СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие "Знатоки финансовой грамотности" в подготовительной группе "Родничок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия : расширить знания детей в области финансовой грамотности, формировать разумное отношение к расходованию денег; помочь детям осознать роль денег в жизни людей.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие "Знатоки финансовой грамотности" в подготовительной группе "Родничок"»





Конспект открытого занятия

«Знатоки финансовой грамотности»

в подготовительной группе «Родничок» 

 

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

·         развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;

·         помочь детям осознать роль денег в жизни людей;

·         способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;

·         формировать разумное отношение к расходованию денег;

·         развивать умения определять жизненно важные потребности человека;

·         закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);

·         формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
активизировать в речи детей слова: купюра, банкнота, семейный бюджет, доход, расход, потребности.

·         воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, смекалку, трудолюбие.

 

 

Ход занятия

Дети встают в кружок.

Воспитатель:

С добрым утром! С новым днем!

С новым солнцем за окном! Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

Дети:

Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)

Воспитатель:

Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный
Кто же это? — … (Слайд №1)

Дети хором отвечают (Буратино)

Ребята, нам пришло голосовое сообщение от Буратино.

Давайте его послушаем . (Слайд №2)

Буратино: Дорогие ребята, я решил поучаствовать в олимпиаде «Знатоки финансовой грамотности». Но немного запутался и не смог выполнить несколько заданий. Помогите, пожалуйста, мне в них разобраться. Если поможете мне выполнить все задания правильно, то вас ждёт сюрприз от меня.

Воспитатель: О чём попросил нас Буратино?

Дети: Выполнить несколько заданий.

Воспитатель: Правильно, нужно помочь Буратино выполнить задания. Ну что, поможем Буратино? Если выполним все задания правильно, то вас ждет сюрприз. Справимся, как вы считаете?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте посмотрим:

Первое задание 

Картинки деньги (монета и купюра).

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные! 

Дети: Деньги.

Воспитатель: Ребята, скажите, а что такое деньги?

Дети: Деньги - это особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.

Это банкноты или монеты.

Это металлические и бумажные знаки

Это вещь, от которой мы получаем пользу. Это то, что принимается в оплату за товары и услуги.

Воспитатель:

А какие деньги используют в нашей стране? 

Дети: Рубли.

Воспитатель: Давайте поиграем с мячом. Будем передавать мяч и отвечать на вопрос для чего нужны деньги?

Дети:

·         деньги нужны для покупки продуктов питания;

·         деньги нужны для оплаты коммунальных услуг;

·         деньги нужны для оплаты развлечений;

·         деньги нужны для покупки одежды;

·         деньги нужны для оплаты проезда в транспорте;

·         деньги нужны для покупки подарков.

для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

на благотворительность.

Воспитатель: Правильно, деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно.

Воспитатель: А, сейчас, ребята, мы с вами выполним первое задание, которое называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

·         Монета круглая, а банкнота… (прямоугольная)

·         Банкнота бумажная, а монета… (металлическая)

·         Монета звенит, а банкнота…(шуршит)

·         Монета металлическая, а банкнота…(бумажная)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплачиваться в магазине? 

Дети: Нет.

Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты?

Дети: в кошельке.

Воспитатель: Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них.

Дети: пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете всё можно купить за деньги или нет?

Дети: Нет.

Воспитатель: Что нельзя купить за деньги?

Дети: Ответы детей

·         за деньги нельзя купить дружбу;

·         за деньги нельзя купить уважение;

·         за деньги нельзя купить любовь;

·         за деньги нельзя купить семейное тепло и уют;

·         за деньги нельзя купить общение с природой.

 

Физминутка: «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём. Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец) На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец) Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).

Воспитатель: Давайте, расскажем Буратино, на что нужно тратить деньги в первую очередь.

Второе задание «Потребности»

Воспитатель: Что такое потребности?

Дети: То, что хочется человеку (потребность в еде, в сладком, потребность в развлечениях и приключениях; потребность в дружбе, в заботе о друге.)

Воспитатель: Потребности — это то, что нам нужно, без чего мы не можем обойтись.

Дети: Жизненно важные потребности — это то, без чего человек не может жить.

Воспитатель: Ребята, выберите карточки с изображением жизненно важных потребностей.

Воспитатель: Ребята, возьмите карточки и обведите те картинки, жизненно важные потребности человека.

 

Воспитатель: Без чего человек не может жить?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель:

·         Человек нуждается в солнце. Без него человек бы погиб от холода и темноты.

·         Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.

·         Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.

·         Человек нуждается в отдыхе. Без сна он не может долго жить.

·         Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается вся семья вместе.

 

Третье задание

Воспитатель: Ну что ж со вторым заданием мы справились. Давайте посмотрим следующее? На картинке надпись «Товар» и картинки. Задание про товар.

Воспитатель: Что называют товаром?

Дети: Это продукт труда для обмена или продажи.

Воспитатель: Правильно, то, что сделано для продажи.  Сейчас мы с вами поиграем в игру «Сигнальщики». Я буду приводить примеры того, что делает человек, а вы, если речь пойдет о товаре, поднимете зеленую карточку.

·         фермер привез на рынок молоко (товар);

·         мама испекла пирог к празднику;

·         плотник сделал шкаф и продал его (товар);

·         папа починил детям игрушку;

·         бабушка сварила варенье для внуков;

·         на фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин для продажи (товар)

·         девочка подарила подружке куклу;

·         садовод вырастил груши и продал их на рынке (товар).

Воспитатель: А теперь сделаем физминутку:

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку,

Поворот, наклон, прыжки

Ещё попрыгай 1, 2, 3 !

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз,

И за столик вновь садись.

Воспитатель: А теперь посмотрим последнее задание Буратино.

Четвертое задание

Картинка с надписью «Семейный бюджет» Что такое семейный бюджет?

Воспитатель: Ребята, расскажите, Буратино, откуда в семье берутся деньги.

Дети:

·         мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату;

·         бабушка и дедушка получают пенсию;

·         старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.

Воспитатель: Попробуем составить схему семейного бюджета.                          

Возьмите листочки, сейчас работаем с верхним рядом кружков.

Папина зарплата 3 рубля, зарплата мамы 2 рубля и пенсия бабушки 1 рубль. Каков бюджет семьи? Напишите соответствующую цифру в квадрате.

Теперь поработаем со вторым рядом. Папина зарплата 3 рубля (закрашивают 3 кружка), зарплата мамы 2 рубля (закрашивают 2 кружка другим цветом) Каков семейный бюджет? Напишите соответствующую цифру в квадрате.

Воспитатель: В какой семье семейный бюджет больше? Почему?

Дети: Потому что первый бюджет состоит из зарплаты мама, папы и пенсии бабушки. (три дохода).  А во втором из зарплаты мама и папы и имеет только два дохода.

Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семейный бюджет?

Дети: Семейный бюджет — это подсчёт доходов и расходов.

Воспитатель: Что такое доход?

Дети: Доход — это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

Воспитатель: Что такое расход?

Дети: Расход — это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Воспитатель: А, сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить задание Буратино.

Игра «Доход - расход»

Если ситуация, которую я вам назову, означает доход, то вы будете говорить ура, если — расход, то будем говорить ух.

·         Покупка хлеба в магазине….(расход)

·         Оплата коммунальных услуг…..….(расход)

·         Папа получил премию……(доход)

·         Дедушка получил пенсию…(доход)

·         Мама с папой получили зарплату…(доход)

·         Мама заплатила за детский сад……(расход)

·         Вы нашли клад……………………(доход)

·         Бабушка купила молоко………….(расход)

·         Папа заплатил за стрижку………(расход)

·         Брат получил стипендию………(доход)

·         Вы купили билеты в кино…….(расход).

Воспитатель: Ребята, а как ещё мы можем сэкономить семейный бюджет?

Дети:

·         чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно не лить зря воду;

·         чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно, уходя, выключать свет;

·         чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно беречь своё здоровье, чтобы не покупать лекарства;

·         чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно бережно относиться к своим вещам;

·         чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно не просить у родителей бесполезные вещи и игрушки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Вот мы и помогли Буратино разобраться во всех заданиях.

Звуковое письмо: (Слайд №3)

Спасибо вам, ребята. Я все понял и теперь точно справлюсь со всеми испытаниями и обязательно получу звание знатока финансовой грамотности. Я побежал на олимпиаду. А для вас я передал корзинку с сюрпризом. До свидания.

Воспитатель: Что же за сюрприз прислал нам Буратино? Давайте посмотрим. Что это? Правильно, это деньги, монеты.

Конечно, деньги эти не настоящие — это сладкое угощение от Буратино.