СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открыты урок по литературному чтению Знакомство со стихотворениями С.А. Есенина « Сыплет черёмуха снегом…». «С добрым утром».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Открыты урок по литературному чтению Знакомство со стихотворениями С.А. Есенина « Сыплет черёмуха снегом…». «С добрым утром».»

Предмет литературное чтение (УМК) «Перспектива»

Тема: Знакомство со стихотворениями С.А. Есенина

« Сыплет черёмуха снегом…». «С добрым утром».

Планируемые результаты:

Предметные результаты: знать и называть имя, отчество и фамилию великого русского поэта, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, быстро просматривать текст, наблюдать как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом он испытывает, пользоваться элементарными приемами анализа текста.

Метапредметные:

– регулятивные УУД: предлагать формулировку цели урока, соотносить ее выполнение с формулировкой в конце урока, читать в соответствии с целью чтения, планировать работу в группе, оценивать результаты своей работы;
– познавательные УУД: анализировать текст с опорой на систему вопросов учителя, сравнивать, обобщать, находить в тексте сравнения, эпитеты; 
– коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, участвовать в диалоге в группе, проявлять терпимость к другому мнению.

Личностные результаты: проявлять интерес к творчеству поэта и чтению его стихов, с гордостью и уважением относиться к наследию поэта, воспевающего в своих произведениях красоту России, рассказывать о своих чувствах, связанных с восприятием произведения.

Оборудование: карточки с заданием, портрет писателя, мультимедийная презентация, аудиозапись( музыка, положенная на стихи С.А. Есенина), компьютер, проектор, экран.







Этап урока

Ход урока

Планируемые результаты

оборудование

I Мотивация к учебной деятельности

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

-Как вы понимаете эту пословицу?

-Как будем читать сегодня мы с вами?

- Я на это надеюсь.

Личностные: самоопределение роли ученика. Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения


Актуализация знаний

- Послушайте стихотворение и вспомните, кто автор этих строк.


Белая берёза

Под моим окном.

Принакрылась снегом

Точно серебром…

- Конечно же, это С.А. Есенин. Мы уже встречались с этим поэтом.

- Что вы о нём уже знаете?

- С какими произведениями С. А. Есенина вы уже знакомы?

- Сейчас ваш одноклассник дополнит ваши ответы.


Коммуникативные: умение участвовать в диалоге.

Портрет писателя

Целеполагание

- Мы с вами неспроста вспомнили этого поэта. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

-Верно, мы с вами познакомимся ещё с одним стихотворением С.А. Есенина.


Регулятивные: прогнозирование


Работа со стихотворением

-Перед вами листочки со стихотворением.

-Посмотрите, как оно называется?

- Нам просто догадаться по названию, о чём пойдёт речь в стихотворении.

- Все видели черёмуху?

- Посмотрите на экран.

-Когда она цветёт?

- На что похожи её цветы?

-Вы обратили внимание, что в стихотворении на ваших листочках есть пропуски.

- Образуйте группы.

- Что вам будет необходимо сделать?

- Поработайте сейчас писателями. Восстановите стихотворение С.А. Есенина.

Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к _____,
Ходят грачи в________.

Никнут ______ травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,—
Я ______ весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черёмуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю _______ бегом
Пеной я цвет разнесу.


- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

- Легко либыть писателем?

- А теперь посмотрите, как написал С.А. Есенин.


Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,—
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черёмуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

- Понятны ли вам значения этих слов?

-Давайте откроем наш словарик.

- Теперь вы готовы послушать стихотворение «Черёмуха».

-Понравилось вам стихотворение?

-Какие строки понравились особенно?

-Какой вы представляете себе черёмуху?

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали - это деревья в цвету.

Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.

Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат.

- Неторопливо перечитайте стихотворение Есенина.

- Какая картина возникает в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение? (Учитель показывает картинный ряд)

А может ли черёмуха сыпать снегом?

- Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, что когда поэты хотят, чтобы читатели ощутили особое настроение, они часто подбирают слова, в которых повторяются звуки З-С.

- Воспользовался ли таким приёмом Есенин?

Попробуем прочитать первые восемь строк, выделяя эти звуки.


Видите, и слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька.

- Ребята, кто был внимателен и уже заметил средства выразительности в этом стихотворении?

-Готовы ли вы прочитать стихотворение выразительно?

-Какой интонацией будем читать стихотворение?

-Какие слова, сочетания слов будем выделять при чтении?

-Молодцы ребята! У вас получилось прочитать стихотворение выразительно.

- А знаете ли вы, что это стихотворение можно не только читать. Его можно петь! Послушайте.

- Как вы думаете, почему стихи положены на музыку?



Коммуникативные: умение участвовать в диалоге в группе, проявлять терпимость к другому мнению.

Регулятивные:

- прогнозирование, планирование, внесение коррективов в действия. Познавательные:

- анализ, синтез.

Личностные: - уважительное отношение к наследию поэта.













































Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге.

Личностные: интерес к наследию поэта.

Регулятивные: планирование.

Карточки со стихотворением













































































презентация





презентация

















аудиозапись


Чтение стихотворения учителем.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним прекрасным стихотворением Сергея Есенина. Попробуем открыть для себя мир поэта, попытаемся раскрыть секрет красоты есенинского слова. (Учитель читает наизусть стихотворение С.Есенина «С добрым утром!»)

- Понравилось? Чем?

- Прочитайте строчки, которые вам больше всего понравились.

- Всё ли было понятно?

Словарная работа.

- «Задремали звезды золотые». Но ведь звёзды не золотые, а серебряные. Отчего они у Есенина золотые? (Наверное, первые лучи солнца из-за горизонта уже отразились в звёздах.)

- Зеркало затона – что это? (Затон – вдавшийся в берег речной залив.Это место, где раньше затапливали старые лодки, поэтому вода в этом месте тёмная от гнилой древесины.)

- «Заводи речные» - что это? (Заводь – небольшой залив в реке с замедленным течением.)

- «Брезжит свет…» Как это?         (Брезжить – рассветать, чуть светиться.)

- «Румянит сетку небосклона», как понимаете эти строки? (Румянить – покрывать розовым цветом.)

- «Росы горят» - это как? Ведь росы гореть не могут, горит костёр и т.д. Здесь Есенин использует особую фигуру речи – оксюморон, то есть несочетаемые сочетания.

- А что такое плетень? (Плетень – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.)

- А что значит перламутром?  (Перламутр – ценное вещество с переливчатой окраской, составляющее твёрдый  слой раковин, обладающий радужным блеском.)

Анализ произведения.

- Какое настроение?

- Как автору удалось в нас создать это настроение? (При помощи

художественных средств: олицетворение, эпитеты, сравнение.)

- Найдите олицетворения, прочитайте. (Звёзды задремали, свет румянит, берёзки улыбнулись и растрепали косы, крапива обрядилась перламутром и шепчет.)

- С помощью каких слов и выражений поэт наполняет картину летнего утра красками? (Звёзды золотые, сетка небосклона румяная, серёжки зелёные, росы серебряные, крапива обрядилась перламутром.)

- На кого похожи берёзки? (На  красавиц, они растрепали шёлковые косы, украсили себя зелёными серёжками, на которых горят серебряные росы.)

- А крапива? (Кокетливая красавица – шалунья.)

- Как вам такое отношение к крапиве? Чему должны поучиться у Есенина? (Любить всю созданную природу.Всё под солнцем равно.)

- А кто такой шалун? (Шалун – кто не вписывается в общую картину поведения.)

- Как Есенин смог передать шалость крапивы? (Эта строка короче остальных, она не вписывается в стихотворение.)

- Красоту какого момента в жизни природы переживает поэт? (Красоту пробуждения природы, раннего утра.)

- Как поэту удалось это передать? Прочитайте первое слово в каждой строчке двух первых четверостиший.  Какой частью речи они являются?

- Почему он начинает строки с глагола? (Благодаря этому картины природы в его стихотворении – живые, динамичные, создаётся ощущение непрекращающегося движения, пробуждения жизни.

- «Улыбнулись сонные берёзки.

    Растрепали шёлковые косы». Кто же их растрепал? (Ветерок.)

- Зачитайте строки, которые это подтверждают. (Шелестят серёжки, задрожало зеркало затона, крапива качается.)

- Особую роль в этом стихотворении играет аллитерация (звуковые повторы согласных звуков), помогает создать звуковой образ лёгкого утреннего ветерка. Какие звуки помогают услышать шёпот и шелест? (Ш-С-З-Ч.)

- Попробуйте прочитать последние строфы, подчёркивая эти звуки, чтобы передать еле слышимое трепетание, которое заставляет берёзок «растрепаться», а шаловливую крапиву – качаться.

УлыбнулиСь Сонные берёЗки.

РаСтрепали Шёлковые коСы.

ШелеСтят Зелёные СерёЖки

И горят Серебряные роСы.

У плетня ЗароСШая крапива

ОбрядилаСь ярким перламутром

И, каЧаяСь, ШепЧет Шаловливо:

«С добрым утром!»

- Подходит ли стихотворению название, данное поэтом? (Да, словно вся природа говорит человеку «С добрым утром!»)

- Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению Есенина?(Вначале должна звучать тихая, сонная мелодия, переходящая в дальнейшем в более громкую и радостную. В конце пусть звучит мелодия, передающая восторженную влюблённость поэта в мир.)



презентация

Рефлексия

Давайте вспомним пословицу, которая стала девизомнашего урока.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

-Получилось ли у нас познать силу чтения?

- На каком стихотворении мы её испытали?

-Что сегодня вас взволновало, заставило задуматься?

-Я рада! Вы славно поработали! Молодцы!


Регулятивные: самооценка.

Личностные: умение выражать свои чувства.

Коммуникативные: умение вступать в диалог.

Познавательные: умение выражать свои мысли.


Домашнее задание

Подготовьте выразительное чтение или чтение наизусть стихотворения «Сыплет черёмуха…»«С добрым утром».