Открытый урок физики в 7 классе
Тема: «Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли»
Цели урока:
1. Знакомство с примером определения атмосферного давления; раскрытие физического содержания опыта Торричелли
2. Развитие аналитического мышления и творческой самостоятельности учащихся.
3. Формирование навыка самостоятельной работы, видеть практическую пользу знаний; привитие интереса к физике.
Урок объяснения нового материала.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором; учебник «Физика.7 класс», под ред. А.В. Перышкина; приборы для демонстрации опытов, подтверждающих существование атмосферного давления; план-конспект урока, мультимедийное приложение к уроку, выполненное в Microsoft Power Point.
Демонстрации: при проверке д/з 3 эксперимента:
1.Стакан, блюдце, вода, свеча.
2. Бутылка, бумага гармошкой, спички.
3.Стакан,вода , лист бумаги
Ход урока:
Оргмомент.
Эпиграф к уроку: «Без сомнения ,все наше знание начинается с
опытов.»
Э.Кант
Проверка домашнего задания :
1.Ответить на вопросы:
1. Сила, действующая на тело, обозначается буквой … F |
2. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к поверхности -…давление |
3. Давление обозначается буквой … Р |
4. Формула вычисления давления твердого тела …p=F/S |
5. Формула вычисления давления жидкости p=phq и газа на дно и стенки сосуда |
6. Газовая оболочка Земли - … атмосфера |
7. Системная единица измерения давления - … паскаль |
8. С увеличением высоты над Землей плотность воздуха … уменьшается |
9. Масса 1 м3 воздуха равна … 1,29 кг |
10. Какое физическое явление мы используем, набирая жидкое лекарство шприцом …атмосферное давление 3)Переведи!!! Равными силами двое ребят Доски сбивали и вот результат: Гвоздь острием погрузился по шляпину, Шляпкой оставлена малая вмятина, Дружно друзья маханули кувалдою, Треснули доски от этого надвое. 4)Определи физическое явление! Баба с возу - кобыле легче. Шила в мешке не утаишь. Не подмажешь - не поедешь. Пошло дело как по маслу |
5) Объясните эксперимент: На блюдце нальем воды. По середине положим включенную свечу и закроем стаканом. Вода вся зайдет в стакан . Почему?
Объясните эксперимент: Взять стеклянную бутылку. Свернуть лист гармошкой и поджечь. Когда бумага разгорится, бросить ее в стеклянную бутылку. Через 1-2 с. Закрыть горлышко бутылки ладонью. Бумага перестанет гореть, ладонь начнет втягиваться в бутылку. Почему?
Объясните эксперимент: Взять стеклянный стакан .Набрать воды меньше половины. Накрыть стакан листом бумаги. Прижать ладонью и перевернуть.Убрать руку. Вода не выльется. Почему?
6)Биографии : Б.Паскаль и Э.Торричелли.(ученики)
Ответом на этот вопрос будет являться очень простой по содержанию опыт, который был поставлен итальянским учёным Эванджелиста Торричелли
Ребята,
Тема нашего урока: Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли (ученики записывают тему в тетрадь).Слайд .
Просмотр видео.
Стеклянную трубку длиной около 1 м, один конец которой запаян, заполняют ртутью и, закрыв отверстие другого конца, переворачивают и погружают в сосуд со ртутью .
Затем отверстие открывают, часть ртути из трубки выливается в сосуд, а в трубке остается столб ртути высотой h≈760 мм. (над ним в трубке образуется безвоздушное пространство, заполненное парами ртути). Эта высота ртутного столба сохраняется и при наклонном положении трубки (показано штрихом) и определяет атмосферное давление.
Почему же вся ртуть из трубки не вылилась?
Сила притяжения ртути в трубке заставляет её двигаться вниз, но снизу на ртуть в трубке действует по закону Паскаля сила атмосферного давления.
Когда давление столба ртути становится равным атмосферному давлению, столбик ртути перестаёт перемещаться : Ратм=Ррт
Слайд - Причины изменения атмосферного давления
Если внимательно отмечать положение столбика ртути, можно заметить, что с течением времени оно меняется. Меняется оно по ряду причин:
Из-за изменения температуры;
Смены направлений ветра и т.д
Изменение атмосферного давления объясняется перемещением воздуха. Оно повышается там, где воздуха становится больше, и понижается там, откуда воздух уходит. А главная причина перемещения воздуха — его нагревание и охлаждение от подстилающей поверхности.
Атмосферное давление постоянно меняется, по мере того как воздушные массы перемещаются над поверхностью Земли. Область пониженного давления называется циклоном, а повышенного – антициклоном.
Слайд - Барометр-анероид.
Слайд - определение нормального атмосферного давления.
Атмосферное давление, равное давлению столба ртути высотой 760мм при температуре 0 С, называется нормальным атмосферным давлением или физической атмосферой
и обозначают 1 атм =760 мм.рт.ст=101300 Па=1013 гПа,
Слайд -с высотой давление уменьшается , а с уменьшением высоты (впадины, шахты)- увеличивается
1 мм.рт.ст. или на 133,3 Па
Слайд -задачи .
1.У подножия горы барометр показывает 760мм.рт.ст., а на вершине – 722мм.рт.ст Какова высота горы?
2.Определить высоту башни ,если у подножья башни давление равно 750 мм, а на верхушке -740мм.
3. НАЙДИТЕ ГЛУБИНУ ШАХТЫ ,ЕСЛИ НА ДНЕ ШАХТЫ БАРОМЕТР ПОКАЗЫВАЕТ ДАВЛЕНИЕ РАВНОЕ 109297 ПА, А НА ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ -103965 ПА.
4.Закрепление изученного материала.
Если приложить к губам кленовый лист и быстро втянуть воздух, то лист с треском разрывается. Почему?
Если открыть кран наполненной водой бочки, которая плотно закрыта крышкой и не имеет более никаких щелей, то вода вскоре перестает вытекать из под крана. Почему?
Почему вода поднимается вверх, когда ее втягивают через соломинку?
Может ли космонавт набрать чернила в поршневую авторучку, находясь в корабле в состоянии невесомости?
5.Оценки за урок
6. Домашнее задание: параграфы 42 и 44, упражнение 21:задачи № 2,3,4
Всем желающим- подготовить реферат об Э. Торричелли, рассказать о нем.
Всем спасибо!
Магдебургские полушария
Опыт №2: Отто фон Герике провел опыт, который является важным этапом в деле изучения атмосферы. (СЛАЙД 10) Для опыта подготовили два металлических полушария, полушария сложили вместе, между ними поместили кожаное кольцо, пропитанное расплавленным воском. Из полушариев откачали воздух, две семерки лошадей не смогли растащить полушария, когда же впустили воздух в полость между полушариями, полушария легко распались без всякого усилия. (СЛАЙД 11,12)
Учитель: Как вы считаете, что удерживало полушария?
Ученики: Атмосферное давление, которое превысило давление внутри полого шара.
Ребята, я просила вас повторить опыт Герике дома, что у вас получилось?
Демонстрация:
Повторим опыт Отто фон Герике, используя два стакана, свечу, бумажное кольцо. И попробуем объяснить наблюдаемое явление.
Поставим зажженный огарок в один из стаканов. Вырежем из нескольких слоев газетной бумаги, положенных один на другой, круг диаметром немного большим, чем внешний край стакана. Затем вырежем середину таким образом, чтобы большая часть отверстия стакана оставалась открытой. Смочим бумагу водой, полученную эластичную прокладку положим на верхний край первого стакана. Осторожно поставим на прокладку перевернутый второй стакан и прижмем его к бумаге так, чтобы внутреннее пространство обоих стаканов оказалось изолированным от внешнего воздуха. Свеча вскоре потухнет. Теперь, взявшись за верхний стакан, поднимем его. Нижний стакан как бы прилип к верхнему и поднялся вместе с ним. Попробуем объяснить, почему же это произошло.