Тема: «Мой Казахстан»
«Менің Қазақстаным»
Цель: Познакомить детей с правами (правом быть гражданином Республики Казахстан, находиться под защитой своего государства, правом жить в семье, правом на жизнь, имя, правом детей разных национальностей собираться вместе, выражать свои взгляды и желания) и обязанностями.
Задачи:
Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
Воспитывать нравственно правовую культуру у детей и жизненную позицию; отрицательное отношение к жестокости; воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Оборудование: Демонстрационный материал по правам ребёнка, карточки для дидактических игр, карта Казахстана, голубая ленточка, мяч. Костюм для Золушки. Музыкальное сопровождение. Ватман, краски, салфетки.
Методические приемы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Билингвальный компонент: доброе утро- good morning, салімет сіз бе –здравствуйте!, ел- страна- country, Отан- Родина-homeland, Астана –столица, құқық-право-right, семья- отбасы – family, друзья – достар- frind, здоровье- денсаулық. Мой Казахстан - Менің Қазақстаным
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся на трёх языках: доброе утро- good morning, салімет сіз бе –здравствуйте! (дети проговаривают слова)
Воспитатель: -Какие все ребята у нас хорошие и дружные . Давайте посмотрим друг другу в глазки, улыбнёмся, обнимем друг друга ,(дети встают парами , улыбаются, обнимаются).
Вы знаете, что рано - утром, когда мы просыпаемся и включаем телевизор, мы слышим Государственный Гимн нашей страны. Это значит, что встаёт солнце, которое согревает нашу Родину.
Давайте исполним Гимн Республики Казахстан (дети поют под музыку)
Воспитатель: Какое счастье, что все мы граждане своей страны. Вы обратили внимание, что я сказала слово «граждане»? Гражданин – это очень важное и хорошее слово. Чтобы понять его, я приглашаю вас в круг радости.
Давайте возьмёмся по кругу за голубую ленту и представим, что это границы нашей Родины. Поднимем ленту вверх и сделаем так, чтобы мы оказались внутри круга, а лента снаружи. Лента образовала своеобразную границу Республики Казахстан. Мы родились в Казахстане, значит мы граждане своей страны. Родина защищает нас и заботится о нас.
-Мы дети своей родной страны.
Живём мы в Казахстане.
И этим мы горды. (дети повторяют за воспитателем)
-Мы гордимся тем, что нашей Родиной является Казахстан. Для того чтобы увидеть, как велика наша страна, я предлагаю вам поиграть в игру.
Дидактическая игра «Собери карту Казахстана»
Воспитатель: вводит билингвальный компонент: ел- страна- country, Отан-Родина-homeland. Астана – Столица.
Воспитатель: предлагает рассмотреть карту Казахстана.
-В какой стране мы живём? (дети проговаривают слова на трёх языках: страна- ел – country.
Это наша с вами Родина.- Отан -homeland
-А как называется наша область? (Северо- Казахстанская)
-Найдите красную точку – это обозначение нашего областного центра.
-Как называется село в котором мы живём? ( Мы живём в селе Рузаевка)
-Ребята, а какой город является столицей Казахстана? (ответы детей –Астана)
-Как зовут нашего президента?( ответы детей- Н.А.Назарбаев)
Мы все находимся под защитой нашего государства. У всех у нас есть право быть гражданами Республики Казахстан. Казахстан – правовое, независимое и многонациональное государство. Что значит правовое государство?
-Право на казахском языке -құқық –right.Давайте скажем.
-Ребята, а что значит многонациональное государство?
-Нашу планету ещё называют планетой 100 языков. Все народы живут дружно:
вместе защищают Родину, вместе трудятся, строят счастливую жизнь. Это значит,
что в Казахстане и дети, и взрослые имеют права.
Все мы, люди разных национальностей, живём в Казахстане.
Казахстан - наш общий дом,
Большой семьей живём мы в нём!
Горжусь, что это родина моя,
Счастливая, казахская земля!
-Ребята, у нас в группе дети тоже разных национальностей. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Назови свою национальность»
Я вам буду бросать мяч, а вы ловите, и называете свою национальность.
-Вот видите, у нас в группе есть казахи, русские, украинцы, немцы, татары. Все мы живём дружно и посещаем наш детский сад.
У каждого народа свой язык, свои песни, традиции, обычаи, свои национальные костюмы. Мы с вами познакомились с некоторыми национальными костюмами других народов. Я вам предлагаю поиграть в игру.
Игра «Подбери головной убор к костюму»
-Как называется головной убор в казахском национальном костюме мальчика?
-У девочки в русском костюме?
-У девочки – украинки?
Физминутка: Будем делать физминутку;
Надо руки поднимать,
Улыбаться вправо- влево
И соседа не толкать.
Русский ты или казах –
Делай очень плавный взмах.
Украинец иль еврей –
Дети мы Земли своей.
Сюрпризный момент: Звучит аудиозапись из сказки «Золушка». Под музыку
Входит Золушка, садится на стул вышивает и поёт.
-Дразнят Золушкой меня.
Оттого что у огня, Силы не жалея,
В кухне я тружусь, тружусь.
С печкой я вожусь, вожусь,
И всегда в золе я. (оглядывается)
-Ребята, а вы чем занимаетесь? - Вы такие красивые и нарядные ,а моя мачеха одевает в красивые платья ,только своих родных дочерей. А меня с утра до вечера заставляет выполнять грязную и тяжелую работу, у меня совсем нечего одеть и обуть. А кормят меня тем, что едят слуги. - Ох и устала же я, ни кто меня не любит.
-Я даже не знаю, что такое отдых.
Воспитатель: Не грусти и не расстраивайся Золушка, ведь ты имеешь такие же права, как и мы. Сейчас детки тебе всё о них расскажут.
Воспитатель: предлагает рассмотреть альбом с иллюстрациями «Права детей».
Обращает внимание на эмблему права «Дети разных национальностей имеют право собираться вместе и выражать свои взгляды, желания, говорить на родном языке».
-Все дети имеют равные права, независимо от того, какой он национальности.
А теперь давайте вспомним, какие права есть у детей (дети перечисляют и закрепляют знания о правах «Конвенции ООН», называют слова по казахски: үй, отбасы, достар, денсаулық, демалыс)
-Важнейшее право, которое имеют все дети на планете - право на жизнь. Это право даётся ребёнку с момента его рождения. А ещё при рождении человеку даётся право на имя. После рождения вы получили первый свой документ.
-Как он называется? (этот документ называется свидетельством о рождении)
Воспитатель: предлагает рассмотреть свидетельство о рождении.
-Что в нём записано? (ответы детей - в нем записано фамилия, имя, отчество, национальность, день рождения)
-Ребята покажите эмблему обозначающую право на имя (дети показывают эмблему)
-Ребята, скажите с кем вы живёте? - Как всех назвать одним словом? (ответы детей - с мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Семья. Рассказывают о своей семье)
Воспитатель: Все дети имеют право жить в семье. Покажите эмблему, соответствующую этому праву.
-Все дети имеют право жить в доме, иметь имущество, одежду, обувь, мебель,
питание, достаточное количество чистой воды. Покажите эмблему, соответствующую этому праву.
Дети читают стихи:
Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны, - Маргарита М.
Есть права и у детишек,
Например на чтенье книжек.
Право на заботу, ласку
И на жизнь как будто в сказке, - Мадияр Т.
Ещё право быть счастливым
В нашем самом светлом мире!
Дидактическая игра «Кто права нарушил?»
Воспитатель показывает иллюстрации к сказкам.
-Кто и какое право здесь нарушил?
«Колобок» - право на жизнь;
«Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища;
«Маша и медведь» - право на свободу;
Какие права имеют эти герои?
«Волк и семеро козлят» - право на семью;
«Доктор Айболит» - право на помощь, медицинское обслуживание;
«Буратино» - право на образование
«Золушка» - право на отдых, на любовь.
Воспитатель: Золушка наши детки всё тебе рассказали о твоих правах, и теперь в твоём доме тебя больше ни кто не обидит, и ты больше не будешь трудиться. Наши детки хотят отправить поскорее тебя на бал и дарят тебе красивый наряд.
Воспитатель снимает с Золушки накидку и она оказывается в красивом платье для бала.
Воспитатель: предлагает в знак дружбы нарисовать цветок и оставить отпечаток своей ладони.
Воспитатель: - Ребята давайте попрощаемся с гостьей и на прощание подарим альбом «Конвенция о правах ребёнка»,чтоб дети которые трудятся в ее королевстве тоже узнали о своих правах.
Дети: До свидания - Сау болыныз- good bye!
-Ребята, о чём мы сегодня говорили?
-Чем вам больше всего понравилось заниматься?
Спасибо вам за участие, справились со всеми заданиями, были дружными. Сюрприз угощение для ребят.
Ожидаемый результат:
Воспроизводить: права и обязанности детей, ролевые действия в игре, закреплять знакомые слова из текста на трех языках
Понимать: право быть гражданином Республики Казахстан, находиться под защитой своего государства, правом жить в семье, правом на жизнь, имя, правом детей разных национальностей собираться вместе, выражать свои взгляды и желания
Применять: умение правильно строить предложения, развернуто и точно отвечать на вопросы, применять полученные знания в процессе деятельности.
Самоанализ
Занятие в старшей группе по познанию прошло в увлекательной форме, присутствовало 14 детей. Оборудование было подготовлено воспитателем заранее.
Занятие было рассчитано на старшую группу, все поставленные вопросы были поставлены верно, ответы детей соответствовали вопросам.
В ходе занятия дети, познакомились со своими правами и обязанностями. Занятие было распределено по времени, переход от одной части к другой был логичен. Воспитанники отвечали, повторяли за воспитателем.
Во время занятия использовались наглядные пособия, сюрпризный момент, физминутка, аудиозапись.
На занятии осуществлялся индивидуальный подход к детям, ребята с большим удовольствием выполняли практические действия, были активны, внимательны,
В конце занятия делились впечатлениями.
Считаю, что цель, поставленная мною, достигнута. Материал усвоен воспитанниками в полной мере.