Сегодня нас ждёт увлекательная обзорная экскурсия под названием «Делимость натуральных чисел». Мы уже путешествовали с вами по этому маршруту, но каждый наш урок был посвящён отдельно взятому тематическому вопросу. А сегодня мы проедем с вами по всему маршруту сразу, чтобы восстановить карту «целостности» по вопросу «Делимость натурального числа». На доске картинка с изображением паровозика: Наш паровозик ждёт своих пассажиров, но чтобы отправиться в путешествие, к паровозику необходимо присоединить вагончики. А так как нас с вами много, то и вагончик будет не один. Давайте поможем поскорее сформировать наш состав и помните!!! – достигнуть конечной остановки мы должны с вами все вместе, никого не потеряв в пути! Итак, готовы?! Тогда в дорогу: 1-ая остановка: Устный счёт В своей жизни каждый человек постоянно связан с математическими подсчётами. Мы считаем конфетки в нашем кармане, мы подсчитываем минутки, оставшиеся до конца урока, мы пытаемся убедиться в том, что нас не обсчитали при покупке… И в таких ситуациях без устного счета ну никак нельзя, и поэтому знать некоторые правила, хитрости, применяемые для быстрого счета – необходимо. Задачи на внимание: К серой цапле на урок прилетело 7 сорок, а из них лишь 3 сороки приготовили уроки. Сколько лодырей сорок прилетело на урок? К двум зайчатам в час обеда прискакали три соседа. В огороде зайцы сели и по 5 морковок съели. Кто считать ребята ловок – сколько съедено морковок? На доске примеры с пропущенными числами. Восстановить запись, что должно находиться на месте геометрических фигур? 5 (10+6) = □ + ▲ 4 (□ + ○) = 16+20 (11-7) □ = ▲-21 (□ + 11) 3 = 15 + ○ Каким математическим законом вы пользовались, чтобы восстановить пропуски? Найдите значение выражения: 27 3 = 82 8 = 193 4 = С произведением вы справились. Хорошо. А теперь ответьте на вопрос: Как в начальной школе вы бы нашли значение выражения (127 + 96) 4? А как вы думаете, какой результат вас ожидал бы? Значит, в нашей копилке появились новые знания. Когда же сумма или разность чисел разделится на заданное число? В основе этих правил лежит все тот же распределительный закон и мы еще не раз столкнемся с ним на страницах математики. А сейчас откройте учебник на стр.124 и устно решите задачу №581 (обсуждение разных ответов): Что помогло вам правильно ответить на вопрос задачи? Внимание на доску: объясните, можно ли найти значение выражения: (15 + 326) 5 = (78 + 99) 3 = (963 – 72) 9 = (2121 – 42) 21 = (63063 + 29) 63 = Как проще найти значения выражения: (75 29) 25 = (36 19) 9 = (42 5) 21 = (19 36) 18 = Вывод: на каждой школьной ступени мы постигаем с вами что-то новое о уже известном старом. И сегодня мы уже знаем, что прежде чем начать бездумно выполнять «работу», надо сначала подумать, а не могу ли я упростить себе свой труд!? А отсюда возникает важный принцип: думай, рассуждай, выполняй! Вот и появился 1-ый вагончик в нашем составе (на доску прикрепляется рисунок с вагончиком). Это только первый кирпичик в формировании нашего поезда. Раньше любое число вы рассматривали как самостоятельный объект и давали ему определенную характеристику. А сегодня мы научились с вами отвечать на вопросы для группы чисел: что может объединять ту или иную группу чисел и выделить с вами такие их характеристики как общие делители и общие кратные и даже знаем маленькие хитрости для быстрого определения ОД и ОК. Напомните мне, что такое: Делитель числа Кратное числу Устно: найдите ОД методом перебора: 5; 30 и 46 10; 23 и 58 6; 15 и 36 Найти ОК методом перебора: 12 и 20 3; 4 и 18 Парная работа: (текст – проверка теории) Вопрос – четыре варианта ответа. Выбрать верный, записать код в тетрадь. Из множества чисел . Выбери те, которые кратны и 3 и 2: к) 303;708 е) 303;234 м) 195;303 д) 234;708 2. Найди истинное высказывание: и) 4501 + 25 делится на 5 т) 126-19 делится на 63 р) 171717 + 2 34 делится на 17 у) число 1 является простым 3. Из множества чисел выберите те, которые являются делителями числа 36: ф) о) ж) ю) 4. Укажите верно ряд простых чисел: а) 2;4;6;8;10;12;14;16;18;20… б) 2;3;5;7;11;13;17;19… в) 1;2;3;4;5;6;7;8;9;0. г) 2;3;4;5;6;7;11;13;19. 5. Какое выражение является математической моделью задачи: «Одну из сторон квадрата увеличили на 4 дм, а другую уменьшили на 6 дм. В результате получили прямоугольник площадью 56 дм2. Найти сторону квадрата.» щ) ь) н) з) На доске появляется еще один вагончик. Работа с тетрадью Задание: найти НОК или НОД чисел (Вагончик разрезан на 16 частей, на обороте записан пример, на доске висит сетка ответов. После выполнения примера ребёнок находит верный ответ и прикрепляет свой «кусочек» вагончика в соответствующее место. Если все справляются верно – на доске появляется еще один вагончик). Два человека работают у доски, первый – НОД, второй – НОК, чтобы затем спросить алгоритм нахлждения. НОД: 75 и 135 (15) 125 и 462 (1) 504 и 720 (72) 117 и 195 (39) 117 и 342 (9) 306 и 340 (34) 520 и 468 (52) 180 и 396 (36) НОК: 180 и 396 (1980) 36 и 42 (252) 462 и 420 (4620) 50 и 180 (900) 36 и 60 (180) 72, 90 и 96 (1440) 18 и 162 (162) 16 и 56 (112) 252 | 1 | 36 | 4620 | 39 | 900 | 72 | 15 | 1440 | 34 | 42 | 9 | 36 | 112 | 52 | 162 | Ну что же, состав укомплектован и готов к новым путешествиям по страницам математики. А вот, какая наша следующая цель и остановка мы узнаем, разгадав кроссворд. (На доске сетка кроссворда. Ученики, доставая верный ответ, выходят к доске и вносят его в сетку) По горизонтали: Число, которое делит данное число без остатка Числа, используемые при счёте предметов Математическое число, не относящиеся к натуральным По вертикали: Число, которое делится на заданное число Самое маленькое простое число Два простых числа, разность которых равна двум Самое маленькое число не относящееся к простым числам Задание: Из выделенных квадратиков составьте математический термин. |