Меловский лицей Меловского поселкового совета Луганской области
Открытый урок в 3-А классе
на тему:
«Что изготавливают из злаков?»
Учитель: Бибик Н. Д.
Меловое, 2025 год
Тема: Что изготавливают из злаков?
Цель: помочь понять, почему хлебные злаки важны; на практике познакомить с продукцией из злаков (мука, крахмал, крупы, хлопья) и научить её различать; учить исследовать и представлять результаты исследований.
Ожидаемые результаты:
ученики должны научиться планировать своё время;
различать травянистые растения, кустарники, деревья; культурные и дикорастущие растения;
добывать информацию из разных источников;
анализировать, систематизировать и представлять полученную информацию в графическом виде;
определять продукты и услуги, пригодные для ведения здорового образа жизни;
проводить целевой поиск в сети Интернет;
размышлять над результатами собственной деятельности и презентовать их.
Оборудование:
Учебник.
Интерактивная доска.
Презентация.
Мука разных видов (пшеничная, кукурузная).
Кукурузный крахмал.
Крупы: пшеничная, манная, перловая, ячневая, кукурузная.
Хлопья разных видов.
Листовки впечатлений.
Карточки для групповой работы.
Цвет урока: жёлтый
Эпиграф:
С каждым новым знакомством с различными злаками я всё больше удивляюсь уникальной способности этих растений накормить человека.
А. Каралийчев
Ход урока
I. Организация класса
II. Утренняя встреча
(звучит музыка, дети встают из-за парт, садятся на мягкие стулья. Музыка стихает)
1. Приветствие
Учитель:
Весенний луч влетел в окошко вдруг,
и нас собрал в большой и дружный круг!
Соединим ладони наши!
Улыбнёмся и помашем!
– Доброе утро, дорогие!
Дети:
– Доброе утро!
2. Упражнение «Пожелание»
Учитель:
– Как приятно видеть, что вы улыбаетесь друг другу, приносите в класс радость. Умножим её, поздравив друг друга подарками!
– Я хочу подарить вам счастье! Примите от меня в подарок хорошее настроение! Мой подарок для вас – разноцветная радуга в небе! А ещё я дарю вам вдохновение! Все весенние цветы – это мой подарок для вас!
(Учитель берёт за руку ученика и говорит ему):
– А тебе я дарю крепкое здоровье!
(дети по очереди):
1 ученик: Я хочу подарить тебе красоту!
2 ученик: Прими в подарок от меня весну!
3 ученик: Я хочу подарить тебе весеннее пение соловья!
4 ученик: Прими в подарок от меня уважение!
5 ученик: Я дарю тебе искреннюю ласку!
6 ученик: Я хочу подарить тебе волшебную сказку!
7 ученик: Я дарю тебе большую радость!
8 ученик: Мой подарок для тебя – любовь!
9 ученик: Прими в подарок от меня щедрость!
10 ученик: Я дарю вам чудеса! (обращается к учителю)
Учитель:
– Мой подарок для вас – дружба верная и крепкая!
– А что мы подарим нашим гостям?
(дети говорят по очереди)
(аплодисменты)
– Следующая страница.
3. Упражнение «Выбери настроение»
Учитель:
– Нам предстоит работать сегодня в нашем кругу. В какой атмосфере мы будем работать, зависит от нашего настроения. Вот его нам и нужно выбрать.
– У людей настроение бывает разным. Когда человек чувствует себя хорошо, он всем доволен, всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду (учитель ставит стакан с чистой водой).
– Когда человеку приходят на ум чудесные идеи, то мысли сверкают, переливаются, как вода в другом стакане (бросает блёстки).
– Но бывает, что мысли у человека грустные и неприятные. Тогда они похожи на грязную воду (бросает глину в третий стакан).
– Настроение из какого стакана мы возьмём сегодня?
– Какого цвета вы представляете своё настроение? Покажите кирпичик конструктора того цвета, который соответствует вашему настроению. Перелистываем страницу. Следующая страница.
4. «Календарь природы»
Учитель:
Весёлая девчонка
по имени Весна
бежит, смеётся звонко
в густой траве она.
Весёлой птичьей трелью
прогонит сон зимы,
Природы пробужденье
опять встречаем мы!
Погода в марте часто
один сплошной каприз:
то дождик ежечасно,
то солнце, как сюрприз.
Внезапный холод тоже
нас может подвести,
а быстрый ветер может
все тучи унести!
– Какую погоду подарил нам март сегодня, мы узнаем от дежурных синоптиков.
(Выходят 2 девочки)
Сообщение синоптиков:
– Доброе утро!
В синоптической студии вас приветствуют: ___________________________
1 девочка: Сегодня 12 марта 2025 года. Весна.
2 девочка: Третий день недели. Среда.
1 девочка: Небо ясное, без осадков.
2 девочка: 12 марта – птичий день.
1 девочка: Если в этот день птицы возвращались из тёплых стран, то будет отличный урожай хлеба.
2 девочка: А ещё 12 марта наши предки предсказывали погоду. Если в этот день будет дождь – к тёплому лету,
1 девочка: А снег – к холодному.
2 девочка: Народ за многие века определил приметы, связанные с мартом.
1 девочка: Сухой март –
2 девочка: Тёплый апрель –
1 девочка: Мокрый май –
2 девочка: Будет хлеба урожай!
Учитель:
– Спасибо!
Наступление весны – это обновление жизни. По календарю март – первый месяц весны. Теплеет… Но мартовское тепло ненадёжно. Может и морозец досаждать. Поэтому не будем огорчаться, что ещё лежит снег, не отпускают морозы. Всему своё время. Зиме тоже нужно высыпать свои снега – пожалуйста, это тоже полезно. Но солнышко уже весеннее. И первыми почувствовали весну цветы! С новолетием вас!
– Следующая страница.
5. «Новости дня»
Учитель:
– А теперь настало время сообщить вам новости.
Тема дня: «Что изготавливают из злаков?»
– Вы узнаете:
Какие растения относятся к хлебным зерновым?
Какие продукты изготавливают из злаков?
Почему хлебные злаки важны для людей?
Этот день обещает много нового. Так поспешите к своей цели!
А чтобы осветить к ней дорогу, скажите, чего вы ожидаете от сегодняшнего дня?
Упражнение «Ожидания»
(Дети отвечают)
Чего вы ожидаете от сегодняшнего занятия? (узнать что-то новое)
Каким, по вашему мнению, оно должно быть? (интересным)
Что бы вы хотели делать на уроке? (мыслить, искать ответы, наблюдать, думать, слушать внимательно, делать выводы)
Как для этого нужно работать? (творчески, дружно, внимательно, быстро)
Итак, надеюсь, что вместе мы проведём интересное, творческое, полезное занятие, на котором каждый из вас узнает много нового.
Учитель:
Я желаю, чтобы ваши ожидания сбылись. И приглашаю вас в центр учебной деятельности! (дети садятся на свои места)
II. Мотивация учебно-познавательной деятельности
Учитель:
Детки, а вы помните, как нужно себя вести в общественных местах?
(быть вежливыми, опрятными, уважать друг друга)
А как нужно вести себя в музее?
Вспомним правила поведения.
Правила:
В музее ведут себя сдержанно, разговаривают очень тихо или шёпотом.
Рассказ экскурсовода нужно слушать внимательно, не перебивая его вопросами. Их можно задать после окончания экскурсии.
Запомните одно из главных правил музея: экспонаты руками не трогают.
Я приглашаю вас в музей, необычный. Обещаю, что в его залах вам будет интересно.
В мире существует много растений. Среди них есть такие, что полезны для жизни человека. Поэтому с давних времён люди занимались их выращиванием. Сегодня речь пойдёт о зерновых культурах. Я приглашаю вас в первый зал.
Первый зал «Золотая нива»
Будем исследовать, какие растения относятся к хлебным зерновым.
Пшеница — главнейший злак. Королева полей! Пшеница — первое «хлебное» растение, которое посеял человек. Маленький росток, структурный колосок с мелкими зёрнышками даёт начало огромному полю. А зёрнышки пшеницы золотыми называют.
Кукуруза — дар земли. Интересная, загадочная культура. Одна из немногих зерновых культур, которая не впитывает химические вещества, применяемые при её выращивании. Удивительное растение. Даже если всё лето не будет ни одного дождя — с ней ничего не случится. Своими широкими листочками она впитывает капли росы, тумана и живёт, будто ничего не произошло. А зёрна — янтарными называют.
Работа с учебником
Прочитаем информацию о злаках. Злаки — сельскохозяйственные культуры, которые можно перерабатывать в другие полезные составляющие и продукты. Из злаков производят: муку, крупы, хлопья, крахмал, что является сырьём для изготовления других продуктов. Злаки обеспечивают столько продовольственной энергии в мире, сколько никакое другое растение. Продукты из них богаты белком.
Овёс — с давних времён считается самым популярным лечебным злаком.
Ячмень — самая древняя злаковая культура в мире. Полезности в ней немало.
Быстро созревает: за полтора-два месяца может вызреть, дать зерно.
А зёрна ячменя жемчужинами называют.
Второй зал «Музейный магазин»
Будем исследовать, как используют зерновые культуры. И вот перед вами продукты, которые производят из злаков.
Пшеница
Из зёрен пшеницы производят муку. Она — основа тех продуктов, которые делают (готовят) из неё. Это хлеб и хлебобулочные изделия, макароны, крупы: пшеничная, манная, кускус, булгур. Какое счастье, что люди научились выращивать пшеницу. Трудно представить, как бы мы жили без этого чудесного злака, подарившего человечеству хлеб. Недаром один мудрец отмечал: «Кусок хорошо пропечённого хлеба — величайшее творение человечества». Я с этим полностью согласна, а вы?
Кукуруза
Из её зёрен производят муку, крупу, хлопья и другие продукты. Початки и зерно в молочно-восковой спелости употребляют в варёном виде и для консервирования. Зерно кукурузы является сырьём для производства спирта, крахмала, глюкозы.
Овёс
Из овсяного зерна производят резаные и шлифованные крупы, особенно ценную крупу «Геркулес», овсяные хлопья, которые особенно полезны для детского питания. Из овсяной муки делают пищевые галеты, овсяное печенье, суррогат кофе. Овсяная мука не содержит клейковины и в чистом виде для выпечки хлеба не используется. Блюда из овса хорошо усваиваются организмом, имеют большое значение в диетическом и детском питании.
Ячмень
Используется как техническая и кормовая культура. Из него производят перловую и ячневую крупы, а также муку. Зерно ячменя широко используется в пивоваренной и спиртовой промышленности.
Третий зал. Видео-физкультминутка
Учитель:
Дети, что такое, по вашему мнению, продовольственная энергия? (энергия, которую человек получает из пищи)
Человек ест не сами хлебные злаки, а продукты их переработки. Вы узнали о них в музейном магазине, а сможете ли их различить? Вот мы и попробуем это сделать в следующем зале.
Четвёртый зал «Юные эрудиты»
Работаем в группах (надо распределить обязанности) 3 минуты.
Задание. Дополните предложения:
Зерно пшеницы, кукурузы, овса, ячменя мелют, чтобы получить 1 ____________.
Из зерна пшеницы производят манную 2 ____________,
а из зерна 3 ____________ — перловую.
Если овсяное, пшеничное, ржаное зерно или крупы расплющивают, то получают 4 ____________.
мука
крупа
ячмень
хлопья
Проверка задания.
Вывод (читаю из энциклопедии):
«Крупы — важнейший источник растительных белков и углеводов. В них содержится много минеральных веществ и витаминов группы В, благодаря чему крупы рекомендуется включать в рацион ежедневно».
Ещё одно преимущество круп — их универсальность. Они хорошо сочетаются с любыми другими продуктами: мясом, рыбой, грибами, овощами, фруктами.
Я приглашаю вас в следующий зал.
Пятый зал «Где группа — там и каша»
Здесь вы узнаете, в чём особенность и польза каши. Её почитают и употребляют как первую пищу, как объединяющую силу. Она была предшественницей печёного хлеба и поэтому в народных праздниках идёт наравне с ним. Недаром в пословицах говорится: «Каша — мать наша, а хлеб — всему голова».
Каши богаты клетчаткой.
Каши содержат в необходимом количестве и нужном соотношении железо, медь, цинк, фосфор, калий, кальций, белки, а также витамины группы В, РР, Е.
Каша помогает сохранить фигуру.
Каша помогает всегда быть в хорошем настроении.
(Мастер-класс: дети готовят кашу)
Овсяная — самый популярный завтрак во многих семьях. Борется с депрессией, улучшает состояние кожи, содержит множество полезных микроэлементов.
Манная — способна повышать иммунитет человека, в её состав входят витамины группы В и Е.
Пшеничная — ценится повышенным содержанием всех витаминов и минералов, особенно фосфора и железа, влияющих на здоровье сердечно-сосудистой и опорно-двигательной системы.
Ячневая — содержит рекордное количество клетчатки, помогает очищать организм.
Перловая — очень питательна, крайне необходима для мозговой, умственной деятельности.
Кукурузная — уникальный источник антиоксидантов, которые стимулируют иммунитет.
Проверим нашу кашу. Она готова, можно пробовать.
Вывод:
Каша нужна всем, кто уделяет внимание своему здоровью! Вот почему на столе стоит каша. А я приглашаю вас в следующий зал.
Шестой зал «Зал восковых фигур»
Вы узнаете, почему зерновые культуры так важны для человека.
(под музыкальное сопровождение входят восковые фигуры: пшеница, кукуруза, овёс и ячмень. Замирают, музыка стихает)
Учитель:
Ещё немного, и оживут восковые фигуры, и...
(фигуры оживают, называют себя)
Я — пшеница
Я — кукуруза
Я — овёс
Я — ячмень
— Добрый день, детки!
Пшеница:
Зерновые культуры — основа всего сельскохозяйственного производства, ведь зерно — основной продукт питания человека, основной концентрированный корм для животных и сырьё для перерабатывающей промышленности.
Кукуруза:
Овёс:
А крупы — важнейший источник растительных белков и углеводов, помните об этом, дети!
Ячмень:
Берегите природу, приумножайте её дары.
Пшеница:
(восковые фигуры выходят)
Учитель:
А мне осталось сказать вам прекрасные слова Парацельса (беру энциклопедию):
«Природа — терпеливая мать, и мы можем довериться её целительным силам. Природа — учитель для каждого... она всему научит своего ученика, если он правильно поставит вопрос».
Итог урока. Рефлексия
Наш урок заканчивается.
С каким настроением вы завершаете занятие?
Было ли вам интересно в необычном музее?
Что нового узнали сегодня для себя?
Что вас поразило?
Напишите об этом в открытке впечатлений.
Учитель:
Спасибо за урок, дорогие!