Методическая разработка урока истории в 5 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС).
Учитель истории: Джиоева К. А.
Цели урока по линиям развития личности: закрепить, обобщить и систематизировать знания о древней египетской цивилизации.
1. Картина мира в фактах и понятиях.
Анализируя религиозные представления египтян о загробном мире, научить выделять особенности древней религии Египта и делать выводы о роли жрецов в формировании картины мира древних греков.
Умение объяснять мировоззрение древних египтян в эпоху Древнего мира, используя понятия: религия, миф, жрец, храм.
2. Выявлять причинно-следственные связи.
Выявляя причинно-следственные связи обожествления древними египтянами сил природы и поклонения различным богам, научить объяснять, каких богов и почему они почитали больше всего, а также всего, а также выяснить, зачем египтяне-язычники строили храмы.
Умение объяснять, почему египтяне почитали именно этих богов, и объяснять, какое значение религия играла в жизни древних египтян.
3. Культурно-нравственное самоопределение.
Научить давать и объяснять собственную оценку представлениям о добре и зле древних египтян и делать выводы о том, насколько совпадают представления о нравственности и гуманистических ценностях человека XXI века и представителей древнеегипетской цивилизации.
Умение самостоятельно давать и объяснять оценку пониманию добра и зла древних египтян с позиции человека XXI века.
Обязательный минимум содержания урока: особенности древней религии Египта (роль жрецов, представления о загробном мире, пирамиды Хеопса).
План урока:
1. Учебная проблема урока: почему египтяне боялись погребения на чужбине?
2. Поиск решения проблемы.
3. Боги древних египтян.
4. Храмы древних египтян.
5. Религиозное мировоззрение древних египтян.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметныеразвитие умений работать с учебником, овладение всеми изученными понятиями на прошлых уроках.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах, группах, кроссворд, ориентация понятий, загадки.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, доска.
№ п/п | Цель этапа | УУД | Деятельность | ЭОР | Время (в минутах) |
Учителя | учащиеся |
1Орг.момент | Мотивация учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | Я пришел на урок, чтобы… Развитие мотивов учебной деятельности. Уметь организовываться к работе | Здравствуйте ребята! На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с историей Древнего Египта и благодаря этому вы узнали много нового и интересного. А сегодня перед нами стоит задача повторить, обобщить, закрепить и углубить ваши знания о Древнем Египте.Делать это мы с вами будем с помощью игры – путешествия по реке Нил. | Приветствуют учителя. Проявление интереса к уроку. | | 1 |
2 Актуализация знаний. | Организация подготовки и мотивации работы на уроке. | Учебно-познавательная –установление соответствия, анализ. Продуктивная коммуникация | Каждый ряд – это один корабль. И так, у нас получилось три корабля. Названия: МЕМФИС, ФИВЫ и АХЕТАТОН. Корабли могут тронуться в путь только если вы выполните первое задание.(На доске будет показывать путь 3 кораблей, в зависимости от успеха выполнения заданий) 1.Задание «Мозговой штурм»: Каждая пара предъявляет свой вопрос по прошедшей главе «Древний Египет». Ответившая пара предъявляет свой вопрос задавшей. Передают на листочке | Демонстрируют знания, умения по предыдущей главе. Критично относятся к вопросам-ответам. | | 5 |
Применение знаний и умений в новой ситуации. | Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. | Уметь работать в группе, применять полученные знания на уроке. | Амон – Ра – бог солнца богославляет нас на добрый путь. И ваши корабли начинают свое путешествие. Но вот опять преграда. Ребята, давайте скорее справимся с этими трудностями и продолжим наш путь. На экране записаны задания:. - 2 задание. Самостоятельно решите кроссворд. Учитель предлагает решать кроссворды. Первая группа решившая кроссворд поднимает руку и идет к доске записывать правильные ответы. | Делятся на три группы, выбирают своего капитана. Решают кроссворд | Презентация Слайд 2 | 10 |
4Применение знаний и умений в новой ситуации. | Умение строить поиск решения, анализировать результаты, работа в группах | Уметь работать в группе, применять полученные знания на уроке. | 3 задание.Ребята, вы большие молодцы. Теперь ваши корабли смело могут продолжить увлекательное путешествие. Но вот очередные трудности. Вы – храбрые египтяне безусловно справитесь с ними. Прочтите и соотнесите термин и его формулировку (значение): 4 задание. Наше плавание по реке Нил продолжается. На нашем пути встают многочисленные пороги. Справиться с ними нам помогут загадки. Обратите внимание на первое задание. Первый корабль, справившийся с заданием, продвигается вперед. | Ребята приступают к выполнению задания. Первая справившаяся группа оглашает свои ответы. Корабли продвигаются дальше. | Презентация слайд №3 Слайды с 4 по 11 | 20 |
Рефлексия | Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов. | Коммуникативно-монологическая речь учащихся. | Перечислите трудности с которыми вы столкнулись? Чему вы научились лучше всего? Что не получилось и почему? Опишите динамику ваших чувств и настроений в течении нашего урока. | Ответы учащихся | | 4 |
Дополнительный материал для индивидуальной работы учащихся:
Приложение 1.
Соедини стрелками понятие с тем, что они означают.
Понятие | | Что означает |
Миф | Дом бога |
Жрец | Наследник колдунов, человек умеющий разговаривать с богами. |
Храм | Вера людей в богов, в сверхъестественные силы. |
Легендарное сказание о героях, богах. |
Приложение 2.
Заполни таблицу
Верования первобытных охотников | Религиозные представления древних египтян. |
| |
| |
Приложение 3.
Обведи карандашом красного цвета изображения богов, которым египтяне молились за души родителей. Обведи зеленым карандашом богов, которым молились ради урожая.
Приложение 4. Религия Древнего Египта.
Какие существуют боги? | Что ждет человека после смерти? | Почему человек обращается к богам? Как он это делает? |
| | |