СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок 5 кл. "Урок-путешествие в страну Фонетика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок 5 кл. "Урок-путешествие в страну Фонетика"»

Урок русского языка в 5  классе.

Урок – путешествие в страну Фонетика.

     

Тема урока: Фонетика.  (Повторение и обобщение пройденного  материала).

Цели:  -повторить, обобщить и углубить сведения о звуках и буквах по теме «Фонетика»;

                русского алфавита, закрепить навык их произношения, написания, анализа;

            - закрепление правописания безударных гласных, сомнительных  согласных, ь и ъ разделительных знаков; расширение словарного запаса учащихся;

-освоить новые знания о неизвестных сторонах русского языка;

            -прививать любовь к родному слову, русской речи.  

          - развитие познавательной активности учащихся, творческого мышления,  внимания;

          - развитие умения использовать полученные знания на практике;

          - расширение словарного запаса учащихся;

           -воспитание любви к русскому языку, к слову, культуры речи.


Задачи:

           -развитие творческого мышления;

           -формирование интереса к предмету;

           -развитие умения высказываться на лингвистическую тему, применять

            ранее полученные знания в новой ситуации.

                                                Ход урока:

1. Слово учителя.

   - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в загадочную страну Фонетика и обещаю вам удивительные открытия.

Нужно ли изучать законы фонетики?

За правильные ответы я вам буду выдавать цветные жетоны, по которым мы в конце урока определим лучших знатоков фонетики.

Изучение нового материала.

- Когда я пришла к вам на урок, на столе обнаружила два конверта. Один адресован мне. Посмотрим, что там. Давайте ее послушаем. Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы).
- Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет).
- А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).
- Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о языке – фонетика. Запишем тему нашего урока. (Приложение 1).   Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи). -Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию). -В каком разделе науки о языке изучаются звуки речи? (В фонетике).


2. Актуализация знаний.

Как называется наука, которая изучает язык?

        (Лингвистика – наука о языке, в ней есть разделы, изучающие различные его стороны: звуки речи, слова, предложения.)

-Какой раздел науки изучает звуковую сторону языка?

        (Фонетика знакомит со звуками речи, учит правильно произносить их.)

А какой раздел изучает начертания букв, их виды?

        (Графика)

3. Нам нужно отправляться в путешествие. Первая станция – Гласная. -Какова же роль гласных звуков в русском языке? Сколько их?

Гласных – 6, то есть в 6 раз меньше, чем согласных. Но от этого их роль не снижается. Именно гласные звуки делают нашу речь мелодичной, благозвучной: «даны они для пенья». Этому же служат такие согласные звуки, как [р] [л] [м] [н] [й] Их называют «звучными» или сонорными согласными.

Чтение стихотворения С. Есенина:

                        Белая берёза под моим окном….

 

-Ребята, путешествуя по стране Фонетика, мы обнаружили записку.

« Нас ведут в темницу…  Надеемся незаметно выронить по дороге эту записку… Ключ от темницы скрыт в лабиринте. Этот ключ – СЛОВО. Его нужно собрать по одной букве, пройдя через весь лабиринт. Верный путь  только один!  Он отмечен словами, в которых мы, несчастные пленницы, обозначаем сразу 2 звука – [й`] и гласный звук. Ищите такие слова! Будьте осторожны: сбившись с пути, тоже можно собрать разные слова, но они не откроют двери нашей темницы… Ждём помощи!»

Е, Ё, Ю, Я

   -Найдите ключ от темницы в лабиринте и спасите жителей страны Фонетика. Задание 7: работа с картой лабиринта. (Слайд № 25)

-Слова важно не только грамотно писать, но и произносить.

- Как называется раздел науки о языке, который учит правильно ставить в словах ударение и правильно произносить их? (Орфоэпия)                        

---- Отправляемся к следующей станции – Согласная.

Сколько раз встречается указанный согласный звук? Задание по группам, отвечает капитан.

  1. [З’]   Зина обратилась с просьбой к Лизе. (3)

  2. [C’]  Саня Семёнов сидел на скамейке у шоссе.(2)

  3. [В’]  Всегда вкусна свежая морковь. (2)

  4. [Т’]  Твоими бы устами да мёд пить. (1)

  5. [К]  Язык мой- враг мой. (2)

  6. [B]   На дворе трава , на траве дрова. (2)

Молодцы, едем дальше.

-А теперь мы проверим, кто лучше всех знает алфавит?

Задание №3.

Расположи название стран (разделов) Русского Языка в алфавитном порядке:

                                Фонетика, Морфология. Орфоэпия, Графика, Орфография,

                                Пунктуация, Синтаксис, Морфемика, Лексика, Грамматика

Вывод: - Для чего же нужно знать алфавит?

Мы продолжаем наше путешествие. И у нас на пути станция Орфографическая.

- С каким орфографическим правилом связаны буквы Е, Е, Ю, Я?

Чтобы ответить на вопрос, попробуйте расшифровать схему:

                                                                       е

                                Ъ  --------------------------ё

                                                                       ю

                                                                       я

Задание

Запишите слова, распределяя их в 2 столбика.

Л…ю, б…ёт, под…ём, птич…и, от…езд, обез…яна, с…ёмки, лис..и, мурав…и, раз…ём.

Мы прибываем на станцию Орфоэпическую. Что изучает орфоэпия?

(Раздел языкознания, где изучаются правила образцового литературного произношения).

Задание

Записать по рядам слова, расставить в них ударения.

 Помните, что

Ошибка в ударении                                      Ни молодым, ни старым

Граничит с преступлением,                         Нельзя одним ударом

Пускай запомнит стар и млад                      Не то, что нужно, ставить под удар.

километр      магазин          свекла                   портфель  

 алфавит         стаканы         свитер                   договор

документ       досуг              процент                позвонит

.Запишите два слова, в которых  гласная «Е» не обозначает мягкости предшествующего звука.

И заканчиваем мы наше путешествие на стации Фонетический разбор.

Выполните фонетический разбор слов по группам:

Всё,  ёж. --Каштанка беспомощ..но бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина, а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари. Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую, л..шадиные спины, ша..ки изво..чиков.

Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.

Задание:

1)Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, графически их обозначьте.

2) Найдите и подчеркните 2 слова, в которых букв меньше, чем звуков.

2) Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.

4) Сделайте фонетический разбор слова. ( 1в - снег, 2в - подъезд )


3.Заключительное слово учителя.

Наше путешествие закончилось, но на карте страны Фонетика остались ещё территории, не охваченные сегодня нашим вниманием. Вы ещё не раз встретитесь с ними.

4. Рефлексия

Что же мы сегодня повторили? Что вам понравилось на уроке?

Надеюсь, вы убедились, как важно знать законы фонетики и графики, чтобы правильно говорить и писать. А теперь определим лучших знатоков фонетики по числу полученных жетонов.

   

Домашнее задание: 1.оставить задания игрового характера на тему «Фонетика».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!