СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый интегрированный урок «Русский сарафан в музыке и живописи»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Использование межпредметных связей в преподавании МХК, ИЗО, музыки»

Просмотр содержимого документа
«Открытый интегрированный урок «Русский сарафан в музыке и живописи»»

«Русский сарафан в музыке и живописи»

Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе на примере художественных и музыкальных шедевров. Закрепить полученные знания в процессе выполнения творческого задания.

Музыкальный материал: Варламов «Красный сарафан»; р.н.п. «Во кузнице», «Ах, вы, сени», «Вдоль по улице метелица метёт», «Барыня», «Во поле берёза стояла» (или любые народные песни на усмотрение преподавателя для фона во время выполнения учащимися рисунков).

Изобразительный ряд: (желательно использовать мультимедийное оборудование) видеофрагмент хоровода, вырезанные силуэты сарафана (по количеству учеников в классе), девичий хоровод на листе ватмана – в конце урока каждую фигурку «одевают» в раскрашенный сарафан.

Дополнительный материал: костюмы скоморохов, русский сарафан (Царевна-лягушка).

Ход урока.

(Фонограмма «Во поле берёза стояла».)

- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок, и всё на этом уроке у нас будет необыкновенным: два учителя – музыкант и художник, большой экран вместо доски, много музыки. Мы узнаем, как появился сарафан и какой след он оставил в русской душе. А поможет нам в этом музыка и живопись, а также гости, которых мы ждём с минуты на минуту. Да вот и они!

(Выход скоморохов под фонограмму «Ах, вы, сени».)

1-й скоморох:

Представление начинается, сюда, сюда все приглашаются. Билетик купите, к нам заходите.

2-й скоморох:

Кто к нам зайдёт, тот в рай попадёт. А кто не зайдёт, со скуки пропадёт.

1-й скоморох:

Давай, давай, налетай. Места занимай !

2-й скоморох:

Такое узрите, что в Америку не захотите.

1-й скоморох:

У нас гуляний не мало, а такого шуму и гаму ещё не бывало. А посему пора урок начинать…

2-й скоморох:

А кто ж будет начинать?

1-й скоморох:

Надо выбрать хозяйку, самую красивую!

2-й скоморох:

Да вот же она.

(Выводит девочку в костюме Царевны-лягушки. Голова накрыта шубой наизнанку.)

1-й скоморох:

Ой, что за страсти?! Это ты у нас хозяйкой будешь?

Царевна-лягушка:

Я! (Сбрасывает шубу.) Нам не время скучать, пора урок начинать.

2-й скоморох:

Ой, царевна, какая ты красивая, видно и правда на праздник собиралась, в самое лучшее наряжалась. Только я забыл, как твоя одежда называется? (Показывает на сарафан.)

1-й скоморох: Верно. А что представляет собой сарафан? (Длинное, прямое платье без рукавов.)

Царевна-лягушка: Правильно. Испокон веков образ русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была женщина. Теперь вспомните и назовите, как в русских народных сказках зовут-величают красавиц? (Василиса Премудрая, Марья Искусница, Елена Прекрасная, Марья Моревна и т.д.)

Царевна-лягушка: А ещё лебёдушка, утушка-голубушка – так ласково называют в народе русских женщин.

Учитель: Давайте посмотрим фрагмент хоровода, где девушки одеты в сарафаны. Обратите внимание, как плавно и неторопливо движутся они в танце. (Видеофрагмент хоровода).

Учитель: Не зря А.С.Пушкин в своей сказке «О царе Салтане» написал следующие строки:

А сама-то величава, выступает словно пава.

Учитель: Вы, наверное, заметили, что и музыка у хоровода особенная. Попробуйте описать эти особенности. (Плавность, непрерывность мелодической линии, чёткие границы фраз, многократные повторы.)

Правильно. Мелодия напоминает орнамент, который вьётся по подолу сарафана и по рукавам рубашки. Давайте посмотрим, как изображали русских красавиц живописцы и попробуем увидеть особенности украшения их одежды. (Под любые народные мелодии демонстрируются картины с объяснениями.)

Посмотрите внимательно и подумайте, на какие две группы можно разделить просмотренные картины, судя по одежде и внешнему убранству? (На праздничные и повседневные.)

- Найдите общие черты для обеих групп. (Одинаковый покрой сарафанов, одинаковое размещение орнаментов.)

- Теперь отличия. (Цвет, материал, количество и богатство украшений.)

- Как вы думаете, одеждой какого сословия был сарафан, когда он только появился на свет? (Одеждой для крестьян.)

- Нет. Сначала сарафан был одеждой для женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей – шёлка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями. В орнаментах в основном использовались элементы растений, стилизованные изображения солнца и так называемые орнаменты – обереги.

В конце XVII века сарафан всё ещё не был крестьянской одеждой. Но вот наступает Петровская эпоха. Царь «прорубает окно в Европу», строит корабли, стрижёт боярам бороды, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шёлковые ткани, но дворяне не хотят покупать их для своего «европейского платья» - они предпочитают выписывать материю из-за границы. Выходит, что российские шелкоткацкие фабрики будут работать зря?

«Нет» - решает вступившая к тому времени на престол императрица Екатерина и разрешает всему населению России – кроме дворян! – носить «старо-боярскую» одежду, в том числе и сарафан. Так сарафан стал народной одеждой.

Теперь вспомните, пожалуйста, какой цвет на Руси был синонимом красивого? (Красный.)

- Действительно, «красна девица», «красно солнышко» - так называли в народе что-то красивое. Вы уже поняли, что цвета нарядов – это своеобразный язык, который был понятен всем. Во многих песнях можно было по цвету одежды догадаться о сюжете песни. Например, назовите цвет, который использовался для свадебной одежды невесты? (Красный.)

- Верно. А о каком событии речь, если первая строчка песни звучит так:

- Не шей ты мне, матушка, красный сарафан.

- Конечно, о свадьбе. Давайте послушаем дальше и убедимся в этом. (Звучит фрагмент песни «Красный сарафан».)

- Вы убедились, что цвет наряда играл довольно важную роль. А теперь попробуйте по литературным описаниям нарядов сказочных героинь отгадать имя красавиц. (На доске написаны в столбик: Царевна-лягушка, Снегурочка, старикова дочь из сказки «Морозко».)

1. «Под большою елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками».

2. «Как снежинка белая, глазки – что голубые бусины; русая коса до пояса. Только румянца нет, как нет да в губах ни кровиночки».

3. «Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво. Махнула левым рукавом – вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом – поплыли по озеру белые лебеди».

- А сейчас вам предстоит самим украсить сарафаны, заготовки которых вы выполнили на предыдущем уроке. Вспомните, как можно кисточкой передать узоры из бисера, драгоценных камней, тесьмы, вышивки. (Под музыку дети выполняют задание.)

О сарафане говорили не только всерьёз, но и в шутку. Давайте разучим шуточную песенку «Во кузнице».

1.

Во ку, во кузнице. Во ку, во кузнице.

Во кузнице молодые кузнецы, Во кузнице молодые кузнецы.

2.

Они,они куют, Они, они куют,

Они куют - приговаривают, Они куют – приговаривают.

3.

Пойдём, пойдём, Дуня, Пойдём, пойдём, Дуня,

Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок, Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок.

4.

Сорвём, сорвём, Дуня, Сорвём, сорвём, Дуня,

Сорвём, Дуня, лопушок, лопушок, Сорвём, Дуня, лопушок, лопушок.

5.

Сошьём, сошьём Дуне, Сошьём, сошьём Дуне,

Сошьём Дуне сарафан, сарафан, Сошьём Дуне сарафан, сарафан.

6.

Носи, носи, Дуня, Носи, носи, Дуня,

Носи, Дуня, не марай, не марай, По праздничкам надевай, надевай.

(Во время разучивания песни раскрашенные сарафаны наклеиваются на лист с нарисованными девушками в хороводе.)

- Как вы думаете, почему я назвала эту песню шуточной? (У неё задорная мелодия, быстрый темп, смешные слова.)

- Вспомните, пожалуйста, из чего сшили Дуне сарафан? (Из лопуха.)

- Молодцы, вы очень внимательны.

Итак, сарафан мы сшили. Теперь скажите, что вас вдохновляло на работу? (Картины, музыка и загадки.)

- А что было центром, что объединяло и музыку, и картины, и ваши работы? (Сарафан.)

Тогда можно смело сказать о том, что русский сарафан оставил значительный след в душе русского народа, а чтобы вы иногда вспоминали о нашем уроке, я предлагаю разместить нашу картину в классе, и пусть она поднимает вам настроение своими яркими красками.

Урок окончен, до свидания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!