СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок Энергия топлива

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Управление образования мэрии г. Магадана

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Магадана

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(РУССКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ) ШКОЛА №2»

 

 

 

 

Интегрированный  урок  повторения  и обобщения

учебного  материала в 8 классе ( физика + химия)

 

по теме:

« ЭНЕРГИЯ  ТОПЛИВА.  ТЕПЛОТА  СГОРАНИЯ

                                           ТОПЛИВА »

 

 

 

 

Подготовили и провели:

                                             Учитель физики: Войтенко Л.П.

                                             Учитель химии: Станченко О.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магадан 2015

 

 

ЦЕЛИ УРОКА:

             - повторить, обобщить и проверить знания, полученные при изучении темы;

             - повторить химические и физические формулы, необходимые для решения задач по данной теме;

             - содействовать развитию теоретического мышления учащихся, навыков решения задач по применению формулы количества теплоты, выделяющейся при сгорании топлива;

              - способствовать развитию способностей к анализу и синтезу;   

              - развивать способность применять математические навыки  при решении задач по физике и химии.                                 

 

 

 

ТИП  УРОКА :  урок повторения и обобщения материала .

 

ОБОРУДОВАНИЕ :

  1. коллекция топлива;
  2. индивидуальные тесты (раздатки);
  3. 2 деревянных бруска, картон, фольга, вата, спирт, бензин, спиртовка;
  4. таблицы плотности веществ и удельной теплоты  сгорания топлива;
  5. мультимедийный проектор.

 

 

ХОД   У Р О К А:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  ЭТАП.

( приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, настрой на работу)

 

  1. СООБЩЕНИЕ  ЦЕЛЕЙ, ПЛАНА, ТЕМЫ  УРОКА

( создание эмоционального настроя)

           Ребята! Сегодня мы проводим с вами необычный урок повторения и обобщения изученного материала. На уроке мы  повторим, обобщим и проверим  теоретические знания, полученные при изучении темы, повторим физические и химические формулы, необходимые для решения задач по данной теме; будем продолжать    развивать способности  применять математические навыки  при решении задач по физике и химии.                     Слайд 1

Сегодняшний урок необычен тем, что материализучалсявами на 2-х уроках: химии и физики. И сегодня мы с вами увидим, какая тесная связь существует между двумя такими великими науками как физика и химия, и как две разные точные науки поясняют одни и те жеявления ипроцессы, и как одни ите же задачи можно решить с помощью и физики, и химии.

Работать вы будите в группах, условно поделенных на физиков и химиков.

 

Работу свою мы построим следующим образом:Слайд 2Повторим теоретический материал;

  1. Проделаем  экспериментальную работу  в группах;
  2.  Решим    задачи;
  3.  Выслушаем сообщения ребят по теме: « Горючие ископаемые Магаданской области»
  4.  И итогом урока будет небольшая ( минут  на 7) тестовая работа.

 

Итак, начнем работу. Но прежде мы должны с вами выяснить наконец- то тему сегодняшнего урока. А для того, чтобы узнать тему нашего урока, вы сейчас разгадаете кроссворд и отгаданное в нем слово и будет ключевым словом темы сегодняшнего урока.

Слайд 3

1. Прибор для измерения температуры.

2. Мельчайшая частица вещества.

3. Способ изменения внутренней энергии тела.

4. Единица количества теплоты.

5. Что выделяется при сгорании вещества.

6. Явления, связанные с нагреванием или охлаждением тел.

7. Реакции, которые идут с поглощением теплоты.

 

1

 

 

 

 

 

 

Т

 

 

 

2

О

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

Л

 

 

 

5

 

 

 

 

И

 

6

 

 

 

 

В

 

 

 

 

7

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  •  

1. термометр

2. молекула

3. теплопередача

4. Джоуль

5. энергия

6. тепловые

7. эндотермические

 

Итак, получилось слово «ТОПЛИВО». Тема нашего урока

« ЭНЕРГИЯ ТОПЛИВА. ТЕПЛОТА СГОРАНИЯ ТОПЛИВА»

Слайд 4

 

  1. АКТИВИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ( устный опрос по теме)

Вспомним основные понятия и определенияполученные при изучении данной темы:

 

«Блиц-опрос: ты-мне,я-тебе»

  1. Какие виды энергии вы знаете?  ( механическая: кинетическая и потенциальная  и внутренняя)
  2.  Что называется внутренней энергией? ( кинетическая энергия всех молекул, из которых состоит тело, и потенциальная энергия их взаимодействия )
  3. Какими способами можно изменить внутреннюю энергию?
  4. ( теплопередачей или совершением работы)
  5.  Что является источником энергии, которая используется в промышленности, на  транспорте, в быту? ( топливо)
  6.  Что называется  топливом? Какие виды топлива вы знаете?
  7. Почему в результате сгорания топлива выделяется энергия?
  8.  Из чего состоит вещество?
  9.  Почему не распадаются вещества на отдельные атомы, несмотря на  то, что есть промежутки?

10. Уравнение реакции:_________________________________ Какой тип реакции?

11. Как  определить, какое количество теплоты   выделяется при сгорании топлива?          Слайд 5

       12.  Что называется удельной теплотой сгорания  топлива? ( физическая величина, показывающая,    какое количество  теплоты выделяется при полном  сгорании топлива массой 1 кг  )

       13. Что значит, что у сухих дров  q = 1,0 ? 107 ? Слайд 6

 

 

  1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА  В ГРУППАХ. Слайд 7

          Хорошо. Теоретический материал мы с вами повторили, а сейчас выполним экспериментальные задания в группах. У каждой группы на столах есть задание для выполнения. По завершению работы – краткий отчет и вывод. (5-7 мин)

 

1-я группа (физики): вам даны два деревянных кубика одинакового размера из сосны и березы. Ваша задача: определить количество  теплоты, которое выделится при полном сгорании этих видов топлива. Линейки, таблицы плотности и таблица удельной теплоты сгорания топлива у вас на столе тоже имеются. Приступайте к работе.

2-я группа (химики):  1. Определение теплоты при сжигании различного вида топлива одинаковой массы.

ИТБ – 029-2013

Указания к работе:

  • Положите  на картон 2 кусочка фольги.
  • Положите  на фольгу 2 кусочка ваты.
  • На один комочек капните  из пипетки спирт 1 каплю, а на другой  - 1 каплю бензина.
  • Зажгите одновременно оба комочка ваты.
  • Когда спирт и бензин сгорит, прикоснитесь к фольге и сравните теплоту выделившуюся при сгорании топлива.

Вопросы:

  1. Одинаково ли нагрелись кусочки фольги?
  2. Какое топливо одинаковой массой (спирт или бензин) выделило больше тепла при полном сжигании?

 

 

  Молодцы! Со своими заданиями вы справились успешно. А теперь перейдем к следующим  заданиям.

 

 

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА  (популяризация математики):

Сейчас вы убедитесь в том, что одну и ту же задачу можно решитьиспользуя знания какпо химиитак ипо физике. Сначала мы прослушаем задачу, а затем член каждой группы выйдет к доске и решит.

 

       Прочитаем условие задачи №1Слайд 8

 

При сжигании 6,5 г каменного угля выделилась теплота, равная 195 кДж. Составьте термохимическое уравнение.

 

 

           ПРИМЕНЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ ИХИМИИ.

1.Сообщения учащихся.

2. Решение задачи.                                                                          Слайд 11

Сообщение:  Образование рудных полезных ископаемых области связано с изверженными породами, и формировались они в мезозойскую эру.

Магаданская область обладает значительными ресурсами каменного и бурого углей. Ресурсный потенциал углей Магаданской области оценивается более чем в 40 млрд. тонн, из них 74 % представлены бурыми углями и 26 % каменными углями и антрацитами.

Каменный уголь в Магаданской области добывают три предприятия: «Колымская угольная компания» (Верхне-Аркагалинское месторождение в Сусуманском районе), «Ассоциация делового сотрудничества» (Верхне-Аркагалинское месторождение), «Северо-Восточная угольная компания» (Булурское месторождение в Омсукчанском районе). Добыча угля за последние годы установилась на уровне 450 тыс. тонн в год и определяется спросом на его использование поселениями. Добытый уголь не только поступает на нужды Магаданской области (жилищно-коммунальное хозяйство, энергетика), но и поставляется в восточные улусы Республики Саха (Якутия). Значительные запасы бурого угля находятся в непосредственной близости от Магадана на месторождениях «Ланковское» и «Мелководненское» По своим качественным характеристикам бурые угли этих месторождений пригодны для многоцелевого использования: производство энергетического газа, жидкого горючего топлива (автомобильный бензин, дизельное топливо), изготовление битумов, горного воска, выпуск высококачественного брикетного топлива. Ресурсный потенциал месторождений составляет более 2,5 млрд. тонн бурого угля, что хватит при современных потребностях в энергетических ресурсах Магаданской области на сотни лет эксплуатации. В последнее время к угольным месторождениям Магаданской области проявляют большой интерес инвесторы из Азиатско-Тихоокеанского региона (Южная Корея, КНР). Администрацией области организован ряд рабочих встреч по рассмотрению возможностей освоения угольных месторождений иностранными инвесторами.

 

Наиболее изученными и освоенными горючими ископаемыми в области являются месторождения каменного и бурого углей. Хорошо изучены около 20 месторождений. Большое промышленное значение на Колыме имеют Аркагалинское и Омсукчанское угольные месторождения.

 

 

   «А знаете ли Вы, что…? »      Для Магаданской ТЭЦ используют кузбасский уголь, который обладает более высокой  теплоотдачей. Удельная теплота сгорания этого угля составляет от 29,1 до 36,01 МДж/кг ( средние табличные значения удельной теплоты сгорания каменного угля составляют 30 МДж). Кузбасский уголь относится к числу лучших углей мира. Состав угля таков:

                                                                - зола     4 – 16%;

- влага5 – 15%;

- фосфор до 0,12%;

- летучие вещества 4- 42 %;

- сера0,4 – 0,6 %

Для отопительного сезона ( а это около 8 месяцев) требуется около 257000т топлива. Какую энергию вырабатывает Магаданская ТЭЦ за этот период при сжигании завезенного угля?

  •  

m = 257000т           257?106 кг                     Q = q ? m;

q = 30 Мдж/кг        30 ? 106Дж/кг              Q = 30 ? 106 Дж/кг ? 257?106 кг = 771 ?1013

Q = ?                                                                = 7710 ТДж

 

 

 

  1. ТЕСТОВАЯ  РАБОТА. (раздатки для оценки знаний) Слайд 12

Текст: Топливо – это…………………………..Топливо подразделяется на …………, ………………………….. и …………………………. Главным элементом любого топлива является ………………….Для горения топлива необходим постоянный приток………….Главная характеристика топлива - …………………………………

……………………………………………………………………………………….Она показывает ………………………………………………………………Она измеряется в …………………….Она обозначается…………….

         Количество теплоты, выделяющаяся  при сгорании топлива………Зависит от …………. и его………Её можно вычислить по формуле……………………………….

 

  1. Рефлексия:  итоги урока Слайд 13

Какие проблемы мы сегодня разобрали? Что узнали? Как узнали? Понравилось? Предложения?