Визитная карточка мероприятия
Название мероприятия
|
«Живой мир нерестовой реки»
|
Тема мероприятия
|
Экология нерестовой реки
|
Форма мероприятия
|
Познавательно – игровая программа
|
Цель мероприятия
|
Закрепить знания детей об экосистеме нерестовой реки
|
Возраст аудитории
|
Дети 6-7 лет объединения «Любознайка»
|
Численность группы
|
10 чел.
|
Место мероприятия в дополнительной образовательной программе
|
Закрепление этапа «Взаимосвязь природы и человека»
|
Степень сложности для детей
|
Мероприятие не вызывает трудностей, потому что содержание бесед обсуждалось на занятиях, игры разрабатывались на занятиях совместно детьми и педагогом
|
Форма подведения итогов
|
Игровая программа, совместное обсуждение способов решения экологических проблем нерестовых рек
|
Сценарий открытого занятия.
Экологическая познавательно-игровая программа
«Живой мир нерестовой реки»
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы подведем итог по теме «Живой мир нерестовой реки». Вспомним понятия: нерестовая река, прирусловая растительность, пресноводные беспозвоночные, паразиты лососевых рыб, угрозы нерестовой реки. Посмотрим видеосюжеты о нерестовой реке и проиграем ситуации из мира природы. В заключение программы каждый из вас поделиться своими впечатлениями и все вместе сделаем вывод - как нам сохранить природу.
Блок 1. Нерест лосося
1.Тымь – нерестовая река
Нерестовые реки на Сахалине - это реки, в которых лососевые виды рыб выметывают икру, чтобы продолжить свой род. В этих реках развивается молодь рыбы. Давайте проследи жизнь в нерестовой реке на примере р.Тымь.
Скажите, что значит понятие «река Тымь ?» (Тымь в переводе с нивхского языка означает «Нерестовая река»). По своим размерам р.Тымь занимает второе место на Сахалине после р.Поронай.
На берегах какой реки расположен п.Ноглики? (по берегам р.Тымь)
В какой части р.Тымь нереститься лосось? (в верховьях реки и средней части).
Почему именно в верхнем и среднем течениях реки? (хорошие условия для нереста: галечно-гравийный грунт с примесью булыжника, быстрое течение, холодная и прозрачная вода с большим содержанием кислорода).
Давайте сравним с дном реки нижнего течения (в нижнем течении снижается скорость воды, поэтому дно заиливается, появляется много растительных остатков и уменьшается количество кислорода).
Какие виды тихоокеанского лосося заходят на нерест в р.Тымь? (сима, горбуша, кета)
Ребята, от места где расположен п.Ноглики до устья р.Тымь около 12 км. Ширина реки здесь около 330м, дно песчано-илистое, песчаное с растительными остатками, местами торфянистое, скорость течения ниже, чем в верховье реки. Может ли в таких условиях нереститься лосось? (нет, потому что условия участка не подходят для нереста).
2.Видеосюжет «Жизненный цикл лососей.Нерест».(1:06)
3.Нерестовые игры: «Займи место нереста», «Колюшка и личинки»
Блок 2. Река Тымь: прирусловая растительность, пресноводные насекомые
1.Значение прирусловой растительности для реки. Роль насекомых
На берегах рек мы можем наблюдать много растительности. Это растительность называется кратко - прирусловая, потому, что произрастает вдоль русла реки. Назовите формы прирусловой растительности (травы, высокие и низкие, кустарники, деревья).
Скажите, насколько важна прирусловая растительность для реки?
(корни сохраняют берега от эрозии (осыпания), кроны создают тень для реки, на растительности есть насекомые, которые являются источником пищи для мальков; некоторые из этих насекомых откладывают яйца в воде).
Какие деревья мы можем встретить на берегах р.Тымь? (береза, осина, ольха, ива, лиственница, рябина).
Мы уже говорили о том, что мальки лососевых рыб питаются личинками насекомых. Например: веснянки, ручейники. Назовите других пресноводных беспозвоночных (мошки, рачки, моллюски, личинки комара-звонца, долгоножки).
В какой воде обитают ручейники, веснянки? (показатели чистой воды; чувствительные; не переносят загрязнения, высокую температуру или низкое содержание кислорода).
Кто из пресноводных беспозвоночных обитает в нижнем течении реки Тымь?
(выносливые насекомые: комары-звонцы, долгоножки, мошки, рачки, - могут выживать в водах с изменившимися условиями: понижением кислорода, появлением большого количества осадков, загрязнением).
2.Видеоролик «Выносливые беспозвоночные: мошки, рачки мизида».(1:01)
3. Игра «Мальки и личинки насекомых»
Блок 3. Паразиты лососевых рыб
1.Чем опасны паразиты лососевых рыб?
Когда малек подрастает, он спускается в устье реки, где его организм привыкает к соленой воде, затем отправляется в путешествие по морю. На этом долгом пути его поджидает невидимая опасность под названием паразиты лосося - лососевые вши.
Давайте вспомним, что значит явление «паразитизм»?
(паразит в течение своей жизни нападает всего на одну особь и поедает только часть жертвы, что может привести к медленной смерти; паразит живет в теле или на поверхности тела хозяина).
Назовите паразита, который живет на поверхности тела лососевых рыб? (лососевые вши)
2. Мультфильм «Лососевые фермы Канады». (02:09)
3. Игра «Лососевые вши»
Блок 4.Угрозы лососевым рыбам в природе
1.Опасность со стороны животных
Основную опасность для лососей в природе представляют медведи. Для того, чтобы запастись энергией на долгую зиму, бурому медведю необходимо съедать по 50 кг лосося в день.
Другие обитатели природы тоже не прочь полакомиться насыщенной питательными веществами и жирами мясом лосося. Назовите их (выдры, лисы, орланы).
2. Видеосюжет «Анадромная миграция и нерест. Хищники». (05:24)
3. Экологические игры: «Лосось и орланы», «Медведь на рыбалке».
Блок 5. Угрозы для реки, созданные человеком
1.Угрозы, созданные человеком.
Лососевым видам рыб нужна чистая, холодная, прозрачная вода, насыщенная кислородом. Но часто человек об этом не задумывается и совершает действия, которые приносят вред природе, то есть создает угрозы для реки. Скажите, какие существуют угрозы: (моют машины в реках, в результате чего в реку попадают химические вещества, очень опасные для живых организмов, изменяется запах реки).
Часто можно встретить, как после отдыха на природе, люди оставляют пакеты с мусором. Среди мусора есть пластиковая посуда, целлофановые пакеты, которые никогда не растворятся. Таким образом, с годами мусора становится все больше. Мусор попадает в реку, затем течением относит в Охотское море. В итоге весь мусор скапливается в Тихом океане. Многокилометровые горы мусора, скопившиеся в Тихом океане, видны даже из Космоса.
Другая опасность, это ливневые и сточные воды. В п.Ноглики вода с улиц поселка попадает в р.Тымь. Чтобы избежать попадания в реки грязных вод с улиц поселка необходимо построить дорогостоящие сооружения.
Спускаясь к роднику по крутому склону, люди, придерживаясь за ветки деревьев, повреждают их, подошвами обуви снимают верхний слой земли.
Еще одна опасность, созданная человеком – это сельскохозяйственная деятельность. Выпас коров на нерестовые реки представляет большую угрозу для нерестовых бугров. Наступая на нерестовые бугры, коровы, сами того не понимая, разрушают гнезда лососей, в результате чего, личинки лосося гибнут.
Большой урон наносят браконьеры, вылавливая без меры, в огромных количествах лосося для продажи.
2.Видеосюжет «Рыбаки и браконьеры». (02:34)
3. Экологические игры: «Главный враг лосося – браконьер», «Браконьеры и инспекторы», «Коровы и нерестовые бугры».
Блок 6 . Подведение итогов
(проводится после игровой программы)
Что мы должны сделать, чтобы сохранить природу?
(бытовой мусор выбрасывать в контейнеры для мусора, а не оставлять на природе; если вырубить деревья по берегам рек, почва начнет осыпаться и попадать в реку, тогда вода в реке станет мутной, будет быстрее нагреваться, уменьшиться количество кислорода; в речку не должен попадать бензин и нефть; нельзя выпасать коров около нерестовых рек, потому что они могут разрушить нерестовые бугры, наступив на них; большую опасность представляют браконьеры).