Открытый урок по биологии в 7 классе
КЛАСС 7. Тема: Голосеменные растения.
Задача урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности голосеменных растений, их практическим значением в жизни человека.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся расширяют свои знания о характерных признаках и многообразии голосеменных растений.
Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями.
Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших споровых растений и установления усложнения в их строении и жизнедеятельности.
Основные понятия урока: голосеменные, саговниковые, гинкговые, пыльца, семязачаток, семя, эндосперм.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, медиаресурсами электронного приложения к учебнику, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса об усложнении в строении семенных растений по сравнению с высшими споровыми растениями.
Ход урока
1.Организационный момент.
Встаньте все красиво
С гостями поздоровайтесь учтиво
Тихо сядьте, спины прямо
Все легонечко вздохнем
И работать мы начнем.
2. Проверка домашнего задания.
Тест на 2 варианта. ПРИЛОЖЕНИЕ
ОТВЕТЫ: СЛАЙД 2
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1в | б | б | а | б | в | б | а | б | в | а |
|
2в | б | б | б | а | а | в | а | в | б | в |
3. Актуализация знаний, постановка темы и задач урока.
ИСКУССТВО и БИОЛОГИЯ.
-На берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. Здесь, в семье небогатого купца родился Иван Иванович Шишкин – будущий выдающийся русский пейзажист. Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина.
Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни.
Перед нами картина Шишкина. Художник воспевает в ней красоту родной земли, неповторимую прелесть русской природы. Красота и величественность сосновых лесов вдохновляла художника, влияла на его настроение. С полотен Ивана Ивановича Шишкина подлинный русский лес впервые зашумел, задышал СЛАЙД-шоу3
- Ребята, какие деревья изображал И.И. на картинах? (сосны, ели).
Он создаёт много картин, в сюжетах которых обращается к жизни русского леса. Шишкина называли "царем леса", и в самом деле культ дерева, леса был присущ Шишкину в высшей степени. Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни.
-О чем же пойдет речь на уроке, что вам предстоит узнать? (ответы учащихся)
СЛАЙД4Тема: Голосеменные растения.
Задачи: изучить строение, распространение , размножение и значение
голосеменных.
4. Первичное усвоение знаний.
Постановка проблемного вопроса: каковы преимущества в строении, процессах жизнедеятельности и размножении голосеменных растений по сравнению с высшими споровыми?
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. –стр.56- выписать признаки голосеменных растений.
СЛАЙД 5 Проверка результатов работы.
Признаки растений отдела голосеменных.
Исключительно наземные деревья, кустарники, лианы,
чаще вечнозелёные растения.
2. Размножение посредством семян.
3. Гаметофит развивается на спорофите.
4. Мужские гаметы доставляются к женским по пыльцевой трубке.
5. Оплодотворение происходит без участия воды.
6. Семена имеют запас питательных веществ.
Вывод: Голосеменными эти растения называют потому, что их семена лежат открыто (голо) на поверхностях чешуй шишек.
- Как вы думаете, в чем преимущество голосеменных по сравнению с папоротниками?
(наличие семян)
- А что же такого имеет семя, чего нет у споры?
- спора – 1 клетка, семя – многоклеточное образование.
- запас питательных веществ в эндосперме.
- зародыш надежно защищен. СЛАЙД 6
ФИЗКУЛЬМИНУТКА.
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.( подняли все руки вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней ( встали на мысочки, потянулись ещё выше)
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал (не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад)
Ветки гнутся взад- вперед.
Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим.
(Дети садятся за парты).
Классификация голосеменных СЛАЙДЫ 7-10
Размножение голосеменных- составить схему. ПРИЛОЖЕНИЕ
СЛАЙД 11 Проверка схемы и беседа по ней.
Значение голосеменных- Электронное приложение к учебнику В. В. Пасечника
« Линия жизни. Биология 7 класс» М.:Просвещение,2011г
5. Первичное закрепление знаний и умений.
Фронтальный опрос:
В чем заключается отличие семян голосеменных растений от семян покрытосеменных?
Каково строение женской и мужской шишек сосны?
Чем отличается строение женской шишки от мужской?
Как происходит опыление и оплодотворение у сосны?
Какими способами распространяются семена сосны?
В чем состоит эволюционное преимущество семенных растений перед споровыми?
Решение творческих биологических задач.
Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Почему? Прав ли он?
Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
- Это хвойный лес?
- Хвойный.
- А где хвоя?
- Опала.
- По чьей вине?
- Природы.
- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!
Придется ли леснику отвечать за гибель леса?
6. Домашнее заданиеСЛАЙД 12
Изучить § 16, ответить на вопросы в конце параграфа.
Подготовить сообщение или презентацию о многообразии голосеменных.
7.Рефлексия, подведение итогов урока.СЛАЙД 13
Выскажитесь, используя фразы:
Без наших хвойных растений …
Наша тайга для планеты Земля – это …
Нужно беречь и охранять лес, т.к. …
Наш хвойный лес дает нам …
Я в нашем сосновом лесу летом …
Хвойный лес это среда …
Настроение на уроке…
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 вариант.
1. Где происходит оплодотворение у споровых? А. В воздухе Б.В воде В.В клетке растения
2. Как называются первые наземные растения?А. Маршанция Б.РиниофитВ. Сфагнум
3. Тело мхов подразделяется на:
А.Стебли и листья Б.Листья и корни В. Стебли, листья, корни
4. Плауны это:A. Однолетние растения с ризоидами
Б. Многолетние растения с прямостоячими и ползучими стеблями
В. Многолетние растения с ризоидами
5. Хвощи имеют: А. Ризоиды Б. Ползучий стебель В. Корневище
6. Заросток папоротника это:
А. Спорофит Б. Гаметофит В. Маленькое растение папоротника
7. В жизненном цикле папоротников преобладает :
А. Спорофит Б. Гаметофит В. Обе формы развиваются одновременно
8. Вайи это: А. Побеги плауна Б. Листья папоротника В. Листья мха
9. Весенние побеги хвоща:
А. Зеленые, ветвистые без спорангиев Б. Бурые тонкие гаметофиты
В.Бурые со спороносными колосками
10. Хвощ – показатель того, что почва: А. Кислая Б. Щелочная В. Нейтральная
2. вариант.
1. Заросток папоротника это:
А. Спорофит Б. Гаметофит В. Маленькое растение папоротника
2. Плауны это:A. Однолетние растения с ризоидами
Б. Многолетние растения с прямостоячими и ползучими стеблями
В. Многолетние растения с ризоидами
3. Как называются первые наземные растения?А. Маршанция Б. РиниофитВ. Сфагнум
4. Тело мхов подразделяется на:
А.Стебли и листья Б.Листья и корни В. Стебли, листья, корни
5. Хвощ – показатель того, что почва: А. Кислая Б. Щелочная В. Нейтральная
6. Весенние побеги хвоща:
А. Зеленые, ветвистые без спорангиев Б. Бурые тонкие гаметофиты
В.Бурые со спороносными колосками
7. В жизненном цикле папоротников преобладает :
А. Спорофит Б. Гаметофит В. Обе формы развиваются одновременно
8. Где происходит оплодотворение у споровых? А. В воздухе Б.В воде В.В клетке растения
9.. Вайи это: А. Побеги плауна Б. Листья папоротника В. Листья мха
10. Хвощи имеют: А. Ризоиды Б. Ползучий стебель В. Корневище
Жизненный цикл сосны(разрезать на карточки)