СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Этикет" технология 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Этикет" технология 5 класс»

Тема урока: «Этикет. Культура поведения за столом» .

Цели урока:

Образовательная – Познакомить с основными правилами необходимыми для сервировки стола; Обобщить и систематизировать знания по культуре поведения за столом, правилам сервировки стола к завтраку. Углубить знания, ознакомить с новыми фактами изучаемой темы.

Развивающая- Продолжить развивать мышление ( умение сравнивать) обобщать умение учебного труда (запоминать, работать в нужном темпе, развивать самостоятельность. Совершенствовать умения по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований. Развивать интерес к предмету.
Воспитательная - Воспитывать общую культуру поведения за столом

Межпредметные связи: История, литература, культура общения, этика.

Метод обучения:. Словесный (рассказ, беседа) наглядный, практический

Оборудование, программное обеспечение: компьютер, интерактивная доска, презентация Тип урока: нетрадиционный , урок- игра

Ход урока:

1. Организационный момент
(Приветствие, проверка наличия учащихся.)

Прозвенел уже звонок, начинается урок. Встаньте, дети, не ленитесь,   Все мне дружно улыбнитесь

Здравствуйте, садитесь.

СЛАЙД 1-5

Актуализация и проверка знаний учащихся 2. Актуализация знаний учащихся.

СЛАЙД 6

Сейчас я предлагаю рассмотреть рисунок. Вопрос: понравилось вам поведение детей за столом ? ( ответы учащихся –нет).

Можно ли назвать детей культурными ( нет).

СЛАЙД 7 РЕБУС

Существует ряд правил культуры поведения за столом , которые можно назвать одним словом , чтобы его узнать для этого необходимо разгадать ребус по первым буквам картинок.

СЛАЙД 8

Тема нашего урока: «Этикет. Культура поведения за столом» .

ЦЕЛЬ?

Откройте тетрадь и запишите тему урока.

3. Объяснение нового материала
Культура поведения за столом – это часть общей культуры человека. Её надо воспитывать с самого раннего возраста. Существуют строгие правила поведения во время еды. Как и все другие, эти правила не выдуманы из головы. Большинство из них возникло из уважения к тем, с кем ты сидишь за столом.

Ответ- ЭТИКЕТ

А что означает слово ЭТИКЕТ , нам может поведать об этом слове словарь, давайте его откроем и прочитаем.

Этикет- (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.

Возникает вопрос: когда появился этикет, определённые правила поведения? Чтобы узнать ответ мы обратимся к истории.

СЛАЙД 9

1. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика 14 — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён. (слайд с изображением короля Франции)

СЛАЙД 10

2. На Руси исстари существовали в народных традициях правила поведения, были и письменные источники как себя вести в тех или иных ситуациях. Например «Домострой», которым руководствовались в течение нескольких веков.

3. Во время правления Петра I были проведены разные реформы в стране :

Царь усиленно насаждал в стране европейские порядки и манеры: лично стриг бороды, ввёл парики, за неподчинение взымали штрафы , изменил моду в одежде. А так же сам участвовал в подготовке и проведении различных мероприятий, направленных на привитие новых принципов и правил поведения.

СЛАЙД 11-24

Перед вами лежат ПАМЯТКИ правил которыми мы пользуемся сейчас: Как вести себя за столом

Памятки с правилами вы приклеите в тетрадь дома.

4. Физкультминутка.

СЛАЙД 25

Прочитайте анаграмму ВИРОВСЕРКА

- Что же такое сервировка стола? (Ответы учащихся)

Сервировать стол – значит подготовить его для приема пищи , создать порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. А что необходимо для сервировки стола.

СЛАЙД 26 СЕРВИРОВКА СТОЛА НАЙДИ ОШИБКИ

Чтобы правильно сервировать стол, его рекомендуется застелить скатертью. Затем ставят закусочную тарелку. Справа и слева от тарелки размещают закусочные приборы. Вилку слева от тарелки зубцами вверх, нож справа лезвием к тарелке, чайная ложка справа у ножа. Справа перед ножом ставят чашку с блюдцем для горячего напитка, ручкой повёрнутой к правому плечу сидящего. Общее блюдо с гастрономическими продуктами или с бутербродами , сахарница, ваза с вареньем ,масленка в центре стола.

СЛАЙД 27

ВЫПОЛНИ ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ

У меня на столе находится коробка и в нём содержится важный предмет используемый при сервировки стола. Отгадайте- Что это? Небольшая подсказка –этот предмет связан с Петром 1, а точнее с обычаем который он ввёл используя этот предмет за столом. (ответы учащихся)

СЛАЙД 28 САЛФЕТКИ предложить детям варианты салфеток

У салфетки своя история появления , Как же салфетки стали обязательными при сервировке?

СЛАЙД 29

Во время торжественных обедов скатерть приходилось довольно часто менять. Примерно 300 лет тому назад наряду со скатертью в обиход вошли столовые салфетки.

Первую салфетку изобрел художник, повар и просто великий человек Леонардо да Винчи, оторый очень любил устраивать веселые вечеринки для друзей.

В те далекие времена во время застолий многие люди вытирали испачкавшиеся столовые приборы о скатерти и полы собственной одежды.

Первые салфетки для гигиены рук были выполнены из полотна. После Первой мировой войны появились бумажные салфетки.

В России салфетки появились в начале 18 века при правлении Петра 1вместе с другими европейскими правилами.

Петр I ввел обычай вытираться после обеда салфеткой В 1729 году в книге по этикету было указано, как следует использовать столовые салфетки. «Для вытирания губ, рта и пальцев, если они испачканы жиром, для вытирания ножа перед разрезанием хлеба, для очистки ложки и вилки после использования. в наше время это салфетки - льняные, хлопчатобумажные и бумажные.

СЛАЙД 30

  • Правила пользования салфеткой :

  • Салфеткой не вытираются, ею просто промокают рот.

  • Если еда закончена, салфетку оставляют справа от тарелки, если вам надо покинуть стол ненадолго – слева.

  • Ни в коем случае нельзя бросать салфетку в тарелку.

  • Салфетку складывают вдвое и кладут на колени сгибом к себе.

  • Салфетку не заправляют ни за пояс, ни за воротник.

  • Пальцы вытирают верхней половиной салфетки, не снимая ее с колен.

СЛАЙД 31-33 Практическая работа

Сейчас мы выполним практическую работу. Научимся складывать салфетки разными способами (слайды)

Возьмите салфетки , посмотрите на схемы складывания и попробуйте так свернуть. (показ учителем)

А теперь закончите сервировку стола.

СЛАЙД 34 ВЕРЮ не ВЕРЮ

Давайте подведём итог : закрепим изученный материал ,как вы запомнили правила поведения за столом. Какие правила для вас были интересны?

СЛАЙД 35

Домашнее задание :найти исторический материал о ноже, вилке, ложке, тарелке приготовить сообщение. Выучить правила поведения за столом и сервировку стола на завтрак.

Выставление оценок. Рефлексия















Как вести себя за столом

  1. Сидеть за столом надо прямо, на столе могут находиться только кисти рук.

  2. Салфетку берут с тарелки тогда, когда подают блюдо. Её кладут на колени. Окончив есть, её, слегка скомкав, кладут на стол слева от тарелки.

  3. Во время еды не откусывают сразу несколько больших кусков – это не красиво.

  4. Не разговаривать с полным ртом. Если вам задали вопрос, следует сначала проглотить пищу, а потом ответить.

  5. Во время еды не прихлебывают громко, не дуют на слишком горячее блюдо, не стучат ложкой по тарелке. Есть следует бесшумно.

  6. Хлеб, булочки берут руками.

  7. Мясо отрезают маленькими кусочками.

  8. Гарнир – овощи, картошку, макароны, вермишель – набирают на вилку с помощью ножа.

  9. Рыбные блюда берут с помощью столового прибора. В конце еды лимон, который всегда подается к рыбным блюдам, прикладывают к губам для уничтожения рыбного запаха.

  10. Не едят с ножа - это не красиво и можно порезать рот.

  11. Сырники, котлеты, яичницу, запеканку, заливное, т.е. мягкие блюда, ножом не режут – их легко разломить вилкой.

  12. Косточки от компота не выплевывают прямо на блюдце. Следует поднести ложку ко рту, затем вытолкнуть языком косточку и положить на блюдце.

  13. Если нужно что – нибудь взять себе с общего блюда, не тянуться через весь стол, а просят соседа по столу передать.

  14. Из общего блюда берут ближний к себе кусок, не выбирая.

  15. Закончив еду, приборы кладут к себе в тарелку. Если нож или вилка упали на пол, их не поднимают, а просят подать новые.

  16. Когда пьют чай, не оставляют чайную ложку в чашке. Размешивать сахар следует бесшумно. Размешав сахар, ложку кладут на блюдце.

  17. За едой не читают – это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!