МБОУ «Матакская средняя общеобразовательная школа»
Дрожжановского района Республики Татарстан
«Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Матакская сош»
Старшова Надежда Владимировна
Тема урока Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Цель урока: формирование новых знаний, практических навыков постановки двоеточия в БСП, развитие орфографической и пунктуационной зоркости.
Цели.
Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.
Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать; развитие творческих способностей.
Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.
Задачи личностного развития:
- способствовать формированию правильной устной речи учащихся;
- создавать условия для усвоения новых знаний о БСП, используя элементы исследования;
- развивать умения анализировать языковой материал.
Тип урока: открытие нового знания.
На уроке использованы фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы.
Оборудование: экран, ноутбук, проектор, таблица «БСП», карточки с текстами, карточки для тестирования
Дидактическая структура урока* | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Организационный момент | Добрый день, ребята! Знакомство с классом | Дети проверяют готовность к уроку | |
Актуализация знаний | 1.Блиц-опрос 2. Прочитайте высказывание К. Паустовского О чём говорится в этом тексте? Тема высказывания. Назначение знаков препинания? - Почему это высказывание является эпиграфом к нашему уроку? 3. При изучении темы «Запятая, точка с запятой в БСП» вы говорили о смысловых отношениях между частями простых предложений. Назовите.(Когда ставится запятая, а когда точка с запятой) | Дети устно отвечают на вопросы Дети читают и объясняют смысл высказывания; О роли знаков препинания Отразить на письме звучащую речь таким образом, чтобы её можно было понять, воспроизвести однозначно, без вариантов Изучаем тему «Двоеточие в БСП» Одновременность, последовательность событий. | 1. Какие предложения называются сложными? 2. Какие две группы сложных предложений вы знаете? 3.Чем отличаются союзные сложные предложения от бессоюзных? 4. Какие предложения называются бессоюзными?
“Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”. К.Г. Паустовский |
Изучение нового материала | Заполняем по приему ФИШБОУН 1. Прочитаем предложения. Какие смысловые отношения между ними? 2. Назовите союзы, вставляя которые можно проконтролировать постановку двоеточия в бессоюзном сложном предложении 3. Рассмотрим теорию по книге и проверяем себя, правильно мы назвали союзы или нет | Учащиеся узнают о приеме ФИШБОУН. Читают предложения с доски. По ходу обсуждения заполняем «скелет рыбы», работаем по приложению №2 Называют союзы , записывают в приложении №2 | Приложение №1(ФИШБОУН) ПРИЛОЖЕНИЕ №2) Теория по книге, можно рассмотреть по доске |
Закрепление нового материала | Запишите номера предложенных предложений в соответствующую строчку.
| Дети пишут номера предложений в соответствующую строчку | ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Коллективное заполнение таблицы: Смысловые отношения | Можно вставить союз | примеры | пояснительные | А именно То есть | | Дополни- тельные | Что; Или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что | | Причинные | Потому что Так как | | |
Контроль | 1. Работа в парах 2. Тестирование | 1. Читают предложения , проставляют и объясняют знаки препинания в сложном предложении 2. Выполнение тестирования | 1. Приложение № 5 2. Приложение №6 |
Рефлексия | | Я узнал…. Я запомнил….. Я понял… | |
Раздаточный материал
Приложение №1

Приложение №2
1. Коля не выполнил домашнее задание : он не понял тему урока.
2. У моряков есть прекрасный обычай: уходящее в дальний рейс судно провожают гудками.
3. Я взглянул в окно : на безоблачном небе разгорались звезды.
Приложение № 3
1.Все замолчали: говорили, видно, обо мне (М. Лермонтов). 2. Никто приемник не выключал: никто не хотел тишины (А. Алексин). 3. Поддержать разговор не составило большого труда: старик говорил за двоих (В. Агафонов). 4. Я вспомнил: с ним я познакомился в союзе моряков (К. Паустовский). 5. Только учти: это настоящее испытание, а не какие-нибудь детские игрушки (А. Алексин). 6. Ей казалось: безделушки в гостиной ловят солнечный свет (А. де Сент-Экзюпери). 7. Я скосил глаза влево: свет уличных фонарей сочился сквозь приоткрытое наполовину окно, слабый ветер шевелил сдвинутые к краям занавески, шум прибоя накатывал волнами (В. Войнович). 8. Пригнув голову, Андрей вошёл в чулан, закрыл за собою дверь, прислушался: здесь был островок тишины (Д. Гранин). 9. Начальник линии бросает последний взгляд на машину: всюду совершенный порядок, движения выверены, как в балете (А. де Сент-Экзюпери).
Приложение № 4
Смысловые отношения | Можно вставить союз | примеры |
Дополняет содержание всей первой части | Союз что | |
Поясняет сказуемое первой части | А именно То есть | |
Причинные | Потому что Так как | |
Приложение №5
1. Я засветил спичку и поднес её к носу мальчика она озарила два белых глаза.
2. Я не мог заснуть передо мной все ещё вертелся мальчик с белыми глазами.
3. Меня поразило одно слепой говорил со мной малороссийским наречием.
Приложение 6
Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу.
Бессоюзные сложные предложения
1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится _________________________________________________________
2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится ___________________________________________________________________
3. Укажите верные утверждения.
Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:
а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части
б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов
в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части
г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части
4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):
а) Настанет утро двинемся в путь.
б) Дрова все вышли топить нечем.
в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.
5. Какая схема соответствует предложению
Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с перевала (знаки препинания не проставлены):
а) [ ] - [ ]
б) [ ] : [ ]
в) [ ] ; [ ]