СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стратегия анализа проблемных ситуаций «Фишбон» (Fishbone)

Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку

Данный урок построен по технологии ФИШБОН.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"»

МБОУ «Матакская средняя общеобразовательная школа»

Дрожжановского района Республики Татарстан









«Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

















Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Матакская сош»

Старшова Надежда Владимировна











Тема урока Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Цель урока: формирование новых знаний, практических навыков постановки двоеточия в БСП, развитие орфографической и пунктуационной зоркости.

Цели.

  1. Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания.

  2. Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать; развитие творческих способностей.

  3. Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

Задачи личностного развития:

- способствовать формированию правильной устной речи учащихся;

- создавать условия для усвоения новых знаний о БСП, используя элементы исследования;

- развивать умения анализировать языковой материал.



Тип урока: открытие нового знания.

На уроке использованы фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы.

Оборудование: экран, ноутбук, проектор, таблица «БСП», карточки с текстами, карточки для тестирования


Дидактическая структура урока*

Деятельность учителя

Деятельность учеников


Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

 

Организационный момент

 Добрый день, ребята!

Знакомство с классом

 Дети проверяют готовность к уроку

 

 

Актуализация

знаний

 1.Блиц-опрос
















2.  Прочитайте высказывание К. Паустовского




 

О чём говорится в этом тексте? Тема высказывания. 


 Назначение знаков препинания?







- Почему это высказывание является эпиграфом к нашему уроку?



3. При изучении темы «Запятая, точка с запятой в БСП» вы говорили о смысловых отношениях между частями простых предложений. Назовите.(Когда ставится запятая, а когда точка с запятой)

 Дети устно отвечают на вопросы














Дети читают и объясняют смысл высказывания;





О роли знаков препинания



Отразить на письме звучащую речь таким образом, чтобы её можно было понять, воспроизвести однозначно, без вариантов


Изучаем тему «Двоеточие в БСП»





Одновременность, последовательность событий.

1. Какие предложения называются сложными?

2. Какие две группы сложных предложений вы знаете?

3.Чем отличаются союзные сложные предложения от бессоюзных?

4. Какие предложения называются бессоюзными?



“Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.

К.Г. Паустовский


Изучение нового материала

Заполняем по приему ФИШБОУН



1. Прочитаем предложения. Какие смысловые отношения между ними?





2. Назовите союзы, вставляя которые можно проконтролировать постановку двоеточия в бессоюзном сложном предложении

3. Рассмотрим теорию по книге и проверяем себя, правильно мы назвали союзы или нет

 Учащиеся узнают о приеме ФИШБОУН.


Читают предложения с доски. По ходу обсуждения заполняем «скелет рыбы», работаем по приложению №2



Называют союзы , записывают в приложении №2

 Приложение №1(ФИШБОУН)


ПРИЛОЖЕНИЕ №2)


















Теория по книге, можно рассмотреть по доске






 

Закрепление нового материала

 Запишите номера предложенных предложений в соответствующую строчку.



 Дети пишут номера предложений в соответствующую строчку

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

 Коллективное заполнение таблицы:

Смысловые отношения

Можно вставить союз

примеры

пояснительные

А именно

То есть


Дополни-

тельные

Что;

Или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что


Причинные


Потому что

Так как



 

Контроль

1. Работа в парах








2. Тестирование


1. Читают предложения , проставляют и объясняют знаки препинания в сложном предложении


2. Выполнение тестирования

1. Приложение № 5








2. Приложение №6

Рефлексия

 

 Я узнал….

Я запомнил…..

Я понял…


 

 

 

 

 

 


Раздаточный материал







Приложение №1

Приложение №2

1. Коля не выполнил домашнее задание : он не понял тему урока.

2. У моряков есть прекрасный обычай: уходящее в дальний рейс судно провожают гудками.

3. Я взглянул в окно : на безоблачном небе разгорались звезды.

Приложение № 3

1.Все замолчали: говорили, видно, обо мне (М. Лермонтов). 2. Никто приемник не выключал: никто не хотел тишины (А. Алексин). 3. Поддержать разговор не составило большого труда: старик говорил за двоих (В. Агафонов). 4. Я вспомнил: с ним я познакомился в союзе моряков (К. Паустовский). 5. Только учти: это настоящее испытание, а не какие-нибудь детские игрушки (А. Алексин). 6. Ей казалось: безделушки в гостиной ловят солнечный свет (А. де Сент-Экзюпери). 7. Я скосил глаза влево: свет уличных фонарей сочился сквозь приоткрытое наполовину окно, слабый ветер шевелил сдвинутые к краям занавески, шум прибоя накатывал волнами (В. Войнович). 8. Пригнув голову, Андрей вошёл в чулан, закрыл за собою дверь, прислушался: здесь был островок тишины (Д. Гранин). 9. Начальник линии бросает последний взгляд на машину: всюду совершенный порядок, движения выверены, как в балете (А. де Сент-Экзюпери).





Приложение № 4

Смысловые отношения

Можно вставить союз

примеры

Дополняет содержание всей первой части


Союз что


Поясняет сказуемое первой части

А именно

То есть


Причинные


Потому что

Так как




Приложение №5

1. Я засветил спичку и поднес её к носу мальчика она озарила два белых глаза.

2. Я не мог заснуть передо мной все ещё вертелся мальчик с белыми глазами.

3. Меня поразило одно слепой говорил со мной малороссийским наречием.































Приложение 6

Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу.

Бессоюзные сложные предложения

1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится _________________________________________________________

2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится ___________________________________________________________________

3. Укажите верные утверждения.

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:

а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части

б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов

в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части

г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части

4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):

а) Настанет утро двинемся в путь.

б) Дрова все вышли топить нечем.

в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.



5. Какая схема соответствует предложению

Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с перевала (знаки препинания не проставлены):

а) [ ] - [ ]

б) [ ] : [ ]

в) [ ] ; [ ]