Просмотр содержимого документа
«Открытый урок географии в 10 классе Тема: "Мировое хозяйство и НТР. Формирование мирового хозяйства".»
Открытый урок географии в 10 классе
Тема: Мировое хозяйство и НТР. Формирование мирового хозяйства.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока:
сформировать понятия: «мировое хозяйство», «международное географическое разделение труда», «международная экономическая интеграция», ТНК; познакомиться с причинами специализации стран мира, с ролью ТНК в экономике различных стран и в современном мире.
Задачи урока:
Образовательные:
- способствовать усвоению новых знаний;
- способствовать формированию глобального мышления, масштабности современного мирового хозяйства.
Развивающие:
- способствовать развитию интеллектуальных познавательных способностей посредством проектной и исследовательской деятельности;
- на примере международной экономической интеграции показать усиление роли внешних
связей и проведение странами согласованной межгосударственной политики;
- развивать практическую направленность знаний и умений;
Воспитательные:
- способствовать формированию толерантной личности, готовой интегрироваться в мировое
сообщество;
- воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопричастности общему делу.
Ожидаемый результат: ученики определяют существенные признаки понятий «мировое хозяйство», «международное разделение труда», «международная экономическая интеграция»; ТНК. Называют основные формы международного сотрудничества.
Формы работы: групповая, индивидуальная работа, фронтальная работа.
Материалы и оборудование:
1. Мультимедийный проектор и экран, компьютер;
2. Компьютерные презентации: «Мировое хозяйство» (приложение 1), «Причины и основы МГТР и международной специализации» (приложение 2);
3.Учебники «География» Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский 10 класс;
4. Атласы « География» 10 класс.
Материалы, необходимые для проведения активных методов обучения.
Основой урока является презентация учителя.
Во время защиты индивидуального проекта, открывается презентация ученика.
Ученики разделены на 4 группы. Каждая группа размещается за двумя сдвинутыми столами.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент: Знакомство с темой урока, целями и задачами. Перед учащимися ставится вопрос: Как называется исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собою всемирными экономическими отношениями? (Приложение 1) | Учащиеся отвечают на вопрос и одновременно формулируют тему урока «Мировое хозяйство» |
Объяснение нового материала: - Понятие «Мировое хозяйство» Знакомимся с историей формирования мирового хозяйства, его определением, понятием ВМП, процессами, связанными с развитием мирового хозяйства. Этапы формирования Мирового хозяйства: 1. Развитие мировой торговли в результате Великих географических открытий 2. Начало XVIII - середина XIX вв. Развитие транспорта, развитие крупной машинной индустрии. 3. Конец XIX - начало XX вв. общемировое разделение труда и формирование на этой основе мирового хозяйства, мирового рынка. 4. Конец 20-х — середина 80-х годов XX ст. Падение колониальной системы. Мировая экономика раскололась на две основные системы — социалистическую и капиталистическую. С развитием производительных сил и хозяйственных отношений активно утверждалась смешанная экономика. 5. Конец 80-х — начало 90-х годов XX ст. нарастание интеграционных процессов в производстве. Отход большинства стран Восточной Европы от социализма. Затем распад СССР, образование новых независимых государств. 6. В конце XX — начале XXI века, сохраняя разнообразие, приобретает глобальный характер. Для него стали характерными новые экономические связи и отношения, расширились таможенные и политические союзы. Процесс его становления ещё не завершился, поскольку продолжается углубленное развитие всех факторов, которые его предопределяют. | Учащиеся с помощью наводящих вопросов учителя вспоминают из курса истории и географии ключевые моменты формирования мирового хозяйства. Вспоминают значения понятий ВВП, ВНП. |
- Международное географическое разделение труда и международная специализация. А теперь познакомимся с причинами и основами международного географического разделения труда и международной специализацией. | Один из учеников защищает индивидуальные проект, данный в виде опережающего задания «Причины и основы МГТР и международной специализации». (Приложение 2) Проект оформлен в виде презентации и выполнен по плану: Гипотеза Цели Задачи Исследование Вывод |
- Международная экономическая интеграция. Углубление международной специализации и обмена привело к тесному сращиванию хозяйств ряда стран – международной экономической интеграции. Страны мира объединяются в региональные и отраслевые группировки. | Ученики под руководством учителя изучают региональные и отраслевые группировки стран: ЕС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, ТС, ОПЕК и др. |
- Глобализация. Групповая исследовательская работа «Роль крупнейших ТНК в современном мире» Еще более высокая степень мировой интеграции стран – глобализация – формирование и развитие экономического, социально-культурного и коммуникационного пространства. Все люди Земли сливаются в единый суперорганизм. Главная движущая сила глобализации – ТНК. Всего в мире насчитывается около 100 тысяч ТНК, из них крупнейших – около 500. Они принадлежат экономически развитым странам – США, странам Западной Европы, Японии. А теперь познакомимся с некоторыми ТНК более подробно. | Ученики приступают к групповой работе «Исследование роли крупнейших ТНК в современном мире». Каждая группа должна провести исследовательскую работу по одной из ТНК: Exxon Mobil, Apple Inc., Siemens AG, McDonald’s Corporation. Группы получают форму со следующими графами: - Название ТНК - Страна происхождения - Город, в котором находится штаб-квартира - Продукция - Годовой доход - Количество занятых в работе ТНК в целом по миру - Роль в жизни людей - Перспективы развития Также выдается необходимый для исследования текстовой материал На подготовку группам отводится 5 минут. Затем один человек от команды выходит и рассказывает про изученную группой ТНК, опираясь на заполненную форму. Фоном служит фоторяд презентации учителя. |
III. Закрепление изученного материала. А теперь, чтобы закрепить изученный материал, выполните задание по контурной карте. На карте мира заштрихуйте синим цветом страны входящие в ассоциацию экспортеров нефти и подпишите их названия. Красным цветом заштрихуйте страны, входящие в Единый Таможенный Союз и также подпишите их названия. Список стран вы можете найти в учебнике на с. 110 | Ученики показывают штриховкой на контурной карте страны, входящие в указанные ассоциации. |
VI. Взаимная проверка. А теперь проведем взаимную проверку материала, пройденного на уроке. Перед вами лежат листочки с вопросом. Задайте этот вопрос своему соседу и выслушайте ответ. На листочке напишите фамилию отвечавшего и оценку, которую вы ему поставили. | Ученики проводят взаимную проверку, выставляют оценки. |
VII. Домашнее задание: с. 106-111 | Ученики записывают домашнее задание. |
VIII. Рефлексия. А теперь давайте узнаем, какой этап урока вам понравился больше. - индивидуальный проект (красный квадрат) - знакомство с интеграционными группировками (желтый квадрат) - групповая работа (зеленый квадрат) - взаимная проверка (синий квадрат) | Ученики показывают квадратик из цветной бумаги выбранного цвета. |