Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Открытый интегрированный урок
«Обычаи и верования древних славян.
Изготовление обережной куклы»
21.03.2019г.
Тема урока: «Обычаи и верования древних славян. Изготовление обережной куклы»
Дата 21.03.2019г.
Предметы: Профессионально-трудовое обучение (швейное дело), история
Форма урока: интегрированный урок
Цель: расширять кругозор учащихся, познакомить с народными обычаями и традициями, научить изготавливать тряпичную куклу.
Задачи:
•Образовательная –познакомить учащихся с значением тряпичной куклы на Руси;
•Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
•Воспитывающая – воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.
Оборудование и методическое оснащение:
•Мультимедийное оборудование;
•Презентация Приложение;
•Выставка «Тряпичная кукла»;
•Инструкционная карта по изготовлению куклы «Колокольчик»;
•Инструменты и материалы для практической работы (ножницы, ткань, нитки, колокольчик).
Ожидаемые результаты:
•Усвоение знаний о традициях русского народа;
•Умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;
•Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала
Этапы урока:
I.Орг. момент
II.Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний
III.Новый материал
IV.Физ. минутка
V.Практическая работа
VI.Закрепление изученного материала
VII.Анализ и оценка работ, итог урока
VIII.Сообщение темы, целей следующего урока
Ход урока
СЛАЙД 1.
I. Организационный момент.
Учитель О.Ю.
- Здравствуйте, у нас сегодня необычное занятие. Давайте поприветствуем гостей.
II. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний.
Учитель Т.В.: Вы любите играть в куклы? Когда я была ребенком, то тоже любила играть в куклы. Перед вами игрушки, в которые я и О.Ю. играли в детстве. Все эти куклы были куплены в магазине, но среди них есть одна кукла, которую я сделала сама. Познакомьтесь с ней.
Учитель О.Ю.
Сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать куклу своими руками.
III. Изучение нового материала.
Слайд 2
Учитель Т.В.: На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики.
Слайд 3
Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой.
Слайд 4
Кукол берегли: вырастает девочка, становится мамой и передает свою куклу дочке.
Слайд 5
Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни.
Слайд 6
Дети делали их сами, они начинали «вертеть», слово вертеть по словаря ожигова означает изготавливать, скручивать.
Слайд 7
Учитель Т.В.
Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Слайд 8
Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.
Учитель О.Ю.
Вешает красный цвет
Учитель Т.В
Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед. Раньше на Руси слова красный и красивый были синонимами.
Учитель О.Ю.
Посмотрите внимательно на этих кукол. Чем они похожи? Что их объединяет?
Учитель Т.В
Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.
Слайд 9
Народные куклы делились на три группы:
Куклы-обереги; слово оберег означает – предмет оберегающий, охраняющий от чего-либо.
Обрядовые куклы; обряд - Обычный порядок, связанных с выполнением религиозных предписаний или с бытовыми традициями
Игровые куклы.
Учитель О.Ю.
Сейчас мы вам подробнее расскажем об этих куклах
Слайд 10
Куклы-обереги были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.
Слайд 11
Кукла на счастье
Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.
Слайд 12
Учитель Т.В.
Пеленашка
Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.
Слайд 13
Учитель О.Ю.
«Кубышка-травница»
Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.
Слайд 14
Учитель Т.В.
Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.
Слайд 15
Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.
Учитель О.Ю.
Слайд 16
Неразлучники
Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.
Слайд 17
Учитель Т.В.
Сёмик и Семичиха
Народные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность.
Слайд 18
Учитель О.Ю.
Игровые куклы
Слайд 19
предназначались для забавы детям.
Учитель Т.В.
Сегодня мы предлагаем изготовить
Слайд 20
куклу «Колокольчик». Это кукла добрых вестей. Она вешалась на дверь и впускала в дом только хорошие вести. Кукла «Колокольчик» приносит в дом радость и веселье.
IV. Физ. минутка.
Но вначале я предлагаю немного размяться. (Ученики за учителем повторяют движения)
Из - за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
V. Практическая работа.
Учитель О.Ю.
Для изготовления куклы нам понадобится ткань, нитки, инструменты: ножницы.
Но прежде чем приступить к работе вспомним правила безопасной работы с ножницами.
VI. Закрепление изученного материала.
Учитель О.Ю. : Подробная технологическая карта изготовления «Колокольчик». Выполнение практической работы
Учитель Т.В.
Слайд 21
Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать? («Колокольчик»)
Для чего она служила, какое было её назначение? (Она оберегала от болезней).
Анализ и оценка работ учащихся. Итог урока.
Учитель подводит итог урока, совместно с учащимися делает вывод, выставляет оценки.
Слайд 22 Учитель Т.В. Вывод: Если зайти в магазин детских игрушек, то, конечно, разбегается взгляд от обилия красивых кукол. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками. Такая кукла станет необычным подарком для ваших близких.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат городского округа Павловский Посад Московской области
Тема урока: «Обычаи и верования древних славян. Изготовление обережной куклы»
Составили и провели: Тонкова Ольга Юрьевна, учитель технологии,
Хмырова Татьяна Владимировна, учитель истории
21.03.2019г.
г. Павловский Посад