Подготовила и провела
Феденко Валентина Александровна
Учитель начальных классов, I КК,
МКОУ Старомеловатская СОШ
Открытый урок-аукцион русского языка в 4 классе.
Тема урока-аукциона: «Упражнения в распознавании имён существительных 2-го склонения»
Цели: отрабатывать умения распознавать имена существительные 1-го и 2-го склонения; познакомить с системой окончаний существительных 2-го склонения; развивать навыки определения падежей имён существительных по алгоритму; развивать умение проверять написание безударных окончаний ударными.
УУД: Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.
Регулятивные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Коммуникативные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: учебник В.П. Канакиной, словарь, жетоны, карточки-домики, дерево настроения, проектор, экран, презентация.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей.
- Давайте поприветствуем друг друга и поздороваемся. Здороваться мы сегодня будем не словами, а молча-глазами. При этом постарайтесь показать какое у вас сегодня настроение.
- Чтобы это было более наглядно, я предлагаю вам подойти к дереву настроения и прикрепить на него листочки:
-если у вас отличное настроение - зелёные листочки
-если у вас хорошее настроение – жёлтые листочки
-если у вас плохое настроение – синие листочки.
— Дети, вам тепло? (Да!)
— В классе светло? (Да!)
— Прозвенел уже звонок? (Да!)
— Уже закончился урок? (Нет!)
— Только начался урок? (Да!)
— Хотите учиться? (Да!)
— Значит можно всем садиться!
А теперь откройте тетради, запишите число и классная работа.
II. Актуализация знаний.
- Посмотрите на доску
- Здесь записаны слова: Обл.ко, .ллея, акв.рель, к.ртина
-Запишите эти слова в тетрадь и вставьте нужную букву.
- Скажите, какую букву вставили во все эти слова (букву а)
- Назовите слова на букву а (дети называют разные слава)
- А ещё, ребята есть такое слово аукцион
- Что такое аукцион? Где мы можем узнать значение этого слова? (в словаре)
Аукцион-это публичная распродажа, при котором покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.
- Вот и мы с вами проведем урок – аукцион, только не простой, а аукцион знаний.
-Тот, кто больше знает,
Жетончик получает.
Словарная работа
Итак, 1 лот - Словарное слово
- Посмотрите ещё раз на слова, которые вы записали. Скажите, какую картину по жанру мы могли бы нарисовать используя эти слова.
- Правильно, это пейзаж (выдаётся жетон тому, кто правильно ответил)
(на слайде картина- пейзаж)
- Да, художники пишут разные пейзажи: и зимние, и осенние, и летние, и даже морские.
- Запишите это слово и запомните его написание
Придумайте предложение со словом пейзаж.
(С берега моря открылся великолепный пейзаж. На картине изображен пейзаж сельской местности.)
- Найдите основу предложения. Дайте краткую характеристику предложения.
(Предложение простое, повествовательное, распространенное.)
- Какие знания мы приобрели в этом лоте?
(Повторили знакомые словарные слова и познакомились с новыми АУКЦИОН. ПЕЙЗАЖ).
III. Самоопределение к деятельности.
2 лот - имя существительное (жетон выдаётся тому, кто правильно ответил)
На доске выстраивается кластер.
- А теперь скажите, какой частью речи является слово пейзаж?
(имя существительное)
- На какие вопросы отвечает? (Кто? Что?)
- Что обозначает? (Предмет)
- Назовите непостоянные признаки имён существительных? (Число, падеж)
- Назовите постоянные признаки имён существительных? (Одуш., неодуш., собст., нариц., род, склонение).
- Что такое склонение? (изменение по падежам)
- А сколько падежей в русском языке?(6)
- Назовите все падежи.
(В древнерусском языке было 7 падежей. Седьмой назывался звательный. Школьники Эстонии должны запомнить 14 падежей.
Ученики в Финляндии – 15 падежей.
Дети в Венгрии – 22 падежа.
В некоторых языках Дагестана – свыше 50 падежей.
В Китае существительные совсем не склоняются и падежей в Грамматике нет.)
- А сколько склонений у им. сущ. В русском языке? (3)
- А теперь прочитайте слова, записанные на доске.
1-е скл.
папа
волка
трава
Миша
2-е скл.
лето
платье
огонь
дороге
- Что вы заметили? (В первом столбике ошибочно записаны слово волка, во втором – дороге.)
- Назовите окончания в этих словах. (Склонение имени существительного определяется только в начальной форме).
- Как проверить правописание безударных окончаний? (По ударному окончанию в этом же падеже).
- Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в распознании существительных 1-го и 2-го склонения, научиться писать безударные падежные окончания существительных 2-го склонения.)
IV. Работа по теме урока.
3 лот.- Учебник
Упр.166 (стр.95).
- Рассмотрите таблицу.
- Какое слово в таблице имеет ударное окончание?
- Какие слова имеют безударные окончания?
- Прочитайте слова в каждом падеже, назовите окончания.
- Как пишутся ударные и безударные окончания?
- В каких падежах в словах 2-го склонения окончания одинаковы?
- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на стр. 96.
- Как проверить безударные падежные окончания имён существительных? (По ударным окончаниям имён существительных 2-го склонения в этом же падеже.)
!!! Рубрика ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Стр.96.
Упр.167 (стр.96).
- Прочитайте задание. (Выполнение у доски).
- В упражнении допущена неточность: оба слова имеют ударные падежные окончания. А давайте вспомним птиц России, в названии которых будут безударные окончания. Просклоняйте эти слова, а проверите окончания с помощью слов, данных в упражнении.
(Ястреб, филин, лебедь, коршун, сорока, ворона).
И.п. (кто?) орёл□ коршун□ □
Р.п. (кого?) орла коршуна -а
Д.п. (кому?) орлу коршуну -у
В.п. (кого?) орла коршуна -а
Т.п. (кем?) орлом коршуном -ом -ем
П.п. (о ком?) о орле о коршуне -е
-Проверьте по таблице на стр.95, правильно ли вы записали безударные окончания имён существительных.
Физминутка. ИГРА «Раз, два, три склонение назови».
Я буду называть существительные, если 1 склонение - вы хлопаете, 2 склонение – топаете, 3 склонение – прыгаете
Яблоко, гриб, поле, кровать, стул, море, ручка, печь, игра, барабан, кость, добро, волк, дедушка, дочка, речь.
4 лот Работа в группах.
Каждой группе выдаётся домик
- Заполните все окошки этих домиков
Выполненную работу вывешивают на доску. (получают жетоны)
V. Закрепление нового материала
5 лот- работа по памятке. Закрепление.
Осложнённый словарный диктант. Учитель называет лексическое значение слов, учащиеся определяют слова и записывают их в два столбика: имена существительные
1-го и 2-го склонения. Два ученика работают на откидной доске.
1) Профессия человека, который знает законы земледелия. (Агроном.)
2) Упакованные в дорогу вещи. (Багаж.)
3) Периодическое печатное издание в виде больших листов. (Газета.)
4) Общее название изделий из тяжёлого металла. (Железо.)
5) Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной станции. (Вокзал.)
6) Книгохранилище. (Библиотека.)
7) Совокупность предметов, необходимых в быту. (Хозяйство.)
8) То же, что и разговор. (Беседа.)
9) Крупное морское судно. (Корабль.)
10) Обилие материальных ценностей. (Богатство.)
11) Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска. (Лестница.)
- Коллективная проверка. Учащиеся, работавшие у доски, объясняют,
по каким признакам определили тип склонения имён
существительных.
VI. Итог урока.
6 лот Подведение итогов АУКЦИОНА
Итак, подведём итоги.
- Кто же у нас стал счастливым покупателем знаний на сегодняшнем аукционе? (Подсчёт жетонов.)
- Что особенно понравилось на уроке?
- Что лучше всего получалось у вас?
- Чему научились на уроке?
- Как определить склонение имён существительных?
- Понравился ли вам урок?
- Прикрепите на дерево настроения те листочки, какое у вас настроение в конце урока.
- Кто получил больше всех жетонов, получают 5.
VII. Д/з.
Упр.168, стр.96.
Мне было приятно с вами работать на уроке, всем большое спасибо.
Вы получили новое знание, и я рада за вас.