Открытый классный час
«Волшебный мир красок»
Провела:
классный руководитель
Акежева Л.Х.
декабрь 2022 г.
Тема: "Волшебный мир красок"
Цель: познакомить учащихся с видами изобразительного искусства, материалами и инструментами.
Ребята, конечно, не каждый может стать настоящим художником, но научиться рисовать и понимать искусство живописи доступно всем.
Вы хотите научиться рисовать? (да)
Я вам помогу в этом.
Сегодня, ребята, у вас первое занятие изобразительного искусства. А знаете ли вы, чем мы будем заниматься на этих занятиях? (Ответы учащихся.)
Да, действительно, на занятиях изобразительного искусства вы будете учиться рисовать. Но кроме этого, я помогу вам научиться понимать, видеть красоту в работах художников, скульпторов, окружающем мире.
Сколько в мире красок!
Сколько красоты!
Изобразительному искусству
Научишься и ты.
Какое это счастье -
Дарить людям прекрасное!
Только проявите старание,
Внимание и прилежание.
Человек, сколько он помнит себя, всегда старался сделать свое жилище уютным и красивым. Много тысяч лет тому назад, еще живя в пещере, первобытный охотник начал изображать на ее стенах людей и животных. Каменный скребок был первым инструментом художника, а полотном служили гранит и базальт. Прошло много лет, и художники стали использовать самые разные материалы: дерево и металл, глину и кость, камень и бумагу, стекло и даже болотную траву. Если вы были в музеях, то, наверное, видели там различные произведения художников, скульптуры, керамическую посуду и многие другие экспонаты.
Так что же такое изобразительное искусство? В это понятие входит живопись, скульптура, декоративно – прикладное искусство.
Скульпторы высекают свои работы из гранита, мрамора и других камней, а также вырезают из дерева или отливают из металла.
Скажите, где еще вы можете увидеть скульптуры, кроме музеев. Где в нашем селе, районе есть скульптуры? (Ответы детей)
К декоративно – прикладному искусству относится посуда, мебель, старинное оружие и многие другие предметы, украшенные человеком.
Живописью называют произведения, созданные красками.
Краски – материал живописи. Как и звуки, краски могут быть и радостными и печальными. Как и писатель, художник рассказывает нам о жизни, создает образы героев, изображает действие, пишет картины природы. Ведь художник не бросает краски на холст беспорядочными пятнами. Он кладет темный мазок, рядом другой – посветлее. Постепенно на холсте вырисовывается человеческое лицо, появляются предметы – картина наполняется содержанием. Взглянув на нее, мы не видим ни холста, ни красок – мы видим живую сцену или пейзаж, нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображенные на картине.
А теперь посмотрите на рисунки юных художников, такие же, как вы, учеников.
Ознакомление с материалами и инструментами
Какие материалы и инструменты потребуются нам на занятиях изобразительного искусства? (Предположительные ответы учащихся)
1. Бумага, картон, холст.
Сказка о бумажном царстве
Жили – были в бумажном царстве разные бумаги. Жил среди них и Картон. Он считал себя самым важным и был, поэтому царем. Подумал как - то Картон: "Зачем мне эти бумаги? Я самый главный и самый прочный, согнуть меня трудно, из меня папки и коробки делают". Решил он из своего царства все виды бумаги выгнать. И выгнал.
Поехал Картон к другу. Зашел в кассу за билетом, а билетов нет – ведь выгнал он печатную бумагу из царства, а из нее билеты делали. Решил книгу или журнал почитать – не вышло. Печатная бумага и их забрала. Захотел картон письмо написать, а чистая бумага, на которой письма пишут, в другом царстве живет. Бегут к царю Картону слуги, докладывают, что все рисунки и картины, украшающие царские палаты, из царства исчезли – они нарисованы были на рисовальной бумаге, конфет нет – оберточная бумага их с собой унесла.
Понял Картон, что не только он, но и все виды бумаги важны, не обойтись без них. Вернул он все виды бумаг и с той поры уважать их стал.
(Т. Кириллова)
2. Краски.
Акварельные краски были известны древнеегипетским живописцам. До нас дошли росписи этой краской на папирусах. Акварель – единственный вид красок. Отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. (Педагог показывает рисунок, выполненный акварелью.)
Название акварель происходит от латинского слова "аква" - вода, так как вода является растворителем этого вида красок.
Гуашь – краска непрозрачная, плотная, высыхая, она приобретает матовую бархатистость. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на холсте, картоне, фанере.
Масляные краски изготавливаются на основе олиф. Масляная живопись исполняется главным образом на холсте, дереве, картоне. Техника исполнения художественными материалами масляными красками разработана в начале 15 в. братьями Ван Эйк. Благодаря интенсивности тонов и тонкости цветовых переходов масляная живопись обладает богатыми возможностями воссоздания зримой картины мира.
3. Палитра.
На палитре художник смешивает разные цвета для получения нужного оттенка. Палитра может быть из оргстекла, фанеры и иметь форму прямоугольника или овала.
4. Кисти.
Кисть – один из древнейших инструментов живописца. Кисти бывают круглые, плоские и овальные. Кисти различают по размерам, обозначаемым номерами. Нам потребуются кисти № 2 – 10.
5. Карандаш.
Что еще пригодится на занятиях рисования? Догадайтесь!
Он не водится с огнем.
Рост теряет день за днем.
Много трудится. А мы
Всякий раз снимаем стружку
С неповинной головы. (Карандаш)
Карандаш, правильно. Это тонкая палочка графита, вделанная в деревянную или пластмассовую оболочку. Карандашом пишут, рисуют, чертят.
Слово карандаш по происхождению нерусское. Первая часть кара означает "черный", а вторая даш – "черный камень".
6. Ластик.
7. Фломастеры.
Организация рабочего места художника
Основные правила:
- Перед началом занятия акварельные краски необходимо смочить водой.
- Сидя за столом, следить за своей осанкой.
- Карандаш и кисточку сильно не сжимайте и не держите их у самого кончика.
- По окончании работы краски, карандаши, фломастеры уберите в коробки или пенал.