СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Газораспределительный механизм двигателя автомобиля"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта методическая разработка открытого урока написана на проведение

теоретического занятия по теме «Газораспределительный механизм двигателя автомобиля" дисциплины МДК 01.01. «Устройство автомобиля". Разработка открытого урока носит рекомендательный характер, потому что в ней даются рекомендации по организации и проведению теоретического открытого урока по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Газораспределительный механизм двигателя автомобиля"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ «МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА И СФЕРЫ УСЛУГ»









Методическая разработка открытого урока МДК 01.01. «Устройство автомобиля» по теме:

«Газораспределительный механизм двигателя автомобиля»














Разработал преподаватель

дисциплин профессионального цикла

Чижов Сергей Викторович












г. Мелитополь 2024 г.



Разработка открытого урока

Тема: Газораспределительный механизм двигателя автомобиля.


Цель: Ознакомление обучающихся с газораспределительным механизмом двигателя автомобиля, формирование практических навыков по изучению газораспределительного механизма двигателя автомобиля путем визуального осмотра.

Задачи:

1. Образовательные: ознакомление обучающихся с газораспределительным механизмом двигателя автомобиля, выявление и устранение дефектов.

2. Воспитательные:

- развитие познавательного интереса у обучающихся;

- формирование у обучающихся чувство ответственности за выполненную работу;

- воспитание у обучающихся культуры общения.

3. Развивающие: развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы и взаимопомощи.

Тип урока: урок знакомства с новым материалом.

Место: кабинет теоретического обучения по дисциплине профессионального цикла.

Оборудование: мультимедийная доска, компьютер, наглядные пособия, макеты, раздаточный материал.

Междисциплинарные связи: МДК 02.01 «Техническое обслуживание автомобилей», МДК 03.02 «Ремонт автомобиля».

Время урока: 45 минут.

Планируемые результаты согласно ФГОС ОПОП (ОК и ПК):

Общие компетенции:

После проведения учебного занятия обучающиеся смогут:

 знать принцип действия газораспределительного механизма;

 знать виды газораспределения.

Профессиональные компетенции:

 приём автомобиля на техническое обслуживание;

 выполнение регламентных работ по техническому обслуживанию автомобильных двигателей;

Методическое оснащение урока: учебно-наглядное пособие, объяснительно-иллюстрированный материал, методическая литература педагога, раздаточный материал.

Использованная литература: С.М. Бабусенко «Ремонт тракторов и автомобилей», В.С. Калисский «Автомобиль категории С»

Методы обучения: наглядный, словесный.


План урока


1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний через опрос учащихся.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Изучение нового материала.

5. Подведение итогов.

Ход урока.


Структура урока


Деятельность

преподавателя

Деятельность обучающихся

Время

1. Организационный момент.

Здоровается, проверяет отсутствующих.

Обучающиеся приветствуют преподавателя, староста помогает преподавателю отметить отсутствующих.

3 минуты

2.  Актуализация опорных знаний через опрос учащихся.


Ребята, скажите, пожалуйста:

«Как работает кривошипно-шатунный механизм?»

Обучающиеся отвечают на заданные преподавателем вопросы.


2 минуты

3. Мотивация учебной деятельности




Итак, ребята, мы с вами вспомнили, как работает кривошипно-шатунный механизм.

Обучающиеся внимательно слушают преподавателя.

15 минут

4. Изучение нового материала


Сегодня тема нашего занятия: «Газораспределительный механизм».

Цель, которая будет стоять перед нами — разобраться, как работает газораспределительный механизм?

Я надеюсь, что ответ на этот вопрос вы найдете в течение нашего занятия.

«Ребята, как вы думаете, какую функцию выполняет газораспределительный механизм?»

Механизм газораспределения должен обеспечивать очистку цилиндров от продуктов сгорания (отработавших газов) на такте выпуска и наполнение цилиндров новой порцией топливно-воздушной смеси на такте впуска. В двигателях внутреннего сгорания применяют клапанное, золотниковое и комбинированное газораспределение. Благодаря сравнительно простому устройству и высокой надёжности клапанное газораспределение получило большее распространение.
Находят применение следующие типы ГРМ: 1) с верхним расположением клапанов (двигатели OHV); 2) с нижним расположением клапанов (встречаются редко); 3) размещением распределительного вала на головке блока цилиндров (двигатели ОНС); 4) размещением распределительного вала в блоке цилиндров.
По числу клапанов, приходящихся на один цилиндр двигателя, следует различать газораспределительные системы классической конструкции - с двумя клапанами на цилиндр, и многоклапанные системы, с тремя – шестью клапанами на цилиндр. Для привода многоклапанных систем используются схемы DOHC – двигатели с двумя верхними распределительными валами.см. уч. В.С. Калисского.

Детали ГРМ для удобства можно объединить в следующие группы: 1). Распределительный вал и детали привода РВ; 2). Детали клапанной группы; 3). Детали привода клапанов и передаточные детали.

См. приложение 1,2.


Обучающиеся записывают название темы занятия.

Обучающиеся записывают в тетради, какую функцию выполняет газораспределительный механизм.

Обучающиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос.

Обучающиеся самостоятельно работают с наглядным пособием, слушают объяснения преподавателя.




20 минут

5. Подведение итогов:

Дает характеристику работы группы, выставляет оценки.

Выдает домашнее задание

Вначале занятия перед вами был поставлен вопрос: «Как работает газораспределительный механизм?»

Я надеюсь, что вы уже сможете ответить на этот вопрос. Итак,

      1. Какова цель нашего занятия?

      2. Достигли ли мы ее?

      3. Что нового вы сегодня узнали?

      4. Вам понравилось занятие?

Преподаватель делает выводы по результатам занятия, анализирует работу учащихся.

Знакомит с оценками за работу на уроке

Внимательно слушают, задают вопросы.

Обучающиеся слушают, анализируют, делают выводы.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

5 минут


Приложение 1.


Газораспределительный механизм (ГРМ) — это механизм предназначенный для впуска в цилиндры двигателя свежего заряда (горючей смеси в классических бензиновых двигателях или воздуха в дизелях) и выпуска отработавших газов в соответствии с рабочим циклом, а также для обеспечения надежной изоляции камеры сгорания от окружающей среды во время тактов сжатия и рабочего хода.

В зависимости от вида устройств, осуществляющих впуск заряда и выпуск отработавших газов, различают два типа механизмов газораспределения:

  • клапанный

  • золотниковый

Клапанный механизм наиболее широко распространен и используется во всех четырехтактных двигателях. Возможно верхнее и нижнее расположение клапанов. Верхнее расположение в настоящее время применяется чаще, так как в этом случае процесс газообмена протекает эффективнее.

Основными элементами газораспределительного механизма являются:

  • распределительный вал

  • впускные и выпускные клапаны с пружинами, крепежными деталями и направляющими втулками

  • привод распределительного вала

  • также детали (толкатели, штанги, коромысла и др.), обеспечивающие передачу перемещения от распределительного вала к клапанам

У V-образных двигателей основная деталь рассматриваемого механизма — распределительный вал — может иметь как нижнее, так и верхнее расположение. При нижнем расположении (рис. а) распределительный вал 7, размещенный в блок-картере, приводится во вращение от коленчатого вала двигателя с помощью зубчатой передачи, обычно содержащей одну пару цилиндрических или конических шестерен (возможно применение и нескольких пар шестерен).

У четырехтактного двигателя передаточное отношение привода равно двум, т.е. распределительный вал вращается вдвое медленнее коленчатого. При вращении распределительный вал с помощью кулачков перемещает толкатели 2 и штанги 3. Последние поворачивают коромысла 5 относительно оси 4. В то же время противоположные концы коромысел воздействуют на клапаны 7, перемещая их вниз и преодолевая при этом сопротивление пружин 6. Расположение кулачков на распределительном валу и их форму выбирают так, чтобы впускные и выпускные клапаны открывались и закрывались в строго определенные моменты согласно рабочему циклу двигателя. У рядных верхнеклапанных двигателей и V-образных двигателей с четырьмя клапанами на цилиндр распределительный вал (валы) находится в головке блока, в непосредственной близости от клапанов (рис. б). Поскольку при верхнем расположении распределительного вала расстояние между его осью и осью коленчатого вала оказывается значительным, для приведения распределительного вала во вращение обычно используют цепную передачу. У двигателей сравнительно малой мощности можно также применять зубчатый ремень.

Распределительные валы мощных V-образных дизелей приводятся во вращение с помощью зубчатой передачи, у которой число пар конических шестерен может составлять две и более. При верхнем расположении распределительного вала уменьшается число передаточных деталей. Например, в механизме, представленном на рис. б, отсутствуют толкатели и штанги. Распределительный вал 4 непосредственно воздействует на коромысла 3, которые, в свою очередь, перемещают клапаны.

При работе двигателя детали газораспределительного механизма нагреваются (наиболее сильно — клапаны) и, следовательно, расширяются и удлиняются. Чтобы обеспечить возможность удлинения стержня клапана при его нагреве без нарушения плотности посадки головки клапана в седле, между отдельными деталями газораспределительного механизма у непрогретого двигателя должен быть зазор (например, между стержнем клапана и концом коромысла). Регулировать этот зазор можно различными способами, например с помощью винта 1 (см. рис. б), самоотвинчивание которого предотвращает контргайка 2. Чтобы исключить необходимость в регулировке зазора и уменьшить шумность двигателя в газораспределительных механизмах многих современных двигателей используются гидравлические толкатели. В эти толкатели встроены гидрокомпенсаторы, изменяющие их длину под действием давления масла, которое специально подается из смазочной системы двигателя. Клапан, его направляющая втулка, пружина и опорная шайба с деталями ее крепления образуют клапанную группу газораспределительного механизма.

Рис. Газораспределительные механизмы с верхним расположением клапанов:
а — с нижним расположением распределительного вала: 1 — распределительный вал; 2 — толкатель; 3 — штанга; 4 — ось коромысел; 5 — коромысло; 6 — пружина; 7 — клапан; б — с верхним расположением распределительного вала: 1 — винт; 2 — контргайка; 3 — коромысла; 4 — распределительный вал

Приложение 2.

1. Выполнить интерактивное задание в телефоне (пройти уровень игры по теме, выполнить задание в телефоне в обучающих сервисах).

2. Законспектировать часть параграфа учебника В.С. Калисского рис.11 стр.25, рис.12 стр 27