Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости. Присели.
Воспитатель: Ребят, сегодня к нам в гости пришла Капитошка, посмотрите какая она грустная, она говорит, что он никому не нужен. Капитошка, давай ты посидишь на нашем занятии, послушаешь, и может после ты узнаешь много нового о себе.
Прочитать стихотворение Ф. Тютчева
Сияет солнце, воды блещут.
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворен.
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
- Как вы думаете, ребята, о чем это стихотворение?
- Правильно, о нашей природе. О ней мы сегодня с вами и поговорим.
Что же такое природа? Природа - это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека. Правильно!
Воспитатель – Природу Земли можно разделить на две группы: живую и неживую. Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания.
Воспитатель: А Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др.
Наш гость заскучал, а давайте теперь поиграем
Игра «Живая и неживая природа»
Возьмите по 1 картинке, внимательно рассмотрите их и подумайте, к чему ее можно отнести: к живой или неживой природе. Кто определил, положите свою картинку к соответствующему значку – живая природа – к росточку, а неживая к камню. (если где-то допущена ошибка, необходимо исправить и прийти к общему выводу). Спросить, Капитошку можно отнести к какой природе?
Воспитатель – И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
- Скажите, пожалуйста, что нужно для роста растений? (нужны: тепло, вода, свет и плодородная почва). А вот (культурные) комнатные растения не могут жить без помощи людей. Что произойдёт, если человек забудет полить комнатные растения? – Они засохнут без воды, листья завянут. Еще они нуждаются в уходе – взрыхление почвы – насыщение корней кислородом, убор сорняков. Есть еще и дикорастущие растения, которые растут самостоятельно, и не нуждаются в уходе, если есть условия.
Какой можно сделать вывод : что без воды, тепла, света и почвы не может выжить не одно растение (ответ по схеме). Значит Капитошка играет немаловажную роль в жизни растений.
Давайте немного отдохнем
Физкультминутка
В синем море я водилась
Там таких не сосчитать,
Капитошка делает руками волнообразные движения.
Но от солнца испарилась,
Капитошка подпрыгивает.
Стала по небу летать!
Капитошка машет руками, как крыльями.
Там я встретила подруг,
Капитошка подбрасывает вверх горсть голубого конфетти.
Стали тучею мы вдруг.
Капитошка широко расставляет руки в стороны.
Дождь пошел, и на дорожку
Сбросил с неба Капитошку.
Перед словом «Капитошку» можно сделать паузу, давая возможность зрителям самим угадать маску.
Ребята, мы поговорили о том, что нужно для жизни растений, угадайте загадку, без чего не могут жить все люди и живые организмы:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, а можно увидеть воздух, есть ли у него запах, имеет ли он форму? (напомнить о проведенных ранее опытах, используя карточки)
А теперь я предлагаю проверить, сможем ли мы долго продержаться без воздуха. Опыт. Дети закрывают рот и нос и смотрят долго ли можно продержаться без доступа воздуха
Вывод: людям и всем живым существам- птицам, животным, рыбам и т.д. нужен воздух чтобы дышать. (выложить карточку)
- Как вы думаете, а что еще, кроме воздуха нужно для поддержания жизни живых существ? (вода, пища) Вот здесь и сказать, что Капитошка необходим для жизни всего живого, спросить, какие пословицы и поговорки дети знают о воде и пище?
1. Не плюй в колодец: пригодится водицы напиться.
2. Болезнь - не беда, коли есть хлеб и вода, хлеб выкормит, вода выпоит
3. Хлеб да вода – молодецкая еда.
4. Где вода есть, там и саду цвесть
5. Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.
- Вода занимает большую часть Земли – океаны, реки, моря
В воде также есть воздух (опускали камень в воду- шли пузырьки воздуха, Рыбы также дышат кислородом).
Обратить внимание на то, что все растения (и в уголке, и на улице) нуждаются в воде. В природе землю поливает дождик (Капитошка). Воду даёт и талый снег. Тоже происходит с животными. Без воды животные погибнут. В природе животные могут утолить жажду, напиться из ручья, речки, озера. В домашних условиях за птицами и животными необходим уход.
А что еще нужно для жизни живым существам? (пища). Продукты питания могут быть полезные и вредные (жвачки, чипсы в большом количестве). Игра: «Полезные и вредные продукты». К Капитошке несут полезные продукты, а вредные для здоровья в корзину.
Ребят, скажите, а нужно ли для поддержания жизни живых существ – солнце – его свет и тепло? (выклад. карточки). Сравнить карточки, что нужно для живой и неживой природы (пища разнообразна, у растений почва, а у живых существ – разнообразна, овощи и фрукты, мясо…). Все в природе взаимосвязано – н-р травоядные живые не выживут, если исчезнут все растения.
Вывод: живым существа нужно для жизни: воздух, вода, солнечный свет, тепло и пища. А нужны ли свет, вода неживой природе? Нет, потому что они не растут, не развиваются.
Вывод: вода, свет, тепло и пища для неживой природы не нужны.
Воспитатель: Капитошка, видишь как ты важна для жизни, мы сегодня хорошо потрудились и помогли нашему гостю понять, какое значение она имеет в природе. Ребят о чем же мы с вами сегодня беседовали? (о природе – живой и неживой). Так чем же отличается живая природа от неживой? (двигается, питается, дышит). Капитошке понравилось наше занятие и она награждает вас медалями знатоков. (награда). Занятие окончено.
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, их взаимосвязь.
Задачи:
1) Развивающие
- развивать любознательность, память, умение делать выводы;
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости. Присели.
Воспитатель: Ребят, сегодня к нам в гости пришла Капитошка, посмотрите какая она грустная, она говорит, что он никому не нужен. Капитошка, давай ты посидишь на нашем занятии, послушаешь, и может после ты узнаешь много нового о себе.
Прочитать стихотворение Ф. Тютчева
Сияет солнце, воды блещут.
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворен.
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
- Как вы думаете, ребята, о чем это стихотворение?
- Правильно, о нашей природе. О ней мы сегодня с вами и поговорим.
Что же такое природа? Природа - это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека. Правильно!
Воспитатель – Природу Земли можно разделить на две группы: живую и неживую. Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания.
Воспитатель: А Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др.
Наш гость заскучал, а давайте теперь поиграем
Игра «Живая и неживая природа»
Возьмите по 1 картинке, внимательно рассмотрите их и подумайте, к чему ее можно отнести: к живой или неживой природе. Кто определил, положите свою картинку к соответствующему значку – живая природа – к росточку, а неживая к камню. (если где-то допущена ошибка, необходимо исправить и прийти к общему выводу). Спросить, Капитошку можно отнести к какой природе?
Воспитатель – И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
- Скажите, пожалуйста, что нужно для роста растений? (нужны: тепло, вода, свет и плодородная почва). А вот (культурные) комнатные растения не могут жить без помощи людей. Что произойдёт, если человек забудет полить комнатные растения? – Они засохнут без воды, листья завянут. Еще они нуждаются в уходе – взрыхление почвы – насыщение корней кислородом, убор сорняков. Есть еще и дикорастущие растения, которые растут самостоятельно, и не нуждаются в уходе, если есть условия.
Какой можно сделать вывод : что без воды, тепла, света и почвы не может выжить не одно растение (ответ по схеме). Значит Капитошка играет немаловажную роль в жизни растений.
Давайте немного отдохнем
Физкультминутка
В синем море я водилась
Там таких не сосчитать,
Капитошка делает руками волнообразные движения.
Но от солнца испарилась,
Капитошка подпрыгивает.
Стала по небу летать!
Капитошка машет руками, как крыльями.
Там я встретила подруг,
Капитошка подбрасывает вверх горсть голубого конфетти.
Стали тучею мы вдруг.
Капитошка широко расставляет руки в стороны.
Дождь пошел, и на дорожку
Сбросил с неба Капитошку.
Перед словом «Капитошку» можно сделать паузу, давая возможность зрителям самим угадать маску.
Ребята, мы поговорили о том, что нужно для жизни растений, угадайте загадку, без чего не могут жить все люди и живые организмы:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, а можно увидеть воздух, есть ли у него запах, имеет ли он форму? (напомнить о проведенных ранее опытах, используя карточки)
А теперь я предлагаю проверить, сможем ли мы долго продержаться без воздуха. Опыт. Дети закрывают рот и нос и смотрят долго ли можно продержаться без доступа воздуха
Вывод: людям и всем живым существам- птицам, животным, рыбам и т.д. нужен воздух чтобы дышать. (выложить карточку)
- Как вы думаете, а что еще, кроме воздуха нужно для поддержания жизни живых существ? (вода, пища) Вот здесь и сказать, что Капитошка необходим для жизни всего живого, спросить, какие пословицы и поговорки дети знают о воде и пище?
1. Не плюй в колодец: пригодится водицы напиться.
2. Болезнь - не беда, коли есть хлеб и вода, хлеб выкормит, вода выпоит
3. Хлеб да вода – молодецкая еда.
4. Где вода есть, там и саду цвесть
5. Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.
- Вода занимает большую часть Земли – океаны, реки, моря
В воде также есть воздух (опускали камень в воду- шли пузырьки воздуха, Рыбы также дышат кислородом).
Обратить внимание на то, что все растения (и в уголке, и на улице) нуждаются в воде. В природе землю поливает дождик (Капитошка). Воду даёт и талый снег. Тоже происходит с животными. Без воды животные погибнут. В природе животные могут утолить жажду, напиться из ручья, речки, озера. В домашних условиях за птицами и животными необходим уход.
А что еще нужно для жизни живым существам? (пища). Продукты питания могут быть полезные и вредные (жвачки, чипсы в большом количестве). Игра: «Полезные и вредные продукты». К Капитошке несут полезные продукты, а вредные для здоровья в корзину.
Ребят, скажите, а нужно ли для поддержания жизни живых существ – солнце – его свет и тепло? (выклад. карточки). Сравнить карточки, что нужно для живой и неживой природы (пища разнообразна, у растений почва, а у живых существ – разнообразна, овощи и фрукты, мясо…). Все в природе взаимосвязано – н-р травоядные живые не выживут, если исчезнут все растения.
Вывод: живым существа нужно для жизни: воздух, вода, солнечный свет, тепло и пища. А нужны ли свет, вода неживой природе? Нет, потому что они не растут, не развиваются.
Вывод: вода, свет, тепло и пища для неживой природы не нужны.
Воспитатель: Капитошка, видишь как ты важна для жизни, мы сегодня хорошо потрудились и помогли нашему гостю понять, какое значение она имеет в природе. Ребят о чем же мы с вами сегодня беседовали? (о природе – живой и неживой). Так чем же отличается живая природа от неживой? (двигается, питается, дышит). Капитошке понравилось наше занятие и она награждает вас медалями знатоков. (награда). Занятие окончено.
Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие "Живая-неживая природа"Старшая группа»