СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок-аукцион русского языка в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе по рограмме "Школа России" под редакцией В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого. Это нестандартный урок - урок-аукцион.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок-аукцион русского языка в 4 классе»

Подготовила и провела

Феденко Валентина Александровна

Учитель начальных классов, I КК,

МКОУ Старомеловатская СОШ


Открытый урок-аукцион русского языка в 4 классе.


Тема урока-аукциона: «Упражнения в распознавании имён существительных 2-го склонения»


Цели: отрабатывать умения распознавать имена существительные 1-го и 2-го склонения; познакомить с системой окончаний существительных 2-го склонения; развивать навыки определения падежей имён существительных по алгоритму; развивать умение проверять написание безударных окончаний ударными.

УУД: Познавательные: самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка про­цесса и результатов деятельности; моделирование; анализ, сравне­ние, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.

Регулятивные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные: постановка учебной задачи; сличение спосо­ба действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: учебник В.П. Канакиной, словарь, жетоны, карточки-домики, дерево настроения, проектор, экран, презентация.


Ход урока

I. Оргмомент.

- Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей.

- Давайте поприветствуем друг друга и поздороваемся. Здороваться мы сегодня будем не словами, а молча-глазами. При этом постарайтесь показать какое у вас сегодня настроение.

- Чтобы это было более наглядно, я предлагаю вам подойти к дереву настроения и прикрепить на него листочки:

-если у вас отличное настроение - зелёные листочки

-если у вас хорошее настроение – жёлтые листочки

-если у вас плохое настроение – синие листочки.


— Дети, вам тепло? (Да!)

— В классе светло? (Да!)

— Прозвенел уже звонок? (Да!)

— Уже закончился урок? (Нет!)

— Только начался урок? (Да!)

— Хотите учиться? (Да!)

— Значит можно всем садиться!

А теперь откройте тетради, запишите число и классная работа.


II. Актуализация знаний.

- Посмотрите на доску

- Здесь записаны слова: Обл.ко, .ллея, акв.рель, к.ртина

-Запишите эти слова в тетрадь и вставьте нужную букву.

- Скажите, какую букву вставили во все эти слова (букву а)

- Назовите слова на букву а (дети называют разные слава)

- А ещё, ребята есть такое слово аукцион

- Что такое аукцион? Где мы можем узнать значение этого слова? (в словаре)

Аукцион-это публичная распродажа, при котором покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.

- Вот и мы с вами проведем урок – аукцион, только не простой, а аукцион знаний.


-Тот, кто больше знает,

Жетончик получает.


Словарная работа

Итак, 1 лот - Словарное слово

- Посмотрите ещё раз на слова, которые вы записали. Скажите, какую картину по жанру мы могли бы нарисовать используя эти слова.

- Правильно, это пейзаж (выдаётся жетон тому, кто правильно ответил)

(на слайде картина- пейзаж)

- Да, художники пишут разные пейзажи: и зимние, и осенние, и летние, и даже морские.


- Запишите это слово и запомните его написание

Придумайте предложение со словом пейзаж.

(С берега моря открылся великолепный пейзаж. На картине изображен пейзаж сельской местности.)


- Найдите основу предложения. Дайте краткую характеристику предложения.

(Предложение простое, повествовательное, распространенное.)


- Какие знания мы приобрели в этом лоте?

(Повторили знакомые словарные слова и познакомились с новыми АУКЦИОН. ПЕЙЗАЖ).


III. Самоопределение к деятельности.


2 лот - имя существительное (жетон выдаётся тому, кто правильно ответил)

На доске выстраивается кластер.

- А теперь скажите, какой частью речи является слово пейзаж?

(имя существительное)

- На какие вопросы отвечает? (Кто? Что?)

- Что обозначает? (Предмет)

- Назовите непостоянные признаки имён существительных? (Число, падеж)

- Назовите постоянные признаки имён существительных? (Одуш., неодуш., собст., нариц., род, склонение).

- Что такое склонение? (изменение по падежам)

- А сколько падежей в русском языке?(6)

- Назовите все падежи.

(В древнерусском языке было 7 падежей. Седьмой назывался звательный. Школьники Эстонии должны запомнить 14 падежей.

Ученики в Финляндии – 15 падежей.

Дети в Венгрии – 22 падежа.

В некоторых языках Дагестана – свыше 50 падежей.

В Китае существительные совсем не склоняются и падежей в Грамматике нет.)


- А сколько склонений у им. сущ. В русском языке? (3)

- А теперь прочитайте слова, записанные на доске.


1-е скл.

папа

волка

трава

Миша

2-е скл.

лето

платье

огонь

дороге


- Что вы заметили? (В первом столбике ошибочно записаны слово волка, во втором – дороге.)

- Назовите окончания в этих словах. (Склонение имени существительного определяется только в начальной форме).

- Как проверить правописание безударных окончаний? (По ударному окончанию в этом же падеже).

- Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в распознании существительных 1-го и 2-го склонения, научиться писать безударные падежные окончания существительных 2-го склонения.)


IV. Работа по теме урока.


3 лот.- Учебник

Упр.166 (стр.95).

- Рассмотрите таблицу.

- Какое слово в таблице имеет ударное окончание?

- Какие слова имеют безударные окончания?

- Прочитайте слова в каждом падеже, назовите окончания.

- Как пишутся ударные и безударные окончания?

- В каких падежах в словах 2-го склонения окончания одинаковы?

- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на стр. 96.

- Как проверить безударные падежные окончания имён существительных? (По ударным окончаниям имён существительных 2-го склонения в этом же падеже.)


!!! Рубрика ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Стр.96.


Упр.167 (стр.96).

- Прочитайте задание. (Выполнение у доски).


- В упражнении допущена неточность: оба слова имеют ударные падежные окончания. А давайте вспомним птиц России, в названии которых будут безударные окончания. Просклоняйте эти слова, а проверите окончания с помощью слов, данных в упражнении.

(Ястреб, филин, лебедь, коршун, сорока, ворона).


И.п. (кто?) орёл□ коршун□ □

Р.п. (кого?) орла коршуна -а

Д.п. (кому?) орлу коршуну -у

В.п. (кого?) орла коршуна -а

Т.п. (кем?) орлом коршуном -ом -ем

П.п. (о ком?) о орле о коршуне -е


-Проверьте по таблице на стр.95, правильно ли вы записали безударные окончания имён существительных.


Физминутка. ИГРА «Раз, два, три склонение назови».


Я буду называть существительные, если 1 склонение - вы хлопаете, 2 склонение – топаете, 3 склонение – прыгаете


Яблоко, гриб, поле, кровать, стул, море, ручка, печь, игра, барабан, кость, добро, волк, дедушка, дочка, речь.


4 лот Работа в группах.

Каждой группе выдаётся домик

- Заполните все окошки этих домиков

Выполненную работу вывешивают на доску. (получают жетоны)


V. Закрепление нового материала



5 лот- работа по памятке. Закрепление.

Осложнённый словарный диктант. Учитель называет лексическое значение слов, учащиеся определяют слова и записывают их в два столбика: имена существительные

1-го и 2-го склонения. Два ученика работают на откидной доске.

1) Профессия человека, который знает законы земледелия. (Агроном.)

2) Упакованные в дорогу вещи. (Багаж.)

3) Периодическое печатное издание в виде больших листов. (Газета.)

4) Общее название изделий из тяжёлого металла. (Железо.)

5) Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной станции. (Вокзал.)

6) Книгохранилище. (Библиотека.)

7) Совокупность предметов, необходимых в быту. (Хозяйство.)

8) То же, что и разговор. (Беседа.)

9) Крупное морское судно. (Корабль.)

10) Обилие материальных ценностей. (Богатство.)

11) Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска. (Лестница.)

- Коллективная проверка. Учащиеся, работавшие у доски, объясняют,

по каким признакам определили тип склонения имён

существительных.



VI. Итог урока.

6 лот Подведение итогов АУКЦИОНА


Итак, подведём итоги.

- Кто же у нас стал счастливым покупателем знаний на сегодняшнем аукционе? (Подсчёт жетонов.)

- Что особенно понравилось на уроке?

- Что лучше всего получалось у вас?

- Чему научились на уроке?

- Как определить склонение имён существительных?

- Понравился ли вам урок?

- Прикрепите на дерево настроения те листочки, какое у вас настроение в конце урока.

- Кто получил больше всех жетонов, получают 5.



VII. Д/з.

Упр.168, стр.96.


Мне было приятно с вами работать на уроке, всем большое спасибо.

Вы получили новое знание, и я рада за вас.