Открытый урок по теме «Выталкивающая сила. Закон Архимеда. »
с элементами исследования.
Вид урока: урок теоретических и практических работ исследовательского типа.
Методы и приемы обучения: эвристический и исследовательский метод.
Цель урока: сформировать понятие архимедовой силы, вывести формулу для ее определения на основе закона Паскаля; осветить роль Архимеда в физике.
Приборы и оборудование: на демонстрационном столе: емкость с пресной водой, с соленой водой, мяч, металлический цилиндр, динамометр, яйцо.
на ученических партах:( динамометры, мензурки, алюминиевый и медный цилиндры, стаканы с пресной водой, с маслом, пластилин, тела разного объема из пластилина.)
Ход урока.
1.Организационный момент и запись домашнего задания: параграф учебника, номера задач из задачника
2.Актуализация опорных знаний.
Для того чтобы перейти к изучению следующей темы предлагаю ученикам вспомнить уже изученный материал, прибегая к фронтальному опросу (тип проверки: взаимопроверка после выведения учителем слайда с ответами на доску; ответы записываются на листе отчета, на этом же листе будет вся дальнейшая работа, листы после урока сдаются учителю для выставления оценок в журнал.)
Перечень вопросов: (нечетные - первому варианту, четные второму)
1.Формула для определения массы тела.
2.Формула для определения объема бруска.
3 Формула для определения давления твердого тела.
4. Формула для определения силы давления.
5.Формула для определения гидростатического давления.
6.Что происходит с давлением жидкости на тело при увеличении глубины его погружения.
7.Как называется прибор для измерения силы.
8.Перечислите все известные вам силы.
9.Как измерить вес тела в воздухе.
10.Сформулируйте закон Паскаля.
Открываю первый слайд с ответами, ребята обмениваются листочками и проверяют друг друга (каждый правильный ответ-1 балл, неправильный - минус 1балл), выставляя количество баллов.
3.Формирование новых понятий. Внимание на доску.
Предлагаю ребятам второй слайд с отрывком из рассказа А.П.Чехова «Степь».
«Егорушка разбежался и полетел с полутора саженой высоты, описав в воздухе дугу, он упал в воду, но дна не достал. Какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх.»
Прочитав текст, предлагаю ребятам выдвинуть гипотезу об услышанной силе и приглашаю желающего провести эксперимент для всех у доски, имея мяч и емкость с водой, показав действие такой же силы на мяч при погружении его в воду. Как правило, после эксперимента данную силу называют выталкивающей.
Открываем рабочую тетрадь и записываем тему урока: «Выталкивающая сила».
Затем предлагаю опустить в воду гирю, обнаруживаем, что гиря утонула; опускаем яйцо в воду пресную, в воду соленую; видим разный результат.
Выявили проблему: на все ли тела действует выталкивающая сила?
Как можно проблему решить: либо теоретически, либо практически. Пробуем оба способа.
Раз сила есть измерим ее с помощью динамометра.
Р1 (вес тела в воздухе)
Опускаем гирю на динамометре в воду, измеряем вес тела в жидкости Р2. Видим, что силы не равны, ребята делают вывод, что разница этих сил и есть выталкивающая сила.
Открываю третий слайд, на котором демонстрируется первый способ определения выталкивающей силы.
F=РВ ВОЗДУХЕ –РВ ЖИДКОСТИ
Записываем формулу в тетрадь.
Пробуем определить выталкивающую силу теоретически , используя понятие равнодействующей силы, сил давления со стороны жидкости на тело и повторенные ранее формулы.
К доске вызывается ученик для вывода формулы. Ему предлагается рисунок на интерактивной доске (брусок внутри жидкости в сосуде). Ученик расставляет все силы, действующие на все грани бруска, показывает, какие силы равны и почему, какие не равны и как найти их равнодействующую, которая и является выталкивающей. Затем записывает формулу силы давления, гидростатического давления, формулу объема бруска и получает расчетную формулу для выталкивающей силы. Если вышедший к доске ученик испытывает, какие-либо затруднения пользуемся, помощью класса за дополнительные баллы, либо помогает учитель, наводящими вопросами. На местах в тетрадях проводится такая же работа.
Полученную формулу записываем в тетрадь с расписыванием всех входящих величин и их единиц измерения.
FF
F=Ps=pghs=pgv
Р-плотность жидкости (кг/м3)
g=10Н/кг-постоянная величина
V-объем тела (м3), или части тела, погруженной в жидкость.
Далее сообщаю учащимся, что впервые эту силу измерил древнегреческий ученый Архимед, сформулировавший закон , названный законом Архимеда, ищем формулировку закона в учебнике и записываем ее в тетрадь, и предлагаю для просмотра слайд с краткой исторической справкой об Архимеде и видеофрагмент из мультфильма: «Коля, Оля и Архимед». (Во время просмотра ребята, сменив деятельность, немного расслабятся и отдохнут).
После просмотренного ставим следующую проблему,: от каких факторов зависит и не зависит выталкивающая сила, которую называют архимедовой силой.
И предлагаю решить эту проблему опытным путем.
4.Формирование умений и навыков. Практическая часть (работа в парах).
Предлагаю ребятам, посмотрев на оборудование, стоящее перед ними, подумать, от каких факторов можно определить зависимость или независимость архимедовой силы. Как правило, выдвигаются предположения, или помогаю наводящими вопросами:
От объема тела
От плотности тела
От формы тела
От плотности жидкости
От глубины погружения.
В зависимости от стоящего на столах оборудования и предложенных отчетных листов на столах ребята проводят эксперимент и сами делают выводы, которые потом озвучат для класса.
Отчетные листы по группам и набор оборудования на столах.
1.Сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры, нить.
№ | Вещество цилиндр | Плотность | Вес тела в воздухе, Р1,Н | Вес тела в жидкости, Р2, Н | Выталкивающая сила, FА=Р1-Р2,Н |
1 | Алюминий | | | | |
2 | Медь | | | | |
Вывод: в результате опыта мы выяснили, что архимедова сила______________________________
2. Сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить.
№ | Объём тела, см3 | Вес тела в воздухе | Вес тела в жидкости | Выталкивающая сила |
1 | | | | |
2 | | | | |
Вывод: в результате опыта мы выяснили, что архимедова сила___________________________
3.Динамометр, нить, сосуд с пресной водой, сосуд с маслом, алюминиевый цилиндр.
№ | Вес тела в воздухе | Жидкость | Вес тела в жидкости | Выталкивающая сила |
1 | | Вода | | |
2 | | Масло | | |
Вывод: в результате опыта мы выяснили, что архимедова сила___________________________
4.Мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр.
Высота столба жидкости | Вес тела в воздухе | Вес тела в жидкости | Выталкивающая сила |
5см | | | |
15см | | | |
Вывод: в результате опыта мы выяснили, что архимедова сила___________________________
Кусок пластилина, сосуд с водой, динамометр.
Форма тела | Вес тела в воздухе | Вес тела в жидкости | Архимедова сила |
Шар | | | |
Куб | | | |
Вывод: в результате опыта мы выяснили, что архимедова сила___________________________
После отведенного времени ребята озвучивают свои выводы, затем работа с учебником: ищем подтверждение или опровержение их в параграфе, закрепляя материал, и записываем выводы в форме таблицы по предложенному на доске варианту. При этом выставляет каждый себе по баллу за верное утверждения, но не снимают баллы за неверное.
Архимедова сила |
Зависит от | Не зависит от |
Объема погруженной части тела | Плотности тела |
Плотности жидкости | Формы тела |
| Глубины погружения |
Итог урока. (Рефлексия).
Каждый ученик считает свои собственные баллы и записывает их количество на лист после вывода. Если баллов 5 и больше можно в дневник поставить оценку « отлично»; меньшее количество баллов переходит в накопитель баллов (переносятся в рабочую тетрадь).
Все рабочие листы передаются учителю для подтверждения баллов.
Урок закончен.