Аромат семейного счастья
«В мире нет лучшего аромата, чем аромат семейного счастья, вдыхание которого укрепляет здоровье, наполняет чувством радости…»
ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС 7 КЛАССА
Добрый день, дети и гости дорогие! Я рада видеть вас здесь, на нашем семейном классном часе.
Я хочу обратиться к эпиграфу.
Да, сегодня мы будем говорить о семье.
Когда появилось слово “семья”?
Когда – то о нём не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
,,Сейчас я тебе семь вопросов задам
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я".
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: "Я".
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь “Я”.
Вот так на земле появилась семья.
Аромат семейного счастья: уклад, традиции, праздники. Разговор об условиях, которые помогают людям понимать лучше друг друга в семье.
Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа, мама, бабушка, дедушка, это сестры, братья.
Из словаря С.И. Ожегова:
Семья – группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители с детьми)
Семья – это связь поколений.
Корни добра и нравственности зарождаются и произрастают в семье. Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. У истоков стоят родители. В семье формируется культура поведения и культура общения.
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
ПРИТЧА О СЕМЬЕ
У ворот богатого дома сидел малыш-сирота, одетый в лохмотья. Он протягивал руку к прохожим.
Весна еще только-только начиналась, но ближние горы уже зазеленели, и доброе весеннее солнце ласково глядело на все вокруг.
Прохожие сновали по тротуару туда и обратно, и никто даже ни разу не посмотрел, не хотел посмотреть на бедного сироту.
Когда солнце стало медленно клониться к вершине зеленой горы, подул холодный ветер, и бедного бездомного мальчонку забила дрожь.
- О красное солнце, доброе солнце, ты одно меня согреваешь, зачем же уходишь, оставляешь меня на этом холоде? Ни матери-то у меня нет, ни дома, ни семьи. Куда мне деваться, к кому пойти? Вернись, возьми меня с собой, доброе солнце!..
Малыш беззвучно плакал, и слезы катились по его изможденному лицу. А люди расходились по домам, и никто не видел и не слышал его. Никто не хотел видеть и слышать...
Солнце скользнуло за гору и больше не показалось.
- Доброе солнце, я знаю, ты ушло к своей маме. Там за горою ваш дом. Я приду, приду к тебе. Скоро, очень скоро приду...
И несчастный малыш, дрожа от холода, хватаясь за стены домов, все шел и шел, пока наконец не вышел из города. Вот он добрался до ближней горы. Подъем был для него очень трудным - все камни и камни. Ноги разбил до крови, и болели они нестерпимо, но мальчик, не останавливаясь, шел и шел вверх.
И вдруг он услышал лай собаки. А спустя мгновение чей-то голос спросил:
- Кто ты? Куда путь держишь?
- Я мальчик. К солнцу иду. Не скажешь ли, добрый человек, где дом солнца? Далеко или близко?
К мальчику подошел человек со светильником в руках и ласково проговорил:
- Ты, наверно, устал? И проголодался? Пойдем-ка ко мне. Как же родители отпустили тебя одного в такой холод и тьму?
- Нет у меня родителей. Я сирота.
-Пойдем, сынок, ко мне, - снова сказал добрый человек и, взяв мальчика за руку, повел в дом. А дом его - маленькая хижина.
Все домочадцы доброго незнакомца сидели вокруг очага - жена и трое детишек.
В огромном дворе при хижине блеяли овцы. Человек этот был пастухом, пас отару в горах.
- Милые дети, я вам братца привел. Пусть отныне вас будет не трое, а четверо. Там, где кормятся трое, прокормится и четвертый. Любите друг друга. Подойдите, обнимите своего нового брата.
Первой обняла мальчика жена пастуха. Обняла и нежно, как мать, поцеловала. Затем подошли и дети, тоже обняли и поцеловали его, как брата.
А мальчик от счастья плакал.
Но вот все сели за стол, веселые и счастливые. Потом мать постелила постель и всех рядком уложила возле себя. Мальчик за день очень устал и потому тотчас быстро заснул.
Спал и все улыбался во сне. Ему снилось, что он пришел наконец к солнцу, крепко-крепко обнял солнце и вот теперь спит, обнявшись с ним, согретый и обласканный. От радости мальчик проснулся.
Проснулся и видит: вовсе он не солнце обнимает, а братьев своих и крепко держится за руку матери.
И мальчик вдруг понял, что солнце здесь, в этом доме. И он в объятиях солнца.
А солнце- это семья.
Как вы думаете, какой должна быть семья, чтобы ее можно было сравнить с солнцем? Встречали ли вы когда-нибудь "солнечные" семьи?
Трудно ли создать “солнечную”семью? Что необходимо для этого? Перечислите несколько самых главных качеств “солнечной” семьи.
Что вы предприняли бы для того, чтобы на земле не было сирот?
Сегодня мы поговорим еще и о семейных традициях, укладах. Мы долго готовились к этому мероприятию и хорошо поработали. Кем только не довелось быть в течение этого времени!
Мы составляли свои родословные – выступали в роли историков, были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках, писателями, когда писали сочинения о семье. (Показать свои работы и рассказать о своих исследованиях).
Родословная – перечень поколений одного рода.
Род – ряд поколений, происходящий от одного предка.
Предок – это древний предшественник по роду.
Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Никто из нас не свалился с луны. Все мы – ветви и листья огромного и переплетённого общечеловеческого дерева.
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Эта традиция возвращается в семьи.
И вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имён, как в родословной А. С. Пушкина. У кого-то на дереве 16-20-40 листочков. А самое роскошное дерево получилось у кого?
(Называют ученика, у которого самое большое генеалогическое дерево).
Нам бы хотелось услышать, как ты работал над ним, кто тебе помогал.
Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте своё дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение, и, может быть, в вашей семье зародится традиция. И пусть это будет хорошей вашей семейной традицией.
ГЕНЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕРЕВА
А что же для вас ваша семья???
Зачитываю высказывания наших учеников о семье
«Семья – это на кого можно положиться и любимые люди»
«Семья – это самые близкие люди, самые родные и готовые в любую минуту помочь тебе, отдать за тебя и тебе все!»
«Семья – это «золотое», то без чего жить нельзя».
«Семья – это тогда когда родственники, это опора и друзья. Где все понимают руг друга».
«Семья – это родные любимые люди, которые помогут и в беде, и в горе. Которые, не смотря не на что помогут, успокоят».
«Семья – это очень близкие любимые люди, самые родные, самые-самые для каждого человека. Кроме твоих родителей ты никому не нужен на Земле».
«Семья – это мужчина и женщина, у которых есть дети».
«Семья – это моя крепость, моя защита и опора».
«Семья – это коллектив людей, которые любят друг друга и их жизнь строится на доверии».
Затем раздаю детям листочки разноцветные и прошу написать по одному слову на них, связанные с темой «Моя семья» и, скрутив их, положить в пакет (в конце урока хотелось, чтобы дети написали стихи о семье со словами из листочка, который они вытянуть из пакета, – очень жаль, что времени на это не хватило).
ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ
1 задание. «Счастливый случай»
Предлагаю вспомнить членам каждой команде счастливые случаи из истории семьи (недавнего прошлого) и самим в команде определить, чей рассказ выбрать для озвучивания (Самый-самый). Время – 2 минуты.
2 задание. «Распределение обязанностей»Дается на команду один большой лист, который надо разбить на графы в соответствии с традиционным составом семьи. А потом распределить по этим графам листочки, на каждом из которых было указано по одной из обязанностей по дому (на полоски был разрезан перечень из 22 пунктов). МАМА, ПАПА, Я, СЕСТРА, БАБУШКА, ДЕДУШКА
Сварить обед Помыть посуду Вынести мусор Пришить пуговицу Сходить в магазин Проверить почту в почтовом ящике Прибраться в квартире Почистить пылесосом ковры Посидеть с малышом Сходить в аптеку Почитать детям сказку Сделать ремонт в квартире | Почистить до блеска вилки, ложки Постирать белье Помыть окна в квартире Погладить белье Починить испорченный кран на кухне Почистить обувь Сходить за малышом в детский сад Погулять с малышом во дворе Начистить картошки на суп Поставить горчичники больному |
Время – 5 МИНУТ.
В конце работы определялась команда, которая смогла расклеить все 23 листочка. Она вслух зачитывала свой вариант распределения обязанностей.

ВЫВОД. Домашняя работа должна распределять в семье честно – поровну.
3 задание. «Семейный ужин»
Составить меню на ужин семье из трех человек (мама, папа, ребенок) – 2мин.
4 задание. «Семейные мудрости»
На листочках несколько пословиц и поговорок о семье, разрезанных на две половинки. Надо за 1 минуту их соединить. Кто собрал – зачитывают дружным хором одну из 6.
Где мир и лад, там и Божья благодать.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Не красна изба углами, красна пирогами.
Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
На что и клад, коли в семье лад.
Любовь да совет, так и горя нет.
5 задание. Любимые занятия семьи
Команде даётся пол-листа ватмана на каждую команду. Нужно перечислить любимые занятия в семье. Уложиться ровно в три минуты.
Когда время истекло – переход всех команд по часовой стрелке за другой стол (в соседнюю команду). Всем нужно добавить в листочках соседей ненаписанные ими занятия.
Итак, за каждым столом команды что-то дописывали, чтобы вернувшись за свой стол – подсчитать, сколько всего «интересных дел» оказалось у них перечислено на листе. И молча, поднять пальцев столько же, сколько пунктов в перечне.
Оказалось у одной команды – 5 дел, у второй-10, а у третьей -21. Добавления других команд включало такие варианты:
прогулка
игра в домино
приготовление общего ужина
поход в лес
купание в аквапарке
разговор
уход за домашними животными
поход в магазин
уборка
посмотреть вместе кино
чаепитие
помыть посуду
Подведение итогов
Притча о семье - Полная ли банка
1. Стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.
В конце спросить детей, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда взять горошек и высыпать их в банку, немного потряс её.
Естественно, горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз спросить детей, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда взять песок (соль), и насыпал его в банку. Естественно, песок (соль) занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз спросить полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, родители, друзья — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: учеба, развлечения. Песок — это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.
«Департамент образования Администрации города Сургут»

ПОКАЗ СЕМЕЙНЫХ РЕЛИКВИЙ
Многие семьи помнят своих родных и близки, которых нет с ними не только по имени и отчеству, но и по тем вещам, которые хранятся и передаются из поколения в поколение. Эти вещи называются реликвией. Жил человек, пользовался какими-либо вещами, берёг их. Но вот человека уже нет, а вещи, принадлежавшие ему, остались. Мы продолжаем их беречь как напоминание о дорогом нам человеке. Бывают вещи ценные, и тогда они хранятся в квартире на видном месте, а бывают не ценные в денежном смысле, но дорогие как память о человеке или ушедшем времени, и тогда такие вещи можно найти на чердаке, в гараже, в кладовке, на даче или в шкафу дома.
(Показ реликвий)
· Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы в семье было взаимопонимание и доверие? (высказывание детей)
· А вот так говорит об этом И. Молчанова в стихотворении «Семь правил»
1 ученик:
Что значит для меня моя семья?
Конечно – счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень – очень важных.
2 ученик:
Во-первых, это главное – любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
3 ученик:
Второе – дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца – не напиться.
А дети – это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
4 ученик:
Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережёт от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
5 ученик:
Четвёртое – терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды…
И отогреет солнышком окно,
Что инеем заледенело белым.
6 ученик:
А пятое – ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
7 ученик:
Шестое – уваженье. Только с ним
Приобретёшь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались мнением.
8 ученик:
И, наконец, седьмое – чистота
Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.
При чтении стихотворения создаётся кластер:
СЧАСТЬЕ УЮТ ЛЮБОВЬ ДЕТИ ЗАБОТА
ЧИСТОТА СЕМЬЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ДОМ ТЕРПЕНИЕ ДОМ УВАЖЕНЬЕ
· При соблюдении всех этих правил, семья будет крепкая. А если каждая семья будет крепкая, то и всё государство, в котором мы живём, будет крепким, надёжным.
ПРИТЧА О СЧАСТЬЕ, ОЧАГ ЗАЖЕЧЬ
· И сегодня нашу встречу мне хочется закончить такими словами:
Семья – это гордое слово
С ним каждый с детства знаком.
Семья - это наши фамилии
И гордость, что в ней живём.
Пусть люди гордятся домом,
Теплом очага, детьми.
И гордость за наши фамилии
Мы с честью по жизни несли.
Пусть счастливы будут семьи
И радость войдёт в каждый дом.
Традиции наши чудесные
Для внуков своих сбережём.
Предлагаю спеть песню о семье «Родительский дом» (слова М.Рябинина, музыка В.Шаинского). Раздаю листочки с текстом, включаю фонограмму.
Семиклассники и гости под фонограмму Л.Лещенко поют «Родительский дом»
И все, сидя на местах, дружно поют очень хорошую песню. Гости с удовольствием подтягивают классу. Под фонограмму Льва Лещенко звучат все три куплета, неспешно перемежаемых задушевным припевом.
Прощаясь с детьми, желаю, чтобы они берегли своих близких, делали побольше добрых дел…
РЕФЛЕКСИЯ.
Для детей.
Генеологическое древо
Семейные реликвии
стих 7 правил
Сочинения Семья- это…