Киян Ирина Владимировна
МБОУ СОШ № 11 с углубленным изучением
английского языка им. М.З. Уруймагова
План-конспект урока по информатике
Тема: «Что такое алгоритм.
Исполнители вокруг нас»
6 класс
учитель информатики высшей категории
Багаева Оксана Маирбековна
Г. Владикавказ
2013 год
Общие сведения:
6 класс;
Раздел «Алгоритмы и исполнители»
Учебная тема «Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас»
Номер урока -1
Учебные часы – 2
Обоснование урока:
Реальные учебные возможности класса – средний уровень интеллекта -60% , высокий – 40%
Место урока в теме – 1 урок, в разделе – первая тема, в курсе – ключевая по программированию. Какие навыки будут приобретены при составлении алгоритмов, такие и применяться при составлении программ на языках программирования.
Связь с предыдущими – Алгоритм – ключевое понятие (уроки математики, жизненные ситуации).
Работа темы на последующие – Формы записи алгоритмов.
Тип урока – комбинированный (обобщение и систематизация новых знаний, применение знаний и умений на практике.)
Главная задача – самостоятельность, не шаблон, а мыслительный процесс.
Особенности класса учтены, у данных детей средний потенциал.
Выбранная структура урока отвечает теме, решает главную задачу, подводит учеников к решаемой проблеме, вопросы вписываются в урок как переходный этап между объяснением нового материала и контролем знаний.
Методы обучения:
По источнику полученных знаний: словесные, наглядные, практические, мультимедийные .
По способу организации познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, проблемные.
Использую методику Босова Л.Л. Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах. Методическое пособие + CD
Цели:
Образовательная: способствовать усвоению науки и основ знаний об алгоритме. Ввести понятие «исполнитель» и «система команд исполнителя»
Развивающая: развить логическое мышление; понимание связей и взаимосвязей, лежащих в основе алгоритмических процессов; совершенствовать умения систематизировать знания по данной теме
Воспитательная: формирование алгоритмической культуры; прививать интерес к предмету
Задачи учителя:
Ввести понятие алгоритма на основе собственного опыта учащихся
Познакомить с историей возникновения теории «алгоритм»
Показать необходимость алгоритмов в различных сферах деятельности человека
Рассмотреть понятия исполнитель и СКИ
Закрепить умения через практическую деятельность при составлении алгоритмов
Оценить знания и умения учащихся по изученной теме
Опорные понятия: алгоритм, исполнитель, системы команд исполнителя, программа
Оборудование:
Визуальные: ПК, карточки (практические задания; задания для домашней работы),
схема доски, презентация к уроку.
План урока:
Организационный момент (1-2 мин)
Актуализация опорных знаний (5 мин)
Объяснение нового материала (18-19 мин)
Минута релаксации (1мин)
Практическая работа (13-14 мин)
Комментирование домашнего задания (1-2 мин)
Итог урока (3мин)
Этапы урока | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1. Организационный момент | Создание организованности, готовности к уроку | - Здравствуйте, садитесь. (проверка готовность рабочего место школьников к уроку.) | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей для работы на уроке | Создан психологически благоприятный для работы климат |
2. Мотивация и целеполагание | Создание эмоционального настроя, мотивирующего деятельностью каждого ученика, включение чувств, формирование личностного отношения к предмету обсуждения. | - В своей жизни мы встречаемся с различными практическими задачами: например, приготовление супа, решение уравнения, покупка продуктов и т.д. Обычно мы выполняем привычные действия не задумываясь, механически. Значит, при решении любой задачи человек выполняет некоторую последовательность действий. Например, вы хорошо знаете, как открывать ключом двери. Однако, чтобы научить этому малыша, придется четко разъяснить и сами эти действия, и порядок их выполнения. Составьте в тетради такой план для малыша? | Слушают. Выполняют задание: 1. Достать ключ из кармана. 2. Вставить ключ в замочную скважину. 3. Повернуть ключ в замочной скважине 4. Вынуть ключ. | Учащиеся внимательно слушают, идет настрой на рабочий лад, появляется интерес и желание работать дальше
Четко и быстро выполняют задание. Без труда составляю план открытия ключом двери. |
3. Изучение нового материала. а) алгоритм б) исполнитель в) система команд исполнителя г) программа | Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации Способствовать формированию у школьников умения анализировать свои мысли, знания. Развивать умения учащихся, соотносить свою деятельность с деятельностью остальных. Формировать у учащихся умений анализировать и делать выводы. Способствовать созданию учащимися своих гипотез, проектов и решений Формировать умения, использовать имеющиеся знания для работы с новым материалом. | - Эта последовательность и называется алгоритмом. Запишем тему урока: «Алгоритм и его исполнители». Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед бен Муса аль-Хорезми создал книгу по математике, в которой описал способы выполнения арифметических действий над многозначными числами. Само слово «алгоритм» возникло в Европе после перевода на латынь книги этого математика Диктуется определение.
- Если вы внимательно оглянитесь вокруг, то обнаружите множество алгоритмов, которые мы с вами постоянно выполняем. Давайте вспомним, где вы уже встречались с алгоритмами? При этом для алгоритма важен не только набор действий, но и то, в каком порядке они выполняются. Выполните действия, изменяя порядок действий. Изменится ли результат? 2,5+10*2 Приведите свои собственные примеры.
При составлении алгоритма должны быть четко определены начальные условия и то, что предстоит получить.
Современного человека окружает множество разнообразных технических устройств. Каждое из них предназначено для решения своей задачи и способно выполнять ограниченный набор действий. Мы будем их называть исполнителями.- Запишем следующее определение.
- Подумайте, приведенные вами примеры алгоритмов сможет выполнить любой человек? -Какой можно сделать вывод?
-Таким образом, мы видим, что алгоритм не имеет смысла, если неизвестны или не учитываются возможности того, кто будет исполнять этот алгоритм, то есть возможности исполнителя. Поэтому нам потребуется еще одно определение Система Команд Исполнителя, запишем:
Приведите примеры исполнителей и СКИ. - Как вы поняли, каждый алгоритм должен быть понятен исполнителю, поэтому алгоритм должен быть записан на понятном для исполнителя языке, а сделать это может только человек. Эта запись называется программой. Запишем: | Записывают тему урока. Слушают историческую справку.
Записывают: Алгоритм – это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату
На информатике (этапы решения задач), на математике (решение уравнения) и т.д.
Решают: 1 способ (правильный) 10*2=20 2,5+20=22,5 2 способ 2,5+10=12,5 12,5*2=25
Пишут: Исполнитель – это человек, группа людей, животное или техническое средство способные выполнять алгоритм. -Нет, алгоритм выполнения действий с десятичными дробями не сможет выполнить млад. школьник. - Алгоритм может выполнить тот, кто понимает все его команды и может их выполнить. - Система команд исполнителя – совокупность команд, которые данный исполнитель умеет выполнить. - Человек, чайник, компьютер, машина и т.д. - Программа - запись алгоритма на языке исполнителя. | Расширение кругозора учащихся. Формирование научных мировоззрений.
Формирование основных понятий. Присутствие атмосферы сотрудничества, взаимопонимания.
Накопление знаний, усвоение нового.
Формирование основных понятий Самостоятельно делают выводы. Накопление знаний, расширение кругозора. Приводят большое количество примеров, что говорит об интересе и актуальности изучаемой темы. Самостоятельно (учитель только направляет) выводят свойства, которыми обладает любой алгоритм. |
4. Минута релаксации | Снять напряжение, подготовить учащихся к дальнейшей работе. | Прошу вас стать исполнителями, выполнить следующий алгоритм (Приложение 1) | Выполняют алгоритм | |
5. Закрепление | Побуждать учащихся к углублению в проблему, развивать умения работать с новым материалом, с литературными источниками.
Дать возможность выбора заданий и вида деятельности, стимулировать деятельность. При наличии времени рассмотрение альтернативных вариантов решения и их анализа. | Решаем кроссворд по новой теме, смотреть слайд презентации. (Приложение2)
- Хорошо, а теперь давайте решим одну задачку: (запись в тетради) Исполнитель должен заменяя в слове одну букву, (причем только один раз) на любую другую получать осмысленное слово. Составьте алгоритм для преобразования слова РОЙ в слово МАК. - Составим алгоритм.
- Хорошо, займемся решением задач. Получите карточку с заданиями (Приложение 3) Анализ предложенных учащимися алгоритмов и рекомендации по написанию алгоритма в случае затруднений. | С интересом решают кроссворд. - РОЙ – РАЙ - МАЙ- МАК Выбирают задание, анализируют условие, создают модель алгоритма. Самостоятельно пишут алгоритм на основе созданной модели. Выносят решение на доску | Выявить степень усвоение нового материала
Альтернативные варианты решения и их анализ.
Каждый выбирает задание по своим возможностям и интересам.
За достаточно правильные решения ставится оценка. |
6.Домашние задание | Домашние задания дает возможность выбора задания и способа решения. | Повторение материала урока, знать определения алгоритма, исполнителя и СКИ . Предлагается решить задачи на выбор. ( Приложение 4) | Выполняют задания в рабочей тетради. | Учащиеся выбирали задания по своему уровню |
7.Подведение итогов урока | Способствовать умению учащихся проводить самоанализ. | Предлагает каждому ученику оценить свою работу на уроке, проанализировать, что получилось, а чего не удалось и почему, что необходимо для улучшения результата. | Пробуют провести самоанализ | Анализ собственных мыслей, чувств, знаний. |
Приложение 1.
Закройте глаза. Расслабьте мышцы спины. Представьте зеленое пятно. Нарисуйте мысленно восьмерку, переверните ее, сместите вправо, влево, вверх, вниз. Повторите еще раз. Откройте глаза.
Приложение 2.
Ответы на кроссворд:
Информация
План
Программа
Человек
Информатика
Исполнитель
Рецепт
Компьютер
Приложение 3.
Практические задания к уроку
1.Туристы (отец, мать и два брата - близнеца) должны переправиться через реку. В их распоряжении есть маленькая лодка, вмещающая только одного взрослого или двоих детей. Как организовать переправу, если и взрослые и дети умеют грести?
2. Составить алгоритм для вычисления периметра пятиугольника, если известны его стороны.
3. С какой задачей может справиться только человек?
4. Опишите достоинства и недостатки исполнителя «Робот» и исполнителя «Человек», выполняющих перевод текста с иностранного языка на русский по алгоритму:
1)прочитать первое предложение на иностранном языке;
2) поочередно перевести все слова на русский язык;
3) составить из полученных слов фразу на русском языке и записать ее;
4) если не все предложение переведены, то взять первое непереведенное предложение и перейти к п.2
5) закончить работу.
Приложение 4.
Задания для домашней работы.
Рабочая тетрадь:.
Стр. 75 №2
Стр. 76 №3,4
Стр. 79 №7, 8
Выводы по уроку:
1.Определения алгоритма и исполнителя являются необходимым требованием при построении алгоритмов и решении алгоритмических задач.
2.Роль алгоритмов в жизни человека очень велика, так как выполнение практически любого действия требует четкого плана. Строгое выполнение которого, приведет к желаемому результату.
3.Учащиеся могут выполнять задания, по разному описывая алгоритм. Если их решение приводит к достижению цели, поставленной в задаче, ошибкой это считаться не будет и оценку можно не снижать, так как алгоритм может быть несколько несовершенен.
4.Выполняя домашние задания, желательно, чтобы ребята работали самостоятельно, выдвигали свои решения, а не копировали вариант, данный учителем. Но при этом нужно обращать внимание учащихся на то, что решение должно быть рациональным.
5. При подведении итогов урока учащиеся отметили, что и весь урок - это тоже алгоритм, а они сами и учитель являются исполнителями. По шаговое исполнение алгоритма, четкость и конкретность заданий позволили усвоить новый материал.
Литература:
Информатика: Учебник для 6 класса. Босова Л.Л. (2005, 208с.)
Тетрадь по информатике и ИКТ. 6 класс. к учебному курсу Л. Босовой
Касаткин В.Н. Информатика. Алгоритмы. ЭВМ.-М.,просвещение,1991.
Алгоритмика: от алгоритма к программе учебное пособие , CD автор: Князева М.Д.
13