8 ДЕКАБРЯ-МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ХУДОЖНИКА
Цель: расширение знаний о художниках и их творчестве.
Развивающие: внимание, творческое мышление, воображение, интерес к изобразительной деятельности.
Воспитательные: воспитывать художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение художника.
Профессия художника является одной из самых древних. За все время своего существования она прошла долгий путь от простых рисунков, выполненных углем на стенах, до всемирно признанных шедевров искусства, перед которыми ежедневно выстраиваются в очереди в самых престижных музеях Земли. Проведенные в Лондоне исследования показали, что красивые полотна обладают способностью положительно воздействовать на человеческую психику. Было научно доказано, что созерцание признанных шедевров живописи вызывает у человека реакцию, схожую с той, которая возникает вблизи любимого человека.
У людей, которые ежедневно видят перед собой красивые картины, отмечается снижение тревожности, улучшение качества сна, стрессоустойчивость.
Благодаря художникам историки и археологи имеют возможность изучать историю Древнего мира, ведь старинные рисунки дают прекрасное представление о том, как жили люди тысячи лет назад.
История живописи берет свое начало в пещерах эпохи палеолита, где первобытные люди изображали на стенах животных, других людей, различные предметы и даже сюжеты. Бывали случаи, когда единственным источником, которым располагали ученные, были примитивные рисунки на стенах древних пещер. При помощи простых рисунков ученые смогли определить, когда именно появилась пустыня Сахара и как древние люди начали одомашнивать животных. В древнем Египте к художникам и жрецам относились с одинаковым уважением.
Слайд
Художники создавали фрески, разукрашивали саркофаги и создавали картины. Изобразительное искусство Древнего Египта много рассказало ученым о том, как жили люди в те времена. Благодаря картинам того времени историки смогли узнать о чрезвычайно богатой и интересной культуре Древнего Египта, их мифологии и религии.
Во время эпохи возрождения искусство живописи достигло своего расцвета, подарив миру таких гениев, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти и другие.
Слайд.
Леонардо да Винчи-итальянский художник и ученый, изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения. О нем часто говорят «человек, который хотел знать все» та как он был всесторонне образован и развит. Мать простая крестьянка, отец преуспевающий нотариус. Мальчика рано разлучили с матерью, от чего он в мыслях пытался воссоздать ее образ. Мачеха умерла, когда ему было13 лет, после чего отец повторно женился. У Леонардо не было своей фамилии, так как он был внебрачным ребенком. Он интересовался одновременно и астрономией, архитектурой, физикой. Он был вхож в Гильдию в сообщество художников. В своей мастерской создавал шедевры такие как: «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Мадонна Бенуа» принесли ему необыкновенный успех.
Слайд.
Картина «Мона Лиза» стала самым известным творением Леонардо да Винчи. На полотне художник изобразил некую Лизу Герардини, бывшую женой известного торговца Франческо дель Джоконда. Женщина предстает перед зрителем сидящей в кресле, расположенном на широкой лоджии. За спиной героини виднеется живописный пейзаж. Среди скал бежит узкая тропинка, которая ведет к горному озеру. В вышине светлеет туманное небо. Художник располагает свое модель в пол оборота к зрителю. Мона Лиза сидит, оперев одну руку на подлокотнике кресла и положив сверху кисть второй руки. Женщина одета в зеленное платье с золотыми рукавами, на левом плече ее виднеется легкая накидка. Голову украшает вуаль. Распущенные волосы красиво струятся по плечам, брови выбриты по последней моде. Женщина ласково смотрит на зрителя своими большими глазами. На лице застыла легкая улыбка.
Слайд.
Мадонну с цветком Леонардо да Винчи изобразил в молодом возрасте . Перед нами дева Мария. Она по истине прекрасна. Черты лица ее действительно идеальны. Прическа из волнистых каштановых волос. На руках Марии мы видим младенца.
Слайд.
Дама с горностаем-это портрет-любовницы Лодовика Сфорца. Исследователи анализировали фигуру зверька из семейства куньих, изображенную на полотне. Животное отличается от горностая, который меньше размером и неприручаем человеком. Однако в картине Леонардо да Винчи зверек является символом, которого называли «горностаем», несомненно, аллюзией на герцога Сфорца, и его возлюбленную, чья фамилия ассоциировалась с греческим названием горностая. Художник действительно хотел изобразить только это животное, которое могло придать портрету аллегорический смысл. Заданием художника было увековечить Чечилию, как идеал красоты, избранницу правителя, которая вскоре подарит ему первого наследника.
Слайд.
Микеланджело –несравненный скульптор и талантливый художник. «Битва кентавров»–мраморный барельев «Матаморфозами» изображающий сражение Геркулеса с кентаврами. Первая работа, в котором он обрел свой индивидуальный творческий стиль.
Картина « Ватиканская Пьета». В течение 15 века тема Марии, державшей Иисуса на коленях после того, как он был снят с креста. Именно «Ватиканская Пьета» заставила людей запомнить имя Микеланджело. Это чудо, что камень, изначально бесформенный, мог приобрести состояние совершенства, которое природа обычно старается создать во плоти»
Слайд.
Следующая работа «Моисей»-мраморная скульптура ветхозаветного пророка высотой 235 см. От фигуры Моисея исходит сверхчеловеческая сила
«Моисей» представляет собой фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия2.Колосальная духовная сила выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства. Крепкие рельефные мышцы рук пророка завораживают и пугают. Фигура наполнена движением. Под правой рукой у него расположены скрижали завета с десятью заповедям, а левой он перебирает свою кудрявую голову. Автор передает состояние Моисея-гнев, ярость, предательство израильтян.
Слайд.
Знаменитая работа «Святое семейство»-круглая картина диаметром 120 см. выставлена во Флоренции , выполненная в 1507 г.в .Большую часть картины занимает фигура Богоматери, за ее спиной находиться Иоанн Креститель. Он держит в руках младенца Христа. Работа наполнена сложной символикой.
Слайд. Портрет Васнецова.
Картина «Богатыри». Секрет ее успеха прост, ведь художник писал ее более 20 лет и вложил в нее весь талант, наблюдательность, всю душу и любовь к родине. Васнецов всматривался в лица сотен людей изучал былины, быт, русского человека, посещал конюшни, и много размышлял и рисовал с натуры, чтобы в итоге создать собирательный образ русских богатырей. Для него это была не проста картина, а творческий диалог показать героическую мощь русского народа. Несмотря на то, что все персонажи «Богатырей были героями былин, они жили в разные периоды на Руси на самом деле, и благодаря Васнецову встретились на одной картине.
Слайд.
Еще одного бесстрашного героя Васнецов прославляет со своего огромного полотна «Иван –царевич на сером волке». В ней мастер обращается уже не к образу богатыря, а показывает образ смелого царевича Ивана, который бесстрашно мчится через заросли мрачного леса и бережно несет Елену Прекрасную. И в этой работе Васнецов вновь использует контрасты: темный лес демонстрирует трудности, испытания, а яркие образы главных героев и цветущая яблоня говорят о надежде на благополучный исход и прекрасное будущее.
Слайд.
Картина Васнецова «Аленушка». Аленушка убежала из дома в дремучий лес к глубокому омуту, чтобы там выплакать свое горе. Одиноко сидит Аленушка и сморит на холодную темную воду омута. Тихая и грустная родная природа перекликается с тоской девочки. В печальном молчании застыли вокруг тонкие молодые березки и осины. Ласточки сочувствуют Аленушке и своим нежным щебетанием как бы стараются успокоить ее.
СЛАЙД.
Картина «Царевна –Лягушка» является иллюстрацией к тому моменту сказки, когда переставшая быть лягушкой прекрасная царевна танцует на празднике. Изображен именно тот момент, когда во время танцев из остатков еды и костей птицы в своих рукавах Царевна-Лягушка создала чудесное озеро и белоснежных лебедей на нем. Царевна одета в нарядное русское платье из богатого цветастого материала с очень длинными рукавами. От картины веет праздничной, волшебной атмосферой, она поражает своей красочностью и нарядностью.
Cлайд. Художник Репин
«Запорожцы»-картина художника Репина. Письмо запорожцев турецкому султану –юмористического ответа запорожских казаков, якобы написанного османскому султану в ответ на его ультиматум: прекратить нападать на Блистательному Порту и сдаться.
Слайд.
«Бурлаки на Волге». Главная задача бурлаков заключалась в том, чтобы тащить парусные корабли против течения реки. Порой попутный ветер помогал им быстрее перемещать судно, но обычно эта работа представляла собой тяжелый физический труд, и люди подписывались на нее только потому что нуждались в деньгах.
Слайд.
Картина –«Не ждали» изображает внезапное возвращение ссыльного революционера. Действие всех персонажей изображены в самом их начале: революционер и делает первые шаги, старуха только встала и хочет двинуться им на встречу, жена только обернулась, мальчик приподнял голову. Все застигнуты неожиданно. Их переживания еще смутны и неопределенны. Это первый шаг встречи, узнавания, когда еще глазам свои не веришь, еще полностью не осознаешь увиденного. Еще мгновение – и встреча произойдет, люди бросятся в объятия друг другу, раздадутся плач и смех, поцелуи и восклицания. Репин держит зрителей в напряжении ожидания.
Эта картина ошеломила публику не только в годы создания, но и продолжает вызывать сильнейшие эмоции по сей день. Написана она была Репиным под влиянием нескольких событий своего времени: убийства царя Александра II, вошедших в моду в конце 19 века кровавых картин и симфонической сюиты «Антар» Н. Римского-Корсака, одна из частей которой была посвящена мести. Все эти события произвели на художника неизгладимое впечатление, что побудило его написать историческую картину. Работу, по его собственным словам, Репин проводил в больших муках, то бросая, то вновь возвращаясь к драматическому полотну.
Cлайд .
Слайд. Картина «Свадьба монархов».
Эта картина была написана в 1894 году. На ней изображена последняя свадьба монархов нашей страны.
Она состоялась 26 ноября 1894 года, и прошла довольно скромно: не было традиционных балов и свадебного путешествия. Венчание состоялось в Соборе Спаса Нерукотворного, расположенного в Зимнем дворце.
Слайд. Картина «Проводы новобранца».
Война — это ужасное время. Особенно, когда на нее уходит единственный кормилец в семье. Художник изобразил в этой картине как раз такой момент.
На тесном дворике деревни собралась семья крестьян. Вокруг стоят родные и знакомые. На плече у молодого рекрута плачет его жена, рядом мать, а сзади вытирает ручкой слезы маленькая девочка.
Слайд. Айвазовский
Самые известные картины художника «Девятый вал»
Картина «Девятый вал»
Художник идеально подобрал краски, чтобы передать ощущение надвигающейся бури. Бескрайнее темное море застыло в ожидании пика шторма – девятого вала. Люди на мачте погибшего корабля все еще надеются на спасение, но они пока не знают о приближающейся волне.
Произведение первым вспоминается, когда говорят об Иване Айвазовском. Полотно было написано в 1850 году и почти сразу признано шедевром. Репродукции этой картины можно встретить в учебниках литературы и искусства по всему миру.
Картина «Среди волн»
Айвозовский написал эту картину в глубокой старости – на 81-м году жизни. На полотне художник изобразил штормящее море, озаренное проглядывающим сквозь тучи солнцем. В отличие от других картин, на ней нет даже силуэтов кораблей или их обломков, нет моряков, терпящих крушение.
Среди волн 1898 г.
Иван Айвазовский. Среди волн. 1898 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия, Крым. izi.travel
“Среди волн” – самая большая картина Айвазовского. 285 на 429 см. Как вы думаете, сколько писал ее художник? Несколько лет? Долгие месяцы?
10 дней! И это в свои 80 лет! Правда за эту работу Айвазовский чуть не поплатился своим здоровьем.
Чтобы написать верхнюю часть, он поднимался на деревянный помост. Но однажды забылся и начал двигаться спиной назад, чтобы оценить написанное. Он полетел вниз… К счастью его успел подхватить слуга. А иначе травмы было бы не избежать.
“Среди волн” очень реалистичная картина. Здесь нет слишком яркой луны. Лишь широкий луч. Нет и эффектно накренившихся кораблей… Хотя нет.. Одна лодка все-таки была.
Когда Айвазовский показал своё творение близким, высказался один из его зятьев, корабельный инженер. Он удивился, как эта хрупкая лодка-скорлупка держится на волнах.
Айвазовский вышел рассерженный. На следующий день шлюпка на картине исчезла. Художник безжалостно ее закрасил.
Есть у него ещё одна похожая работа. Чёрное море. Лишь тёмные волны. Небольшой шторм. Здесь есть и парусник. Вы его видите?
Картина «Всемирный потоп»
Посмотрите на другую религиозную картину “Всемирный потоп”. Фигуры погибающих людей и животных вперемешку с волнами и брызгами. Вот где настоящий хаос. Хотя и очень помпезный.
Неожиданно, правда? Попробуйте найти тонущего слона в этом хаосе (картина кликабельна).
Иван Айвазовский. Всемирный потоп. 1864 г. Государственный Русский
.
Закат на море
Одна из самых известных картин мариниста Айвазовского – «Закат на море», сейчас храниться в городе Кострома – в Костромском художественном музее. Мастерство художника оценили Третьяков и Стасов. Прежде всего, в картине притягивало живое движение природы, которое автор смог показать, изображая просторы неба и моря. Внимание бросается в бесконечную изменчивость форм морской глади. Где-то картина показывает спокойный штиль, а где-то – бушующую стихию. Пароход же кажется чужим среди «дикой» морской природы.
Коктебельская бухта
«Море. Коктебель», «Море.
Коктебельская бухта» или просто «Коктебельская бухта» – одна из красивейших картин Айвазовского, с созданием которой были связаны лучшие годы его детства. На картине автор изображает свою родину – Феодосию. Здесь прошло его детство. Ценители искусства говорят, что именно при написании этой картины, Иван Айвазовский достиг подлинного мастерства «мариниста». В картине автор удачно соединил розовый, оранжевый и лиловый цвета, что позволило предать картине неповторимого тепла, идущего от Черного моря, которое она излучает по сей день.
Бриг «Меркурий»
Одной из самых известных и в то же время наиболее батальных картин Айвазовского является полотно «Бриг «Меркурий», атакуемый двумя турецкими судами». На картина написан бой «Меркурия» против двух турецких линейных кораблей, который произошел в 1829 году у берегов Босфора. Несмотря на преимущество противника в орудиях – в десять раз, бриг вышел победителем и вдохновил Айвазовского на написание картины, которая увековечила память российских моряков. Сейчас картина находиться на хранении в Феодосийской картинной галереи Айвазовского.
Айвазовский говорил, что море — это его жизнь. Художник считал, что, прожив триста лет, он все равно бы увидел даже спустя такое время в море что-то новое. Не один Айвазовский отдал жизнь морю, но только ему удалось отдать всего себя этой магической стихии. Любовь к морю и талант позволили передать всю красоту морской стихии. За всю жизнь Айвазовский, только представьте себе, нарисовал порядком шести тысяч картин, большая часть которых изображала море.
5. Море и Пушкин Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г.
Иван Айвазовский. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г. Одесский художественный музей
Иногда Айвазовский вписывал в свои морские пейзажи важную персону. Около десятка раз он это проделывал с Пушкиным.
Правда на большинстве из них фигура поэта мелкая. Черты лица еле различимы. Узнаваем он лишь по характерным бакенбардам. Как, например, на картине “Пушкин в Крыму…”
Айвазовский был художником-романтиком. Для которого природа всегда величественнее человека. Каким бы великим этот человек ни был. Отсюда “мелкие” Пушкин, Наполеон или Петр I.
Но есть одно исключение. На картине “Прощание Пушкина с морем” фигура поэта покрупнее.
Иван Айвазовский (в соавторстве с И. Репиным). Прощание Пушкина с морем. 1877 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург. Wikipedia.org
Но эту картину сложно назвать исключением. Потому что Пушкина написал … Илья Репин.
Об этом его попросил Айвазовский. Знаменитый маринист признавал, что Репину гораздо лучше удаются портреты. И даже не обижался на критику с его стороны.
Однажды Репин обратил внимание, что фигуры у Айвазовского освещены солнцем с обеих сторон. И что это противоречит природе. На что Айвазовский нисколько не обидевшись, ответил “Ах, Илья Ефимович, какой же вы педант”.
Интересно, они заранее договорились, что работа будет подписана только именем Айвазовского? Думаю, Репин не возражал. Судя по тому, как скромно он оценил свою работу: “Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку”
d