Государственное казённое общеобразовательное учреждение Краснодарского края
специальная (коррекционная) школа №10 г. Белореченска
(ГКОУ школа № 10 г. Белореченска)
Открытый урок по чтению в 7 классе
Литературная гостиная
«Поэты земли кубанской о природе родного края»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы Назарова Е.А.
Белореченск 2018 г.
Открытый урок чтения в 7 -м классе
коррекционной школы VIII вида
Тема урока: «Поэты земли кубанской о природе родного края».
Статья отнесена к разделу: Коррекционная педагогика
Назарова Елена Александровна, учитель русского языка и чтения
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Обучающие:
Прививать любовь и интерес к кубанской поэзии и литературе. Показать разнообразие тематики стихов о родном крае и природе.
Коррекционно - развивающие:
Коррекция и развитие навыков выразительного чтения, внимания, развивать читательский интерес.
Воспитательные:
На основе произведений воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма и гордости за свою малую родину, за кубанский народ.
Методическое оснащение и оборудование урока:
набор карточек по теме «Стихотворения кубанских поэтов о Родине и родной природе».
ТСО (магнитофон, диск с релаксационной музыкой, звуки природы, компьютер, мультимедийная презентация);
презентация «Поэты земли кубанской о Родине»;
кроссворд «Край, в котором я живу!»;
карточки для индивидуальной работы (визитная карточка кубанского школьника);
выставка книг: сборники стихов кубанских поэтов;
Ход урока:
Организационный момент урока, психологический настрой (настрой учащихся на работу, психологическая установка, подготовка класса к уроку, внешний вид в соответствии со школьными требованиями).
А). Приветствие учителя:
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, учителя нашей школы. Я рада приветствовать Вас на нашем открытом уроке по чтению. Сегодня ясный солнечный день. Давайте все улыбнемся друг другу. И с хорошим настроением начнем наш урок.
Б). Рапорт дежурного.
- Дежурный по классу___________________________.
- Сегодня _____________________________________.
- День недели __________________________________.
- В классе отсутствуют_________________________________(по какой причине).
- На дом было задано подготовить выразительное чтение стихотворений о родине и природе родного края.
Проверить домашнее задание.
Сообщение темы урока.
- Тема нашего урока: «Стихотворения кубанских поэтов о природе родного края».
- Наша кубанская природа волнует и удивляет каждого человека. Но, наверное, никто не сумел так тонко подметить и воспеть красоту нашего края, как кубанские поэты. Самые заветные, проникновенные строки, самые певучие мелодии посвятили они родной земле.
- Сегодня на уроке чтения мы познакомимся с произведениями кубанских писателей. С помощью этих произведений мы постараемся лучше понять и увидеть природу родного края, лучше узнать о людях кубанской земли. Вы, ребята, в этом мне, конечно же, поможете.
4. Изучение нового материала.
Учитель (Слайды 3, 4, 5)
- Ребята мы с вами жители какой страны? (под названием РОССИЯ)
- Расположение РОССИИ на карте.
Текст Родина.
Учитель
Краснодарский край, Кубань. (показать на карте Краснодарский край)
- Посмотрите на карту России. Расположение Краснодарского края на карте.
Ученик ______________________________________
Екатеринодар – столица казачьего края. Слайды (11, 12, 13, 14).
Город - Краснодар.
Слайды (19, 20, 21, 22, 23, 24).
Слайды (25).
Учитель
Краснодарский край по праву называют житницей России.
Кубань – это одетые в изумруд леса, бескрайние моря.
Слайды (26, 27).
Стихотворение «Родина». Автор Владимир Нестеренко
Читает ученик ______________________________
Родина
Это край чудесный
Там, где синь небес.
Золотое поле
И зелёный лес.
Ручеёк звенящий
И весенний гром.
Это – запах хлеба,
Это – отчий дом.
Родина - родная.
Наша сторона.
Ты на всей планете -
Лучшая страна.
Слайды (28, 29).Стихотворение «Кубань – родимая земля». Автор Виктор Подкопаев
Читает ученик ______________________________
Идёт рассвет,
Ступая по курганам.
Навстречу солнцу
Встали тополя…
Как ты мила
И как ты дорога нам,
Кубань, Кубань –
Родимая земля!
Слайды (30).
Стихотворение «Прекрасный край» Автор
Читает ученик ______________________________
Посмотрите вокруг – зачарует краса:
Нету края прекраснее нашего!
Золотятся хлеба, зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена.
Слайды (31, 32, 33).
Стихотворение «Кубань – земля такая». Автор Кронид Обойщиков
Читает ученик ___________________________
Кубань – земля такая:
Лишь первый луч скользнёт –
И поле оживает,
И гром земной плывёт,
И землю плуг срезает,
Как масло. Круглый год
Здесь что – то засевают,
И что – то убирают,
И что – нибудь цветёт.
Кубань – земля такая:
От края и до края…
Стихотворение «Шумят, шумят желтеющие нивы».
Автор Иван Фёдорович Варавва
Читает ученик ___________________________
Шумят, шумят желтеющие нивы.
Красою сердце веселя.
Родимый край мой,
Край судьбы счастливый,
Земля отцов – моя земля!
Слайды (33, 35).
Учитель Кубань – это плодородные земли, окрашенные золотом пшеничные поля.
Стихотворение «Мой край». Автор В. Нестеренко
Читает ученица ________________________________
За околицей столичной –
Между рощей и рекой
Начинается пшеничный
Ярко – розовый прибой.
С каждым колосом высоким
Дружат солнце и дожди.
Сколько зёрен крутобоких
В каждом колосе – гляди!
Полюбуйся полем этим
Щедрый будет урожай
Краше места нет на свете,
Чем знакомый с детства край.
Учитель
- Кубань – это белорозовые сады. Слайды (36, 37).
Стихотворение «Вишни цветут». Автор Алексей Молчанов
Читает ученик _____________________
Разнаряженные пышно,
Будто вышли на парад,
Слева – вишни, справа - вишни
Белокурые стоят.
Только сердцем прикоснуться
Можно к нежной красоте.
Я иду вишнёвой улицей
Сквозь вишнёвую метель.
И не смог я удержаться,
Руки тянуться к цветку.
Я дышу и надышаться
Ароматом не могу.
Учитель Кубань – родимая земля. Слайды (38, 39).
Стихотворение «Любимый край». Автор Г. Анохин
Читает ученик ____________________________
Словно рыбка золотая,
Месяц в озере плывёт.
Кувыркаясь и играя,
Ветер песенки поёт.
Спит село, тревог не зная.
За селом гуляет рожь.
Лучше нет родного края,
Где родился и живёшь.
Учитель - Отгадайте загадку Слайды (40, 41, 42).
На солнце я похожий,
И солнце я люблю,
За солнцем поворачиваю
Я голову свою.
- Подсолнух символизирует величие, достаток, прочность и тёплое южное солнце Краснодарского края.
5.Физминутка
6. Продолжить работу по теме урока.
Учитель: (Слайды 43, 44, 45)
Край, в котором мы живём называется Краснодарский, а город, в котором мы живём - Белореченск. Многие из вас родились и выросли в этом городе, значит город Белореченск – это наша малая родина.
Ученик ______________________________________
читает об истории города Белореченска Слайды (46, 47, 48, 40 50).
Из истории города Белореченска.
Наш город был образован в 1862 году казаками 42 – го кавалерийского полка Кубанского казачьего войска, сначала в виде земляной крепости, а затем станицы Белореченской. В 1958 году станице присвоен статус города и имя Белореченск. Рядом с городом протекает река Белая.
Стихотворение «Белая река». Автор Валерий Комолев
Читает ученица __________________________
Белая река
Облака купаются игриво
В водах Белой, реченьки моей,
А в полях, волнуясь, колосятся нивы,
И звенит мелодия полей.
Пусть сияет солнце над тобою,
Белореченск, милый город мой,
Ты стоишь над нашей Белою рекою,
И она любуется тобой.
Учитель Слайды (51- 57).
- Наш город знаменит и гордится своими людьми, которые прославляют наш город по всей России и за рубежом. В нашем городе живет заслуженный поэт Кубани, член Союза писателей России Валерий Николаевич Комолев. Он частый гость нашей школы. Валерий Николаевич сочинил стихотворение о любимом городе Белореченске.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с его жизнью и творчеством. Ученик _______________________________________читает стихотворение В.Н. Комолева. (Слайды 58, 59)
«С днём рождения любимый город!»
С днём рожденья,
Любимый город.
Принимаю таким как есть.
И поля, и леса
И горы
Разукрашены в твою честь.
В честь ведутся
Весёлые речи,
Речки Белой,
И речки Пшехи.
Мой любимый,
Родной Белореченск,
Ты родился от древней сохи.
С днём рожденья
Расти, процветай,
Поднимайся
Всё выше и выше.
Мой любимый,
Всегда ты знай
Моё сердце добром
Твоим дышит.
Учитель Белореченск сегодня. (Слайды 60-72)
Сейчас это красивый, уютный, современный город. Улицы широкие, красивые, много цветов, деревьев, фонтанов. В Белореченске много памятников, жители города гордятся своими земляками и чтят своих героев.
Ученик читает стихотворение «Белореченск, милый уголок!»
Я люблю страну свою большую,
Ширь земли и даль её дорог,
Но всего милее и всего дороже
Белореченск, милый городок!
Как красивы улицы, аллеи,
Сколько новых выросло домов,
Нет, ты не стареешь,
Нет, ты молодеешь,
Славный город мой родной!
В 2017 году наш город Белореченск отметил юбилейную дату-155 лет. (заочная экскурсия по городу Белореченску).
Звучит песня «На Кубани мы живем» в исполнении ансамбля «Кубанская казачья вольница»
7. Подведение итогов (Слайды 73 - 77)
Учитель:
- Ребята, сегодня на уроке в вашем исполнении прозвучали стихотворения кубанских поэтов: Григория Анохина, Вадима Неподобы, Валерия Комолева, Владимира Нестеренко, Кронида Обойщикова, Виктора Подкопаева, Алексея Молчанова.
- С помощью этих произведений вы постарались лучше понять и увидеть природу родного края, лучше узнать о людях кубанской земли.
- Вы проделали большую работу, показали свои знания: умение выразительно читать, вы были прекрасными слушателями и замечательными участниками. Мне было приятно работать с вами. Хочу поблагодарить вас за ваше выступления.
8. Выставление оценок.
9. Домашнее задание:
Выразительное чтение стихотворений.
10