Ход урока
1. Вступительное слово учителя. 3 мин
Учитель: Мы закончили изучение раздела «Электричество». Зачем вообще изучается любая наука?
Ученик: Чтобы применять полученные знания на практике. В жизни все время возникают проблемы, которые человеку нужно решать.
Как вы думаете зачем изучается тема «Электричество»? Как часто в современном мире применяются полученные знания?
Ответы учащихся: Знания помогают нам обезопасить себя при использовании электрооборудования. Также знания необходимы для передачи электроэнергии на большие расстояния. Жизнь в современном мире не возможна без использования электрооборудования.
Ребята сегодня давайте вместе повторим все, что запомнили по теме «Электричество».
Сегодня вспомним все о токах –
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы,
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем!
Какие цели вы сегодня поставите перед собой на уроке?
Ученик: Цель нашего урока - повторить и обобщить основные понятия по теме: «Электрические явления»: вспомнить формулы, дать характеристику электрическим приборам, распознать схемы электрических цепей, решать задачи.
Все эти знания вам пригодятся при решении контрольной работы, которая состоится
на следующем уроке.
Давайте вспомним основные понятия в электричестве. Воспользуемся методом незаконченного предложения. Продолжите
1. ПРОДОЛЖИ … (4 мин.)
-Электрический ток-
-одноименные и разноименные заряды-…
-Электроскоп-…
-В ядре атома находятся…
- Амперметр включается в цепь…
-Вольтметр включается в цепь….
-Проводники-
-Непроводники-
-полупроводники-
-действия электрического тока-
-амперметр-
-электрическое напряжение-
-вольтметр-
-закон Ома для участка цепи-
-реостат-
-Работа электрического тока
-мощность эл.тока
Закон Джоуля-Ленца
2. «Имена в истории» (3 мин)
Я вам буду зачитывать вопрос, а вы дорогие друзья постарайтесь догадаться о фамилии ученого, о котором, по – вашему мнению идет речь.
Французский физик и математик, который стал академиком в 39 лет. Ему принадлежит гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие ― электрический ток. Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке. На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был так же добр и так же прост, как и велик». ( Андре-Мари Ампер)
Он открыл один из важнейших законов – количественный закон цепи электрического тока. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи, показал, что сила тока убывает с увеличением длины провода и с уменьшением площади его поперечного сечения. Он нашел ряд из многих веществ по возрастанию сопротивления (Георг Ом)
По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внес большой вклад в кинетическую теорию газов. (4 – Джеймс Джоуль)
Он был рыцарем Почетного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Он изобрел электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов». (3 – Алессандро Вольта)
Английский физик, почетный член Академии наук СССР и многих других академий. Ему принадлежат слова: ―Теперь я знаю, как выглядит атом!‖? (8 – Эрнест Резерфорд)
Французский физик, в 1785 г., экспериментально открыл закон взаимодействия заряженных тел. В честь его названа единица электрического заряда. (5 – Шарль Кулон)
3. Заполните таблицу некоторых электрических величин? (7 мин)
Физическая величина | Обозначение | Единица измерения | Формула |
Работа | А | Дж | A=U q A=U I t |
Мощность | Р | Вт | P=A/t P=UI |
Сопротивление | R | Ом | R=U/I |
Сила тока | I | А | I=q/t I=U/R |
Кол-во теплоты (закон Джоуля-Ленца) | Q | Дж | Q=I2Rt |
Напряжение | U | В | U=A/q U=R I |
4. Соединение проводников (3мин)
Повторение законов последовательного и параллельного соединения проводников.
Найди ошибку
1.
2.
3.
(4 мин)Учитель: Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Мы живем в квартирах с комфортом, всю тяжелую работу делают машины. Какие это машины? (утюг, телевизор, микроволновка, компьютер, фен, печь, чайник). Вот сколько нужных нам приборов работает, используя электрическую энергию. Она дает свет, тепло, приводит в движения различные механизмы, облегчает труд людей. Но, оказывая огромную помощь людям, электроэнергия таит в себе смертельную опасность для тех, кто не знает или пренебрегает правилами Электробезопасности, не умеет обращаться с бытовыми приборами. Прикосновения к проводникам электрического тока часто заканчивается электротравмой или электрическим ударом. Что же происходит с человеком?
Ученик: при электротравмах электрический ток проходит через тело человека, что, как правило, приводит к электрическому ожогу и сильному сокращению мышц, в результате которого могут произойти разрывы кровеносных сосудов, кожи, связок и даже вывихи суставов и переломы костей. Более тяжёлые и даже трагические последствия вызывает электрический удар. Он получается в результате прикосновения к оголённым проводам, находящимися под напряжением. Электрический удар вызывает судорожное сокращение мышц. Самыми опасными могут быть потеря сознания, нарушение сердечной деятельности или дыхания, а самое трагичное – отсутствие дыхания и кровообращения, что называется клинической смертью.
Чтобы избежать беды, нужно помнить:
Не прикасайтесь к оголённому или плохо изолированному проводу.
Не пользуйтесь неисправными и самодельными электрическими приборами, розетками.
Не трогайте включенные электроприборы мокрыми руками.
Не вынимайте вилку из розетки мокрыми руками.
Учитель: -Где можно применить знания о работе электрического тока? (Дети высказывают свои предположения)
Ученик: -Эти знания применяются в электрическом счетчике.
- Эти знания можно применить для расчета потребляемой электроэнергии бытовыми приборами (электрочайником, утюгом и т.д.).
-Можно создать режим экономии электроэнергии в доме.
-не включать несколько мощных потребителей сразу.
-отключать работающие приборы там, где они не нужны (пример лампочки в комнатах)
Учитель: -Для чего важно знать, что такое мощность бытовых приборов в нашей жизни? -Ученик: Зная мощность приборов можно безопасно их включать без превышения допустимой нагрузки (мах 4.5кВт в квартире).
-Зная мощность двигателя можно конструировать различные механизмы (роботы, станки, авиамодели и т.д)
5. Решение задачи №1. Самостоятельно. (5 мин)
Электрический утюг включили в цепь с напряжением 220 В. Амперметр показал силу тока 2А. Найти работу и мощность тока в утюге, если утюг работал 1ч. Определить стоимость потребляемой энергии.
6. А теперь на практике найдем работу и мощность электрического тока. Откройте учебники Лабораторная работа №7. выбираем оборудование и собираем цепь. (15 мин)
Рефлексия Подведение итогов. (2 мин)
Ну, вот и наступило время подведения итогов нашего урока-соревнования. Сегодня мы хорошо поработали: повторили основной материал по теме «Электричество». Применили свои знания в новых интересных ситуациях. Хочется надеяться, что сегодня вы еще раз вспомнили все, что мы прошли с вами в этой большой главе и ваши знания пригодятся вам в жизни.
Проверка оценочных листов учащихся и выставление отметок
Лист контроля
Фамилия, Имя__________________________________________
1. Заполни таблицу
Физическая величина | Обозначение | Единица измерения | Формула |
Работа | | | |
Мощность | | | |
Сопротивление | | | |
Сила тока | | | |
Кол-во теплоты (закон Джоуля-Ленца) | | | |
Напряжение | | | |
2. Реши задачу
3. Практическая работа
Цель работы: Научиться определять мощность и работу тока в лампе
Приборы: источник питания, лампа, вольтметр, амперметр, ключ, провода, секундомер
при электротравмах электрический ток проходит через тело человека, что, как правило, приводит к электрическому ожогу и сильному сокращению мышц, в результате которого могут произойти разрывы кровеносных сосудов, кожи, связок и даже вывихи суставов и переломы костей. Более тяжёлые и даже трагические последствия вызывает электрический удар. Он получается в результате прикосновения к оголённым проводам, находящимися под напряжением. Электрический удар вызывает судорожное сокращение мышц. Самыми опасными могут быть потеря сознания, нарушение сердечной деятельности или дыхания, а самое трагичное – отсутствие дыхания и кровообращения, что называется клинической смертью.
Чтобы избежать беды, нужно помнить:
Не прикасайтесь к оголённому или плохо изолированному проводу.
Не пользуйтесь неисправными и самодельными электрическими приборами, розетками.
Не трогайте включенные электроприборы мокрыми руками.
Не вынимайте вилку из розетки мокрыми руками.
Эти знания применяются в электрическом счетчике.
- Эти знания можно применить для расчета потребляемой электроэнергии бытовыми приборами (электрочайником, утюгом и т.д.).
-Можно создать режим экономии электроэнергии в доме.
-не включать несколько мощных потребителей сразу.
-отключать работающие приборы там, где они не нужны (пример лампочки в комнатах)
Зная мощность приборов можно безопасно их включать без превышения допустимой нагрузки (мах 4.5кВт в квартире).
-Зная мощность двигателя можно конструировать различные механизмы (роботы, станки, авиамодели и т.д)