СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок 8 класс Электрические явления

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок 8 класс Электрические явления»

Буренкова Валентина Михайловна – учитель физики МОУ средней школы №3 г. Вязьма Смоленской области, стаж работы 28 лет.



Тема урока: «Электрические явления» (8 класс).


Форма проведения – общественный смотр знаний.


Цели урока:

Обучающая - обучение решению расчетных и качественных типовых задач по данной теме.

Развивающая - формировать умение, наблюдать и анализировать явления, объяснять полученные результаты опытов и наблюдений. Совершенствовать умение логически мыслить.

Воспитательная - воспитывать у обучающихся стремление к получению более глубоких знаний по предмету.


Задачи: повторять и систематизировать знания обучающихся по теме: «Электризация тел. Электрическое поле. Строение атома. Электрический ток». Провести первичный контроль по данной теме.


Ход урока.


  1. Мы с вами изучили тему «Электрические явления». Давайте сегодня на уроке выясним что же нового при изучении этой темы мы узнали.

Постановка учебной проблемы с обсуждением вопросов.

  1. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Почему при расчесывании пластмассовым гребнем, волосы как бы прилипают к нему?»

  2. Давайте проведем два опыта: 1)Возьмем две полиэтиленовые пленки и проведем тыльной стороной ладони по сложенным пленочкам? 2)а затем по каждой из них?

Что мы наблюдаем?

Итак:

  1. про какое тело говорят, что оно наэлектризовано или что ему сообщен заряд?

  2. какие два рода электрических зарядов существуют в природе?


С помощью какого прибора и как можно обнаружить наэлектризовано тело или нет?

I. Рассказать устройство и принцип действия электроскопа.

Вопрос: Если к положительно заряженному электроскопу поднести тело, заряженное таким же по знаку зарядом что и электроскоп, то угол отклонения увеличится или уменьшится? Почему?

Вопрос: О чем говорит данный опыт?

Стеклянная палочка Металлическая палочка







(По способности передавать электрические заряды вещества делятся на проводники и непроводники электричества. Проводники – это тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному. Непроводники – это тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному. Так как у металлов есть свободные электроны, а у диэлектриков нет).

Вопрос: Почему стрелка электроскопа отклоняется при поднесении к нему заряженной палочки, если мы не дотрагиваемся шара электроскопа?

II. Рассказать об электрическом поле.

Вопрос: О чем говорит данный опыт?








Металлическая палочка


(О том, что данный заряд можно делить, но его делить до бесконечности нельзя. Существует предел деления. Частицу с самым малым зарядом назвали электрон. Заряд изменяется в целое число раз. Ученые А.Ф. Иоффе и Р. Милликен доказали существование частицы, обладающей самым маленьким зарядом. Это электрон е = -1,6*10-19 Кл; m = 9,1*10-31 кг.)


Вопрос: Какие заряженные частицы кроме электрона вы знаете? Где они находятся?

(Протоны – положительно заряженные частицы qр = 1,6*10-19 Кл, находящиеся в ядре).






III. Послушаем, что мы знаем о строении атома.


Объясните результат данного опыта.



+ - +

+ - +

+ + - +

+ + +

+ + +

+ + +





+

+

+





Мы знаем, что в телах могут перемещаться свободные электроны.

Вопрос: А другие частицы могут перемещаться? (Да, положительные и отрицательные ионы).

Теперь мы сможем ответить на вопрос: «Что же такое электрический ток? И что необходимо для его возникновения и существования в течение нужного нам времени?

IV. Электрический ток.

Чем создается электрическое поле и поддерживается в проводниках (источником тока).

Вопрос: Что общего во всех источниках тока? Какие источники тока вы знаете?

V. Устройство и работа гальванического элемента и аккумулятора.

Имея источник тока можно использовать электрическую энергию. Для этого необходимо уметь собирать электрические цепи и зарисовать схемы электрических цепей.

Вопрос: Из чего состоит простейшая электрическая цепь? Какое условие должно выполняться, чтобы в цепи был ток?



Выполнение заданий.

1. В ядре атома меди 63 частицы, из них 29 протонов. Сколько нейтронов в ядре и электронов обращается вокруг этого ядра? Сколько всего частиц в атоме?

А = 63

Zр= 29

Nn = А - Zр = 63-29=34

Nе = Zр = 29

N = 63 + 29 = 92.

2. Где изображен атом гелия, а где ион гелия, какой это ион: положительно заряженный или отрицательно заряженный.




а) б)







  1. Н а рисунке 1,3 изображена простейшая электрическая цепь. Назовите ее составные части:

К1

1 . 2.

К2

Л2

Л1

Если замкнуть ключ К1 будет ли гореть лампа Л1 и Л2? Почему? (рис.2)



- + 4. К1

3.

К2

К3



Что необходимо сделать, чтобы зазвонил звонок? (рис.4)


Тестовые задания.


Вариант I.

Задание № 1.


  1. Частицы с какими электрическими зарядами отталкиваются?

А. с одноименными.

В. с разноименными.

В. любые заряженные частицы притягиваются.

Г. любые заряженные частицы отталкиваются.

  1. На рисунке представлена модель атома лития. Сколько электронов содержится в атоме лития?












А. 0.

Б. 6.

В. 10.

Г. 3.

Д. 4.


  1. Что изображено на схеме.

1 - + 2


3

4

А. 1. аккумулятор.

2. лампа.

3. звонок.

4. ключ.

Б. 1. звонок.

2. лампа.

3. ключ.

4. аккумулятор.

В. 1. аккумулятор.

2. ключ.

3. лампа.

4. звонок.


  1. Ч то можно сказать о зарядах данных шариков.





А. не заряжены.

Б. имеют одинаковые заряды.

В. имеют разноименные заряды.

  1. Какая частица имеет наименьший отрицательный заряд?

А. электрон.

Б. нейтрон.

В. протон.


Задание № 2.


Задание на «3»:

Начертите схему цепи, состоящей из гальванического элемента, ключа и лампочки.

Задание на «4»:

Начертите схему цепи, состоящей из двух аккумуляторов, лампочки, резистора, нагревательного элемента и ключа.


Задание на «5»:

Начертите схему электрической цепи, состоящей из двух аккумуляторов, звонка и двух ключей, расположенных так, что можно звонить из двух различных мест.


Задание № 3.


1.В ядре атома урана содержится 238 частиц. Вокруг ядра движутся 92 электрона. Сколько в ядре этого атома нейтронов и протонов? Сколько всего частиц в атоме?

2. Какой заряд приобретет атом железа, если он потеряет один электрон? Как называют полученную частицу?


Вариант II.

Задание № 1.


  1. Частицы с какими электрическими зарядами притягиваются?

А. с одноименными.

В. с разноименными.

В. любые заряженные частицы притягиваются.

Г. любые заряженные частицы отталкиваются.






2. На рисунке представлена модель атома лития. Сколько протонов содержится в нейтральном атома лития?












А. 0.

Б. 2.

В. 4.

Г. 6.

Д. 3.

3. Что изображено на схеме.



1 2

- + - +


3



4

А. 1. батарея аккумуляторов.

2. ключ.

3. резистор.

4. лампа.

Б. 1. ключ.

2. лампа.

3. резистор.

4. батарея аккумуляторов.

В. 1. батарея аккумуляторов.

2. ключ.

3. лампа.

4. резистор.

4. Ч то можно сказать о зарядах данных шариков.



А. не заряжены.

Б. имеют одинаковые заряды.

В. имеют разноименные заряды.

5. Какая частица имеет наименьший положительный заряд?

А. электрон.

Б. нейтрон.

В. протон.


Задание № 2.


Задание на «3»:

Начертите схему цепи, состоящей из аккумулятора, ключа и звонка.

Задание на «4»:

Начертите схему электрической цепи, состоящей из трех аккумуляторов, ключа, звонка, нагревательного элемента и плавкого предохранителя.

Задание на «5»:

Начертите схему цепи, состоящей из трех гальванических элементов и двух лампочек, каждая из которых имеет свой выключатель.


Задание № 3.


1. В ядре атома цинка 65 частиц, из них 30 протонов. Сколько в ядре этого атома нейтронов? Сколько электронов обращается вокруг ядра этого атома? Сколько всего частиц в этом атоме?

2. Атом хлора принял 1 электрон. Как называют полученную частицу? Каков ее заряд?


VI. Подведение итогов.

  1. Подсчет личного рейтингового балла;

  2. Окончательная оценка работы каждого ученика будет дана после проверки работ, выполненных в течение урока.

  3. Задание на дом.