, когда дует сильный ветер, он поднимает снег с земли и кружит его в воздухе. все кругом становиться белым бело, ничего вокруг не видно. Такое природное явление называется вьюга. Ребята, вы видели когда ни будь вьюгу? А как вы думаете, можно ли в такую погоду выходить гулять?

Ребята, а как вы думаете, можем ли мы сами и сделать вьюгу? А что нам для этого нужно?

Опыт : «Вьюга в банке» (банка со снегом, трубочки)

Посмотрите, снег лежит спокойно, что нужно сделать, что бы снег закружился в воздухе?( нужен ветер)

- А где мы можем его взять, сами можем изобразить ветер? Покажите как?

Правильно молодцы, вдыхаем глубоко носиком и выдыхаем. Выдыхать воздух мы будем в трубочку.

( дети проводят опыт)

Замечательно, какая красивая вьюга у вас получилась ребята.

И так ребята, напишем Тому, что погода в Крыму разная от солнечной до сильных вьюг.

И закончим мы своё письмо подарком, но для этого нужно выполнить задание:

Дидактическая игра: « Найди по смыслу»

(Перед вами три группы картинок и карточки отрицания).

(Первая группа картинок: мел, облако, вата)

- Необходимо закрыть карточками отрицания те картинки, которые не соответствуют определению «белая»

(Дети закрывают: мел, облако. Остается вата)

(Вторая группа картинок: чай, сосулька, мороженное)

- Закройте карточками отрицания те картинки, которые не соответствуют определению «холодная»

(Дети закрывают: чай, мороженое. Остается сосулька)


(Третья группа картинок: ребенок, капелька, цыпленок)

- Закройте карточками отрицания те картинки, которые не соответствуют определению «маленькая»

(Дети закрывают: ребенок, цыпленок. Остается капелька)

- Будьте внимательны! Отгадайте о чем идет речь.

Белая, но не вата.

Холодная, но не сосулька.

Маленькая, но не капелька.

(Дети отгадывают. СНЕЖИНКА)

- Правильно! Мы подарим Тому снежинку, чтобы она напоминала ему о таком прекрасном времени года, как Зима. Я предлагаю украсить снежинку. Соедините точки между собой. Ребята, мы так много уже вспомнили о зиме и у нас получилось самое настоящее электронное письмо! Давайте отправим его нашему другу Тому в Африку (На экране появляется изображение улетающего почтового конверта с соответствующим звуком).

- Ну вот, наше письмо отправлено.

IV. Итог:

- Как вы думаете, Тому понравится наше письмо? (ответы детей)

- Удалось ли нам описать зиму для Тома, который никогда её не видел? (ответы детей).

- Я тоже так думаю. Давайте подведём итог. Мы рассказали нашему другу о характерных особенностях зимы, вспомнили, как зимуют животные в лесу, что погода зимой бывает не только морозной.










































Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Майский детский сад «Солнышко»

Джанкойский район Республика Крым




Утверждаю:

Заведующий МДОУ

«Майский детский

«Солнышко»

_______ Матвеева Л.О.









Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«Зимушка – зима»



























Воспитатель:

Ерошкина Н.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!