Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Краснодарский педагогический колледж»
Методическая разработка урока
Тема: Гуманизация обучения или как вернуть дидактике успех
Преподаватель: Бобылева Наталия Ивановна
г.Краснодар, 2017 г.
Пояснительная записка
Ведущая тенденция современной педагогической науки - ее обращение к мировоззренческим основаниям, «возвращение» к личности. Это особенность и современной теории, и практики обучения. Переориентация на личность и ее развитие, возрождение гуманистической традиции, которая, впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась наукой, является важнейшей задачей, поставленной процессами социального развития. Ее решение стало возможным благодаря высокому уровню развития философии образования, выступающей в качестве методологии педагогики в целом и такой ее отрасли, как теория обучения (дидактика).
Идея гуманизации, несмотря на ее многолетнюю декларируемость, оказалась для современной отечественной науки и практики преждевременной, теоретически и операционально непроработанной. Стало понятным, что одно дело - формировать человека в качестве «персонифицированной функции», а другое - развивать его как созидателя, готовить к свободному и творческому труду. Нужно отметить, что такое положение характерно для образования и в других странах. Существующая в мире система образования не соответствует гуманистической тенденции общественного развития и быстро меняющейся социальной действительности'.
Гуманистически ориентированная философия образования в этой связи - это стратегическая программа качественного обновления процесса обучения на всех его ступенях. Ее разработка позволит установить критерии оценки деятельности образовательных учреждений, старых и новых концепций обучения, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации принципиально меняет направленность образования, связанную не с подготовкой «обезличенных» молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.
Гуманистическая направленность образования меняет традиционное представление о цели образования как формировании «систематизированных знаний, умений и навыков». Именно такое понимание цели образования послужило причиной дегуманизации процесса обучения, которая привела к тому, что воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение от личности. Ни средняя, ни высшая школы не стали трансляторами общечеловеческой и национальной культуры. Во многом была дискредитирована идея трудового воспитания, поскольку оно было лишено нравственной стороны. До сих пор в школе не созданы условия для приобретения молодыми людьми художественного образования, развития эстетического вкуса. Значительное число учащихся и студентов имеют отклонения в физическом развитии, растет процент их заболеваемости за годы обучения.
Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения аксиологического подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от ее внедрения зависит стратегия социального движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Современная теория и практика обучения может внести свой вклад в развитие сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Гуманистическая философия образования направлена на благо человека; на создание экологической и нравственной гармонии в мире, на то, чтобы человек имел все возможности для гармоничного развития и на протяжении всей жизни стремился к нему.
Технологическая карта урока.
Тема: Гуманизация обучения или как вернуть дидактике успех
Цель: расширение представлений о дидактике как теории обучения, направленной на решение конкретных проблем, достижение оптимальным способом положительного результата.
Задачи:
-формирование умений гармоничного сочетания различных форм, методов и приемов как основных категорий дидактики;
-развитие способности вести информационный поиск, принимать конструктивные решения, быть творчески активной личностью;
-воспитывать креативность, гибкость мышления, культуру педагогического общения.
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач...
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать...
ПК 1.2. Проводить уроки.
Оборудование: ММП, раздаточный материал для самостоятельной работы, таблицы для индивидуальной работы.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность студентов | Примечание |
| Уважаемые участники, сегодня мы проведем круглый стол. Обратите внимание на слайд. Как вы можете объяснить смысл представленных цитат? ( Следуют ответы). А сейчас предлагаю вашему вниманию видеоролик, который позволит определить тему нашей встречи. Что по-вашему гуманизм? Дидактика как теория обучения включает целый ряд принципов, три из которых мы сегодня обсудим. Первый принцип дидактики, в рамках которого хотелось бы по дискутировать, это принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. «Если будем следовать за природой, как за вождем, мы никогда не заблудимся» Ян Амос Коменский. Слово предоставляется педагогам-теоретикам.  Слово предоставляется педагогам- практикам  Хотелось бы выслушать мнение представителей сообщества родителей. Следующий принцип, который мы обсудим – принцип культуросообразности. «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней» Сенека. Слово предоставляется педагогам теоретикам.  Слово предоставляется педагогам-практикам. Слово предоставляется родителям.  Последний принцип, о котором мы сегодня поговорим – принцип доступности. «Все люди в равной мере имеют право на образование и должны пользоваться плодами науки». Энгельс Фридрих. Слово предоставляется педагогам- теоретикам  Слово предоставляется педагогам-практикам.  Слово предоставляется родителям. Итог занятия. Рефлексия. Культура – полученная ценой физического калечения, ничего не стоит и куда вреднее некультурности. Нельзя считать целью жизни – уродливого подготовления к ней – то, что делает непригодным к самой жизни. Все наше воспитание, если оно выращивает нам столько физических калек, узкогрудых, близоруких, малокровных, нервных, а потому и безвольных и раздраженных людей, идет по ложной дороге, и все, что вынуждает его идти по этому пути ошибок, должно быть немедленно и с корнем вырвано из жизни народов» Луис Гурлитт. |  Тема нашего занятия «Гуманизация образования или как дидактике вернуть успех.» Гуманизм – это уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому. Гуманизм реализуется в процессе обучения на основе дидактических принципов. Предварительно участники были разделены на группы:педагоги-теоретики, педагоги-практики и представители сообщества родителей. Дидактический принцип обучения это исходное дидактическое положение, которое отражает протекание общественных законов закономерности процессов обучения и определяет его направленность на развитие личности. Одним из основополагающих принципов обучения является принцип природосообразности, который в 17 веке ввел Ян Амос Коменский. Он утверждал, что как все в природе начинается с весны, так и обучение должно начинаться в весне жизни, потому что утро соответствует весне, полдень - лету, вечер - осени, ночь - зиме. В современной дидактике, принцип природосообразности трактуется как принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Принцип предусматривает знание учителем уровня актуального психического и личностного развития воспитанников социальной зрелости обучаемых, а также индивидуальных подходов, которых требует изучение внутреннего мира обучающегося. Позволю себе не полностью согласиться с изложенной вами позицией. Вы констатировали, что в соответствии с принципом учета возрастных особенностей по Я.А. Коменскому утренние часы для занятий – наиболее удобны, так как опять утро соответствует весне, полдень лету, вечер – осени, ночь – зиме, но мы с вами знаем, как обстоят дела в школах на самом деле: дети обучаются во вторую и даже в третью смену! Отсюда можно сделать вывод о том, что данный принцип невозможно реализовать в полном объеме. И естественно каждый ученик не может быть успешным в таких условиях. Второй момент. Наполняемость классов на современном этапе достигает 30 человек и выше, поэтому невозможно в полной мере осуществить учет возрастных, индивидуальных и гендерных особенностей. Здравствуйте, меня зовут Андреева И.В.,я мать ученика 2 класса. Вопрос, который меня беспокоит, следующий: мой ребенок ежедневно тратит на выполнение домашнего задания около 4 часов. На мой взгляд, это слишком много для учащегося во 2 классе. Скажите, соответствует ли это время нормативам? Ответы педагогов-практиков. В соответствии с СанПиН объем домашнего задания (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали 1,5 ч в 2-3 классе. В современной дидактике принцип культуросообразности есть принцип воспитывающего обучения. Он базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой в зависимости от ценностных оснований воспитания и формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с учётом интересов обучаемых. Не соглашусь, данный принцип не реализуется в полном объёме. Базовая культура личности предполагает формировать гармонизацию личности, которая представляет собой духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Но позвольте, в учебном плане на изучение физической культуры отводиться 2-3 часа в неделю, на изучение музыки-1 час, на изобразительную деятельность полагается 1 час. Конечно же здесь возникает вопрос: И как мы можем формировать все вышеперечисленные качества?! На сегодняшний день дети мало читают и проводят больше времени за компьютером и другими гаджетами, у них снижен интерес к литературному чтению; они не посещают музеи и выставочные залы; и т.д. Т.о., благодаря базовой культуре личности у ребёнка возникнет потребность в знаниях, только культурный человек заботиться о своём культурном интеллекте, что и позволит делать дидактику успешной. Здравствуйте уважаемые педагоги. Меня зовут Левшанова Алина, я представитель родительского комитета, школы № 29, г. Краснодара. Мне бы хотелось поднять тему, которая, как мне кажется актуальна в наше время. Дело в том, что сейчас дети редко посещают, театры, музеи, выставки. Мне бы хотелось, чтобы с помощью учебных заведений мы приобщали детей к искусству, развивали у них чувство к прекрасному. Я, как представитель родительского комитета, заметила, что в нашем классе у детей преобладает игровой досуг. Подскажите, что делать в данной ситуации, как приобщить детей к культуре!? Ответы педагогов. Я, как учитель начальных классов, считаю, что нужно восполнить эту некую образовавшуюся пустоту и поэтому мной был разработан проект, который включает определенную систему работы с родителями, посещение выставочных залов, музеев, галерей, так же для решения данной проблемы была организована работа клуба «Юный читатель». Принцип доступности требует учета в организации обучения реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. Реализация этого принципа связана и с учетом уровня развития познавательной сферы обучаемых. Однако обучение не должно быть излишне легким. В нем должна быть соблюдена мера психической напряженности и неопределенности, необходимая для поддержания у учащихся интеллектуального и энергетического тонуса, активности и интенсификации поисковых действий, связанных с преодолением учебных трудностей. Но позвольте возразить, так как принцип доступности реализуется в общеобразовательных школах не всегда. И как доказательство, привести несколько доводов, которые помогут дать некоторое представление о реализации данного принципа в современном образовательном процессе. В настоящее время не вызывает сомнения то, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития. Школа обязана научить всех своих выпускников мыслить нестандартно. Особое место в решении этой задачи отводится начальным классам. Задачи и содержание обучения задаются объективно, исходя из требований общества. Но в то же время многолетняя практика и специальные психолого-педагогические и физиологические исследования показывают, что выдвигаемые задачи и содержание одновременно должны учитывать реальные возможности школьников данного возраста, а также конкретного учебного класса. Лишь при этом условии создаются предпосылки для успешного обучения. Разрешите представиться: Я Дмитриева Анна, мама ученика 3 класса. Мой ребенок учится по системе Занкова. Хотела бы получить квалифицированный ответ на следующий вопрос: Я обратила внимание на то, что при выполнении домашнего задания мой ребенок испытывает постоянные трудности в понимании содержания заданий и инструкций к ним. В чем проблема? Под доступностью понимают соответствие содержания, характера и объема учебного материала уровню подготовки учащихся и развития их познавательных способностей. Принцип доступности обучения включает три стороны: во-первых, сообщаемая система знаний должна быть основана на имеющихся у ребенка знаниях, на его жизненном опыте, во-вторых, изучаемая система знаний должна быть достаточной, чтобы способствовать переходу на более глубокий уровень умственного развития или создать заметные тенденции для такого перехода; в-третьих, должна быть очевидна необходимость данного учебного материала для выполнения задач интеллектуального развития учащихся. | ПРИЛОЖ. А ПРИЛОЖ Б ПРИЛОЖ В ПРИЛОЖ Г ПРИЛОЖ Д ПРИЛОЖ Е |
| | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Дидактический принцип обучения это исходное дидактическое положение, которое отражает протекание общественных законов закономерности процессов обучения и определяет его направленность на развитие личности. Одним из основополагающих принципов обучения является принцип природосообразности, который в 17 веке ввел Ян Амос Коменский. Он утверждал, что как все в природе начинается с весны, так и обучение должно начинаться в весне жизни, потому что утро соответствует весне, полдень - лету, вечер - осени, ночь - зиме. В современной дидактике, принцип природосообразности трактуется как принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Принцип предусматривает знание учителем уровня актуального психического и личностного развития воспитанников социальной зрелости обучаемых, а также индивидуальных подходов, которых требует изучение внутреннего мира обучающегося.
Анализы систем в которых происходит формирование личности соответствии с этим принципом должно учитываться индивидуального характеристики темперамента, характер и особенности воли обучаемых. и если в своей пед. деятельности педагог учитывает индивидуальный характер гендерные особенности,способности, интересы, взгляды обучающегося, то это способствовать успешности обучения каждого ребенка. реализация которого влияет на успешное обучение и воспитание и усвоение нового материала.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Позволю себе не полностью согласиться с изложенной вами позицией.
Вы констатировали, что в соответствии с принципом учета возрастных особенностей по Я.А. Коменскому утренние часы для занятий – наиболее удобны, так как опять утро соответствует весне, полдень лету, вечер – осени, ночь – зиме, но мы с вами знаем, как обстоят дела в школах на самом деле: дети обучаются во вторую и даже в третью смену! Отсюда можно сделать вывод о том, что данный принцип невозможно реализовать в полном объеме. И естественно каждый ученик не может быть успешным в таких условиях.
Второй момент. Наполняемость классов на современном этапе достигает 30 человек и выше, поэтому невозможно в полной мере осуществить учет возрастных, индивидуальных и гендерных особенностей.
Обратите внимание на таблицу, в которой представлены гендерные особенности мальчиков и девочек.
Мальчики | Девочки |
Медленнее усваивают новый материал | Быстрее усваивают новый материал |
Важно понять принцип, смысл задания, чем воспринимать объяснение пошагово | Легче усваивают алгоритмы и правила, по принципу: от простого – к сложному |
Предпочитают задания на сообразительность | Предпочитают задания на повторение |
«Схватывают» материал цельно, не детализируя, целостное восприятие | Обращают внимание на детали, восприятие более детализировано |
Не терпят однообразия; необходим быстрый темп урока | Лучше работают при размеренном темпе урока |
Менее эмоциональны и открыты; сдержанны в проявлении чувств | Эмоциональны; открыты в проявлении чувств |
Исходя из данных, представленных в таблице, можно сделать вывод о том, что мальчики и девочки по-разному усваивают новый материал, предпочитают различающиеся по своему содержанию задания и, соответственно, имеют отличия в своем поведении и отношении к процессу обучения. Для того, чтобы учитывать гендерные особенности нужно подбирать соответствующие задания. Так, например, предлагая мальчикам учебные задания, следует включать в них момент поиска, требующий сообразительности, подтолкнуть их к тому, чтобы они сами открыли принцип решения задачи, пусть даже путём ошибок. Позволить мальчикам больше двигаться и обеспечить для этого соответствующее пространство. А с девочками лучше до начала работы разобрать алгоритм выполнения задания, и затем постепенно подталкивать их к поиску собственного решения задач. У девочек нужно стимулировать соревновательность, активность, лидерство. Можно ли осуществить сказанное в условиях повышенной загруженности педагога и вышеуказанной наполняемости класса? Думаю, нет. Поэтому данный принцип не может быть реализован в полной мере.
В моем классе реализовать в полном объеме рассматриваемый нами принцип позволяет целенаправленная, специально организованная система занятий по внеурочной деятельности, включающая подвижные игры, соревнования, эстафеты, посещение катков, бассейнов, для того, чтобы дети проявить свою активность.
В классе выделена зона отдыха, где дети могут играть и расслабляться.
Также мы заменили традиционные парты на парты-конторки: школьники смогут менять свое положение, таким образом отдыхать. Известно, что долгое сидение за партой приводит к искривлению позвоночника и замедлению физиологических процессов. Периодическая смена позиции благотворно влияет на здоровье и восприимчивость к новой информации, а как следствие и на более плодотворную учёбу.
Особенностью младшего школьного возраста является потребность в постоянном движении. В связи с этим мы обеспечили организованное проведение перемен с включением подвижных игр, а также регулярное проведение физ. минуток под музыку для физической и эмоциональной разрядки.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Принцип культуросообразности был сформулирован Адольфом Дистервегом, который считал, что при обучении должна приниматься во внимание вся современная культура. Данный принцип несомненно, истинный, правильный и неоспоримый. Всякое явление, которое имеет большое значение или влияние на жизнь людей, непременно связано с требованиями времени. Каждый человек должен соответствовать своему времени, должен быть продуктом своего времени, поэтому необходимо считаться с существующими в данном обществе обычаями, традициями, привычками считал А.Дистервег.
В современной дидактике принцип культуросообразности есть принцип воспитывающего обучения. Он базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой в зависимости от ценностных оснований воспитания и формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с учётом интересов обучаемых.
Данный принцип предполагает также и то, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, не противоречащих общечеловеским ценностям.
Реализация данного принципа должна обеспечить достойный уровень усвоения ООП НОО и высокий уровень сформированности ЗУН и УУД, поскольку та личность, у которой сформированы базовые культурные ценности будет испытывать истинную потребность в знаниях.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Не соглашусь, данный принцип не реализуется в полном объёме. Базовая культура личности предполагает формировать гармонизацию личности, которая представляет собой духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Но позвольте, в учебном плане на изучение физической культуры отводиться 2-3 часа в неделю, на изучение музыки-1 час, на изобразительную деятельность полагается 1 час. Конечно же здесь возникает вопрос: И как мы можем формировать все вышеперечисленные качества?!
На сегодняшний день дети мало читают и проводят больше времени за компьютером и другими гаджетами, у них снижен интерес к литературному чтению;
они не посещают музеи и выставочные залы;
в нашей страны в 90-е годы были утрачены культурные ценности и на современном этапе они не чётко сформулированы;
а давайте обратимся к нашем учебникам, в них мало описаний объектам культуры. Отсутствие репродукции картин, скульптуры, архитектуры;
А что пропагандируют СМИ? Только развлекательные программы и шоу;
У детей, приходящих в 1 класс, не развиты чувства личности. У них не сформированы этические инстанции поведения, они имеют только общие представления, и то, они не доведены до сознания;
пассивность родителей;
дефицит времени; дефицит времени у родителей, а может они прикрываются этой причиной?
Недостаток средств для культурного досуга детей в целом.
Т.о., благодаря базовой культуре личности у ребёнка возникнет потребность в знаниях, только культурный человек заботиться о своём культурном интеллекте, что и позволит делать дидактику успешной.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Принцип доступности требует учета в организации обучения реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. Реализация этого принципа связана и с учетом уровня развития познавательной сферы обучаемых.
Однако обучение не должно быть излишне легким. В нем должна быть соблюдена мера психической напряженности и неопределенности, необходимая для поддержания у учащихся интеллектуального и энергетического тонуса, активности и интенсификации поисковых действий, связанных с преодолением учебных трудностей.
Я как педагог-теоретик считаю, что реализация принципа доступности педагогом в рамках учебного процесса, позволяющего учащимся преодолеть трудности и пережить радость достижения – поможет им снять повышенную тревожность и обрести успех при решении учебных задач.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Но позвольте возразить, так как принцип доступности реализуется в общеобразовательных школах не всегда. И как доказательство, привести несколько доводов, которые помогут дать некоторое представление о реализации данного принципа в современном образовательном процессе.
В настоящее время не вызывает сомнения то, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития. Школа обязана научить всех своих выпускников мыслить нестандартно. Особое место в решении этой задачи отводится начальным классам. Задачи и содержание обучения задаются объективно, исходя из требований общества. Но в то же время многолетняя практика и специальные психолого-педагогические и физиологические исследования показывают, что выдвигаемые задачи и содержание одновременно должны учитывать реальные возможности школьников данного возраста, а также конкретного учебного класса. Лишь при этом условии создаются предпосылки для успешного обучения.
В связи с этим встает вопрос о перегрузке учащихся. Как отобрать в учебные программы и учебники знания, самые необходимые для целей общего образования, чтобы устранить ее?
Вредные последствия перегрузки хорошо изучены и подробно описаны в многочисленных трудах педагогов, психологов, врачей-гигиенистов. Перегрузка ведет к сокращению времени пребывания детей на воздухе, лишает возможности заниматься спортом, физическим трудом, нарушает нормальный сон, что увеличивает функциональные отклонения со стороны сердечно-сосудистой и нервной системы.
Перегрузка приводит к тому, что у учеников не хватает времени для основательного усвоения учебного материала, для внеклассного чтения. Часть школьников перестает регулярно выполнять домашние задания, вследствие чего у них образуются большие пробелы в знаниях, мешающие успешному продвижению вперед, усвоению нового материала. Перегрузка не оставляет времени для расширения кругозора, для любимых занятий наукой, техникой, искусством, спортом, для домашнего и общественно полезного труда.
Перегрузки можно устранить, если сделать обучение посильным данному классу, возрасту, уровню развития. Это положение является исходным и принципиальным. Действительно, обучение теряет смысл, если содержание или методы обучения недоступны для учащихся.
Содержание занятий для школьников должно не просто соответствовать реальным учебным возможностям учеников, а требовать от них раздумий, размышлений, но таких, которые они могут реально осуществить под руководством и при соответствующей помощи учителя. Таким образом, принцип доступности в современных условиях приобретает более глубокую трактовку и требует большего методического мастерства учителей в его применении на практике.
Усиленное внимание к принципу доступности связано, прежде всего, с особенностями нового этапа общественного развития, в частности с требованиями научно-технического прогресса, большим потоком информации.
Накоплен значительный опыт реализации на практике принципа доступности обучения, однако, данная проблема требует дальнейших исследований по следующим причинам:
1)В настоящее время крайне актуальна тема интеграции в образовательную среду детей с ограниченными возможностями здоровья. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) неуклонно растет. Увеличивается количество детей с проблемами и отклонениями в психическом и физическом развитии. Эти дети испытывают большие трудности в адаптации к условиям школьного учреждения, не усваивают образовательные программы, требуют пристального внимания врачей, педагогов, психологов, целенаправленной помощи с учетом проблем и потребностей каждого ребенка. Но не имея материально- технической базы и кадровой подготовки, а также не взаимодействуя со специальными педагогами, психологами, дефектологами, работниками реабилитационных центров и многими другими специалистами, которые обеспечивали бы своевременное выявление таких детей, диагностику и дальнейшее прогнозирование проблем в процессе обучения, нельзя сказать, что обучение является гуманным и доступным для всех детей.
2). В последние годы вышел в свет целый ряд учебников и учебных пособий по различным системам обучения, поэтому есть необходимость научиться педагогу их сопоставлять и выбирать из них наиболее оптимальные.
Многие учебники в настоящее время становятся не доступны из – за объёма и отсутствия иллюстраций, а ведь это является одно из важнейших методов для осуществления принципа доступности. И в пример хочется привести «Старинную задачу», которая описывается в учебнике Петерсона в 3 классе. Как мы все видим данная задача далеко не у всех детей будет понята, так она очень объёмна и пока ребенок будет читать её, то в конце концов не сумеет добраться до сути. Данная проблема ещё ведёт и к тому, что многие дети прибегают к помощи родителей, что приводит к привычке и не формирует у детей самостоятельность и осмысленность собственных действий.
3)Также необходимо учитывать уровень способностей каждого ученика, так как отсюда вытекает необходимость применять различные методы обучения- словесные, наглядные, практические, а для некоторых детей и методы где большую роль играют тактильные ощущения. Но из- за большой наполняемости класса невозможно осуществлять дифференцированное обучение, которое способствовало пониманию материала каждому ребёнку.
4) Для полноценной работы учителей не хватает методической литературы, где давались бы четкие, научно обоснованные рекомендации по методике изучения конкретных тем.
5). Накопленный опыт по применению принципа доступности еще недостаточно широко освещается в современной литературе.
Исключительно быстрые темпы развития материальной и духовной жизни современного общества требует существенного пересмотра традиционных представлений о доступности обучения. Это явилось обоснованием выбора данной темы для исследования.
Основная цель моей работы - изучить проблему реализации принципа доступности в современном образовательном процессе.
В своей работе я попыталась найти подтверждение главной гипотезе: "Если правильно применять и использовать принцип доступности в обучении, то усвоение знаний, умений и навыков будет проходить быстрее и эффективнее".
Для осуществления данного принципа как на уроках мною применяются различные методы обучения, а также игровые, личностно- ориентированные и ИКТ технологии. На занятиях материал неоднократно повторяется как каждым учеником, так и всем классом в целом для лучшего усвоения материала. Для повышения работоспособности и тонуса школьников на внеклассных мероприятиях значительное внимание уделяется занятиям гимнастикой, подвижным играм, профилактическим беседам о ЗОЖ как с детьми, так и с родителями на родительских собраниях
Общее заключение:
Все принципы обучения неразрывно связаны между собой. Эти исходные положения определяют деятельность учителя и характер познавательной деятельности учащихся. Эта категория историческая, зависит от целей обучения и изменяется вместе с их изменением. Дидактические принципы взаимодополняют друг друга. Незнание принципов обучения или их неумелое использование тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств личности школьников.
