СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый классный час на тему "Имя беды – наркотики"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие у подростков осознанного неприятия наркотиче­ских средств как способов воздействия на свою личность; воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем; способствовать осознанию подростками наркомании как болезни, не только сжигающей физические силы человека, но и уничтожающей его как личность; развитие умений отстаивать свою точку зрения, видеть главное в рассуждениях оппонен­тов; развитие умений анализа и самоанализа, оценки и самооценки

Просмотр содержимого документа
«Открытый классный час на тему "Имя беды – наркотики"»

Имя беды – наркотики

Ничто нельзя взять у природы искусственно…

с помощью опиума или вина.

То, что называют у нас наркотическими

веществами, не есть вдохновение, а искусственное возбуждение и раздражение.

Ралф Эмерсон

американский философ, поэт

Цель: развитие у подростков осознанного неприятия наркотиче­ских средств как способов воздействия на свою личность; воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем; способствовать осознанию подростками наркомании как болезни, не только сжигающей физические силы человека, но и уничтожающей его как личность; развитие умений отстаивать свою точку зрения, видеть главное в рассуждениях оппонен­тов; развитие умений анализа и самоанализа, оценки и самооценки.


определение понятия «наркотики» и влияние наркотиков на психическое и физическое здоровье человека.

Задачи:

определить стадий употребления наркотиков;

выявить причины развития наркомании у человека;

определить внешние признаки наркомана;

познакомить с подходами лечения наркоманов;

определить 10 хороших причин, сказать нет наркотикам.


Участники: учащиеся 7 класса, классный руководитель.


Оборудование:

- Power Point – презентация «Имя беды - наркотики»;

- анкета «Выявление уровня распространения поведенческих болезней в молодёжной среде»;

- тест «Умей сказать: «Нет»;

- игра «Мифы»;

- плакаты «Мы против наркотиков!», «Скажи наркотикам – нет!».


Форма проведения: пресс-конференция.


Содержание классного часа

1. Вводное слово учителя.

С каждым годом все более серьезной опасностью становится распространение наркотиков и потребление их подростками. Со страниц газет «кричат» заголовки: «Молодежь выбирает самоубий­ство», «Старых наркоманов не бывает», «Наркотики или жизнь».

В Российской Федерации принята концепция государственной политики по контролю за наркоманами, утвержденная Президен­том России. Эта страшная проблема привлекла внимание общест­венности, прошли специальные слушания в Государственной Думе, а администрации некоторых регионов приняли различные поста­новления. Во всех этих материалах борьба с наркоманией признана общегосударственной задачей.

2. Обсуждение целей и задач классного часа.

Целью нашего классного часа является определение понятия «наркотики» и влияние наркотиков на психическое и физическое здоровье человека.

Задачи, которые нам сегодня предстоит решить:

определить стадий употребления наркотиков;

выявить причины развития наркомании у человека;

определить внешние признаки наркомана;

познакомить с подходами лечения наркоманов;

определить 10 хороших причин, сказать нет наркотикам.

3. Основная часть.


Вопрос. Что такое наркотики?

Ответ. Наркотики - это ядовитые вещества и соединения.

Их классификация такова:

во-первых, это яды растительного происхождения, исполь­зуемые в чистом виде (марихуана, гашиш, получаемые из индий­ской конопли; грибы);

во-вторых, это ядовитые вещества растительного происхож­дения, подвергаемые химической переработке (гашишное масло, опий, морфин, героин, кофеин, кокаин, крэк);

в-третьих, синтетические, то есть искусственно созданные соединения («Экстази», ЛСД, ацетон, бензин, клей «Момент» и др.).


Вопрос. Как человек втягивается в употребление наркотиков?

Ответ. Условно этот процесс можно разделить на несколько стадий: первая проба происходит, как правило, в группе сверстни­ков по совету более «опытных», из стремления «быть как все», зна­чительно реже - самостоятельно, из любопытства или по каким-либо личным мотивам («назло» родителям или как способ ухода от проблем). Дальше наблюдается «знакомство» с разными видами наркотиков или так называемое «поисковое» поведение («экспери­менты» с различными наркотиками).

Затем возникает групповая зависимость, то есть наркотики употребляются только в определенных условиях, например в зна­комой компании, отсюда рукой подать до формирования психиче­ской зависимости - наркотик употребляется для того, чтобы вновь испытать наркотическое опьянение или чтобы улучшить настрое­ние. И, наконец, неизбежно формируется физическая зависимость: наркотическое вещество включается в систему обмена веществ в организме (человек уже не может обходиться без наркотика, его отсутствие причиняет физические и душевные страдания.)


Вопрос. Кто становится наркоманом?

Ответ. Любой человек, употребляющий наркотики. Подростки чаще и легче становятся наркоманами из-за неустойчивости обмена веществ и психики. Среди подростков наркоманами обычно стано­вятся те, кто избегает любых физических или психологических на­грузок, нуждается в притоке легкой, развлекающей информации. Почти всегда они зависят от круга общения.

Другой тип характера подростков - наркоманов проявляется в склонности к «сильным» ощущениям, наркотическое опьянение для них - это способ «разрядиться», «ударить по мозгам».

Еще одна категория подростков - те, кто любит покрасоваться перед сверстниками, быть в центре внимания. На самом же деле они нередко испытывают сильную неуверенность в себе и исполь­зуют наркотик для повышения активности, преодоления страха, как способ «казаться больше, чем есть на самом деле».


Вопрос. Что может привести к развитию наркомании у чело­века?

Ответ. Во-первых, наследственная предрасположенность, то есть наличие среди близких родственников двух и более людей с зависимостью к алкоголю или наркотикам. Во-вторых, ослабленность вследствие физического или психического заболевания. И, в-третьих, временная неустойчивость психики из-за каких-либо житейских проблем. Кстати, стрессовым может быть и событие, значительно меняющее жизнь человека в лучшую сторону. Боль­шой успех, например. Среди наркоманов немало успешных и бла­гополучных людей.

Большую роль играет возраст, именно в подростковом возрас­те риск формирования наркотической зависимости наиболее высок.


Вопрос. Почему подростки наиболее подвержены наркомании?

Ответ. В подростковом возрасте очень сильно желание осво­бодиться от контроля и постоянного руководства со стороны взрослых, от необходимости выполнять «взрослые» правила и нор­мы. Особенно привлекает то, что не дозволено. «Запретным пло­дом», который, как известно, сладок, в этой ситуации становится наркотик. Подростки часто стремятся доказать в группе сверстни­ков свою «крутизну»; употребление в этих целях наркотиков пред­ставляется им очень сильным аргументом. Если же в компании кто-то предлагает попробовать наркотики, то не каждый сумеет отка­заться, так как именно группа сверстников становится для подро­стка источником норм, ценностей, стандартов поведения.


Вопрос. Как вести себя, чтобы избежать ситуации с наркоти­ками?

Ответ. Часто именно окружение начинает «давить» на подро­стка, провоцировать его, вынуждая попробовать наркотик. Чтобы избежать этого, необходимо помнить: совсем необязательно вы­полнять требования группы. И вообще, нужны ли «друзья», стре­мящиеся нанести тебе вред? Умей сказать: «Нет!». Можно исполь­зовать различные варианты отказа, например, назвать причину («Я знаю, что это опасно для меня», «Я уже пробовал, и мне не понра­вилось»). Ты не обязан объяснять всем свои причины. Иногда дос­таточно просто сказать: «Нет».

Часто бывает проще избегать ситуации (места, компании), в которых предлагают наркотики.

Легко ли вам говорить «нет»?

Узнать это вы сможете, ответив на вопросы теста.

1. Вы опаздываете на важную встречу. Вдруг раздает­ся телефонный звонок и ваш приятель сообщает, что ему нужно срочно обсудить нечто очень важное. Вы:

а) решительно говорите, что у вас нет времени, и предла­гаете перезвонить;

б) слушаете некоторое время, пытаясь понять, в чем же де­ло, а затем сообщаете, что спешите;

в) выслушиваете приятеля, обреченно глядя на часы.

2. Ваши одноклассники недоброжелательно встретили новенького, который, на ваш взгляд, весьма интересный и привлекательный человек. Вы:

а) открыто выражаете симпатию новенькому, стараетесь больше общаться с ним;

б) общаетесь с новеньким только вне школы, но пытаетесь постепенно убедить своих одноклассников в том. что с новеньким стоит познакомиться поближе;

в) решаете, что старый друг лучше новых двух и не стоит портить отношения с классом даже из-за самого замеча­тельного новенького.

3. Ваш друг пригласил вас в гости и нарисовал план, с помощью которого можно найти его дом. Вы добрались до нужной улицы, но дома никак найти не можете. Вы:

а) упорно пытаетесь разобраться с планом и понять, что и как на нем обозначено;

б) какое-то время пытаетесь воспользоваться планом, а по­том обращаетесь за помощью к прохожим;

в) полагаетесь на поговорку «Язык до Киева доведет» и сразу обращаетесь за помощью к прохожим, не пытаясь воспользоваться планом.

4. Вы примеряете новый свитер, который кажется вам великоватым. Находящаяся рядом подруга уверят, что свитер хорош и его надо брать. Вы:

а) решительно снимаете свитер и говорите, что он вам не подходит;

б) спрашиваете: «А не кажется ли тебе, что свитер мне ве­ликоват?» — и пытаетесь прикинуть, что будет, если за­катать рукава, ушить горловину и т. д.;

в) решаете, что со стороны виднее, и радуетесь обновке.

5. Вашему другу удалось с трудом достать билеты на концерт известной группы. Он приглашает именно вас составить ему компанию. У вас на вечер были совершен­но иные планы — подготовка к ответственной конт­рольной. Однако друг настаивает: «Ты что, такой шанс
упускать! К тому же я так старался/» Вы:

а) сжав зубы, решительно отказываетесь;

б) просите у друга время на обдумывание и пытаетесь ре­шить, сможете ли вы часть своей подготовки перенести на утро перед контрольной;

в) решаете махнуть на контрольную рукой — в конце кон­цов, если вы как следует отдохнете накануне, это тоже может хорошо повлиять на результат.

Подсчитайте число набранных вами баллов. За каждый ответ «а» поставьте себе 2 балла. За каждый ответ «б» поставьте 1 балл. За каждый ответ «в» поставьте 0 баллов.

Анализ результатов:

10—8 баллов — вы совершенно честно заслужили звание Господина или Госпожи «Нет!». Всегда и во всем вы полагае­тесь только на себя и редко прислушиваетесь к мнению окру­жающих. Но подумайте, не мешает ли это в отношении с друзьями и не теряете ли вы расположение своих близких?

7—4 балла — в зависимости от ситуации вы способны на компромисс, но и назвать вас бесхарактерным нельзя — вы можете отстаивать свое мнение.

3—0 баллов — вы уверены, что выбранная вами тактика подчиняться другому всегда и во всем правильная? Вы не бо­итесь потерять себя и превратиться в пластилин, из которого каждый желающий может вылепить все что угодно?


Главное - необходимо понять, что тебя хотят заставить сделать то, чего ты делать не собирался. В подобных случаях сразу надо подумать: Зачем ему надо, чтобы я это сделал? Если тебя пытаются взять на «слабо», ответьте: «Да, мне это слабо!»

- Ты что – дурак, если отказываешься от такого выгодного дела?

Задумайтесь: « А что это он так заботиться о моей выгоде?»


Запомните:

Одурачивают и втягивают в наркотические сети того, кто боится выглядеть дураком. Сказочный Иван-дурак нисколько не смущался, что все его так называли, но всегда выигрывал и побеждал!


Вопрос. Что хуже – выглядеть дураком, но поступать умно, или поступать, как дурак, но выглядеть умным?


Вопрос. Можно ли узнать наркомана по внешнему виду?

Ответ. Достаточно точно определить, употребляет ли человек наркотики, может только специалист. Среди внешних признаков чаще всего выделяют: чрезмерную худобу, нездоровый цвет лица, бледность мимики (лицо похоже на маску), сухость и бледность кожных покровов, суженный или расширенный зрачок (отсутствие реакции на свет), иногда наблюдаются отечность, нарушение пла­стичности (замедленный или ускоренный темп движений, дрожа­ние рук и головы), суетливость. На поздних стадиях заболевания наступает истощение, наркоман перестает следить за своим внеш­ним видом, становится неопрятен.


Вопрос. В каких состояниях наркоман может представлять опасность?

Ответ. Наркоман представляет опасность как для окружаю­щих, так и для себя самого, если он находится в состоянии сильно­го опьянения, с потерей способности правильно воспринимать ок­ружающий мир. Когда наркоман страдает от отсутствия наркотика и пытается добыть деньги на его покупку, он может причинить вред здоровью и благосостоянию окружающих, а также себе самому.


Вопрос. Как лечат наркоманов?

Ответ. Если говорить о видах лечения, то их существует дос­таточно много, но все они сводятся к двум основным подходам, дополняющим друг друга: медикаментозному (с применением ле­карственных средств) и психотерапевтическому (лечение «сло­вом»). Лечение наркомании - сложный, длительный процесс, кото­рый может растянуться на годы. Он проходит в несколько этапов: устранение острых проявлений заболевания (ликвидация опьяне­ния и «ломки») с помощью медикаментов, коррекция нарушений настроения и поведения (депрессии, агрессивности и других) с по­мощью медикаментозных и психотерапевтических методов. А за­тем начинается самый продолжительный этап: психологической и социальной реабилитации - во время этого периода лечения боль­шинству больных лучше находиться в специальных реабилитаци­онных центрах. К сожалению, наркомания на сегодняшний день - одно из самых трудноизлечимых заболеваний и очень много боль­ных погибают от наркотиков, не сумев избавиться от «наркотиче­ского рабства».


Вопрос. Есть ли противоядие от наркотиков?

Ответ. В случае передозировки героином очень часто возни­кает состояние, когда прекращает работать так называемый дыха­тельный центр, расположенный в мозге, при этом, если не оказана своевременная медицинская помощь, человек умирает от останов­ки дыхания. Для того, чтобы его спасти, врачи вводят такой препа­рат, который блокирует действие героина на организм, что приво­дит к восстановлению дыхания и нейтрализует введенный наркотик. Но существуют другие виды наркотиков, для которых такие препараты еще не найдены.


Вопрос. Можно ли насильно излечить наркомана?

Ответ. Наркомания - заболевание хроническое, значит, гово­рить об окончательном излечении будет неправильным; можно до­биться длительного (иногда пожизненного) отказа от употребления наркотиков. Решающую роль в этом играет желание самого боль­ного, но бывают ситуации, когда человек, погибая от наркотиков, не может решиться на то, чтобы обратиться за помощью к врачам. В этом случае возможно применение мер принуждения. Теоретиче­ски можно создать условия, в которых больной не сможет употреб­лять наркотики, но, в конце концов, выбор - погибать от наркотиков или стараться выжить, избавившись от них, - делает сам больной.


Вопрос. Какие могут быть дети у наркоманов?

Ответ. Человек, начавший употреблять наркотики в подрост­ковом возрасте, редко становится родителем (в связи с резким со­кращением продолжительности жизни и нарушением репродуктив­ной функции).

Дети наркоманов часто рождаются с уже сформировавшейся зависимостью от наркотиков, через 6 часов после родов у таких младенцев начинается «ломка». Если в роддоме не знают, как ока­зать новорожденному наркоману экстренную помощь, он, как пра­вило, погибает. Но даже тех, кого врачам удается спасти, ждет в будущей жизни много испытаний, в том числе букет психических и физических болезней. Кроме того, у этих детей чаще, чем у других, имеются пороки развития внутренних органов и конечностей.


Вопрос. Какова средняя продолжительность жизни наркомана?

Ответ. Если наркоман употребляет наркотики внутривенно, то при благоприятном стечении обстоятельств примерно через 7-10 лет непрерывного злоупотребления он может умереть. Конечно, есть наркоманы, живущие 15-20 лет и более. Это в тех случаях, если периоды приема наркотиков у них перемежаются со време­нем, когда наркотики не принимаются. Но есть и такие, которые погибают через 6-8 месяцев после начала регулярного приема.


Игра «Мифы»

Всем участникам раздаётся по одной карточке. На одной стороне карточки написано «миф», на другой - «правда». В ходе игры ведущий зачитывает утверждения, имеющие отношение к употреблению наркотиков. Если участник согласен с утверждением, он показывает карточ­ку, где написано - «правда», если не согласен - карточку со словом «миф».


  • Марихуана не вызывает зависимости.

  • Если употреблять наркотики в меру, то никогда не станешь
    наркоманом.

  • После начала употребления наркотиков человек в среднем
    живет 5-10 лет.

  • Употребление наркотиков никогда не бывает без правонару­шений.

  • Употребление наркотиков тесно связано с риском заражения гепатитом и ВИЧ-инфекцией.

  • «Ломок» наркомана не существует. Это просто один из мето­дов запугивания молодых людей.


А теперь давайте, определим 10 хороших причин, сказать нет наркотикам.

    1. Наркотики затрудняют обучение

    2. Наркотики толкают на кражи и насилие

    3. Наркотики - причина многих заболеваний

    4. Наркотики часто приводят к несчастным случаям

    5. Наркотики дают фальшивое представление о счастье

    6. Наркотики - причина уродства детей

    7. Наркотики разрушают семьи

    8. Наркотики разрушают дружбу

    9. Наркотики препятствуют творческому и духовному развитию

    10. Наркотики делают человека слабым и безвольным


4. Подведение итогов.

Важной задачей взросления является собственное отношение к наркотикам, принятие самим человеком решения – употреблять или нет наркотики, уметь противостоять давлению окружения.


Закончить наш классный час я бы хотела стихотворением:


Ты молод, активен, свободен!

И хочешь таким быть всегда?

Тогда не на все предложенья

Тебе отвечать нужно "ДА".


В мире много соблазнов.

Возможно, не раз и не два

Тебе предложат наркотик

Сомнительные друзья.


Но прежде, чем согласиться.

Задумайся хоть на миг.

Что с первым уколом иль вдохом

Ты станешь зависим от них:


Утратишь свою свободу.

Активность сойдет на нет.

Знай, что наркотикам лучше

Всегда отвечать только «Нет»!


5. Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение на тему «Почему я не буду употреблять наркотики».









Легко ли вам говорить «нет»?

Узнать это вы сможете, ответив на вопросы теста.

1. Вы опаздываете на важную встречу. Вдруг раздает­ся телефонный звонок и ваш приятель сообщает, что ему нужно срочно обсудить нечто очень важное. Вы:

а) решительно говорите, что у вас нет времени, и предла­гаете перезвонить;

б) слушаете некоторое время, пытаясь понять, в чем же де­ло, а затем сообщаете, что спешите;

в) выслушиваете приятеля, обреченно глядя на часы.


2. Ваши одноклассники недоброжелательно встретили новенького, который, на ваш взгляд, весьма интересный и привлекательный человек. Вы:

а) открыто выражаете симпатию новенькому, стараетесь больше общаться с ним;

б) общаетесь с новеньким только вне школы, но пытаетесь постепенно убедить своих одноклассников в том. что с новеньким стоит познакомиться поближе;

в) решаете, что старый друг лучше новых двух и не стоит портить отношения с классом даже из-за самого замеча­тельного новенького.


3. Ваш друг пригласил вас в гости и нарисовал план, с помощью которого можно найти его дом. Вы добрались до нужной улицы, но дома никак найти не можете. Вы:

а) упорно пытаетесь разобраться с планом и понять, что и как на нем обозначено;

б) какое-то время пытаетесь воспользоваться планом, а по­том обращаетесь за помощью к прохожим;

в) полагаетесь на поговорку «Язык до Киева доведет» и сразу обращаетесь за помощью к прохожим, не пытаясь воспользоваться планом.


4. Вы примеряете новый свитер, который кажется вам великоватым. Находящаяся рядом подруга уверят, что свитер хорош и его надо брать. Вы:

а) решительно снимаете свитер и говорите, что он вам не подходит;

б) спрашиваете: «А не кажется ли тебе, что свитер мне ве­ликоват?» — и пытаетесь прикинуть, что будет, если за­катать рукава, ушить горловину и т. д.;

в) решаете, что со стороны виднее, и радуетесь обновке.


5. Вашему другу удалось с трудом достать билеты на концерт известной группы. Он приглашает именно вас составить ему компанию. У вас на вечер были совершен­но иные планы — подготовка к ответственной конт­рольной. Однако друг настаивает: «Ты что, такой шанс
упускать! К тому же я так старался/» Вы:

а) сжав зубы, решительно отказываетесь;

б) просите у друга время на обдумывание и пытаетесь ре­шить, сможете ли вы часть своей подготовки перенести на утро перед контрольной;

в) решаете махнуть на контрольную рукой — в конце кон­цов, если вы как следует отдохнете накануне, это тоже может хорошо повлиять на результат.



Подсчитайте число набранных вами баллов.

За каждый ответ «а» поставьте себе 2 балла.

За каждый ответ «б» поставьте 1 балл.

За каждый ответ «в» поставьте 0 баллов.


Игра «Мифы»

  • Марихуана не вызывает зависимости.

  • Если употреблять наркотики в меру, то никогда не станешь
    наркоманом.

  • После начала употребления наркотиков человек в среднем
    живет 5-10 лет.

  • Употребление наркотиков никогда не бывает без правонару­шений.

  • Употребление наркотиков тесно связано с риском заражения гепатитом и ВИЧ-инфекцией.

  • «Ломок» наркомана не существует. Это просто один из мето­дов запугивания молодых людей.

  • Клей «Момент» не относится к наркотическим веществам.

  • Наркотики разрушают жизнь человека.

  • Наркотики не мешают обучению.

  • Морфин используется в медицинских целях, в определённом количестве.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!