Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волжский политехнический техникум»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
«Функциональные стили речи»
Учебная дисциплина: Русский язык
Курс:1
Специальность: 27.02.04 Автоматические системы управления
Автор: Костина Светлана Ивановна, преподаватель
2023 г.
СОГЛАСОВАНО ____________ _________________________ подпись расшифровка «____»_____________20_____г. | УТВЕРЖДЕНО на заседании ПЦК _________________________________ полное название ПЦК Протокол №______ от «____»_____________20___г. Председатель ПЦК _____________ ___________________ подпись расшифровка |
СОГЛАСОВАНО на заседании службы стандартизации Протокол №______ от «____»_____________20_____г. Руководитель службы стандартизации ___________ Артюшенко Н.Н. | |
Тема | «Функциональные стили речи» |
Преподаватель | Костина С.И. |
Дата проведения | |
Учебная дисциплина /Профессиональный модуль | Русский язык |
Группа | 1-23 АСУ-3 |
Тип учебного занятия | комбинированный урок |
Вид учебного занятия | урок – практическое занятие |
Цели: | |
Образовательные | актуализировать знания студентов о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей; формировать умения находить характерные для каждого стиля признаки; |
Развивающие | способствовать развитию воображения, аналитического мышления, познавательного интереса, коммуникативных компетенций, памяти и внимания. |
Воспитательные | продолжать формирование уважительного отношения к языку, толерантного отношения студентов друг к другу; внимательности, ответственности, трудолюбия, способности к сотрудничеству, стремления к саморазвитию. |
Планируемые результаты учебного занятия | |
Методы обучения | - словесные - наглядные - репродуктивные - частично-поисковые -групповые |
Элементы педагогических технологий | - личностно-ориентированный подход - технология развивающего обучения - технология развития критического мышления через чтение и письмо - гипертекстовая технология - игровая технология |
Межпредметные связи | Литература. Цитаты. Риторика. Фонетика. Орфоэпия. Психология. Общение. |
Внутрипредметные связи | Формальное (официальное) образование, неформальное (неофициальное), среднее и профессиональное образование. |
Оборудование урока | Раздаточный материал |
Список литературы | Основные источники: 1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И., Степанова Е.Б.. Русский язык. 2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., . Максимов Л.Ю. Чешко Л.А.. Русский язык. 3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Русский язык. Грамматика, Текст, Стили речи. Учебник для 10-11 классов. – М: Просвещение. 2003. |
Требуемое время | 2 академических часа |
Конспект учебного занятия
№ п/п | Этапы работы с указанием целей | Содержание этапа |
1. | Организационный момент Цели данного этапа: Создание необходимого рабочего настроя Формирование готовности к обсуждению вопросов, связанных с проблемами стилей речи | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Ожидаемые результаты | Взаимное приветствие, организация выявления темы занятия в совместной деятельности, объявление целей занятия. | Приветствие. Выявление темы занятия через анализ высказывания (приложение 1),ознакомление с целями занятия. | Создание необходимого рабочего настроя, формирование готовности к обсуждению вопросов, связанных с темой урока «Стили речи» | |
2. | Актуализация опорных знаний Цели данного этапа: Повторение изученного материала Активизация речевых навыков | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Ожидаемые результаты | Организация орфоэпической, акцентологической разминок учащимися, направленной на повторение и воспроизведение пройденной темы «Фонетика. Орфоэпия». Оценивается быстрота ответов, правильность произношения. | Произношение слов в соответствии с критериями орфоэпии и фонетики. | Повторение и закрепление фонетики и орфоэпии. | |
3. | Формирование практических умений и навыков Цели данного этапа: 1.Ознакомление с новыми лексическими единицами по теме Образование 2.Продолжение формирования коммуникативных компетенций | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Ожидаемые результаты | Организация самостоятельной устной работы обучающихся над просмотровым и поисковым чтением текста Неформальное и формальное образование. Среднее и профессиональное образование, (приложение 3), организация деятельности студентов по выполнению заданий к тексту. | Просмотровое и поисковое чтение текста Неформальное и формальное образование. Среднее и профессиональное образование (приложение 3), поиск ответов на вопросы на понимание содержания текста. | Овладение новыми лексическими единицами по теме образование . | |
4. | Закрепление учебного материала (лексика) Цели данного этапа: Формирование навыка практического владения английским языком по теме Образование | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Ожидаемые результаты | Организация групповой работы с элементами игры по выполнению упражнений на закрепление лексики по теме Образование. Разделение студентов на команды (по рядам), ознакомление с упражнениями на знание лексики, (приложение 4), Устный опрос. Комментированное оценивание ответов студентов в соответствии с быстротой, правильностью фонетического, лексического и грамматического оформления высказываний. | Выполнение упражнений на закрепление лексики по теме Образование, (приложение 4): распределение слов по трем колонкам: неформальное образование, формальное образование, специальное образование, поиск «лишнего» слова в строке, нахождение соответствия между термином и его определением, заполнение пропусков в предложениях подходящими по смыслу словами, восстановление правильного порядка слов в предложениях по теме Образование. | Практическое владение английским языком по теме Образование | |
5. 6. | Закрепление учебного материала (грамматика) Цели данного этапа: фрмирование практического умения распознавания и употребления простых времен в активном залоге в речи. Домашнее задание Цели данного этапа: Закрепление употребления лексических единиц по теме Образование Продолжение формирования навыка письменной речи на иностранном языке | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Ожидаемые результаты | Организация работы по актуализации знаний по теме простые времена в активном залоге, активизации грамматических навыков по данной теме. Организация деятельности по выполнению грамматических упражнений на закрепление, (приложение 5). | Выполнение грамматических упражнений на закрепление теоретического материала по теме Простые времена в активном залоге, (приложение 5). Анализ грамматической таблицы. Устный перевод предложений, определение времени сказуемого, употребление глаголов в правильной грамматической форме в соответствии с временем, преобразование утвердительных предложений в одном из простых времен в вопросительные и отрицательные. | Практическое умение распознавания и употребления простых времен в активном залоге в устной и письменной речи. | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Ожидаемые результаты | Объяснение того, что дается в качестве домашнего задания, (написание сообщения о техникуме, как об образовательном учреждении специального образования, ознакомление студентов с требованиями к выполнению, критериями оценивания. Объем – 10 предложений, оценивается логичность, последовательность, аргументированность изложения, правильность лексического и грамматического оформления. | Прослушивание, записывание в рабочие тетради. | Умение употреблять лексические единицы по теме Образование в письменной речи. | |
Приложение 1
«Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»
Георг Гегель
Приложение 2
Текст № 1
Бездумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, всё оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой бархатистым налётом.
Текст № 2
Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между облаками и земной поверхностью. Эти разряды – молнии сопровождаются сильными осадками.
Текст № 3
- Миш, а ты уже ел в нашей столовой?
Спрашиваешь! Он вчера умял пять порций запеканки.
Вот это аппетит!
Слушай его. Он тебе лапши на уши навешает. Я съел всего две порции. Вкусная!
А чья это затея соорудить новую столовую?
Директора нашего.
Текст № 4
Грибы – тип низших растений, которые питаются органическими веществами. Около 70 тысяч грибов объединены в 5 классов. Грибы имеют большое значение в природе. Они совместно с бактериями разрушают органические вещества в почве и переводят их в неорганические соединения.
Текст № 5
Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину. Беречь, как свою мать. Для человека всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день.
Текст № 6
Как сохранить цветы, купленные за неделю до праздника? Стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и ставят цветы на два часа в воду комнатной температуры. Затем заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника. Через несколько дней проверяют букет. Если цветы слегка увяли, повторяют ту же операцию.
Репка
Посадил дед репку и говорит:
— Расти, расти, репка, сладкá! Расти, расти, репка, крепкá!
Выросла репка сладкá, крепкá, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку.
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку.
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку.
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку.
Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут — и вытянули репку.