Урок русского языка в 5 классе.
Урок – путешествие в страну Фонетика.
Тема урока: Фонетика. (Повторение и обобщение пройденного материала).
Цели: -повторить, обобщить и углубить сведения о звуках и буквах по теме «Фонетика»;
русского алфавита, закрепить навык их произношения, написания, анализа;
- закрепление правописания безударных гласных, сомнительных согласных, ь и ъ разделительных знаков; расширение словарного запаса учащихся;
-освоить новые знания о неизвестных сторонах русского языка;
-прививать любовь к родному слову, русской речи.
- развитие познавательной активности учащихся, творческого мышления, внимания;
- развитие умения использовать полученные знания на практике;
- расширение словарного запаса учащихся;
-воспитание любви к русскому языку, к слову, культуры речи.
Задачи:
-развитие творческого мышления;
-формирование интереса к предмету;
-развитие умения высказываться на лингвистическую тему, применять
ранее полученные знания в новой ситуации.
Ход урока:
1. Слово учителя.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в загадочную страну Фонетика и обещаю вам удивительные открытия.
Нужно ли изучать законы фонетики?
За правильные ответы я вам буду выдавать цветные жетоны, по которым мы в конце урока определим лучших знатоков фонетики.
Изучение нового материала.
- Когда я пришла к вам на урок, на столе обнаружила два конверта. Один адресован мне. Посмотрим, что там. Давайте ее послушаем. Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы).
- Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет).
- А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).
- Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о языке – фонетика. Запишем тему нашего урока. (Приложение 1). Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи). -Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию). -В каком разделе науки о языке изучаются звуки речи? (В фонетике).
2. Актуализация знаний.
- Как называется наука, которая изучает язык?
(Лингвистика – наука о языке, в ней есть разделы, изучающие различные его стороны: звуки речи, слова, предложения.)
-Какой раздел науки изучает звуковую сторону языка?
(Фонетика знакомит со звуками речи, учит правильно произносить их.)
- А какой раздел изучает начертания букв, их виды?
(Графика)
3. Нам нужно отправляться в путешествие. Первая станция – Гласная. -Какова же роль гласных звуков в русском языке? Сколько их?
Гласных – 6, то есть в 6 раз меньше, чем согласных. Но от этого их роль не снижается. Именно гласные звуки делают нашу речь мелодичной, благозвучной: «даны они для пенья». Этому же служат такие согласные звуки, как [р] [л] [м] [н] [й] Их называют «звучными» или сонорными согласными.
Чтение стихотворения С. Есенина:
Белая берёза под моим окном….
-Ребята, путешествуя по стране Фонетика, мы обнаружили записку.
« Нас ведут в темницу… Надеемся незаметно выронить по дороге эту записку… Ключ от темницы скрыт в лабиринте. Этот ключ – СЛОВО. Его нужно собрать по одной букве, пройдя через весь лабиринт. Верный путь только один! Он отмечен словами, в которых мы, несчастные пленницы, обозначаем сразу 2 звука – [й`] и гласный звук. Ищите такие слова! Будьте осторожны: сбившись с пути, тоже можно собрать разные слова, но они не откроют двери нашей темницы… Ждём помощи!»
Е, Ё, Ю, Я
-Найдите ключ от темницы в лабиринте и спасите жителей страны Фонетика. Задание 7: работа с картой лабиринта. (Слайд № 25)
-Слова важно не только грамотно писать, но и произносить.
- Как называется раздел науки о языке, который учит правильно ставить в словах ударение и правильно произносить их? (Орфоэпия)
---- Отправляемся к следующей станции – Согласная.
Сколько раз встречается указанный согласный звук? Задание по группам, отвечает капитан.
[З’] Зина обратилась с просьбой к Лизе. (3)
[C’] Саня Семёнов сидел на скамейке у шоссе.(2)
[В’] Всегда вкусна свежая морковь. (2)
[Т’] Твоими бы устами да мёд пить. (1)
[К] Язык мой- враг мой. (2)
[B] На дворе трава , на траве дрова. (2)
Молодцы, едем дальше.
-А теперь мы проверим, кто лучше всех знает алфавит?
Задание №3.
Расположи название стран (разделов) Русского Языка в алфавитном порядке:
Фонетика, Морфология. Орфоэпия, Графика, Орфография,
Пунктуация, Синтаксис, Морфемика, Лексика, Грамматика
Вывод: - Для чего же нужно знать алфавит?
Мы продолжаем наше путешествие. И у нас на пути станция Орфографическая.
- С каким орфографическим правилом связаны буквы Е, Е, Ю, Я?
Чтобы ответить на вопрос, попробуйте расшифровать схему:
е
Ъ --------------------------ё
ю
я
Задание
Запишите слова, распределяя их в 2 столбика.
Л…ю, б…ёт, под…ём, птич…и, от…езд, обез…яна, с…ёмки, лис..и, мурав…и, раз…ём.
Мы прибываем на станцию Орфоэпическую. Что изучает орфоэпия?
(Раздел языкознания, где изучаются правила образцового литературного произношения).
Задание
Записать по рядам слова, расставить в них ударения.
Помните, что
Ошибка в ударении Ни молодым, ни старым
Граничит с преступлением, Нельзя одним ударом
Пускай запомнит стар и млад Не то, что нужно, ставить под удар.
километр магазин свекла портфель
алфавит стаканы свитер договор
документ досуг процент позвонит
.Запишите два слова, в которых гласная «Е» не обозначает мягкости предшествующего звука.
И заканчиваем мы наше путешествие на стации Фонетический разбор.
Выполните фонетический разбор слов по группам:
Всё, ёж. --Каштанка беспомощ..но бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина, а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари. Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую, л..шадиные спины, ша..ки изво..чиков.
Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.
Задание:
1)Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, графически их обозначьте.
2) Найдите и подчеркните 2 слова, в которых букв меньше, чем звуков.
2) Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.
4) Сделайте фонетический разбор слова. ( 1в - снег, 2в - подъезд )
3.Заключительное слово учителя.
Наше путешествие закончилось, но на карте страны Фонетика остались ещё территории, не охваченные сегодня нашим вниманием. Вы ещё не раз встретитесь с ними.
4. Рефлексия
Что же мы сегодня повторили? Что вам понравилось на уроке?
Надеюсь, вы убедились, как важно знать законы фонетики и графики, чтобы правильно говорить и писать. А теперь определим лучших знатоков фонетики по числу полученных жетонов.
Домашнее задание: 1.оставить задания игрового характера на тему «Фонетика».