СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок « Детская музыка П.И.Чайковского».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по музыке в 3 классе « Детская музыка П.И.Чайковского».

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок « Детская музыка П.И.Чайковского».»

МКОУ «СОШ села имени Коста Хетагурова»



Открытый урок.

Тема: « Детская музыка П.И.Чайковского».



Форма урока: лекция – концерт.

Урок с учащимися 3 класса проводит: Федосова Елена Фоминична – учитель музыки.

Цели.

  1. Приобщить детей к творчеству П.И.Чайковского.

  2. Пробудить интерес к посещению музыкальных театров и концертов классической музыки.

Задачи.

Познавательные:

  1. Ознакомить обучающихся с биографией П.И.Чайковского – детские годы.

  2. Познакомить с историей создания «Детского альбома».

Воспитательные:

  1. Приобщить детей к великому отечественному музыкальному наследию.

  2. Воспитать культуру поведения при прослушивании концерта классической музыки.

Развивающие:

  1. Развить образное мышление, воображение.

Возраст учащихся – 9-10 лет.

План проведения лекции – концерта:

  1. Рассказ о детских годах биографии П.И.Чайковского.

  2. История создания « Детского альбома» П.И. Чайковского.

  3. Исполнение пьес из «Детского альбома».

  1. Вопросы.

  2. Задание.



Ход урока:

1. Эпиграф урока написан на доске:

«Я желаю всеми силами души, чтобы моя музыка несла людям утешение и подпору...»

Здравствуйте. Ребята, сегодня у нас необычный урок, сегодня мы отправляемся в чудесную страну музыки и красоты.

Сегодняшняя наша встреча посвящена величайшему русскому композитору, дирижеру, педагогу Петру Ильичу Чайковскому, которому в этом году исполнилось бы 178 лет, а именно, его музыке, написанной для детей.

Итак, наш сегодняшний урок мы посвятим циклу небольших фортепианных пьес для детей, который так и называется – «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ».

Возможно, вы уже встречались с пьесами из «Детского альбома», кто-то из вас разучивал эти пьесы в музыкальной школе. Музыку П.И. Чайковского мы очень часто слышим в концертных залах, театрах, по радио и телевидению. Не только в нашей стране, а во всем мире общепризнанно - произведения Чайковского звучат чаще других, его музыку знают и любят в каждом уголке планеты.

2. Каким же был сам Чайковский, когда он был ребёнком?

 Петр Ильич Чайковский — великий русский композитор, родился в 1840 г. в небольшом городке Воткинске на Урале. Его отец — Илья Петрович Чайковский (1795—1880) — выдающийся русский инженер ( вопрос к ребятам: как вы думаете, от какого слова произошла фамилия – Чайковский?) Прадед Петра Ильича носил фамилию Чайка, которая в дальнейшем преобразовалась в фамилию Чайковский. Мать – Александра Андреевна Ассиер. В семье воспитывалось шестеро детей.

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян.

Няня Петра Ильича писала впоследствии ему - «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране». Пётр Ильич, став композитором, часто использовал народные мелодии в своих произведениях.

Он был особенным ребенком. Его няня называла его «хрустальным» за его очень щедрое и ранимое сердце. Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. С ним всегда было радостно и интересно, так как он был неистощим на выдумки, забавные истории и веселые игры. Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако любил слушать музыку. Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так в 5 лет он стал сочинять музыку.

В 1850 году Петр Ильич разлучается со своей семьёй, его отправляют учиться в училище правоведения в Петербург. В годы пребывания в училище и после окончания в 1859 году Чайковский не переставал заниматься музыкой, посещал театры, слушал произведения разных композиторов, а с 1861 года он окончательно целиком посвятил себя служению музыке. Пётр Ильич становится одним из первых студентов Петербургской консерватории. Окончив её с большой серебряной медалью, он получает приглашение и становится преподавателем Московской консерватории, носящей теперь его имя.

3. П.И.Чайковским написано огромное количество музыкальных произведений. Это произведения для фортепиано, скрипки, виолончели, для симфонического оркестра, ансамблей, оперы, балеты. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений для детей и юношества.

Мы возвращаемся к теме нашей беседы - к «Детскому альбому». Впервые композитор взялся за сочинение, обращенное непосредственно к детям.

«Детский альбом» написан в 1878 году и посвящен племяннику Петра Ильича Володе Давыдову, которому в ту пору было 6 лет. « Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом» - писал композитор.

Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

4.Музыкальный цикл «Детский альбом» состоит из 24 пьес. С помощью музыкальных зарисовок композитор описывает основные события жизни ребёнка. Детский мир, обрисован композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни.

В начале альбома композитор помещает зарисовки утра: «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама».

Начинается день с утренней молитвы – светлой и полной надежд.

И сейчас мы с вами послушаем первую пьесу – «Утренняя молитва» (слушание).

И, конечно же, первая встреча с мамой.

(Слушание пьесы «Мама»)

Затем, как водится, ребенок начинает играть. Пьесы, изображающие детские игры: «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков».

«Марш деревянных солдатиков» - пьеса наделена чётким ритмическим рисунком, характерным для маршей. Звучание хрупкое, «кукольное», мы как-будто видим игрушечных солдатиков идущих тесным строем под сухую дробь барабанщика.

(Прослушивание пьесы «Марш деревянных солдатиков»)

В лошадки и в солдатиков играют мальчики. А девочки любят игры с куклами. Следующие три пьесы - игры девочек: «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла». Любимая кукла девочки Сони упала и разбилась. Девочка плачет, но невозможно собрать снова куклу по кусочкам. А когда ей дарят новую куклу, её охватывают радость и нетерпение, она начинает кружиться в стремительном танце с новой подружкой.

Кроме музыки мы сегодня будем слушать стихи поэта Виктора Лунина, написанные к пьесам из « Детского альбома».

(Прослушивание пьесы «Болезнь куклы»).

Далее композитор отправляет нас в увлекательное «путешествие». Сначала по России («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»).

«Камаринская» - народная русская песня-пляска носит задорный, удалой характер. Будто все пустились в пляс под балалаечный наигрыш.

(Прослушивание пьесы «Камаринская»).

Затем - путешествуем по Европе («Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки). Композитор много путешествовал и по России и за границей.

Бывая в какой либо стране, Чайковский всегда интересовался народной музыкой и часто использовал в своих произведениях подлинные народные мелодии.

«Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки – это своего рода «странички из дневника путешественника»: мелодии их были записаны композитором во время поездки за границей.

«Старинная французская песенка» - протяжная, печальная мелодия погружает нас в атмосферу старины.

(Прослушивание «Старинной французской песенки»).

В «Неаполитанской песенке» Чайковским использована подлинно народная итальянская мелодия. Эта пьеса — одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро». В воображении отчетливо встаёт картинка весёлого итальянского карнавала — его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.

(Прослушивание «Неаполитанской песенки»)

Закончился праздник, наступает вечер. Дело идет ко сну, и перед нами возникает образ бабушки с ее сказками и грезами.

(Сейчас мы послушаем пьесу, которая так и называется – «Сладкая греза»)

Волшебство бабушкиных сказок открывают перед ребенком удивительный мир, полный прекрасных образов. Например – Песня жаворонка

(Слушание «Песни жаворонка»)

Завершается сборник пьесой «В церкви». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой. День закончен.

«Детский альбом» обладает большими художественными достоинствами, является одной из жемчужин мировой музыки. Его играют не только дети, но и даже многие взрослые музыканты исполняют «Детский альбом» П.И.Чайковского в своих концертных программах.


5. Итог урока.

Теперь попробуйте ответить на вопросы.

1 Кто в семье Чайковских играл на фортепиано и пел?

2 От какого слова произошла фамилия – Чайковский?

3 Сколько лет было Пете Чайковскому, когда он начал сочинять музыку?

4 Кому посвятил П.И.Чайковский «Детский альбом»?

5 Какое количество пьес входят в «Детский альбом»?

6 Вспомните названия пьес, которые вы сегодня слушали.


6. Домашнее задание.

Наша беседа подходит к концу, хочется спросить у вас - какая из прослушанных пьес вам полюбилась больше других?

Придя сегодня домой, попробуйте нарисовать картинку, возникшую в вашем воображении при прослушивании этой пьесы. Ваши рисунки могут быть совершенно разными, ведь представляете вы каждый свое.

На этом наша встреча заканчивается, благодарю всех участников.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!