СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый интегрированный урок по биологии-химии в 9 классе на тему "Белки, их строение и биологическая роль"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательная -познакомить учащихся с основными компонентами живых клеток – белками, их строением, функциями и ролью в природе.

Развивающая: развивать положительные мотивы к исследовательской деятельности, применять творческий подход к решению поставленной проблемы, развивать умение наблюдать, сравнивать и обобщать результаты опытов; продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами химической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, создание условий для формирования мыслящей и творческой личности, способной к самовыражению.

Просмотр содержимого документа
«Открытый интегрированный урок по биологии-химии в 9 классе на тему "Белки, их строение и биологическая роль"»

Щербиновский район



муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 муниципального образования

Щербиновский район село Екатериновка


Открытый урок биологии в 9 классе Тема: «Функции белков» Учитель: Булгакова Марина Сергеевна 24.09.2014г

Цели:

  • организовать познавательную деятельность учащихся на уровне восприятия и первичного осмысления материала о функциях белков; содействовать закреплению знаний учащимися о составе и строении белков;

  • способствовать развитию умений наблюдать, анализировать, делать выводы; продолжить формирование практических навыков в процессе исследования и навыков самостоятельной работы с текстом учебника;

  • воспитывать здоровый образ жизни и культуру общения учащихся.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.

Средства обучения: таблица «Структуры белка», компьютер.

Методы: наглядные, практические, проблемного изложения, частично поисковый, поисково-исследовательский.

Оборудование: Раствор яичного белка альбумина (белок одного куриного яйца развести в 0,5 л воды), концентрированная азотная кислота, молоко, уксусная кислота, пробирки, штатив, химические стаканы, стеклянные палочки, спиртовка, держатель.





























Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к учебному занятию, организация внимания школьников.

Ребята! Посмотрите на меня, сделайте глубокий вдох, теперь выдох. И начинаем работать.

II. Этап подготовки учащихся к изучению нового материала

1. Для начала проведём теоретическую разминку.

Беседа по вопросам:

  1. Что такое биополимеры? Приведите примеры биополимеров.

  2. Какие вещества называются белками или протеинами?

  3. Что такое первичная структура белка? Какими связями поддерживается? (у доски показ по таблице «Структуры белка»)

  4. Что представляет собой вторичная структура белка? Какими связями поддерживается?

  5. Что представляет собой третичная структура белка? Какими связями поддерживается?

  6. Что представляет собой четвертичная структура белка?

  7. Что такое денатурация белка?

2. Эксперимент.

А теперь я попрошу вас понаблюдать за проводимым мною экспериментом и прокомментировать его:

Демонстрационный опыт 1:

В пробирку наливают 10-15 мл раствора белка альбумина и нагревают в пламени горелки.

Что мы наблюдаем? Прокомментируйте наблюдаемое явление.

(Появляется осадок белка еще до того, как жидкость закипит. Белок свертывается, процесс денатурации необратим).

Демонстрационный опыт 2:

В пробирку наливают 10—15 мл белка и добавляют 10 мл концентрированной азотной кислоты.

Что мы наблюдаем? Прокомментируйте наблюдаемое явление.

(Образуется белый аморфный осадок белка. Концентрированные кислоты вызывают также необратимую денатурацию).

Какой вывод мы можем сделать из проведенного исследования?

(Действие высоких температур, концентрированных кислот вызывают денатурацию белков)

Ребята! Почему при попадании кислоты на кожу проис­ходит ожог? (происходит необратимая денатурация белков)

Почему повышение температуры тела до 42 градусов у человека приводит к смерти? (происходит необратимая денатурация белков)

А сейчас вы самостоятельно проведёте эксперимент.

Перед вами молоко. Внимание, вопрос.

- Как вы думаете, почему в школах нашей области детям дают молоко?

(молоко – ценнейший продукт питания содержит сразу три вещества: жир, углевод – лактозу и, конечно же, белок – казеин, который так необходим растущему организму).

Сейчас вы его сами обнаружите. Добавьте в стаканчики с молоком несколько капель уксусной кислоты.

- Что вы наблюдаете? Прокомментируйте наблюдаемое явление (казеин сворачивается и образуется творожистый осадок (творог)).

- Можно из этого молока (демонстрируется молоко) сварить кашу? (да)

- А из этого? (демонстрируется молоко, в котором казеин свернулся) (нет)

- Могут ли денатурированные белки выполнять свои функции? (При нарушении природной структуры белки не могут выполнять свои функции).

- Так какая же тема сегодняшнего урока? (функции белков).

Запишите, пожалуйста, тему урока в тетради (тема на слайде 1).

А теперь давайте попытаемся сформулировать цели. Учитель обобщает сказанное.

III. Изучение нового учебного материала

1. Презентация функций белков

Анализ фото и рисунков на слайдах.

Слайд 2

Проанализируйте изображения на слайде. Почему белки выполняют строительную функцию? Белки входят в состав всех клеточных мембран и органоидов клетки. Преимущественно из белка состоят стенки кровеносных сосудов, хрящи, сухожилия, волосы и ногти.

Слайд 3

Проанализируйте изображения на слайде. Почему белки выполняют каталитическую или ферментативную функцию? Специальные белки — ферменты способны ускорять биохимические реакции в клетке в десятки и сотни миллионов раз. Известно около тысячи ферментов. Каждая реакция катализируется своим особым ферментом.

Слайд 4

Проанализируйте изображения на слайде. Почему белки выполняют двигательную функцию? Двигательную функцию выполняют особые сократительные белки. Благодаря им двигаются реснички и жгутики у простейших, перемещаются хромосомы при делении клетки, сокращаются мышцы у многоклеточных, совершенствуются другие виды движения у живых организмов.

Слайд 5

Проанализируйте изображения на слайде. Почему белки выполняют транспортную функцию? Клетки крови – эритроциты содержат белок гемоглобин, который переносит кислород из легких к клеткам других тканей и органов.

В мышцах эту функцию выполняет белок миоглобин. Белки сыворотки крови способствуют переносу липидов и жирных кислот, различных биологически активных веществ. Транспортные белки в наружной мембране клеток переносят различные вещества из окружающей среды в цитоплазму.

Слайд 6

Проанализируйте изображения на слайде. Почему белки выполняют защитную функцию?

Клетки крови – лейкоциты дозревают в тимусе (вилочковая железа) и лимфатических узлах, превращаясь в лимфоциты. Последние делятся, образуя антитела, которые блокируют чужеродные белки. Таким образом, специфические белки предохраняют организм от вторжения чужеродных бел­ков и микроорганизмов;

фибрин и тромбин предохраняют организм от кровопотери.

Слайд 7

Проанализируйте изображения на слайде. Почему белки выполняют регуляторную функцию? На слайде представлена эндокринная система человека. Эндокринные железы выделяют в кровь гормоны, которые имеют белковую природу. Они поддерживают постоянные концентрации веществ в крови и клетках, участвуют в росте, размножении и других жизненно важных процессах. Например, инсулин регули­рует содержание сахара в крови.

Слайд 8

Проанализируйте изображения на слайде. Почему белки выполняют сигнальную функцию? В мембра­ну клетки встроены белки, способные изменять свою третич­ную структуру в ответ на действие факторов внешней среды. Так происходит прием сигналов из внешней среды и переда­ча информации в клетку.

Слайд 9

Проанализируйте изображения на слайде. Почему белки выполняют энергетическую функцию? Белки могут выполнять энергетическую функцию, яв­ляясь одним из источников энергии в клетке. При полном расщеплении 1 г белка до конечных продуктов выделяется 17,6 кДж энергии.

2. Самостоятельная работа (слайд 10) с текстом учебника на с.27-28.

Прочитать текст и заполнить таблицу «Функции белков» в рабочей тетради на печатной основе – с.12-13

IV. Закрепление учебного материала (слайд 11)

Ответить на вопросы:

1. Какие функции белков вам известны?

2. При окислении 1 г белков выделяется столько же энергии, сколько при окислении 1 г углеводов. Почему организм использует белки как источник энергии только в крайних случаях?

3. Почему белок коллаген, входящий в состав волокнистой структуры, находящийся в тканях кожи, добавляют в косметические кремы по уходу за кожей?

4. Почему пересаженные органы: почки, печень часто отторгаются у пациентов?

5. Шерсть содержит белок кератин, почему при стирке в воде с t° = 90° -100 шерсть садится?

V. задание на дом (слайд 12)

Задание на дом: §1.5, вопросы 1 - 5, стр. 29.

По желанию подготовить сообщения: «Антитела – наши защитники», «Белки – ферменты», «Белки – гормоны».

VI. Этап подведения итогов занятия

VII. Этап рефлексии (слайд 13)

Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения: (на слайде)

Больше всего мне понравилось........

Теперь я буду знать.........

Сегодня я понял (а), что .......

Отзыв

об открытом уроке биологии Булгаковой М.С. в 9 «б» классе.


Дата: 2014 года.

Тема: «Функции белков»

Урок биологии проводился для достижения определённых целей:

  •   организовать познавательную деятельность учащихся на уровне восприятия и первичного осмысления материала о функциях белков; содействовать закреплению знаний учащимися о составе и строении белков;

  • способствовать развитию умений наблюдать, анализировать, делать выводы; продолжить формирование практических навыков в процессе исследования и навыков самостоятельной работы с текстом учебника;

  • воспитывать здоровый образ жизни и культуру общения учащихся.

План урока был составлен с учетом фаз процесса усвоения: организовано своевременно припоминание, восприятие, осознание, осмысление изученного материала. 
   На каждом этапе урока использовались речевые фазы, как необходимое условие разворачивания полного цикла процесса усвоения на уроке и как средства завершенности каждого этапа урока.

   Марина Сергеевна, применяя речевые фазы, основной упор делала на организованный диалог, как один из видов речевой фазы. Для успешности данного вида деятельности и включенности каждого учащегося в учебно – воспитательный процесс учитель проговаривала четкие инструкции для учащихся.    
   На уроке использовалась теоретическая разминка: на припоминание необходимых понятий, на осознание, на осмысление нового изученного материала. 

Выполнение индивидуальной работы (эксперимента) было подготовлено основной частью урока, рефлексией, которая проводилась по этапам урока и как показала проверка работы, большинство учащихся класса справились с лабораторной работой по изученному новому материалу, успешно.

Учитель умело владеет технологией на диалоговой основе, информационно – коммуникационной технологией: насыщенная слайдовая презентация для изучения нового материала и закрепления изученного.

     Марине Сергеевне удалось реализовать намеченное на урок. Благодарим учителя за возможность познакомиться с опытом ее работы. 





Учитель биологии МАОУ СОШ № 6 Т.А. Белозёрова



Отзыв

об открытом уроке биологии Булгаковой М.С. в 9 классе.


Дата: 2014 года.

Тема: «Функции белков»

                Урок проведён на высоком методическом уровне. Обучение учащихся осуществлялось путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Использование коллективного способа обучения в процессе урока позволило преподавателю увеличит время для индивидуальной помощи учащимся.

                Преподаватель умело организовывал познавательную деятельность учащихся по отработке основных понятий темы урока наряду с индивидуальной работой, групповую- как ведущую форму обучения, в которой удачно сочетались методы:( эвристический, объяснительно- иллюстративный, словесный и т.д.) Каждый ученик самостоятельно смог изучить указанный теоретический материал, выполнить своё практическое задание, затем объяснить свой теоретический вопрос напарнику, выслушать в свою очередь теоретическое задание напарника, обменяться практическими заданиями, выполнить их самостоятельно и сверить правильность выполнения обеих практических работ.

                  Учащиеся продемонстрировали умение решать учебные задачи, выполнять задания по предлагаемому алгоритму, делать выводы, отстаивать своё мнение, работать в группе, оценивать себя и товарища.

                  Рефлексия, проведённая преподавателем в конце урока, показала, что тема урока и её основные понятия были усвоены. Цель урока соответствовала его конечным результатам.




Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе Ю.Ю.Иванова


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!