УРОК БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧЕНИКОВ 6 «а» КЛАССА
НА ТЕМУ:
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
Цели и задачи:
Воспитание у учащихся потребности предвидеть возможные жизненные ситуации.
Формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности.
Формирование психологического стереотипа “окружающая среда – это система, живущая по определенным законам, и, чтобы выжить, надо знать и понимать эти законы и использовать их в своих интересах”.
Сформировать у учащихся представление о чрезвычайных ситуациях.
Образовательно-воспитательные задачи:
Выявление творческих способностей учащихся при анализе обстановки и составлении плана выхода из нее.
Формирование психологического стереотипа “чтобы преодолеть опасность, надо знать, откуда она возникает, чем грозит и как надо ее преодолеть”.
Коррекционные задачи:
Коррекция мыслительной деятельности.
Коррекция устной речи – правильность, четкость воспроизведения ответов на вопросы, расширение словарного запаса учащихся.
Коррекция техники чтения.
Дидактические задачи:
Сформировать знания о способах защиты и самоспасения при ураганном ветре, грозе, пожаре.
Создать у учащихся надлежащую психологическую установку на предстоящую учебную работу, раскрыть роль получаемой информации для выживания в условиях современного мира.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Учитель:
Я спешу сказать вам – здравствуйте!
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – благости!
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – Радости!
Удач, успехов и везенья!
Чтоб пожелать всем в этом классе
Хорошего настроения.
Учитель:
Жизнь – самое ценное, что дано человеку. Она даётся по праву рождения всем, а от человека уже зависит, насколько прекрасной и счастливой она будет. Да, мы не можем знать точно, где подстерегает нас опасность, и какой именно она будет. Но, зная правила поведения при чрезвычайных ситуациях и соблюдая нормы поведения, мы можем избежать очень многих неприятностей.
2. Подготовка к изучению новой темы.
- Чаще всего опасные ситуации создает сам человек, нарушая различные правила и нормы поведения. Но иногда происходят чрезвычайные ситуации природного характера.
- Давайте составим определение, что такое чрезвычайная ситуация.
На листе разбросаны слова. Дети устно составляют, что такое чрезвычайная ситуация.
Учитель:
Правильно. Ч.С. – это обстоятельства, которые угрожают жизни многих людей и их жизнедеятельности.
Ч.С. могут быть разного характера. Посмотрите презентацию и скажите, какие Ч.С. мы сегодня рассмотрим (ответы детей - природного, техногенного и экологического характера).
Назовем природные явления, в результате которых может возникнуть Ч.С.
Ребята, вы сейчас назвали много природных явлений, в результате которых могут возникнуть Ч.С.
А какие из Ч.С. могут возникнуть у нас в районе (в области) (ответы учеников - гроза, метель, крупный град, сильный снегопад, засуха, наводнения, пожар, ураган, обвал зданий)
Вспомните, какие ЧС возникали у нас в районе? (взрыв дома №2, половодье – п.Целинный, Самострой, разлив – каждый год; пожары бытовые, степные пожары, пылевая буря в п.Степной 18 июля 2012года и т.д.)
3.Сообщение темы и целей занятия.
Постановка целей занятия совместно с учениками.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми Ч.С., которые могут возникнуть в Светлинском районе. Научимся избегать необоснованного риска для нашей жизни и здоровья, узнаем, какие действия нужны, в той или иной Ч.С.
Цель сегодняшнего урока подготовить вас к действиям в условиях экстремальной и опасных ситуациях.
4.Работа с новым материалом
Форма работы - работа в группах (8 -10 минут)
1 группа – Ч.С. техногенного характера
2 группа – Ч.С. природного характера
3 группа – Ч.С. экологического характера
Задание для каждой группы:
какие Ч.С. определенного характера могут возникнуть у нас в районе.
записать причины их возникновения
последствия
какие правила безопасности необходимо выполнить
меры предотвращения
Ученики работают с текстом (см. приложения), оформляют работы в виде мини-проектов.
5. Защита проектов.
Каждая группа представляет свой проект. Обсуждение. Ответы на возникшие вопросы.
Особое внимание уделить мерам безопасности при возникновении Ч.С.
Подведение итогов работы.
Предложить создать экологический журнал, который будет храниться в классе, вы можете дополнять его. Ваши предложения могут помочь улучшению экологической обстановки в нашем районе. Провести экологическую акцию среди населения.
Учитель: Мы сегодня все убедились в том, что каждый может оказаться в любой момент в ЧС.
Но нам всегда могут прийти на помощь люди, которые знакомы со всеми ЧС не понаслышке, они всегда готовы лицом к лицу столкнуться с любой опасностью — это службы Спасения или как иначе их называют Службы МЧС. Несмотря на свою сравнительную молодость служба спасения известна всем. По номеру 01 звонят, обращаясь за помощью — остались без света, произошла утечка газа или упало дерево. Во всех этих или других случаях помощь окажут спасатели. Служба создана как единый диспетчерский центр, который координирует работу многих других служб.
Стихотворения детей о службе Спасения.
1ученик. В наше время очень часто
Видим мы кругом несчастья.
То цунами, то обвалы,
Небоскрёбов взрыв, пожары.
2 ученик Люди гибнут, дети плачут,
Трудно жить нам без удачи.
И поэтому сейчас
МЧС спасает нас:
Потерпевшим помогает,
Уцелевших охраняет.
3 ученик. Если ты попал в беду,
МЧСники придут.
От огня они спасут,
Из завала извлекут,
Себя в жертву принося
МЧС спасет тебя.
4 ученик. В дом, горящий без раздумья
Забегут они толпой
Даже в воду ледяную
Прыгнет кто-то за тобой.
5 ученик. Жизнь людей — наше богатство,
Мы должны её хранить.
И тогда на нашем небе
Будут мирно тучки плыть.
6 ученик. И не будет ни пожаров,
Ни вулканов, ни смертей.
Значит все мы вместе будем
Жизнь свою любить сильней!
6.Рефлексия
— Жизнь, как бы сложна ни была временами, замечательна. Недаром все мы так дорожим ею. Однако на свете существуют опасности, которые могут не только испортить нам жизнь, но даже отнять ее у нас.
—Чтобы такого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть эти опасности и знать способы, как избежать их или победить в возникшей критической ситуации.
—Давайте пожелаем, друг другу не попадать в безвыходные опасные ситуации, но если это произойдет, правильно поступать и выручать других.
- Итоговыми словами нашего занятия будет следующая притча:
Жил на свете мудрец, который знал ответы на все вопросы. Решили ученики посрамить учителя. Один из них взял в ладони бабочку. И решили спросить мудреца: что у них в руках: мертвое или живое? Если ответит «мёртвое», то мы выпустим бабочку, а если ответит «живое», то сожмем ладони, и она умрет. Таким образом, в любом случае он окажется неправ. Но мудрец ответил своим ученикам…Что же он ответил им? ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ.
Давайте же помнить об этом: наше будущее – в наших руках.
Спасибо за внимание!
Жуматаева Екатерина Сергеевна