СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок А.П. Платонов «Юшка». Главный герой произведения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока

Урок изучения новых знаний

Цель урока

Способствовать формированию знаний.  Продолжить знакомство с творчеством А. П.  Платонова;

Способствовать совершенствованию умения давать характеристику герою, определять тему и идею рассказа. Помочь учащимся увидеть, что главную ценность для человека представляет другой человек;  подвести к пониманию важности сострадания, любви и доброго отношения к людям.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок А.П. Платонов «Юшка». Главный герой произведения.»


Технологическая карта урока литературы в 7 классе

Тема урока

А.П. Платонов «Юшка». Главный герой произведения.

Тип урока

Урок изучения новых знаний

Цель урока

Способствовать формированию знаний. Продолжить знакомство с творчеством А. П. Платонова;

Способствовать совершенствованию умения давать характеристику герою, определять тему и идею рассказа. Помочь учащимся увидеть, что главную ценность для человека представляет другой человек; подвести к пониманию важности сострадания, любви и доброго отношения к людям.

Образовательные
ресурсы

Коровина В.Я. Литература: 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций./В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин; под ред.В.Я. Коровиной. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015 г.


методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная

Основные понятия

Доброта, любовь, правда, сострадание

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Знать содержание рассказа А.Платонова «Юшка». Уметь определять проблемы, поднятые автором в произведении, давать характеристику герою; аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному; выявлять нравственные качества героя: доброту, любовь, честность, милосердие.

Осваивать способы решения выдвигаемых проблем поискового характера; обнаруживать противоречия между видимостью и сущностью героя; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; определять цели и пути их решения.

Раскрыть нравственные понятия: доброта, сострадание, любовь; развивать навыки сотрудничества в паре.

Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал)

Мультимедийная презентация; опорные слова из текста произведения; толковый словарь В.И.Даля

Методы обучения

Проблемно-поисковый, исследовательский











ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА



Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаю условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняю тематические рамки (Напоминаю о правилах работы в паре)

Слушают и обсуждают

Парная

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют понятие доброты, ассоциации к данному слову.


II.

Актуализация

знаний


7

Беседа по изученному материалу.


1.Просмотр видеоролика.


2. В начале урока проводится прием «Корзина идей». Формулируем вопросы, на которые в ходе урока должны ответить.

Определение темы, формулировка задач.



3.Информация об авторе.

Работая в паре со статьей учебника, заполни пропуски в биографической справке о писателе А. П. Платонове. (Приложение 1)

4.Повторим теорию литературы (Приложение 2)

Выделить социальное явление, которое проиллюстрировано видеороликом, обозначив его одним словом и, собрать к этому слову в любой форме ассоциативное поле.


Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Составляют план, по которому будут работать на уроке. Записывают тему. Определяют работу на урок.

Учащиеся работают со статьей в учебнике. Слушают учителя и делают запись в тетради.


В паре повторяют теоретический материал, одна пара работает у доски. (Учащиеся работают у доски, высказывая свое мнение).

Работа в парах

Индивидуальная работа.













Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы


Работа

в тетради

Устные ответы


III.

Изучение

нового

материала



17

Работа с текстом















Работа с учебником. Анализ текста. 1.Предложен событийный уровень произведения. Учащиеся должны расположить в соответствии с этапами развития сюжета эпизоды произведения.

2.Краткая справка учителя об истории создания произведения.

Определить род литературы, жанр произведения. Работа со словарем. Определить значение слов Юшка, Ефим.


Автор нас знакомит с Юшкой. Зачитайте портретную характеристику героя.

3.Работа по тексту с зачитыванием ключевых эпизодов рассказа, оформление кластера на доске по ходу анализа текста.

-Каков главный герой?

-Отношение детей к Юшке?

-Отношение взрослых?

-Отношение Юшки к обществу?

-Отношение Юшки к природе?

-Смерть Юшки

Анализ эпизода «Отношение детей к Юшке»

Что влечет детей к Юшке? Как Юшка отвечает на их жестокость? Обижался ли он? Несмотря на то, что они донимают его криками и ударами, что ими движет реакция зло в ответ на зло, и зло- это радость для них, Юшка понимает, что дети не виноваты в том. Что в них нет добра и радостно откликается на «радость» детей. «Они меня любят», и рад своей нужности детям. Юшка верил, что дети не знают. Что делать для любви.

Анализ: «Отношение взрослых к Юшке»

Используя цитаты, ответьте на вопросы:

Почему взрослые обижают юшку? Чем он им отвечает?

Почему же и дети и взрослые так относились к нему?

«Да что ты, блажной непохожий ходишь тут?»

(Они не могут простить уму непохожести, молчаливой крепости. Они отвечали обидой на обиду, а всех прощал, сочувствовал им, их злобе. Сердце в людях бывает слепое. Как вы это понимаете?

Анализ встречи Юшки с веселым прохожим

Какие причины заставили Юшку поступить не так, как всегда? Чем помешал Юшка прохожему? Почему Юшка осерчал, может быть, первый раз в жизни? Впервые Юшка возражает прохожему


Работа с учебником.













Работа со значением слов Ефим, Юшка. Ребята по словарю определяют значения данных слов.






Выполнение работы. Заполнение кластера в тетрадях.



Фронтальная работа.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания

Устные ответы.

Чтение ключевых эпизодов







IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа в парах. Самостоятельная работа с текстом учебника

Проводится беседа, в ходе которой ребятам дается возможность предложить самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам.

Проверка сюжетно-композиционного плана. Внести изменения, дополнения.

-Замысел произведения

-Идея произведения

Учащиеся проводят осмысление ранее изученного, дополняют кластер и выполняют задания в рабочей тетради. После этого анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение.

Работа в парах

Фронтальная работа

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

«Комплимент».

Учитель организует работу, завершает учебную деятельность.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке, оценивают работу друг друга на уроке.


Фронтальная работа





Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2


Конкретизирует домашнее задание

Домашнее задание: прочитать рассказ Шукшина «Чудик»

Написать сочинение-размышление «Какие чувства вызвал во мне рассказ Платонова «Юшка»?

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа







2