СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Знатоки сказки"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Знатоки сказки».

Цель: проверить знание учащихся о сказках, пробудить интерес к русским народным, зарубежным и литературным сказкам, развить творчески способности учащихся.

Задачи: формировать звуковую, интонационную выразительность и диалогическую форму речи, фонематическое восприятие; закреплять умения контролировать мышцы лица, обогащать словарь, углублять интерес к сказкам;

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Знатоки сказки"»

Шаповалова Любовь Владимировна ,

учитель-дефектолог ,

школа-интернат №27, г.Докучаевск


Тема: «Знатоки сказки».

Цель: проверить знание учащихся о сказках, пробудить интерес к русским народным, зарубежным и литературным сказкам, развить творчески способности учащихся.

Задачи: формировать звуковую, интонационную выразительность и диалогическую форму речи, фонематическое восприятие; закреплять умения контролировать мышцы лица, обогащать словарь, углублять интерес к сказкам;

              развивать творческое воображение, логику, дикцию, долговренменную память, связную диалогическую речь;              

              воспитывать эстетические чувства и знание окружающего мира.


             Оборудование: дидактический материал, отрывок композиции   

                                         П.И.Чайковского  «Болезнь куклы», музыкальный позитив,      

                                         «волшебное   зеркало» , выставка книг со сказками.

                                         


План и ход занятия.

Афиша:

Вас приглашает сказка

На конкурс знатоков,

И должен без подсказки

Здесь каждый быть готов

Найти перо Жар-птицы

И встретить Царь-девицу,

Узнать, кто песенки поёт

И где какой герой живёт,

И побывать с ним на пиру…

Всех приглашаем на игру!!!


            - Ребята, давайте научимся угадывать настроение. Я предлагаю вам        

              превратится в облака, и под строки стихотворения изобразить настроение:


                                                     По небу плыли облака,

                                                     А я на них смотрел.

                                                     И два похожих облачка

                                                     Найти я захотел.

                                                     И долго всматривался ввысь

                                                     И даже щурил глаз,

                                                     А что увидел я, то вам

                                                     Всё расскажу сейчас.

                                          

                                                    


Вот облачко весёлое

Смеётся надо мной:

- Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

- Мне весело с тобой!

И долго – долго облачку

Махал я вслед рукой.



                                                     А вот другое облачко

                                                     Расстроилось всерьёз:

                                                     Его от мамы ветерок

                                                     Вдруг далеко унёс

                                                     И каплями – дождинками

                                                     Расплакалось оно…

                                                     И стало грустно – грустно так,

                                                     А вовсе не смешно.


                                

      

                                      И вдруг по небу грозное

                                      Страшилище летит

                                      И кулаком громадным

                                      Сердито мне грозит.

                                      Ох, испугался я, друзья,

                                      Но ветер мне помог:

                                      Так дунул, что страшилище

                                      Пустилось наутёк.

                          

                                      А маленькое облачко

                                      Над озером плывёт

                                      И удивлённо облачко

                                      Приоткрывает рот:

                                    - Ой, кто там в глади озера

                                      Пушистенький такой,

                                      Такой мохнатый, мягенький?

                                      Летим, со мной!


                                      Так очень долго я играл

                                      И вам хочу сказать,

                                      Что два похожих облачка

                                      Не смог я отыскать.

- Какое настроение было у наших облаков? ( Радость, грусть, злость и удивление )

Попробуем сами изобразить эти эмоции.

- Изобразим радость. Я знаю удивительную песенку, которая поднимает настроение.

- А теперь давайте погрустим.

( Звучит отрывок из композиции П.И.Чайковского «Болезнь куклы»)

- Изобразим злость, а поможет нам в этом стихотворение:

                                                      Шёл король Боровик

                                                      Через лес напрямик

                                                      Он грозил кулаком

                                                      И стучал каблуком

                                                      Был король Боровик не в духе

                                                      Короля покусали мухи. ( В.Приходько )


- Изобразим удивление. Брови поднимите вверх. Часто говорят: «От удивления брови на лоб полезли ».

- Я предлагаю вам бороться со злостью и грустью. Посмотрите на рисунки. На кого или на что похожи облака?

- Сегодня я вас приглашаю в сказку. Но сначала вспомним, кто придумал сказки?

(Народ, писатели)

-  Вспомните авторов сказок.

- Посмотрите, вас встречает волшебное зеркало, но с ним что – то случилось. Оно какое – то грустное, а эту эмоцию мы с вами уже испытали. Давайте спросим, что же с ним случилось?

- Зеркало, ты нам скажи, да всю правду расскажи. Что случилось с тобой?

- В моей стране было много гостей, но все они плохо знали сказки. А вы зачем пожаловали? Вы знаете сказки?

- Сказки мы знаем, а что нам сделать, чтобы тебя развеселить?

- Самое главное – нужно знать сказки.

- Ну, что ж, зеркало, не переживай. Мы с детьми попробуем тебя развеселить.

- Хорошо, только будьте внимательны. Я вам буду называть героев сказок, а вы мне называть сказки.

  1. Девочка, братец, печка, яблоня. (Гуси – лебеди)

  2. Волк, козлята, кузнец. (Волк и семеро козлят)

3. Корова, три сестры, мачеха, принц. (Хаврошечка)

4. Яичко, бабка, курочка, мышка. (Курочка – ряба)

5. Ключик, папа Карло, деревянный человечек, лиса Алиса.

(Золотой ключик)

6.Маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка. ( Дюймовочка)

- Молодцы, названия и героев сказок вы знаете. А загадки вы любите разгадывать?

                                                 Ах ты , Петя, простота,

                                                 Сплоховал немножко

                                                 Не послушался кота

                                                 Выглянул в окошко.                (Лиса и петух)


                                        А жадной старухе рассказ наш пойдёт

                                        А жадность, ребята, к добру не ведёт

                                        А кончится дело, всё тем же корытом,

                                        Не новым, а старым, конечно, разбитым.

                                                                                                  (Сказка о золотой рыбке)

                                                   Путь – дорога далека,

                                                   А корзина не легка,

                                                   Сесть бы на пенёк,

                                                   Съесть бы пирожок.                  (Маша и медведь)


                                                   Лечит он мышей и крыс,

                                                   Крокодилов, зайцев, лис,

                                                   Перевязывает ранки

                                                   И слону и обезьянке.                  (Доктор Айболит)


                                           Появилась девочка в чашечке цветка

                                           И была та девочка, чуть больше ноготка.

                                           В скорлупе ореха девочка спала,

                                           Что за чудо девочка, в том цветке жила.                                                                 

                                                                                                           (Дюймовочка)

- Молодцы, я уже начинаю улыбаться.

- Волшебное зеркало, а у нас для тебя сюрприз. Сейчас мы проведем викторину и ты еще раз убедишься, что наши дети знают сказки.

- Я буду читать вам начало сказки, а вы по этому началу должны угадать, что это за сказка, дать ее полное название.  Начинает сказка сказываться.

«Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно - конечно, в том смысле, если бы не съел ее аист Но...»

(В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).

- Представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной  картинной галерее, портретной картинной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Итак, по словесному портрету нам ответьте, кто же это?

1. «Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут...»

(Пьеро - А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).


4.  «И такой он стал пригожий, что ни в сказке не сказать, ни пером не написать! Вот он в платье нарядился, Царь-девице поклонился, осмотрелся, подбодрясь, с важным видом, будто князь».

(Иван - П. П. Ершов «Конек – горбунок»)


5.  «...руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.  Зверь лесной, чудо морское»

                                                       ( С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»).


      6.  «...княгиня - диво: под косой луна блестит, а во лбу звезда горит, а сама - то величава, выступает будто пава».

(Царевна - Лебедь - А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)


8. «Он носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски»

(Незнайка - Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).


Наш путь продолжается дальше в сказку. И чем дальше - тем больше чудес! Вот, например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. Вот с этим нам и предстоит разобраться сейчас. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно указать, кто и кому его послал, в какой сказке вы читали это письмо? Кто автор сказки? Итак, я читаю сказочную корреспонденцию!

1. «Приезжайте, доктор, в Африку скорей! И спасите, доктор, наших малышей».

(телеграмма от Гиппопотама доктору Айболиту – К. Чуковский Айболит»)

2. «Царь велит своим боярам, времени не тратя даром, и царицу, и приплод тайно бросить в бездну вод».

(Ткачиха и Повариха вместо царя Салтана - царским боярам - А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»)


4. «Препровождая при сем куклу наследника Тутти, Государственный совет приказывает вам исправить эту куклу к завтрашнему дню. В случае, если кукла приобретет прежний живой и здоровый вид, вам будет выдана награда, какую вы пожелаете, в случае невыполнения вам грозит строгая кара»

(Председатель Государственного совета  Трех Толстяков - доктору Гаспару Арнери - Ю. Олеша «Три Толстяка»).


8. «Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостливейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем королевском новогоднем катании».

(Королевский указ, который пишет профессор под диктовку королевы -С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»)


10.  «В нашем городе строится замечательный дом... Высота его десять этажей. Ширина пятьдесят шагов. Длина - тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жираф, десять обезьян и десять круглых отличников».

(Корреспондент в газете - жителям города - Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»).


Мы с вами только что побывали на сказочной почте, и надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами - письма по адресам разнесли правильно, сказочные надписи и указы, газеты и телеграммы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть!

Вам всем хорошо известно, наверное, какие живут в сказках волшебные певцы. В сказках поют волки, медведи, коты, козы... Кто только здесь ни поет! Все эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем концерте. Ваша задача - надо по песенке узнать героя сказки, автора сказки и ее название. Итак, начинаем нашу концертную программу!


1. «Птичка польку танцевала             2. «Хоть полсвета обойдешь,
             На лужайке в ранний час,                 Лучше дома не найдешь.
             Хвост налево, нос направо-               Никакой на свете зверь,
             Это полька Карабас».                         Хитрый зверь, страшный
             (Куклы театра Карабаса -                                                    зверь,
             А.Н.Толстой «Золотой                       Не откроет эту дверь».
             ключик, или    Приключения             (Поросята - С. В. Михалков
             Буратино»)                                           «Три поросенка»)

                                                     
       3. «Посмотри: я улыбнулась,             4. «Шел я лесом, шел я лугом
             Слышишь ли: вздохнула я                 Со своим хорошим  другом             

            Так опять ко мне вернулась               Мы взбиралися на кочки,
             Жизнь веселая моя.                            Любовались на цветочки
             Я всю жизнь к тебе спешила,            Вдруг с лягушкой  
             Столько  спутала дорог!                                          повстречались
             Не забудь сестрички милой               И скорей домой            
             Имя нежное...»                                                                помчались      

      (Суок — Ю. Олеша    «Три                Прибежали мы домой
             толстяка»)                                            И сказали: « Ой!»

(Винтик и Шпунтик - Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

6. «Разбегайтесь, ручьи,

     Растекайтесь, лужи,

     Вылезайте, муравьи,

     Пробирается медведь                                                                                          

    Сквозь лесной валежник,      

    Стали птицы песни петь,

    И  расцвел подснежник». (Месяц Март    -    С.  Я. Маршак «Двенадцать

месяцев»)

 5. «Эх, бескрылый человек,

              У  тебя  две  ножки.  

              Хоть  и  очень  ты  велик,

              Едят тебя мошки!

              А я маленький совсем,

              Зато сам я мошек ем».

              (Воробьишко Чив -

              А. М. Горький «Воробьишко»)


10. Кто и в какой сказке «при честном при всем народе» поет песню «Во саду ли, в огороде»?      

  (Белка - А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»).


Далеко в сказку зашли участники нашей сказочной викторины... Приустали, проголодались... Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв!!! Но перерыв не простой - обед-то будет сказочный. Наш вопрос: Кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир-обед сказочный?

1. «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай - рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху - птицы летучие, снизу - звери рыскучие».

(Василиса Премудрая - для царя-свекра - русская народная сказка «Царевна-лягушка»).


 3. «Взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки, потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки, потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки».

(Девочка — Л. Н. Толстой «Три медведя»).


4. «Наварила манной каши и размазала по тарелке...- Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!»

(Лиса - Журавля - русская народная сказка «Лиса и журавль»).


8. «-Приходи ко мне в гости. Кофе пить.

- Ну, что же. Я с удовольствием приду.

-Только захвати с собой, пожалуйста, чашки, а то у меня нету никакой посуды.

- Что ж, захвачу.

      - Ты знаешь, у меня  и кофейника нет. Возьми, пожалуйста, свой.

- Хорошо, возьму.

- И еще одна маленькая просьба. Забеги по дороге в магазин, а то у меня кофе кончился... ...Я очень рад, что ты пришел, но оказывается, я совсем не умею варить кофе. Просто никогда не пробовал. Может, ты возьмешься приготовить его?»

(Чебурашка - крокодилу Гене - Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»).


10. «Он закрыл глаза и вдруг увидел жареную курицу на тарелке. Быстро открыл глаза - курица на тарелке исчезла. Он опять закрыл глаза, - увидел тарелку манной каши пополам с малиновым вареньем. Открыл глаза - нет тарелки с манной кашей пополам с малиновым вареньем».

(«Видение» голодного Буратино - А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).


11. «Наливают ей заморские вина, Заедает она их пряником печатным».

(Царские слуги - старуху - А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).


12.   «..записали скорее в своё буржуинство и дали ему целую бочку варенья да целую корзину печенья».

(Буржуины – Мальчиша -Плохиша - А. П. Гайдар «Сказка о Мальчише-Кибальчише...»).


16. «Схлопала опять в ладошки, набежали ящерки - полон стол уставили. Накормила она его щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и прочим, что по русскому обряду полагается».

(Хозяйка Медной горы - Степана - П. П. Бажов «Медной горы хозяйка»).


Ну вот мы с вами и побывали на сказочном пиру, на сказочном обеде... И, как и полагается в этом случае, - у нас «по усам текло, а в рот не попало». Но ведь всё равно нам было интересно, правда? И никто из нас не может сказать, что ушел с пира не солоно хлебавши. Мы еще больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе.


Ребята, закончилась наша викторина. Мы с вами повторили сказки, с героями которых вы уже знакомы давно или познакомились на уроках литературы в начальной школе. Надеюсь, что встречи со сказками будут радовать вас и дальше. Ведь как гласит народная мудрость: «В сказке ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Пусть сказки научат вас доброте, смелости, отваге, дружбе.