СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок- беседа по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок- беседа по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»»

Открытый урок- беседа по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»

В 8 классе (учитель И. В. Линник)

Тема: Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как приём, помогающий раскрыть идею рассказа.

Цель: выяснить, из каких основных частей состоит рассказ, композицию произведения; обратить внимание на эпоху, которую описывает писатель; при помощи контраста раскрыть идею рассказа.

Оборудование: выставка книг, иллюстрации к рассказу, портрет писателя, эпиграф.

Ход урока:

Историческое значение работы Толстого уже теперь понимается как итог всего пережитого русским обществом за весь 19 век, и книги его останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного гением.

М. Горький (История русской литературы)

Учитель: Ребята, обратите внимание на выставку книг, которые писал когда-то Л. Н. Толстой. Мы можем сделать вывод, что писатель посвящал свои произведения как взрослым, так и детям. С некоторыми произведениями вы уже знакомы, а некоторые («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье») и многие другие вам только предстоит прочитать.

- Эпиграф о творчестве Толстого (на доске) зачитать.

- Учитель: Шёл 1903 год. Кабинет Толстого. Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что здесь установилась глубокая тишина, всё вокруг спит, и только Толстой погружён в работу. Ему уже далеко за 70 лет, но он пишет новый рассказ, который сейчас является смыслом жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, мы ощущаем на нём ясность мысли, внутреннее спокойствие и мягкую человечность. Рассказ «После бала» готов… Вот как в своей работе представляет писателя художник Н. Н. Ге «У портрета Толстого».

Когда Толстому было уже около 50 лет, произошёл резкий перелом в его миросозерцании… Его мучили основные проблемы бытия: о смысле жизни, о смерти, добре и зле. И сегодня мы с вами побеседуем на примере рассказа «После бала», почему он обратился к этой теме, почему его так волновали вопросы жестокости и бесправия по отношению к простым людям во времена правления Николая 1, которого ещё называли Николаем Палкиным.

Почему Толстого, которого волновали вопросы жестокости, насилия, истязания в русской армии, обращается к этой теме уже будучи человеком преклонного возраста. И вот послушайте, пожалуйста, ещё один случай, который заставляет его обратиться к данной теме. (учебник, учитель читает).

В основу рассказа «После бала», который был написан в 1903 году, положен действительный случай, произошедший с братом писателя. История, рассказанная Толстым, относится к 40-м годам 19 века, ко времени царствования Николая 1, когда в русской армии применялись телесные наказания. Нередко провинившихся солдат приговаривали к нескольким тысячам палочных ударов и прогоняли сквозь строй по «земной улице», то есть между двумя рядами солдат, которые били наказуемого лозой. Как правило, больше тысячи ударов человек не выдерживал – умирал, однако и тогда истязания не прекращались, секли труп.

Писателя всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Ещё в 1855 году он работал над проектом о переформировании армии, где выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй». Однако значение рассказа «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами. Толстой осуждает деспотизм самодержавия и в этом сближается со своими великими предшественниками – Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем. Толстой писал в эпоху подготовки первой русской революции, и её разгоравшееся пламя бросало отсветы на его произведения. Рассказ «После бала» выражает настроения и взгляды Толстого в период русской революции. И хотя произведение было опубликовано значительно позже, через 8 лет после написания, только в 1911 году, свою общественно-воспитательную роль оно сыграло уже на другом этапе русской революции. Пером Толстого двигало не столько желание восстановить в памяти минувшее, сколько стремление обратить внимание современников на незаживающие язвы настоящего.

Рассказ Толстого «После бала» пронизан глубокой болью за поругание человеческого достоинства. Писатель выступает здесь против насилия и гнёта, против бесчеловечного отношения к людям. Он выступает другом и защитником гонимых и угнетённых, обездоленных и притесняемых людей. В поздних своих произведениях Толстой остаётся непримиримым врагом всяческого насилия, угнетения человека человеком. Он гневно обрушивается на господствующие классы буржуазного общества, на самодержавие, казённую церковь, на всех угнетателей.

Известно, что первоначально писатель называл рассказ по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Утро, изменившее жизнь». Но я хочу вам напомнить слова Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». И поэтому я задаю вам опережающий вопрос: почему писатель назвал рассказ «После бала»? (постарайтесь ответить в конце урока).

Итак, в основу рассказа «После бала» положен действительный случай, который произошёл с братом писателя. И Толстой более 50 лет держал в памяти этот случай и использовал его накануне первой русской революции. Литературоведы подчёркивают, что всё в рассказе подчинено основной его идее – страстному протесту против насилия и лицемерия. Этому служит и композиция рассказа, и все его художественные средства.

Ученику – опережающее задание. Композиция (значение слова – построение). Сюжет рассказа несложен: молодой человек охладел к любимой девушке после того, как увидел её отца, полковника, распоряжающимся жестоким наказанием солдата. Повествование ведётся от лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего прошлое. Из короткого вступления мы узнаём, что этот человек уважаем всеми, что «рассказывал он очень искренно и правдиво», что он, очевидно, обладает богатым жизненным опытом, - благодаря этим замечаниям у читателя возникает особое доверие к герою. А обещание Ивана Васильевича поведать об одном утре, от которого переменилась вся его жизнь.

Интересно, что повествование начинается сразу, даже внезапно, без развёрнутой экспозиции. И завершается оно без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, как бы говорит писатель. Отметим вопрос, мучающий Ивана Васильевича и интересующий его собеседников: какова роль общественных условий в изменении взглядов и поведения человека? Всесильны ли эти условия или есть что-то другое, что позволяет человеку прозреть? Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Это рассказ в рассказе, потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика. Итак, в рассказе «После бала» два рассказчика: один – тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, другой – сам Иван Васильевич.

Учитель: давайте запишем в тетрадь основные части, из которых состоит рассказ: 1) вступление; 2) бал; 3) после бала; 4) заключение.

В тексте вам могут встретиться слова, значение которых у вас может вызвать затруднения, давайте их запишем в тетрадь:

- иноходец – лошадь;

- камергер – почётное придворное звание;

- пюсовый – тёмно-коричневый;

- эполеты – парадные офицерские погоны;

- портупея – ременная перевязь через плечо для ношения оружия;

- опойковые сапоги – тонкая кожа из шкуры молодых телят;

- ломовые – извозчики, которые занимаются перевозкой тяжестей;

- шпицрутены – прутья или палки, которыми били наказуемых.

Работа с текстом:

- В какое время происходит действие рассказа? (40-е годы).

- Из каких частей состоит само повествование Ивана Васильевича? (бал и после бала). Найдите в тексте границы каждой части. («А было то, что я был сильно влюблён..». «Когда я приехал домой, разделся…». «Что ж вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было дурное дело? Ничуть…»).

- Далее останавливаемся на рассказе Ивана Васильевича. Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? (Вторая, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина).

- А зачем писателю понадобилась первая часть, ведь он мог бы начать прямо с избиения? (она нужна, мы без неё ничего не узнали бы о переживаниях Ивана Висильевича, о его чувствах, о его любви к Вареньке. Писатель не мог обойтись без первой части, потому что в рассказе идёт речь не только о полковнике и солдате. Так можно было сделать простую газетную заметку. А Толстой создавал художественное произведение. В рассказе очень важен ещё и сам Иван Васильевич, его чувства, которые он переживал на балу и после бала. Без первой части не было бы и второй, не было бы и художественного произведения. Обе части рассказа противоположны, контрастны.

- Как называется такой приём? (антитеза – противоположное утверждение).

- Из текста мы узнаём, что писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказание солдата, а также характеры героев. Начнём с полковника. Мы видим его в 1 части глазами юного Ивана Васильевича.

- Какова его внешность? (зачитать в тексте).

- Что вы можете о нём сказать, как охарактеризовать?

- Как же смотрит на него и на Вареньку Иван Васильевич? (с восторженным умилением).

- А во второй части?

- Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала. Почему он, как будто любящий, внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам? Был ли он двуличным человеком, лицемером? (пусть ребята заметят, что противоположен не только облик полковника, но различен и язык).

- А теперь давайте сравним описание бала (залы) в начале рассказа с описанием предрассветной улицы (в тексте).

- Музыка на балу (мазурка, которая ещё звучит в душе Ивана Васильевича) и во время наказания (флейта, барабанная дробь, которую он слышит, приближаясь к плацу).

- А теперь давайте сопоставим полковника с наказуемым. Можно ли сказать, что в сопоставлении с окровавленной, истерзанной жертвой экзекуции, его красота и военная выправка выглядит почти кощунственно?

Работа у доски:

Сравнительные характеристики полковника и наказуемого:

- А что происходит с самим Иваном Васильевичем? Обратите внимание на язык, каким он рассказывает о своём настроении на балу («Я обнимал в то время весь мир своей любовью»).

полковник

Наказуемый

-высокий военный в шинели и фуражке

- шёл твёрдой подрагивающей походкой

- румяное лицо и белые усы и бакенбарды

- «твёрдым» шагом двигалась высокая, статная фигура

- оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное.

- дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу…подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперёд, то падая наперёд – и тогда унтер-офицеры…тянули его назад

- сморщенное от страдания лицо

- спотыкающийся, корчащийся человек



- И после бала? («Мне было до такой степени стыдно… Вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища»).

- А что же Варенька? Можно ли осуждать её за то, что чувства Ивана Васильевича как-то постепенно, естественно «сошли на нет». (давайте зачитаем из первой части, как была весела и счастлива Варенька на балу и в противоположность – кузнец в засаленном полушубке, солдаты в чёрных мундирах). Ещё бы, Иван Васильевич Богат, а полковник с женой, судя по всему, все средства тратят на то, чтобы «вывозить» Вареньку ради удачного замужества. Очевидно, и Варенька привыкла жить экономно. Веер у неё был «дешёвенький», но и его она не дарит Ивану Васильевичу. Однако жестокость её отца перечеркнула счастье его дочери. Жалко Вареньку из-за того, что у неё такой отец. Счастье и жестокость в одной семье - невозможны. И даже если Варенька впоследствии окажется счастливой и обеспеченной в браке, это будет уже не первая любовь, не первый роман…

- А как вы думаете, почему всё-таки любовь к Вареньке «сошла на нет»? (отвечает сам Иван Васильевич: «Когда она, как это часто бывало с ней, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно». Красота Вареньки перестала быть привлекательной для Ивана Васильевича, потому что, начиная с бала, её облик в представлении Ивана Васильевича слишком тесно связан с обликом её отца).

- Итак, в какой же части рассказа раскрывается истинное лицо полковника? (во 2-ой. Так как мы уже говорили, что счастье и жестокость в одной семье – вещи несовместимые, что полковник – двуличный, лицемерный человек, а такие качества не ценились тогда, не ценятся и в современном обществе).

5. – А теперь давайте обратимся к статье Л. Н. Толстого «Николай Палкин» (так между собой его называли солдаты) – воспоминание русского солдата (учебник).

- И вот теперь вопрос, который был задан в начале урока – почему писатель назвал свой рассказ «После бала»? Ваше мнение.

- А какова основная идея самого рассказа? Что Толстой хотел показать этим произведением? Что разоблачает он в русской армии? (разоблачает жестокость, обман, несправедливость самодержавной власти, выступает против варварского наказания – «прогнания сквозь строй». Но не только это – он осуждает деспотизм самодержавия, и в этом он близок со своими предшественниками – Пушкиным, Лермонтовым, гоголем, Тургеневым.

-Дополнительный вопрос: Какого героя напоминает Иван Васильевич и в чём их сходство? («Ася». Господин Н.).

-6. Итог: Что мы сегодня проходили на уроке? (сопоставление героев, описаний, композиционный контраст, идея рассказа, эпоха описания в произведении).

Домашнее задание: письменно составить портретную характеристику полковника, пользуясь текстом, вывод.

- Оценки.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!