Чтение стихотворения учителем. - Сегодня мы познакомимся ещё с одним прекрасным стихотворением Сергея Есенина. Попробуем открыть для себя мир поэта, попытаемся раскрыть секрет красоты есенинского слова. (Учитель читает наизусть стихотворение С.Есенина «С добрым утром!») - Понравилось? Чем? - Прочитайте строчки, которые вам больше всего понравились. - Всё ли было понятно? Словарная работа. - «Задремали звезды золотые». Но ведь звёзды не золотые, а серебряные. Отчего они у Есенина золотые? (Наверное, первые лучи солнца из-за горизонта уже отразились в звёздах.) - Зеркало затона – что это? (Затон – вдавшийся в берег речной залив.Это место, где раньше затапливали старые лодки, поэтому вода в этом месте тёмная от гнилой древесины.) - «Заводи речные» - что это? (Заводь – небольшой залив в реке с замедленным течением.) - «Брезжит свет…» Как это? (Брезжить – рассветать, чуть светиться.) - «Румянит сетку небосклона», как понимаете эти строки? (Румянить – покрывать розовым цветом.) - «Росы горят» - это как? Ведь росы гореть не могут, горит костёр и т.д. Здесь Есенин использует особую фигуру речи – оксюморон, то есть несочетаемые сочетания. - А что такое плетень? (Плетень – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.) - А что значит перламутром? (Перламутр – ценное вещество с переливчатой окраской, составляющее твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском.) Анализ произведения. - Какое настроение? - Как автору удалось в нас создать это настроение? (При помощи художественных средств: олицетворение, эпитеты, сравнение.) - Найдите олицетворения, прочитайте. (Звёзды задремали, свет румянит, берёзки улыбнулись и растрепали косы, крапива обрядилась перламутром и шепчет.) - С помощью каких слов и выражений поэт наполняет картину летнего утра красками? (Звёзды золотые, сетка небосклона румяная, серёжки зелёные, росы серебряные, крапива обрядилась перламутром.) - На кого похожи берёзки? (На красавиц, они растрепали шёлковые косы, украсили себя зелёными серёжками, на которых горят серебряные росы.) - А крапива? (Кокетливая красавица – шалунья.) - Как вам такое отношение к крапиве? Чему должны поучиться у Есенина? (Любить всю созданную природу.Всё под солнцем равно.) - А кто такой шалун? (Шалун – кто не вписывается в общую картину поведения.) - Как Есенин смог передать шалость крапивы? (Эта строка короче остальных, она не вписывается в стихотворение.) - Красоту какого момента в жизни природы переживает поэт? (Красоту пробуждения природы, раннего утра.) - Как поэту удалось это передать? Прочитайте первое слово в каждой строчке двух первых четверостиший. Какой частью речи они являются? - Почему он начинает строки с глагола? (Благодаря этому картины природы в его стихотворении – живые, динамичные, создаётся ощущение непрекращающегося движения, пробуждения жизни. - «Улыбнулись сонные берёзки. Растрепали шёлковые косы». Кто же их растрепал? (Ветерок.) - Зачитайте строки, которые это подтверждают. (Шелестят серёжки, задрожало зеркало затона, крапива качается.) - Особую роль в этом стихотворении играет аллитерация (звуковые повторы согласных звуков), помогает создать звуковой образ лёгкого утреннего ветерка. Какие звуки помогают услышать шёпот и шелест? (Ш-С-З-Ч.) - Попробуйте прочитать последние строфы, подчёркивая эти звуки, чтобы передать еле слышимое трепетание, которое заставляет берёзок «растрепаться», а шаловливую крапиву – качаться. УлыбнулиСь Сонные берёЗки. РаСтрепали Шёлковые коСы. ШелеСтят Зелёные СерёЖки И горят Серебряные роСы. У плетня ЗароСШая крапива ОбрядилаСь ярким перламутром И, каЧаяСь, ШепЧет Шаловливо: «С добрым утром!» - Подходит ли стихотворению название, данное поэтом? (Да, словно вся природа говорит человеку «С добрым утром!») - Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению Есенина?(Вначале должна звучать тихая, сонная мелодия, переходящая в дальнейшем в более громкую и радостную. В конце пусть звучит мелодия, передающая восторженную влюблённость поэта в мир.) |