СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок I вариант Математика Тема: «Сложение двузначных чисел и однозначных: 64 + 3, 3 + 64» II вариант Занимательная математика Тема: «Разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема:  Сложение двузначных чисел и однозначных: 64 + 3, 3 + 64.

Тема: Разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры

Цель: Создать условия для ознакомления со способом поразрядного сложения двузначных чисел без перехода через разряд, совершенствовать вычислительные навыки, закреплять умение сравнивать суммы, развивать логическое мышление.

Цель: создать дидактические условия для восприятия понятия «целое» и «части»

Тема:  Сложение двузначных чисел и однозначных: 64 + 3, 3 + 64.

Тема: Разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры

Цель: Создать условия для ознакомления со способом поразрядного сложения двузначных чисел без перехода через разряд, совершенствовать вычислительные навыки, закреплять умение сравнивать суммы, развивать логическое мышление.

Цель: создать дидактические условия для восприятия понятия «целое» и «части»

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок I вариант Математика Тема: «Сложение двузначных чисел и однозначных: 64 + 3, 3 + 64» II вариант Занимательная математика Тема: «Разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой»»

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск»
















Тема:

«Использование здоровьесберегающих технологиЙ на уроках математики»

(из опыта работы)

ПГ, март, 2019 г







Составитель программы: Старокожева З. С ,

учитель начальных классов,

высшая категория














г. Благовещенск


Использование здоровьесберегающих технологии на уроках математики

(из опыта работы) (слайд 1)


Забота о здоровье – это важнейший труд.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы… (слайд 2)

В.А.Сухомлинский

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится ухудшение здоровья у обучающихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства. Сегодня ситуация такова, что практически нет здоровых школьников. Отмечается низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья, низкая культура или отсутствие культуры здоровья.

«Здоровье- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов» (Из Устава Всемирной Организации Здравоохранения). (слайд 3)

Проблема сохранения здоровья ребенка в ходе образовательного процесса всегда волновала педагогов и общество. К сожалению, нынешние поколения учеников не отличаются крепким здоровьем уже при поступлении в 1-й класс. Всё меньше и меньше детей, имеющих первую группу здоровья. Отсюда порой и отсутствие жизнерадостности, бодрости в глазах ребят, а ведь от них зависят духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний.

Основной подход в моей работе- это личностно-ориентированное обучение. Это позволяет развивать каждого ребенка в соответствии с его особенностями, способностями, потребностями, повышает мотивацию к обучению. В своей работе проблему здоровьесбережения детей стараюсь решать на каждом этапе урока.

Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков. 
Здоровье человека зависит: (слайд 4)
• на 50% - от образа жизни;
• на 25% - от состояния окружающей среды;
• на 15% - от наследственной программы;
• на 10% - от возможностей медицины.
(по данным исследований Всемирной организации здравоохранения).

(слайд 5) Цель современной школы- подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, в том числе и знания о сохранении и укреплении собственного здоровья. Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к сбою механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию заболеваний. В результате существующая система школьного образования имеет здоровье затратный характер.

Встает вопрос: “Как построить учебный процесс, выстроить образовательную среду так, чтобы сохранить здоровье ребенка?”.

Одним из ответов на этот вопрос стали востребованы здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках.

(слайд 5) Задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе развития образования, связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся: “Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает внедрение здоровье сберегающих форм и технологий в педагогический процесс”.

Задачи, стоящие перед учителем: (слайд 6)

- применение в образовательном процессе здоровье сберегающих технологий;

- воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- пропаганда здорового образа жизни, формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности

Здоровьесберегающие технологии — что это? (слайд 7)

Родоначальником этого понятия стал профессор Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям отношу те, которые отвечают следующим требованиям:

- Создаю нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).

- Учитываю возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.

- Рационализирую организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, индивидуальными особенностями каждого ребенка).

- Обеспечиваю достаточный двигательный режим.

Для многих обучающихся математика - сложный предмет, поэтому необходимо проводить работу по профилактике и предупреждению стрессов, связанных с заниженной самооценкой из-за отсутствия знаний или недостаточного уровня их усвоения.

Возникновение интереса к математике у обучающихся зависит в большей степени от методики ее преподавания и личности учителя. Очень важна правильная организация учебной деятельности, в том числе строгая дозировка учебной нагрузки, построение урока с учётом возможностей учащихся, их работоспособности, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), благоприятный эмоциональный настрой. Всё это зависит от нас, учителей.

Основные принципы здоровьесбережения на уроках математики (слайд 8)

Принципы сформулированы профессором Н.К. Смирновым.

"Не навреди"

Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.

Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.

Соответствие содержания обучения возрасту.

Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.

Ответственность. Стремлюсь воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Классификация здоровьесберегающих технологий (слайд 9)

Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

- Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.

- Технологии обучения здоровому образу жизни.

- Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.

Коррекционные технологии.

Виды здоровьесберегающих технологий используемые на уроке

и методика их использования по ФГОС (слайд 10)

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ использую комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы

Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.

Чтобы не было перегрузки обучающихся, на каждом уроке в течение урока провожу физкультминутки,

Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.

Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы.

Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.

Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

Позы обучающихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.

Комфортная психологическая обстановка на уроке, улыбка, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, создание ситуации успеха у ребенка- все это способствует раскрытию способностей каждого ребенка. Дети должны идти на урок не со страхом получить плохую оценку, а с желанием приобрести новые знания.

Чтобы избежать усталости, чередую формы, виды деятельности: устная, письменная работа, самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), работа в парах, группах, творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они повышают интерес к предмету, способствуют развитию мышлению, памяти и одновременно отдыху детей.

Индивидуальный подход к обучающимся и дифференциация заданий, разноуровневые задания, создание ситуации успеха также использую на каждом уроке.

Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

Беседы о здоровье. Помимо обязательных уроков физкультуры, стремлюсь к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего это делаю в практической части уроков, намеренно моделирую ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечиваю ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.

Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинского работника на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это был перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые использую любой во время организации учебного процесса.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии» - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Условия «здоровьесбережения» на уроке: (слайд 11)

- смена 4-7 видов деятельности на уроке;

- развитие зрительной памяти, использование различных форм выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом, ведение справочника в помощь ученику);

- работа в парах, группах;

- учёт не только полученных результатов, но и степени прилежания ученика,

- использование игровых технологий, что позволяет ребёнку легко научиться применять свои знания и умения на практике, возрастает познавательная активность, стремление к новым знаниям;

- хоровое, совместное проговаривание за учителем материала, написанного на доске, в учебнике, тетради;

- использование информационных технологий, это способствует снижению утомляемости обучающихся и лучшему усвоению материала;

- дозировка домашнего задания - объём не должен превышать третью часть работы, выполненной на уроке, и оно должно быть понятно ученику;

- соблюдение гигиенических критериев рациональной организации урока:

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Пропаганда здорового образа жизни -также важный фактор здоровьесбережения школьников. Учитель всегда может найти время на уроке, чтобы подчеркнуть важность заботы о здоровье, дать какие-то ценные рекомендации или советы.

Интересные задания - «найди ошибку», «выбери ответ», различные тестовые задания, задачи-шутки, ребусы, задачи из истории, с практическим содержанием, задания на перегруппировку; трансформацию условия позволяют мне избежать монотонности на уроке, повышают интерес к предмету. Вносят разнообразие в урок различные факты из реальной жизни.

Например, вопросы из «Веселой викторины» на уроке разрядят обстановку, позволят улыбнуться, переключиться и немного отдохнуть.

1). Какая цифра всегда катается в электричке? (цифра ТРИ- элекТРИчка).

2). Назовите музыкальную меру длины. (ми-ля- МИЛЯ)

3). Какую форму имеют бульонные кубики? (форму ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА, а вовсе не куба).

4). Вечнозеленый конус-это…. (кипарис).

5). Что есть у каждого слова, растения? (корень).

6). Назовите среднее арифметическое портфеля и рюкзака; трамвая и поезда; женщины и рыбы; велосипеда и мотоцикла; пианино и баяна; туфельки и сапога; носка и чулка (ответы: ранец, электричка, русалка, мопед, аккордеон, ботинок, гольф )

7). Батон разрезали на 3 части. Сколько сделано разрезов? (2)

8). Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку, и наконец, вытянули. Сколько глаз смотрело на репку? (12)

Вывод (слайд 12)

Включение в урок математики здоровьесберегающих технологий позволяет создать атмосферу “здорового” урока. Мною были выработаны основные направления оздоровления обучающихся:

– учебные занятия в классах рекомендую проводить в режиме динамических пауз. Для этого в классах проводятся физкультминутки, которые сопровождаются веселыми стихотворениями, музыкальными отрывками из популярных детских песен;

– проведение комплекса упражнений для двигательной гимнастики глаз, позволяющий укреплять глазные мышцы;

-творческий подход к уроку с целью здоровье сохранения;

-проведение «Часа Здоровья»;

-проведение на уроке двигательных тренингов;

-проведение классных часов на тему здоровья;

-валеологическое просвещение родителей по проблеме здоровья;

-привлечение родителей к участию в мероприятиях по проблеме здоровья;

-выполнение рекомендаций медицинских работников;

-поддержание экологического пространства класса.

Одно из направлений— внедрение в процесс обучения младших школьников современных здоровьесберегающих технологий на уроках математики. Одна из них общеизвестна: это интегрированные уроки. К этой форме работы все чаще и чаще обращаются учителя, начиная с 1 класса: обучение грамоте + письмо, ознакомление с окружающим миром + трудовое обучение или изобразительное искусство, природоведение + чтение, чтение + русский язык.