СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок географии в 10 классе Тема: "Мировое хозяйство и НТР. Формирование мирового хозяйства".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок географии в 10 классе Тема: "Мировое хозяйство и НТР. Формирование мирового хозяйства".»

Открытый урок географии в 10 классе

Тема: Мировое хозяйство и НТР. Формирование мирового хозяйства.


Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:
сформировать понятия: «мировое хозяйство», «международное географическое разделение труда», «международная экономическая интеграция», ТНК; познакомиться с причинами специализации стран мира, с ролью ТНК в экономике различных стран и в современном мире.


Задачи урока:
Образовательные:
- способствовать усвоению новых знаний;
- способствовать формированию глобального мышления, масштабности современного мирового хозяйства.
Развивающие:
- способствовать развитию интеллектуальных познавательных способностей посредством проектной и исследовательской деятельности;
- на примере международной экономической интеграции показать усиление роли внешних
связей и проведение странами согласованной межгосударственной политики;
- развивать практическую направленность знаний и умений;
Воспитательные:
- способствовать формированию толерантной личности, готовой интегрироваться в мировое
сообщество;
- воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопричастности общему делу.


Ожидаемый результат: ученики определяют существенные признаки понятий «мировое хозяйство», «международное разделение труда», «международная экономическая интеграция»; ТНК. Называют основные формы международного сотрудничества.


Формы работы: групповая, индивидуальная работа, фронтальная работа.


Материалы и оборудование:
1. Мультимедийный проектор и экран, компьютер;
2. Компьютерные презентации: «Мировое хозяйство» (приложение 1), «Причины и основы МГТР и международной специализации» (приложение 2);
3.Учебники «География» Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский 10 класс;
4. Атласы « География» 10 класс.
Материалы, необходимые для проведения активных методов обучения.


Основой урока является презентация учителя.

Во время защиты индивидуального проекта, открывается презентация ученика.


Ученики разделены на 4 группы. Каждая группа размещается за двумя сдвинутыми столами.


Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент:

Знакомство с темой урока, целями и задачами. Перед учащимися ставится вопрос: Как называется исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собою всемирными экономическими отношениями?

(Приложение 1)

Учащиеся отвечают на вопрос и одновременно формулируют тему урока «Мировое хозяйство»

  1. Объяснение нового материала:

- Понятие «Мировое хозяйство»

Знакомимся с историей формирования мирового хозяйства, его определением, понятием ВМП, процессами, связанными с развитием мирового хозяйства.

Этапы формирования Мирового хозяйства:

1. Развитие мировой торговли в результате Великих географических открытий

2. Начало XVIII - середина XIX вв. Развитие транспорта, развитие крупной машинной индустрии.

3. Конец XIX - начало XX вв. общемировое разделение труда и формирование на этой основе мирового хозяйства, мирового рынка.

4. Конец 20-х — середина 80-х годов XX ст. Падение колониальной системы. Мировая экономика раскололась на две основные системы — социалистическую и капиталистическую. С развитием производительных сил и хозяйственных отношений активно утверждалась смешанная экономика.

5. Конец 80-х — начало 90-х годов XX ст. нарастание интеграционных процессов в производстве. Отход большинства стран Восточной Европы от социализма. Затем распад СССР, образование новых независимых государств.

6. В конце XX — начале XXI века, сохраняя разнообразие, приобретает глобальный характер. Для него стали характерными новые экономические связи и отношения, расширились таможенные и политические союзы. Процесс его становления ещё не завершился, поскольку продолжается углубленное развитие всех факторов, которые его предопределяют.


Учащиеся с помощью наводящих вопросов учителя вспоминают из курса истории и географии ключевые моменты формирования мирового хозяйства. Вспоминают значения понятий ВВП, ВНП.


- Международное географическое разделение труда и международная специализация.

А теперь познакомимся с причинами и основами международного географического разделения труда и международной специализацией.

Один из учеников защищает индивидуальные проект, данный в виде опережающего задания «Причины и основы МГТР и международной специализации». (Приложение 2)

Проект оформлен в виде презентации и выполнен по плану:

  1. Гипотеза

  2. Цели

  3. Задачи

  4. Исследование

  5. Вывод


- Международная экономическая интеграция.

Углубление международной специализации и обмена привело к тесному сращиванию хозяйств ряда стран – международной экономической интеграции.

Страны мира объединяются в региональные и отраслевые группировки.


Ученики под руководством учителя изучают региональные и отраслевые группировки стран: ЕС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, ТС, ОПЕК и др.


- Глобализация. Групповая исследовательская работа «Роль крупнейших ТНК в современном мире»

Еще более высокая степень мировой интеграции стран – глобализация – формирование и развитие экономического, социально-культурного и коммуникационного пространства. Все люди Земли сливаются в единый суперорганизм.

Главная движущая сила глобализации – ТНК.

Всего в мире насчитывается около 100 тысяч ТНК, из них крупнейших – около 500.

Они принадлежат экономически развитым странам – США, странам Западной Европы, Японии.

А теперь познакомимся с некоторыми ТНК более подробно.

Ученики приступают к групповой работе «Исследование роли крупнейших ТНК в современном мире».

Каждая группа должна провести исследовательскую работу по одной из ТНК: Exxon Mobil, Apple Inc., Siemens AG, McDonald’s Corporation.

Группы получают форму со следующими графами:

- Название ТНК

- Страна происхождения

- Город, в котором находится штаб-квартира

- Продукция

- Годовой доход

- Количество занятых в работе ТНК в целом по миру

- Роль в жизни людей

- Перспективы развития


Также выдается необходимый для исследования текстовой материал

На подготовку группам отводится 5 минут. Затем один человек от команды выходит и рассказывает про изученную группой ТНК, опираясь на заполненную форму. Фоном служит фоторяд презентации учителя.

III. Закрепление изученного материала.

А теперь, чтобы закрепить изученный материал, выполните задание по контурной карте.

На карте мира заштрихуйте синим цветом страны входящие в ассоциацию экспортеров нефти и подпишите их названия.

Красным цветом заштрихуйте страны, входящие в Единый Таможенный Союз и также подпишите их названия. Список стран вы можете найти в учебнике на с. 110

Ученики показывают штриховкой на контурной карте страны, входящие в указанные ассоциации.

VI. Взаимная проверка.

А теперь проведем взаимную проверку материала, пройденного на уроке. Перед вами лежат листочки с вопросом. Задайте этот вопрос своему соседу и выслушайте ответ. На листочке напишите фамилию отвечавшего и оценку, которую вы ему поставили.


Ученики проводят взаимную проверку, выставляют оценки.

VII. Домашнее задание: с. 106-111


Ученики записывают домашнее задание.

VIII. Рефлексия.

А теперь давайте узнаем, какой этап урока вам понравился больше.

- индивидуальный проект (красный квадрат)

- знакомство с интеграционными группировками (желтый квадрат)

- групповая работа (зеленый квадрат)

- взаимная проверка (синий квадрат)

Ученики показывают квадратик из цветной бумаги выбранного цвета.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!