Открытый урок
«Экология и мода»
Педагог МАУДО «ДДТ»: Волкова Н.И.
Староминская, 2017г.
Цель: формирование экологической компетентности воспитанников через практический подход в обучении; экологизация мышления воспитаников.
Задачи:
-Образовательная: создать условия для освоения информации о предмете изучения экологии, её задачах, познакомить воспитанников с историей, разделами и методами изучения экологии; содействовать становлению процесса определения взаимосвязи экологии с другими науками; обеспечить наличие необходимых условий для формирования умений работать с отходами;
-Воспитательная: формировать экологическое представление о экологических катастрофах, экологическом равновесии;
-Развивающая: развивать мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация, анализ), формировать информационную и коммуникативную компетенции.
Формы, методы: фронтальная беседа-рассуждение, элементы лекции с демонстрационным сопровождением, работа с заданиями интерактивного характера; учебный мозговой штурм.
Оборудование, материалы: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация урока, выставка работ учащихся из пластиковых бутылок «Модницы», подушки из отходов синтепона, пазлы «Земные полушария» , шарики, газеты, экомячик, загадки, веник и совок, верёвки, пластикоые бутылки, экологический светофор, значки «Модный эколог».
ХОД УРОКА:
Педагог: Здравствуйте, дорогие друзья Природы! Мы приветствуем вас на уроке, который называется «Экология и мода». Сегодня мы с вами поближе познакомимся с наукой «экологией» и узнаем, как она может быть связана с модой.
Главная задача «экологии» - охранять и защищать необычайно богатый Храм Природы, в котором мы с вами живём.
« Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм,
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!»
2017 год объявлен в нашей стране Годом Экологии, чтобы привлечь внимание общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.
В нашу эпоху научно-технической революции природа оказалась беззащитной перед человеком, зависимой от него. Вольно или невольно человек загрязняет природу, нарушает её естественное равновесие. Перегораживаются плотинами реки, запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины по добыче нефти и газа, реки и океаны загрязняются промышленными отходами, горит лес, лесополосы загрязняются мусором и бытовыми отходами, в сельском хозяйстве на полях вносится чрезмерное количество удобрений и ядохимикатов. В результате в морях и реках гибнет рыба из-за отсутствия кислорода в воде, изменяется климат, тают ледники, исчезают животные и растения. Природа гибнет!
И сегодня, ребята, постараемся узнать как можно больше о природе, о науке «экологии» и подумаем о том, как можно спасти нашу природу, и как соединить «экологию» с модой.
Предлагаем вашему вниманию презентацию «Экология и мода».
Воспитанники нашего театра моды «Каприз» подготовили выставку экологических поделок. Из пластиковых бутылок у нас получились нарядные куклы-модницы. А из отходов синтепона мы пошили яркие подушки. Все эти отходы можно было выбросить, но мы с ребятами превратили отходы в полезные и приятные изделия. Если каждый человек на планете вместо того, чтобы выбросить пластиковую бутылку, сохранит её, а затем сделает из неё что-то красивое и полезное, то всем нам будет приятнее жить. Наша маленькая планета Земля будет меньше замусориваться, леса будут чище, а положительных эмоций у людей больше!
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки,
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро,
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусору в природе?
За природу и планету мы с тобой в ответе!
Так что мусорить сейчас отвыкайте, дети!
А сейчас мы хотим представить коллекцию костюмов театра моды «Каприз» «Русская забава», которая также изготовлена из ненужных отходов ткани. Мы собрали яркие кусочки ткани и украсили ими свою коллекцию.
Показ коллекции «Русская забава».
Экология (от греч. “ ойкос” – жилище, убежище, “ логос”– наука) – экологию называют «наукой о доме» .
Немецкий учёный Эрнста Геккеля ввёл термин «экология» в 1866 году.
Экология– это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
История экологии.
Экология – как составная часть биологии начала формироваться еще в античном мире
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреч. ученый, описывал животных и их поведение, приуроченность организмов к местам обитания.
К.Линней (1707-1778) – шведский естествоиспытатель, подчеркивал значение климата в жизни организмов, изучал взаимоотношения организмов.
Ж.Б. Ламарк (1744-1829) - французский естествоиспытатель, автор первого эволюционного учения, считал, что влияние внешних обстоятельств – одна из важнейших причин эволюции.
К.Рулье (1814-1858) - русский ученый, считал, что строение и развитие организмов зависит от окружающей среды, подчеркивал необходимость изучения эволюции.
Ч.Дарвин (1809-1882) – английский естествоиспытатель, основатель эволюционного учения.
Э. Геккель (1834-1919) немецкий биолог, в 1866 г. ввел термин экология.
Ч. Элтон (1900) –английский ученый – основоположник популяционной экологии.
А. Тенсли (1871-1955) английский ученый, в 1935 г. ввел понятие экосистема.
В.Н.Сукачев (1880-1967) русский ученый, в 1942 г. ввел понятие о биогеоценозах. К.А.Тимирязев (1843-1920) – русский ученый, посвятил свою жизнь изучению фотосинтеза.
В.В.Докучаев (1846-1903)- русский ученый-почвовед.
В.И.Вернадский (1863-1945) русский ученый, основоположник учения о биосфере как глобальной экосистеме.
Предметом экологии являются отдельные особи, популяции, сообщества, экосистемы.
Задачи экологии:
изучение взаимоотношений организмов, популяций, видов между собой;
изучение закономерностей действия факторов неживой природы на организмы;
искусственная регуляция численности видов – вредителей сельского хозяйства;
создание эффективной агротехники выращивания сельскохозяйственных культур;
решение проблем охраны природы
Разделы экологии: экология сообществ, популяций, глобальная или экология организмов
Методы экологии: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, моделирование
Взаимосвязь экологии с другими науками Работа со схемой: взаимосвязь экологии с другими науками
Каково значение экологии?
Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения. Когда-то человек подчинялся власти природы, но постепенно он стал освобождаться от этой зависимости. Он становился хозяином. Многие действия людей наносят большой ущерб природе, и природа подаёт сигнал о спасении – SOS. Кто знает, что означают эти три буквы?
Учитель демонстрирует слайды, а учащиеся предлагают варианты ответа на вопрос «Что произошло с природой и, кто в этом виноват?» Затем учитель и учащиеся делают микро - вывод)
4. Закрепление
А чтобы вспомнить, как мы с вами работали, я предлагаю повторить правила техники безопасности в игре «Правильно-неправильно».
- Подготовь рабочее место. (Хлопают.)
- Отвлекайся во время работы. (Топают.)
- Бросай и роняй ножницы. (Топают.)
- Передавай ножницы кольцами вперёд. (Хлопают.)
- Размахивай иголкой перед лицом соседа. (Топают.)
- После работы вымой руки. (Хлопают.)
Игра «Экомячик»
Ты катись, наш «экомячик»,
Долго-долго по рукам!
У кого остался мячик,
Тот сейчас расскажет нам!
-Лежбище медведя. (Берлога)
-Там живут кроты. (Нора)
-Жилище муравьёв. (Муравеёник)
-Там живут волки. (Логово)
-Там живут бобры. (Хатка)
Викторина «Сохраним жизнь на Земле». Ответьте на вопросы:
1.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений и животных всего мира (Красная книга)
2.Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов (Экология)
3.Коллекция специально собранных и засушенных растений (Гербарий)
4.Как называется международная организация по защите окружающей среды? (Гринпис)
5.Какая известная вам овощная культура наиболее чувствительна к кислотным дождям? (Огурец)
6.Как называется скопление вредных газообразных, аэрозольных веществ в атмосфере, а также частиц сажи и пыли? (Смог)
7. Какую экологическую опасность представляют кошки, лишенные человеческого крова? (Охотятся на птиц — падает урожайность полей)
8. Что называют черным списком? (Международный список вымерших видов животных и растений, от которых остались лишь скелеты)
9. Что представляет собой заповедник? (Территория, полностью исключенная из хозяйственного использования).
Дети: Если ты фантики бросаешь,
То планету засоряешь!
Должен помнить ты и я:
Фантиком погубим муравья!
Хоть они красивы и легки,
Могут умереть от них жуки!
Правильно, друзья, поступит тот,
Кто свой фантик в урну отнесёт!
Игра «Собери мусор».
Игра «Не урони бутылку»
Игра «Болото»
Педагог : Молодцы ребята! На нашем сегодняшнем уроке вы показали хорошие знания, умения и навыки в области науки Экологии. Позвольте вручить вам значки модного эколога.
Дети: Нам значки сегодня дали,
Мы экологами стали!
Мы в любую непогоду
Охранять хотим природу!
Чтоб деревья и цветы
Край наш украшали,
Чтобы дети всей страны
Землю защищали!»
В любом доме можно жить лишь тогда, когда он правильно построен, когда крыша не протекает, а стены не пытаются упасть на жильцов. Если развалились стены, упадёт крыша, от дома ничего не останется. А природа, тоже дом, но особый, наш настоящий. Необъятный, общий для всех людей дом. Дом, без которого нам не прожить? Внутри этого дома всё очень тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные – с другими животными, а всё вместе – с ласковым солнцем, землёй, водой. Нарушим эти связи – словно стены осядут в нашем доме, какое-то время он ещё постоит, но потом начнёт разрушаться. А чтобы этого не случилось, надо знать правила поведения в природе: что человеку позволено делать, а чего делать ни в коем случае не следует. А помогает всё это узнать нам наука экология.
«Берегите Землю, берегите,
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю, берегите!»
5. Рефлексия
Сделайте вывод по уроку:
-сформулируйте главную мысль урока
- решена ли поставленная проблема
6. Домашнее задание
привести по 5 примеров положительного и негативного воздействия человека на окружающую среду