Открытый интегрированный бинарный урок по литературному чтению и ИЗО в 4 «а» классе на тему: «Пьеса – сказка С. Я. Маршака 12 месяцев» (обобщающий урок)
Тип урока: обобщение изученного материала
Цель урока: обобщить знания учащихся
Задачи:
Образовательные:
-способствовать формированию представлений о С.Я. Маршаке, как о писателе разностороннего дарования;
-формировать интерес к творчеству С.Я. Маршака,;
-формировать умение выразительно читать произведения по ролям;
Развивающие:
- развивать речь, мышление, воображение, творческие способности учащихся умение делать выводы;
- на основе выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка содействовать развитию его индивидуальности;
- развитие эмоциональной отзывчивости при чтении
Воспитывающие:
- воспитывать нравственные качества учащихся;
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать умение слушать товарищей.
Личностные:
– интерес к познанию окружающего мира, понимание необходимости учиться;
– готовность самостоятельно оценить успешность своей деятельности и деятельности своих товарищей ;
– ориентация в поведении на общепринятые моральные нормы.
Регулятивные:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным и словесно-логическим материалом;
– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Познавательные:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках;
– пользоваться знаками, символами, схемами, моделями;
– создавать и преобразовывать композиции по заданию учителя;
– строить небольшие сообщения в устной форме;
Коммуникативные:
– умение слушать и вступать в диалог;
– умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;
– умение интегрироваться в группы;
– умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
Оборудование: мультимедийная презентация
Ход урока:
I. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята.
-Вы удивлены, почему сегодня на уроке сразу 2 учителя. Сейчас мы обе перед вами. Ребята, у нас сегодня необычный урок. Два учителя в классе, да еще и гости. Давайте с ними поздороваемся.
II.Актуализация знаний
Чтобы узнать тему и цель нашего урока, мы проведем брейн – гинг. Отвечать можно хором ( вопросы по ИЗО) (открываем 1 букву с которого начинается слово )
1.-Как называется картина, на которой изображен человек? портрет
2.- Желтый смешаем и красный,
Какой получаем цвет? (оранжевый)
7. Какой цвет в радуге расположен между оранжевым и зелёным? (желтый)
5 .8. Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это (натюрморт.)
10.-Отгадайте слово, имеющие два разных значения.
Не только часть руки, но и инструмент художника. (кисть)
П о д с н е ж н и к
III. Сообщение темы и цели урока
- Как же называется произведение, над которым мы работаем?
- Сказка – пьеса С. Я. Маршака «12 месяцев».
- Сегодня на уроке мы обобщим знания по данному произведению, которое мы изучали на прошлых уроках, и конечной целью будет создание книжки – самоделки, используя правила композиционного построения, цветовое решение героев сказки и в целом композиции.
– Мы взялись за хорошее, но сложное дело. Мне очень хочется вам помочь, поэтому я вам предлагаю стратегический план действий, которые приведут нас к успешному результату.
IV. Работа над произведением
Стратегический план действий |
№п.п | план | пути решения |
1 | Начало | |
2 | Определить цель проекта | Создание книжки - самоделки |
3 | Использовать информация, пользуясь различными источниками | - содержание произведения -цветовое решение -характеристика поступков героев -работа на компьютере - инсценировка сказки |
4 | Выполнить цветовое решение композиции к иллюстрации | - спектр круга - теплые и холодные цвета, их роль в жизни человека - смешивание цветов |
5 | Изготовить книжку - самоделку | - поэтапное расположение иллюстраций |
6 | Подведение итогов работы | - разгадывание кроссвордов |
7 | Завершение урока | Д.з - отрывок наизусть - рисунок «Весенние цветы» |
1. Характеристика поступков героев
- Чтобы выбрать правильное цветовое решение при оформлении иллюстрации, нам необходимо дать характеристику героям сказки. Какие рисунки вы подготовили?
- На какие 2 группы их можно разделить по их поступкам?
Положительные отрицательные
Старуха – мачеха - Падчерица
Дочка Профессор
Королева Канцлер
Канцлер Двенадцать месяцев
Глашатай
Белка
Двенадцать месяцев
( злая, завистливая, жадная, глупая, ленивая, вежливая, трудолюбивая, приветливая, добрая, капризная, умный , терпеливый, угодливый, справедливые)
2. Работа с цветом
- Ребята, сегодня мы говорим, обсуждаем сказку «12 месяцев». Среди этих месяцев есть теплые и холодные. Чтобы передать состояние тепла и холода художники используют краски. Давайте вспомним их. Теплые цвета напоминают нам солнце, огонь, холодные ассоциируются со снегом, льдом, водой, светом луны.
3. Содержание произведения
- Ребята, Самуил Яковлевич написал немало сборников для детей. Послушайте, вот что автор говорил о сказках.
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку запомнил и ты.
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится зерно доброты
- Ребята, а что такое сказка? Какие сказки вы знаете?
Д: Сказка – это литературное произведение, которое сочетает в себе вымышленные элементы. Сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных.
- А к какому типу сказок мы отнесем сказку С.Я.Маршака 12 месяцев?
Д: - Это волшебная сказка.
-Ребята, заметьте это не просто сказка, а сказка – пьеса. А в чем отличие простой сказки от сказки-пьесы?
Д: - Сказка-пьеса имеет отличия: и это наличие ремарок, распределение ролей.
-А что такое пьеса?
Д: Пьеса - произведение для театрального представления
-Сейчас мы отправимся в сказку
4. Инсценирование 2 части
5. Работа по компьютеру
- Для того, чтобы выполнить свои иллюстрации, вы познакомитесь с иллюстрациями художников – оформителей. Ваша задача: выбрать те картинки, которые соответствуют вашей картине.
1 Урок Королевы
2 Мачеха с дочкой выгоняют падчерицу
3 Встреча в лесу у костра
Вывод
- Ребята, вы посмотрели театр сказки, поработали с иллюстрациями художников, а теперь перейдем к художественному процессу. Чтобы перейти к творческой работе, вы должны вспомнить, как работают художники цветом, создавая оттенки холодного и теплого цветов. Гармоничное сочетание цветов в картине – колорит, с помощью которого можно передать настроение (холода, тепла, радость, грусти)
6. Творческая работа ( изображение в цвете)
- Ребята, сейчас вы приступите к творческой работе, создавая композиции в цвете, используя правила цветоведения. А песня В.Толкуновой «Сказки гуляют по свету» будет способствовать творческой атмосфере.
7. Изготовление книжки - самоделки
- Возьмите свои работы и подойдите ко мне, посмотрите, пожалуйста на наш план стратегических действий. Справились ли мы с ним?
-Нет. Нужно подвести итог.
8. Разгадывание кроссвордов (интегрированные задания)
1 | к | о | р | з | и | н | а | |
| 2 | з | о | л | о | т | о | |
| 3 | х | в | о | р | о | с | т |
Что выбирали, сидя у печи, мачеха с дочерью?
Что обещала королева за подснежники?
Что принесла падчерица из леса в первый раз?
| | | | | 1 | а | п | р | е | л | ь | |
| | | 2 | з | о | л | о | т | о | | | |
| | | | | | 3 | б | е | л | к | а | |
| | 4 | о | г | о | н | е | к | | | | |
| | | | | | | ж | | | | | |
5 | з | а | п | о | в | е | д | н | а | я | | |
| | 6 | д | в | е | н | а | д | ц | а | т | ь |
| | | | | 7 | ф | е | в | р | а | л | ь |
| | | 8 | м | а | р | т | | | | | |
Кто из 12 месяцев подарил падчерице колечко?
Что было обещано мачехе за подснежники?
Кто разбудил в лесу падчерицу?
Что увидела падчерица, сидя на ветке в лесу?
Как назвал Январь дорожку, по которой к костру пришла падчерица?
Сколько месяцев увидела падчерица у костра в лесу?
Кому из месяцев принадлежат эти слова:
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи.
Вихри, вьюги и бураны
Разыграйтесь к ночи.
Кому из месяцев принадлежат эти слова:
Снег теперь уже не тот-
Потемнел он в поле.
| 1 | п | о | д | с | н | е | ж | н | и | к | и |
| 2 | п | р | о | ф | е | с | с | о | р | | |
| 3 | т | а | б | л | и | ц | у | | | | |
| 4 | ч | е | р | н | и | л | а | | | | |
5 | к | о | р | о | л | е | в | а | | | | |
Что в подарок к новому году захотела королева?
Кто обучал королеву?
Что не знала королева в арифметике?
Во что вымазала пальцы королева при письме?
Кто в королевстве издаёт новые законы?
-Какие слова получились? Добро побеждает зло!
V.Подведение итогов урока
- Ребята, вы сегодня на уроке были в роли оформителей, и у вас получилась чудесная книжка – раскладушка, которая украсит ваш класс. Мы благодарим вас за отзывчивость, сопереживание, эстетическое отношение, творчество.
Рефлексия
(за оценку, которую заслуживаем)
Д.з. отрывок наизусть
- рисунок «Весенние цветы»