Тема. Земля без войны.
Задачи: расширение кругозора учащихся по теме; развитие самообразовательных навыков; ознакомление с основными функциями политики насилия и ненасилия, соотношением морали и политики; развитие творческих способностей; воспитание чувства причастности к решению глобальных проблем современности.
Цели урока:
Знания:
Причины воины;
признаки войны;
умения:
анализировать документы;
работать в группах;
отстаивать свою позицию;
вести дискуссию;
Отношение (ценностные установки):
выразить своё отношение к войне;
прочувствовать всю опасность новых мировых конфликтов;
предложить программу мер по предотвращению новых мировых конфликтов.
Ресурсы к занятию:
документы;
информационные листы;
политическая карта мира;
Подготовительная работа: подбор литературы по теме; консультации по выступлениям, творческие задания; подготовка слайдов, кинофрагментов, средств ТСО; подбор материала для выставки, оформление; приглашение гостей; сувениры для гостей.
Участники: классный руководитель; учащиеся;
Ход мероприятия
«... Что тебе нужно для счастья?
Мир, мне нужен мир!»
(из песни)
Классный руководитель.
Для чего человек рождается на Земле? Для жизни и счастья, а значит, для мира. Потому что только мирная жизнь дает людям возможность и жить, и быть счастливыми.
Идея мира уходит в глубокое прошлое. Она нашла свое отражение и в легендах о золотом веке человечества, и в работах античных мыслителей и гуманистов более позднего периода, и в проповедях христианской церкви. В связи с этим все писали и говорили о необходимости нравственного совершенствования людей. Чужая жизнь провозглашалась одной из главных ценностей. Какими же должны быть люди, чтобы не посягать на эту главную Ценность - чужую жизнь?
Учащиеся. Стих (Алексеенко А.)
Классный руководитель.
2.Перед вами на столах лежат информационные листы, посмотрите на них и прочтите ту информацию, которая в них содержится.
Продолжительность – 1554 дня; Число стран-участниц – 38; Число нейтральных государств – 17; Число государств, на территории которых проходили боевые действия – 14; Численность населения стран – участниц – 1050 млн. человек; Численность мобилизованных – 74 млн. человек; Численность погибших – 10 млн. человек. | Продолжительность – 2194 дня; Число стран-участниц – 72; Число нейтральных государств – 6; Число государств, на территории которых проходили боевые действия – 40; Численность населения стран – участниц – 1700 млн. человек; Численность мобилизованных – 110 млн. человек; Численность погибших – более 60 млн. человек. |
Вопросы к информационному листу:
Характеристику каких событий вы перед собой видите?
Когда происходили эти события?
Какой оставили они след в истории?
Почему в истории их называют мировыми?
Пережив за XX век две мировые войны, люди стали понимать, что либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством. И поэтому мировое сообщество стало принимать меры для предотвращения новых мировых конфликтов, провозгласив проблему войны и мира как одну из глобальных проблем человечества.
2.Стих( Соловьева Ю.)
3. Работа в группах. Обратите внимание на политическую карту мира, которая висит на доске, и скажите, в каких частях света сейчас идут вооружённые конфликты.(Сирия, Палестина, Чечня,Украина и др.) Даже пережив мировые войны, люди по-прежнему воюют, а казалось, что отношение к войне должно быть в мире однозначно негативным.
Почему же люди воюют?
И что можно сделать для предотвращения новых войн?
Именно над этими вопросами мы сегодня и подумаем и к концу урока предложим меры по предотвращению войны.
Работа с документами.
(Три группы учащихся рассматривают документ, анализируют его и отвечают на поставленные к нему вопросы. Для всех групп также ставится общий вопрос: Какие меры вы могли бы предложить мировому сообществу для предотвращения новых военных конфликтов?)
Из воспоминаний участника II Мировой войны Иванова В.В.
“Вспоминаю я войну с ужасом, хотя именно на те годы выпала моя юность и молодость. В армию меня призвали в 1940 году, а в 1941 году не обстрелянным мальчишкой в возрасте 19-ти лет отправили на фронт. Помню, едем солдатским эшелоном, оглядываюсь, а рядом такие же, как и я, пацаны безусые. Привезли нас на границу СССР и Польши, встали мы там частью, а ночью для меня началась война. В ночь немцы пошли в наступление, страшно было, погибло нас много, но высот мы своих не сдали. А утром хоронили, хоронили, хоронили… Тогда я первый раз плакал и решил: Родины своей не отдам. Прошла зима, а за ней пришла весна 1942 года, самого тяжёлого года в войне для всего советского народа. Много трудностей пережить мне и моему народу пришлось: и гибель друзей, и ранения, и предательство, и окружение, и все тяготы, которые несёт за собой война. Но сколько не воевал, выглядывая из окопов, и не смотрел в прицел на немецких солдат, не мог понять одного – победителей всё равно не будет. Ведь даже победившая страна потеряет огромное количество жизней своих граждан, а отец всегда меня учил: “Помни сын - самое дорогое это жизнь человека”. Война для меня закончилась в 1946 году, когда в чине офицера вернулся я и мои однополчане из Германии. Вернулся в дом родителей моих. Вроде жизнь моя пошла мирно и своим чередом, а войну, на которой прошла моя молодость, ненавижу. Смотрю на экран телевизора и с болью в сердце вижу, как люди так и воюют, забыв, наверное, уроки прошедшей 75-ти лет назад войны. Забыли ужасы тех дней, не сделали правильных выводов, не уяснили уроков. Я, старый уже человек, много уже не понимаю, но я помню, как мальчишкой воевал. Так почему, называя себя цивилизованными, мы по-прежнему воюем? Смотрю на прекрасное, умное, энергичное поколение моих внуков и всем сердцем желаю вам хранить мир как самое дорогое, что есть у человечества. Помните: только диалог, понимание, взаимная помощь, уважение народов друг к другу поможет Вам, нашему будущему, не допустить новой войны”.
Вопросы.
1. Как автор относится к войне?
2. Над чем размышлял автор во время войны и к какому выводу пришёл?
3. Какие меры предлагает автор для предотвращения войны?
Л. Мизес “Либерализм в классической традиции”.
“Есть благородные люди, которые ненавидят войну, потому что она приносит смерть и страдания. Какого бы восхищения не вызывал их гуманизм, их аргументы против войны, основанные на филантропических позициях, по-видимому, частично или полностью теряют свою силу. Мы рассмотрим утверждения сторонников и защитников войны. Последние никоим образом не отрицают того, что война приносит боль и горе. Тем не менее они верят, что именно при помощи войн и только войнами человечество способно добиваться прогресса. “Война – отец всех наций”, – сказал какой -то греческий философ, и тысячи людей повторили это вслед за ним. Человечество вырождается в мирные времена. Только война пробуждает в нём дремлющие таланты и вселяет в него возвышенные идеалы. Если бы войны отменили, человечество впало бы в праздность и застой.
Трудно или даже невозможно опровергнуть такой способ аргументации со стороны защитников войн, если единственное возражение состоит в том, что войны требуют жертв. Сторонники войн придерживаются мнения, что жертвы эти приносятся не впустую и они совершенно необходимы. Если бы правдой было то, что война – отец всех вещей, то человеческие жертвы, которых она требует, были бы необходимы для дальнейшего повышения всеобщего благосостояния и прогресса человечества. Можно горько оплакивать эти жертвы, даже стараться уменьшить их число, но нельзя оправдать желание уничтожить войны и установить вечный мир.
Либеральная критика аргументов в защиту войн принципиально отличается от критики гуманистов. Она начинается с предпосылки, что не война, а мир является отцом всех вещей. Единственное, что дает возможность человечеству двигаться вперёд и что отличает человека от животных, – это социальная кооперация. Единственное, что производительно, – это труд: он создаёт богатство и тем самым закладывает материальные основы для внутреннего расцвета человека. Война только разрушает; она не создаёт”.
Вопросы:
1. Как относится к войне автор этого документа?
2. Каковы аргументы сторонников и противников войн? Чьи аргументы представляются вам более убедительными?
3. К какому выводу в отношении войн приходит автор документа?
Эразм Роттердамский “Жалоба мира”.
“Но если уж война становится неизбежной, пусть ведут её так, чтобы все несчастья и тяготы обрушивались на головы тех, кто явился виновником войны. Теперь государи начинают войны и остаются в безопасности, их военачальники становятся великими людьми, огромная же часть всех бед и потерь падает на плечи земледельцев и простого народа, который не думал о войне и не давал ей никакого повода.
Пусть все люди объединятся против войны. Пусть все люди проповедуют, прославляют и превозносят мир публично и частным образом. И если они не смогут предотвратить вооружённое столкновение, то в любом случае они не должны ни одобрять его, ни участвовать в нём, ни оказывать никаких почестей людям, участвующим в этом преступном деле.
Мир по большей части зависит от сердец, желающих мира. Все те, кому мир приятен, приветствуют всякую возможность его сохранить. Они либо стараются не замечать того, что мешает миру, либо устраняют и мирятся со многим, лишь бы мир – величайшее благо – был сохранён и спасён”.
Вопросы:
1. Каково отношение автора к войне? В чём он видит её суть?
2. Каким образом автор советует предотвращать войны?
3. Являются ли, на ваш взгляд, эти методы эффективными?
4. Какие меры по предотвращению войн могли бы предложить вы?
Видео-презентация.
Стихи (Кочетов К., Максименцев В.)
В заключение хочется ещё раз напомнить вам слова Джона Фицджеральда Кеннеди: “Либо человечество покончит с войной, либо война уничтожит человечество”.
Список литературы:
Иоффе А.Н. Методические материалы по гражданскому образованию. Изд-во “Новый учебник”. Москва 2003.
Баранов П.А. Обществознание в таблицах 10-11 классы. Справочные материалы. Изд-во “Астрель”. Москва 2005.
Учащиеся:
— Прежде всего изучать культуру мира и учиться этой культуре.
— Государствам отказаться от мысли о том, что их запросы, мысли, истины непогрешимы.
— Перейти к партнерству и диалогу по всем жизненно важным вопросам.
— Поощрять и поддерживать мирные инициативы.
— От мужества воина и мыслей супердержавы перейти к мужеству объединения и пересмотра интересов в пользу народов всей Земли.
— Умом, душой и сердцем принять практику мира, форм ненасильственной деятельности.
— Собрать все оружие, переплавить и обеспечить каждого личным транспортом.
— Понять, наконец, что жизнь и радость лучше, чем смерть и слезы.
- Жить и действовать согласно высказыванию И. Канта: «... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству ... как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству». Не убивать и порабощать человека, а предоставить ему все возможности для самоусовершенствования.
- Стремиться к высшей социальной ценности - безъядерному ненасильственному миру, так как это является необходимым условием для решения всех глобальных проблем современности.