СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый интегрированный урок по географии и биологии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый интегрированный урок по географии и биологии по теме "Население Африки. Современная политическая карта"

Просмотр содержимого документа
«Открытый интегрированный урок по географии и биологии»

БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж»





Урок по теме

«Население Африки»







Из опыта работы преподавателя

Бухтеевой Оксаны Алексеевны












2017 год

Тема: Население Африки. Современная политическая карта.

Цели: познакомить обучающихся с составом населения, сформировать представление о размещении населения и установить зависимость размещения населения от исторических и природных факторов, познакомить с современной политической картой, совершенствовать умения работы с географическими картами.

Задачи урока:

  • Совершенствовать умения работать с текстом учебника, атласом, справочной литературой, интернет-ресурсами.

  • Обеспечить развитие способностей высказывать суждения, делать выводы.

  • Воспитывать умение работать в коллективе; развивать взаимопомощь.

  • Развивать творческие способности и познавательный интерес.

Оборудование: Физическая и политическая карты мира, учебник, тетрадь, атласы, компьютер, интернет - ресурсы.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

  1. Организация урока.

  2. Постановка учебных задач.

  3. Повторение изученного материала.

  4. Изучение новой темы.

  5. Практическая часть урока.

  6. Итог урока. Оценивание ответов обучающихся.

  7. Домашнее задание.

Ход урока.

Организационный момент. (Прозвенел опять звонок, начинаем наш урок.)

Ответьте ребята, о каком материке загадка?

Там мыс Игольный,

Мыс Альмади,

Сухие русла рек там – Вади,

Там реки быстро протекают

И в разные моря впадают.

Там есть вулкан Килиманджаро

Наделал много он пожаров. (Африка)

Тема сегодняшнего урока «Население Африки. Современная политическая карта».

Прежде чем изучить новую тему, мы должны вспомнить пройденный материал.

 Актуализация ЗУН - на знание географической номенклатуры, на знание особенностей, на знание содержание основной части материала:

  • Назови и покажи на карте крайние точки материка Африка.

  • Назови самую длинную речную систему мира.

  • Покажи на карте внутренние воды Африки и др.

  • Объясните нам смысл пословиц и словосочетаний жителей Африки:

«В Сахаре ветер встает и ложится вместе с солнцем»

«В пустыне приятно встретить даже разбойника»

«Беспомощен как слон, опутанный баобабовой веревкой»

«Лекарство для завистников – пустыня»

«Для дела нужен мир, а для поездки – сухая погода»

Обозначить объекты на контурной карте Африки.

Вопросы обучающимся:

  • В каких климатических поясах расположена Африка?

  • Какие природные зоны размещены в этих поясах?

Просмотр видеофрагмента «Природные зоны Африки». Какие природные зоны показаны на видеофрагменте? (Зона саванн и редколесий, зона пустынь и полупустынь, зона переменно-влажных и влажных экваториальных лесов и область высотной поясности).

  • Назовите причины формирования разных природных зон.

  • Влияет ли климат на расселение людей, образ жизни, культуру?


Работа по теме урока.

Как вы думаете, о  чем идет речь, если слышите: берберы, арабы, туареги, зулусы, банту, эфиопские племена? (о населении Африки). Тема сегодняшнего урока «Население Африки. Современная политическая карта».

Слайд №1

- Что будем изучать сегодня на уроке? (население Африки)  

- Что вам известно о населении Африки?

Слайд №2

- Эпиграфом нашего урока послужат строки, современного эфиопского поэта Аяльнэха Мулату (учитель читает эпиграф).

Не так названье важно для страны

И очертания не так важны,

Как важно то, кто в том краю живет,

Зачем живет и чем живет народ.

Узнать любой страны особый нрав

Мы сможем, лишь людей её узнав.


Сегодня мы постараемся совершить путешествие по Африканскому континенту. Цель нашего исследования познакомиться с населением Африки.

- Как вы думаете, для чего нам необходимы знания о народах, населяющих Африку?

-Из каких источников информации можно узнать о населении?

На сегодняшнем уроке мы узнаем, какие народности живут в Африке, про колониальное прошлое народов, познакомимся с их культурой, прослушаем сообщение о племенах, живущих в Африке и посмотрим научно-популярный фильм «Население Африки»

Слайд №3

На доске даны вопросы новой темы. Ваша задача – ответить на эти вопросы в конце урока.

Поэтому, сейчас прочтите эти вопросы и будьте внимательны, слушая новую тему (студент читает вслух).

1. Есть ли различия между черными и белыми людьми?

2. Как повлияло рабство на численность населения и хозяйство Африки?

3. Какие народы проживают в Африке?

4.Какие условия жизни и традиции у этих народов?

Тема нашего занятия «Население Африки». (откройте тетради и запишите тему урока)

Начнем с повторения:

  • На какие основные расы делится население Земли? (европеоидная, монголоидная, экваториальная)

  • Какие внешние признаки имеет каждая раса? (найдите и прочитайте в учебнике)

Слайд №4,5

Перенесите схему в свою тетрадь. Некоторые специалисты выделяют еще промежуточную расу. Найдите в параграфе описание людей этой расы.

Учитель рассказывает, иллюстрируя свой рассказ слайдами.

ОБЪЯСНЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:

1) Население.

Африка занимает центральную часть нашей Земли. Пересекает экватор. Это самый жаркий материк нашей планеты. Самый большой по площади (30,3 млн. км2), численность населения 1 млрд человек.

Африка - прародина человека. Здесь в породах найдены орудия труда и останки человека имеющие возраст 27 млн лет. Давайте вспомним из биологии, а как выглядел первый человек?

  1. Homo Habillis - человек умелый, рост 150 см, масса мозга 650 гр., зубы человеческого вида, изготавливал примитивные режущие и рубящие орудия из гальки. Повышенный волосяной покров.

  2. Homo erectus – человек прямоходящий, рост 160 см, объем мозга 800-1200 см3. Умел изготавливать каменные орудия труда и поддерживать огонь. Повышенный волосяной покров.

  3. Homo sapiens – человек разумный. Истинное прямохождение. Позвоночник приобрел S-форму. Большой палец стопы принял на себя функцию опоры. Тазовые кости более широкие, уплощение грудной клетки. Средний рост 165-170см3. Масса мозга 1350-1500 гр. Человек обладает сознанием, мышлением. Общается с помощью речи.

2)Колониальное прошлое материка 

Давайте вспомним имена исследователей Африки. (Португалец Васко да Гама, англичанин Давид Ливингстон, русский путешественник В.В.Юнкер, советский ученый Н.И.Вавилов.)

Колонизация материка началась в средние века. К началу 20 века почти всю территорию Африки поделили между собой капиталистические страны Европы, превратив Африку в материк колоний (стран, лишенных политической и хозяйственной самостоятельности).

Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, отнимали лучшие земли, сгоняли с родных мест в малопригодные для жизни.

Они беспощадно грабили страны: вывозили полезные ископаемые, древесину, продукты земледелия.

Длительное господство колониальных стран задержало хозяйственное и культурное развитие африканских стран.

В середине 20 века Африка стала материком национально-освободительной борьбы. Теперь на материке все страны независимые. Несмотря на это, во многих странах Африки люди продолжают умирать от голода и болезней.

Северо-восточная часть побережья Африки входит в дугу нестабильности


Слайд №6 Современное население Африки относится к трем человеческим расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной.



Слайд №7

Среди мировых религий в Африке преобладают  ислам и христианство. Их исповедует в основном пришлое население. Основная  часть коренного населения остается приверженцем традиционных африканских религий.


Слайд №8

В Африке проживает более 200 народов, относящихся к 16 языковым семьям.


Учитель: А теперь обучающиеся группы расскажут вам о некоторых особенностях коренных народов Африки. Это наши этнографы, они нас познакомят с бытом, культурой и традициями Народов Африки.

Регионы:

  1. Народы Северной Африки.

  2. Народы Восточной Африки.

  3. Народы Южной и Центральной Африки.

  4. Народы Западной Африки.


Слайд №9 «Народы Северной Африки»

Представители европеоидной расы живут в основном на севере Африки. Это арабские народы (алжирцы, марокканцы, египтяне), которые исповедуют ислам, а так же берберы, говорящие на берберском языке.


Слайд №10 «Народы Восточной Африки»

Кушитские народы образовались в результате смешения европеоидной и экваториальной рас. Включает в себя эфиопские, сомалийские народы, амхара.


Слайд № 11 «Народы Южной и Центральной Африки»

Самая многочисленная группа – народы банту. На юге живут бушмены, готтентоты, относящиеся к монголоидной расе, а также представитель экваториальной расы - африканеры.


Слайд №12 «Народы Западной Африки»

Большую часть материка южнее Сахары заселяют негроиды, которые составляют африканскую ветвь экваториальной расы. Среди негроидов имеются значительные различия в цвете кожи, росте, чертах лица, форме головы. Например, самые высокие народы - тутси, масаи, нилоты – имеют средний рост 180-200 см. В районе верховья Нила негроиды отличаются очень темным, почти черным цветом кожи.

Народы зоны экваториальных лесов – пигмеи, малорослы (ниже 150 см) – это самый малочисленный народ Африки, численность которого неуклонно падает.

Заполнение каждым обучающимся таблицы на основе анализа учебника, карты народов и просмотра слайдов

Расы

Народы

Место проживания

Религия


Характерные черты

Европеоидная

Алжирцы

Север Африки

Ислам

Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо


Марокканцы


Египтяне


Берберы


Туареги

Негроидная раса

Тутси

Южнее Сахары

каталицизм

Рост 180-200 см. удивительно стройны и грациозны


Хими


Пигмеи






Малорослы (ниже 150 см). цвет кожи менее темный, губы тонкие, широкий нос, коренастые


Бушмены

В полупустынях и пустынях


Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо. Низкорослы, тонкокостны


Готентоты

Промежуточная раса

Эфиопы

Масаи

Эфиопское плоскогорье


Христианство, ислам.

Цвет кожи более светлый, но с красноватым оттенком кожи. Ближе к европеоидной расе.

Смешанная раса

(Монголоидная и негроидная)

Малагасийцы





Слайд №13

Все население Африки делится на коренное (люди, чьи предки проживали в данной местности) и пришлое (переселенцы из других территорий)

Пришлое население живет в районах с лучшими климатическими условиями: на побережье Средиземного моря (это французы), и на самом юге материка – африканеры - (потомки переселенцев из Нидерланд) и англичане.

Многие страны Африки имеют древнейшую культуру (Египет, Эфиопия, Гана, Судан). Сохранились замечательные памятники искусства: египетские пирамиды – чудо строительной техники, резьба по слоновой кости и дереву, скульптура из бронзы.

Некоторые ученые считают, что первыми успехами в развитии культуры человечество обязано главным образом Африке.

3) Размещение населения 

Вспомните, чему равна численность населения Земли? (7 млрд. человек)

Численность населения Африки - около 1 млрд. человек.

Откройте карту «Плотность населения. Народы» с.18-19 атласа. Найдите на карте территории с наибольшей плотностью населения. Каким цветом обозначены на карте эти районы? (коричневым)

Наиболее плотно заселены северные районы материка и побережье Гвинейского залива

Какие части Африки не заселены? В пустыне Сахара плотность очень низкая, есть незаселенные территории.

Работа по карте «Плотность населения. Народы».

Чему равна доля народов, численность которых меньше 10 млн человек?

12%

Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 5 до 10 млн жителей.

Каир, Лагос, Киншаса

Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 1 до 5 млн жителей .

Дакар, Конакри, Абиджан, Аккра, Браззавиль, Луанда, Кейптаун, Мапуту, Хараре, Дар-Эс-Салам, Аддис-Абеба, Алжир, Триполи

На карте видно, что основная часть городов расположена на побережье. С чем это связано?

Наиболее благоприятные природные условия

Как вы думаете, какие причины влияют на размещение материка?

На размещение населения влияют в основном природные факторы, а также исторические причины, в первую очередь воздействие работорговли и колониального господства.

Заполнение таблицы.

Основные районы с высокой и низкой плотностью населения

Район


Плотность, чел/км2

Причины


Северная Африка

Юго-западная Африка

Побережье Средиземного моря

Побережье Гвинейского залива

Юг материка

Вдоль реки Нил

В районе озер







Вывод: население распределяется крайне неравномерно: очень большие пространства материка имеют низкую (от 1 до 50 чел. на км2) плотность; значительные территории вообще не заселены; более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек, на берегах озер.

Учитель: Вашему вниманию подготовлен фильм «Народы Африки». Обратите внимание на вопросы, поставленные в начале урока.

Ребята, вы только что посмотрели фильм. Как вы думаете, легко ли живется людям в Африке? Хорошие ли условия созданы для учебы детей? Хотели бы вы оказаться среди детей Африки?

А теперь давайте ответим на вопросы, записанные на доске (обучающиеся читают вопросы и отвечают на них)


Продолжите фразу:

Сегодня на уроке мне запомнилось….

Больше всего мне понравилось….

Сегодня я смог(ла)…..





Вопросы:

  1. Самый низкорослый народ на Земле, обитающий в экваториальных лесах (пигмеи).

  2. Народ, населяющий пустыню Сахару, ведущий кочевой образ жизни (арабы).

  3. Жители острова Мадагаскар (малагасийцы).

  4. Стройные высокорослые народы саванны восточной части материка (тутси, нилоты, масаи).

  5. Представители южной ветви европеоидной расы, населяющие север Африки (арабы).

  6. Потомки европейских переселенцев из Нидерландов, населяющие юг Африки (африканеры).

Рефлексия (Что вы нового узнали на уроке? Какой вид работы вам больше понравился? )

Сегодня мы постарались совершить путешествие по Африканскому континенту. Мы познакомились с населением Африки. Открыли много нового и интересного. Цель нашего исследования достигнута.

Итог урока. Оценивание ответов учащихся



Домашнее задание. (Слайд №15)

§ 30, нанести на контурную карту государства материка. Подготовить сообщения о странах Африки: Египет, Алжир, Сомали, ЮАР. Можно использовать интернет - ресурсы (Знакомство со страной http://www.krugosvet.ru/ )











Приложение 2

Основные народы Африки



Расы

Народы

Место проживания

Религия


Характерные черты

Европеоидная





Негроидная раса








Промежуточная раса







.

Смешанная раса

(Монголоидная и негроидная)




















Приложение 3





Основные районы с высокой и низкой плотностью населения



Район


Плотность, чел/км2

Причины


Северная Африка


Юго-западная Африка


Побережье Средиземного моря


Побережье Гвинейского залива


Юг материка


Вдоль реки Нил


В районе озер

















Приложение 1

    1. Назовите и покажите на карте крайние точки материка Африка.

    2. Назовите самую длинную речную систему мира.

    3. Покажите на карте внутренние воды Африки.

    4. В каких климатических поясах расположена Африка?

    5. Какие природные зоны размещены в этих поясах?



  • Объясните нам смысл пословиц и словосочетаний жителей Африки:

      1. «В Сахаре ветер встает и ложится вместе с солнцем».

      2. «В пустыне приятно встретить даже разбойника».

      3. «Беспомощен как слон, опутанный баобабовой веревкой».

      4. «Лекарство для завистников – пустыня».

      5. «Для дела нужен мир, а для поездки – сухая погода».



Вопросы:

1.Самый низкорослый народ на Земле, обитающий в экваториальных лесах.

2.Народ, населяющий пустыню Сахару, ведущий кочевой образ жизни.

3.Жители острова Мадагаскар.

4.Стройные высокорослые народы саванны восточной части материка.

5.Представители южной ветви европеоидной расы, населяющие север Африки.

6.Потомки европейских переселенцев из Нидерландов, населяющие юг Африки.











На всякий случай!!!

Африка – прародина человека, это смешение рас,

- Вспомним, какие народы, населяют материк.

(на доске записаны ответы под буквами):

а) арабы;

б) пигмеи;

в) эфиопы;

г) тутси, нилоты, масаи;

д) малагасийцы

е) бушмены, готтенготы



 составить описание населения Мадагаскара по плану.

Население острова Мадагаскар

  1. На территории острова проживают малагасийцы.

  2. Наиболее плотно заселены побережье Индийского океана на юге и юго-востоке острова. Средняя плотность населения от 10 до 100 человек на км.

  3. Редкое население в северо-западной и центральной частях острова. Наименьшая плотность – менее 1 чел.на км2.


Что такое? Кто такой? (на доске записаны географические названия, уч-ся должны дать краткий ответ, одним словом)

  1. Намиб – пустыня

  2. гепард – животное

  3. Чад – озеро

  4. Сомали – полуостров

  5. баобаб – растение

  6. Таньганьика – озеро

  7. вельвичия – растение

  8. Килиманджаро – вулкан

  9. жираф – животное

  10. бушмен – народ

 Выберите правильные утверждения (учитель читает утверждения, а уч-ся в тетрадях записывают свои ответы: если согласны записывают +, если не согласны -)

  1. Экватор пересекает Африку почти посередине.

  2. Ближе всего из материков к Африке расположена Антарктида.

  3. Африку пересекают северный и южный тропики.

  4. Большая часть Африки лежит в Южном полушарии.

  5. Крайняя северная точка Африки — мыс Игольный.

  6. У берегов Африки лишь один крупный остров — Мадагаскар.

  7. В Африке преобладают возвышенности и плоскогорье.

  8. Высшая точка Африки — гора Кения.

  9. В восточной части материка протянулся Великий разлом.

  10. Большая часть материка лежит в экваториальном климатическом поясе.

  11. Африка — самый жаркий материк.

  12. Больше всего осадков выпадает в Атласских горах.

  13. Водопад Виктория открыт Д. Ливингстоном.

  14. Баобаб — растение саванн.

  15. В саваннах живет лев — самое быстроногое животное.

  16. В саваннах юга Африки живут пигмеи.

  17. Арабы населяют север материка.

  18. Крупнейшее государство Африки — Судан.


  














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!