Тема урока: Встреча с поэмой «Мцыри» | Дата: |
Предмет: Русская литература Цель: Образовательная: углубить понимание содержания поэмы; определить завязку в развитии сюжета; провести анализ образа-персонажа в контексте идейно-художественного содержания произведения. Развивающая: работать над развитием логического мышления через анализ; развивать устную и письменную речь школьников. Воспитательная: подвести учащихся к осознанию сущности нравственных понятий и тем самым воздействовать на формирование этих качеств; воспитывать любовь к чтению произведений поэта. | Класс: 9 |
Тип урока: урок – анализ Элементы новой технологий: стратегии критического мышления. Эпиграф: «Какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера» В.Г.Белинский (слайд 1) «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» В.Г.Белинский |
Время | Вид работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 мин. | I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности Чтение эпиграфа, работа с ним. | Приветствие учеников, создает ситуацию мотивации обучения. | Приветствуют учителя. |
3 мин | II. Стадия вызова Проверка домашнего задания. II. Проверка домашнего задания. 1. Рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. 2. Краткий пересказ поэмы по плану (глав I-XI) План, составленный на I уроке. | Слушает. Оценивает. | Отвечают на вопросы. |
5 мин | III. Стадия осмысления Сообщение темы и цели урока. 2 Заполнение таблицы ЗХУ Знаю | Хочу знать | Узнал новое | | | | 3 Работа со справочным материалом | Знакомит с темой, целью и задачами урока. | Записывают тему. Заполняют таблицу. |
| IV. Закрепление темы. – Переходим к 15 главе. Перед юношей «вечный лес». 1. Чтение 15-16 глав 2. Вопрос: - Как метафора усиливает страшную картину? (ответы учащихся) 3. Чтение наизусть 17-18 главной барсом (опережающее задание – 2 ученика) 4. Вопрос: - Подумайте, что значит для Мцыри барс? (ответы учащихся) 5. Чтение 19 главы. - Бой окончился, и Мцыри, «собрав остаток сил, «побрёл» по лесу. (обращаем внимание на глагол: Проснулся день. Но какая реакция у героя? И почему? (ответы учащихся). 6. Чтение 20-23 гл 7. Чтение наизусть глав 24,25,26 учениками (опережающее задание) - Почему Мцыри сравнивает себя с бледным цветком, выросшим в тюрьме и сожженным палящими лучами зари? Окончен рассказ Мцыри о жизни на воле, и мы снова видим его монастырское келье. Грустным сознанием неотвратимости конца проникнуты его последние слова прощания с жизнью. Работа с учебником. Выполнение заданий: №5. Используя изобразительные средства языка, расскажите о битве с барсом (пересказ главы 17-18) №6. Чем отличается романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» от романтического героя поэмы «Цыганы» А.С.Пушкина? А в чем их сходство? Составление диаграммы Венна. | Читает. Слушает. Оценивает. | Читают. Отвечают на вопросы. Читают наизусть . Пересказывают. |
5 мин. | - Подведение итогов урока. V. Вывод: -Почему же гибнет Мцыри? Только ли от истощения и ран? (Ответы учащихся). | Беседует. Задает вопросы. | Беседуют. Отвечают на вопросы. |
1 мин. | Анализ и оценивание урока VI. Домашнее задание. 1. Написать размышление: Какие страницы исповеди Мцыри вас особенно тронули и почему? 2. Выучить понравившийся вам отрывок из поэмы наизусть. 3. Краткий пересказ поэмы. VII. Комментирование оценок. | Задает Д/з | Записывают Д/з |