Шаповалова Любовь Владимировна ,
учитель-дефектолог ,
школа-интернат №27, г.Докучаевск
Тема: «Знатоки сказки».
Цель: проверить знание учащихся о сказках, пробудить интерес к русским народным, зарубежным и литературным сказкам, развить творчески способности учащихся.
Задачи: формировать звуковую, интонационную выразительность и диалогическую форму речи, фонематическое восприятие; закреплять умения контролировать мышцы лица, обогащать словарь, углублять интерес к сказкам;
развивать творческое воображение, логику, дикцию, долговренменную память, связную диалогическую речь;
воспитывать эстетические чувства и знание окружающего мира.
Оборудование: дидактический материал, отрывок композиции
П.И.Чайковского «Болезнь куклы», музыкальный позитив,
«волшебное зеркало» , выставка книг со сказками.
План и ход занятия.
Афиша:
Вас приглашает сказка
На конкурс знатоков,
И должен без подсказки
Здесь каждый быть готов
Найти перо Жар-птицы
И встретить Царь-девицу,
Узнать, кто песенки поёт
И где какой герой живёт,
И побывать с ним на пиру…
Всех приглашаем на игру!!!
- Ребята, давайте научимся угадывать настроение. Я предлагаю вам
превратится в облака, и под строки стихотворения изобразить настроение:
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
И долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Всё расскажу сейчас.
Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной:
- Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
- Мне весело с тобой!
И долго – долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьёз:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унёс
И каплями – дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно – грустно так,
А вовсе не смешно.

И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутёк.
А маленькое облачко
Над озером плывёт
И удивлённо облачко
Приоткрывает рот:
- Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягенький?
Летим, со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
- Какое настроение было у наших облаков? ( Радость, грусть, злость и удивление )
Попробуем сами изобразить эти эмоции.
- Изобразим радость. Я знаю удивительную песенку, которая поднимает настроение.
- А теперь давайте погрустим.
( Звучит отрывок из композиции П.И.Чайковского «Болезнь куклы»)
- Изобразим злость, а поможет нам в этом стихотворение:
Шёл король Боровик
Через лес напрямик
Он грозил кулаком
И стучал каблуком
Был король Боровик не в духе
Короля покусали мухи. ( В.Приходько )
- Изобразим удивление. Брови поднимите вверх. Часто говорят: «От удивления брови на лоб полезли ».
- Я предлагаю вам бороться со злостью и грустью. Посмотрите на рисунки. На кого или на что похожи облака?
- Сегодня я вас приглашаю в сказку. Но сначала вспомним, кто придумал сказки?
(Народ, писатели)
- Вспомните авторов сказок.
- Посмотрите, вас встречает волшебное зеркало, но с ним что – то случилось. Оно какое – то грустное, а эту эмоцию мы с вами уже испытали. Давайте спросим, что же с ним случилось?
- Зеркало, ты нам скажи, да всю правду расскажи. Что случилось с тобой?
- В моей стране было много гостей, но все они плохо знали сказки. А вы зачем пожаловали? Вы знаете сказки?
- Сказки мы знаем, а что нам сделать, чтобы тебя развеселить?
- Самое главное – нужно знать сказки.
- Ну, что ж, зеркало, не переживай. Мы с детьми попробуем тебя развеселить.
- Хорошо, только будьте внимательны. Я вам буду называть героев сказок, а вы мне называть сказки.
Девочка, братец, печка, яблоня. (Гуси – лебеди)
Волк, козлята, кузнец. (Волк и семеро козлят)
3. Корова, три сестры, мачеха, принц. (Хаврошечка)
4. Яичко, бабка, курочка, мышка. (Курочка – ряба)
5. Ключик, папа Карло, деревянный человечек, лиса Алиса.
(Золотой ключик)
6.Маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка. ( Дюймовочка)
- Молодцы, названия и героев сказок вы знаете. А загадки вы любите разгадывать?
Ах ты , Петя, простота,
Сплоховал немножко
Не послушался кота
Выглянул в окошко. (Лиса и петух)
А жадной старухе рассказ наш пойдёт
А жадность, ребята, к добру не ведёт
А кончится дело, всё тем же корытом,
Не новым, а старым, конечно, разбитым.
(Сказка о золотой рыбке)
Путь – дорога далека,
А корзина не легка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)
Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
Перевязывает ранки
И слону и обезьянке. (Доктор Айболит)
Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка, чуть больше ноготка.
В скорлупе ореха девочка спала,
Что за чудо девочка, в том цветке жила.
(Дюймовочка)
- Молодцы, я уже начинаю улыбаться.
- Волшебное зеркало, а у нас для тебя сюрприз. Сейчас мы проведем викторину и ты еще раз убедишься, что наши дети знают сказки.
- Я буду читать вам начало сказки, а вы по этому началу должны угадать, что это за сказка, дать ее полное название. Начинает сказка сказываться.
«Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно - конечно, в том смысле, если бы не съел ее аист Но...»
(В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
- Представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной картинной галерее, портретной картинной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Итак, по словесному портрету нам ответьте, кто же это?
1. «Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут...»
(Пьеро - А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
4. «И такой он стал пригожий, что ни в сказке не сказать, ни пером не написать! Вот он в платье нарядился, Царь-девице поклонился, осмотрелся, подбодрясь, с важным видом, будто князь».
(Иван - П. П. Ершов «Конек – горбунок»)
5. «...руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные. Зверь лесной, чудо морское»
( С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»).
6. «...княгиня - диво: под косой луна блестит, а во лбу звезда горит, а сама - то величава, выступает будто пава».
(Царевна - Лебедь - А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)
8. «Он носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски»
(Незнайка - Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).
Наш путь продолжается дальше в сказку. И чем дальше - тем больше чудес! Вот, например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. Вот с этим нам и предстоит разобраться сейчас. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно указать, кто и кому его послал, в какой сказке вы читали это письмо? Кто автор сказки? Итак, я читаю сказочную корреспонденцию!
1. «Приезжайте, доктор, в Африку скорей! И спасите, доктор, наших малышей».
(телеграмма от Гиппопотама доктору Айболиту – К. Чуковский Айболит»)
2. «Царь велит своим боярам, времени не тратя даром, и царицу, и приплод тайно бросить в бездну вод».
(Ткачиха и Повариха вместо царя Салтана - царским боярам - А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»)
4. «Препровождая при сем куклу наследника Тутти, Государственный совет приказывает вам исправить эту куклу к завтрашнему дню. В случае, если кукла приобретет прежний живой и здоровый вид, вам будет выдана награда, какую вы пожелаете, в случае невыполнения вам грозит строгая кара»
(Председатель Государственного совета Трех Толстяков - доктору Гаспару Арнери - Ю. Олеша «Три Толстяка»).
8. «Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостливейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем королевском новогоднем катании».
(Королевский указ, который пишет профессор под диктовку королевы -С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»)
10. «В нашем городе строится замечательный дом... Высота его десять этажей. Ширина пятьдесят шагов. Длина - тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жираф, десять обезьян и десять круглых отличников».
(Корреспондент в газете - жителям города - Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»).
Мы с вами только что побывали на сказочной почте, и надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами - письма по адресам разнесли правильно, сказочные надписи и указы, газеты и телеграммы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть!
Вам всем хорошо известно, наверное, какие живут в сказках волшебные певцы. В сказках поют волки, медведи, коты, козы... Кто только здесь ни поет! Все эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем концерте. Ваша задача - надо по песенке узнать героя сказки, автора сказки и ее название. Итак, начинаем нашу концертную программу!
1. «Птичка польку танцевала 2. «Хоть полсвета обойдешь,
На лужайке в ранний час, Лучше дома не найдешь.
Хвост налево, нос направо- Никакой на свете зверь,
Это полька Карабас». Хитрый зверь, страшный
(Куклы театра Карабаса - зверь,
А.Н.Толстой «Золотой Не откроет эту дверь».
ключик, или Приключения (Поросята - С. В. Михалков
Буратино») «Три поросенка»)
3. «Посмотри: я улыбнулась, 4. «Шел я лесом, шел я лугом
Слышишь ли: вздохнула я Со своим хорошим другом
Так опять ко мне вернулась Мы взбиралися на кочки,
Жизнь веселая моя. Любовались на цветочки
Я всю жизнь к тебе спешила, Вдруг с лягушкой
Столько спутала дорог! повстречались
Не забудь сестрички милой И скорей домой
Имя нежное...» помчались
(Суок — Ю. Олеша «Три Прибежали мы домой
толстяка») И сказали: « Ой!»
(Винтик и Шпунтик - Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)
6. «Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник». (Месяц Март - С. Я. Маршак «Двенадцать
месяцев»)
5. «Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки.
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам я мошек ем».
(Воробьишко Чив -
А. М. Горький «Воробьишко»)
10. Кто и в какой сказке «при честном при всем народе» поет песню «Во саду ли, в огороде»?
(Белка - А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»).
Далеко в сказку зашли участники нашей сказочной викторины... Приустали, проголодались... Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв!!! Но перерыв не простой - обед-то будет сказочный. Наш вопрос: Кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир-обед сказочный?
1. «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай - рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху - птицы летучие, снизу - звери рыскучие».
(Василиса Премудрая - для царя-свекра - русская народная сказка «Царевна-лягушка»).
3. «Взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки, потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки, потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки».
(Девочка — Л. Н. Толстой «Три медведя»).
4. «Наварила манной каши и размазала по тарелке...- Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!»
(Лиса - Журавля - русская народная сказка «Лиса и журавль»).
8. «-Приходи ко мне в гости. Кофе пить.
- Ну, что же. Я с удовольствием приду.
-Только захвати с собой, пожалуйста, чашки, а то у меня нету никакой посуды.
- Что ж, захвачу.
- Ты знаешь, у меня и кофейника нет. Возьми, пожалуйста, свой.
- Хорошо, возьму.
- И еще одна маленькая просьба. Забеги по дороге в магазин, а то у меня кофе кончился... ...Я очень рад, что ты пришел, но оказывается, я совсем не умею варить кофе. Просто никогда не пробовал. Может, ты возьмешься приготовить его?»
(Чебурашка - крокодилу Гене - Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»).
10. «Он закрыл глаза и вдруг увидел жареную курицу на тарелке. Быстро открыл глаза - курица на тарелке исчезла. Он опять закрыл глаза, - увидел тарелку манной каши пополам с малиновым вареньем. Открыл глаза - нет тарелки с манной кашей пополам с малиновым вареньем».
(«Видение» голодного Буратино - А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
11. «Наливают ей заморские вина, Заедает она их пряником печатным».
(Царские слуги - старуху - А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
12. «..записали скорее в своё буржуинство и дали ему целую бочку варенья да целую корзину печенья».
(Буржуины – Мальчиша -Плохиша - А. П. Гайдар «Сказка о Мальчише-Кибальчише...»).
16. «Схлопала опять в ладошки, набежали ящерки - полон стол уставили. Накормила она его щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и прочим, что по русскому обряду полагается».
(Хозяйка Медной горы - Степана - П. П. Бажов «Медной горы хозяйка»).
Ну вот мы с вами и побывали на сказочном пиру, на сказочном обеде... И, как и полагается в этом случае, - у нас «по усам текло, а в рот не попало». Но ведь всё равно нам было интересно, правда? И никто из нас не может сказать, что ушел с пира не солоно хлебавши. Мы еще больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе.
Ребята, закончилась наша викторина. Мы с вами повторили сказки, с героями которых вы уже знакомы давно или познакомились на уроках литературы в начальной школе. Надеюсь, что встречи со сказками будут радовать вас и дальше. Ведь как гласит народная мудрость: «В сказке ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Пусть сказки научат вас доброте, смелости, отваге, дружбе.