СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок. Имя прилагательное как часть речи (повторение изученного в 5 классе)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. Имя прилагательное как часть речи (повторение изученного в 5 классе)»

Тема. Имя прилагательное как часть речи (повторение изученного в 5 классе) (Слайд 3) ) (Слайд 4)

Цель урока: повторить изученное об имени прилагательном как части речи.

Задачи урока:

образовательные:

- углубить понятие о роли имени прилагательного в речи;

- формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных;

- определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.

развивающие:

- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте

воспитательные:

- привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи

Тип урока: урок повторения пройденного

Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентация, мультимедийный проектор, музика Антонио Вивальди «Зима».



Ход урока


I. Организация класса , сообщение цели урока

II. Организация наблюдения.


1.Слово учителя.

Добрый день ребята , добрый день уважаемые гости. Желаю всем хорошего настроения, а вам, ребята, хорошо, с удовольствием поработать.


(звучит музыка Вивальди «Зима»)


2. Беседа с учащимися

Ребята , о чем рассказывает это необыкновенное произведение великого итальянского композитора 18 века Антонио Вивальди?

- Что вы увидели в своем воображении, слушая ее?

- Над чем заставила задуматься?

Автор передал в этой тихой, спокойной, но иногда все-таки тревожной музыке, свое эмоциональное состояние в это время года, заставил и нас задуматься.

- Как вы думаете, это весна, лето? (Зима), а если конкретно говорить, то это начало зимы.

- А возникла ли у вас ассоциация со словом «зима» с произведением великого русского поэта 18 века?


а) Восстановите по памяти пропущенные слова в отрывке из известного вам стихотворения.

Слайд 1


Под……………….. небесами

……………………. коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

.……………. лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.


Проверим наши знания по литературе Слайд 2

-София, прочитайте его , пожалуйста.


Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.



-Назовите автора, название произведения (А.С.Пушкин «Зимнее утро»).

- запишем на доске попущенные слова

(3 ученика вставляют по одному слову на доске: голубыми, Великолепными, Прозрачный).

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- К какой части речи они относятся?

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имена прилагательные). Запись темы в тетрадях и на доске.


Все правильно, молодцы.


«Имя прилагательное как часть речи (повторение изученного в 5 классе)»

(Слайд 3)


Откроем тетради, запишем число и тему урока.

Цель урока…, а задачи(Слайд 4)


3. Слово учителя

А сейчас я хочу пригласить Вас на экзамен, на котором мальчик, по имени Митрофан, демонстрирует своё знание имени прилагательного.


Правдин (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. …Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту.

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)


- Правильно ответил Митрофан, что такое имя прилагательное? (Нет)

- Дайте точное определение имени прилагательного как части речи.

(дети отвечают)

Если вы внимательно слушали сценку из комедии Фонвизина «Недоросль», то в нелепом ответе Митрофана уловили долю истины. Найдите в реплике Митрофана главное слово, которое относится к имени прилагательному. (прилагается)


- К словам какой части речи прилагается прилагательное?

- Почему к именам существительным? (существительное обозначает предмет, а прилагательное - признак предмета).

Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой».

Эти слова – имена существительные, и прилагательные обозначают их признаки.
Итак, какая часть речи называется именем прилагательным?

- Какие морфологические признаки имени прилагательного вам известны? (изменяется по числам, падежам, имеет значение рода).


Учитель – Ребята, у каждой группы на столе лежит текст и задание к нему. Сейчас вы должны выполнить интерактивное упражнение.


III. Тренировочные упражнения.

Задание 1. Интерактивное упражнение (8 минут) (дети объединяются в малые группы по 5-6 человек). Задание: выписать из текста прилагательные со словами, от которых они зависят, определить род, число, падеж прилагательных. Сделать вывод.

Слайд 5

Соловей

Соловей – красивая и грациозная птица. Он стройный, у него высокие лапки, тонкий клюв и большие глаза. Хвост достаточно длинный, рыжий. Спинка рыжевато-бурая, шейка и грудка светло-серые с едва заметными зелёными пятнышками, животик белый. Перья мягкие, плотно прилегают к телу. Соловей очень быстрый, проворный, передвигается по земле прыжками.

Красивая, грациозная птица – ж.р.,ед.число,Им.падеж,определение.

Он стройный – м.р.,ед.число,Им.падеж,сказуемое.

Высокие лапки – мн.число,Им.падеж,определение.

Тонкий клюв – м.р.,ед.число,Им.падеж,определение.

Большие глаза – мн.число,Им.падеж,определение.

Хвост длинный, рыжий – м.р.,ед.число,Им.падеж,сказуемое.

Спинка рыжевато-бурая – ж.р.,ед.число,Им.падеж,сказуемое.

Зелёными пятнышками – мн.число,Тв.падеж,определение.

Животик белый – м.р.,ед.число,Им.падеж,сказуемое.

Перья мягкие – мн.число,им падеж,сказуемое.

Соловей быстрый, проворный – м.р.,ед.число,Им.падеж,сказуемое.

Учитель- Это задание выполняют все, но вот Поздняков Максим будет его выполнять вместе с Цукановым Максимом консультантом.

Живова Саша с Женей, а Буракевич Денис с Ирой Буряк. ( они помогают определить им род, число и падеж прилагательных)

Вывод: дети должны сказать, что прилагательное зависит в предложении от существительного или местоимения. Род, число и падеж прилагательного будут такими же, как и у существительного/местоимения, от которого зависит прилагательное.

Учитель- эти морфологические признаки постоянные или нет.(Это непостоянные морфологические признаки прилагательного).

О постоянных морфологических признаках ( а какие это признаки ? разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные) мы сегодня говорить не будем, потому что вы их только начинаете изучать.

Учитель – Дети, вы молодцы, но хочу обратить ваше внимание на то, что в предыдущем задании у вас почти все прилагательные стояли в И.п. и имеют окончания -ий, -ый. –ая, - - ие ( во мн. числе).



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА



Задание 2. Работа у доски. Предлагаю изменить по падежам такие словосочетания ( раздаю карточки) и выделить окончания. Сделать вывод. У доски работают: Вера, Марина, Ваня. Все остальные самостоятельно на местах.

Карточка 1. Облачное небо (Вера) Р., Т, П. (Р. -ого, -его, Т. -ым, -им , П. –ом, -ем)

Карточка 2. Морозный день (Иван) Р., Т, П. (Р. -ого, -его, Т. -ым, -им , П. –ом, -ем)

Карточка 3. Радостная встреча (Марина) Р., Д., Т., П. ( - ой, -ей), В. (- ую, -юю).



Задание 3. Работа с учебником А теперь давайте откроем учебник на стр. 6 и посмотрим, правильно ли мы определили окончания прилагательных м., с., и ж. р.

Вывод. Прилагательные м. и с. Р. в Р., Т, П. (Р. -ого, -его, Т. -ым, -им , П. –ом, -ем) имеют одинаковые окончания. А прилагательные ж.р. в Р., Д., Т., П. ( - ой, -ей), , а в В. (- ую, -юю).

Учитель – Обратите внимание на этот текст. (Слайд 5). Что особенного вы можете увидеть в этом тексте? К непостоянным признакам имени прилагательного относится и его форма (полная или краткая)





Задание 4. Работа с текстом. Слайд 6

Лягушка-невеста.

Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: “Конечно, я немного толста, слишком зелена, не особенно молода, зато я мила, сообразительна и весьма интересна. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем : он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, тонок и, прямо скажем, красив. Зато бобер богат, умен, знатен. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!”

Учитель

- На какие вопросы отвечают краткие прилагательные (каков?какова?каково?).

- Соголасуется ли с существительным/местоимением в роде и числе? (красив, толста, велики). По падежам не изменяется.

- От каких прилагательных образуются краткие?



Учитель - Итак, ребята, мы с вами повторили морфологические признаки имени прилагательного, которые изучили в 5 классе, но ничего еще не сказали о синтаксической роли этой самостоятельной части речи.

- Какими же членами предложения как правило выступают прилагательные? (определение и сказуемое).

Обратите внимание на текст.

- Какую синтаксическую роль выполняют в предложении на примере 3 предложения? (сказуемое) (устно).



Полные и краткие прилагательные

Качественные прилагательные имеют две формы: полную и краткую. Полное прилагательное отвечает на вопрос какой? и согласуется с существительным или местоимением, к которому оно относится, в роде, числе и падеже.

Краткое прилагательное отвечает на вопрос каков? и согласуется с существительным или местоимением, к которому оно относится, в роде и числе (по падежам не изменяется).

В предложении краткие прилагательные обычно выступают в роли сказуемого: Он так умён!

В роли определений краткие прилагательные выступают в некоторых фразеологических оборотах: на босу ногу, по белу свету, средь бела дня, добры молодцы, красна девица.

Краткие прилагательные образуются от полных.

Окончания кратких прилагательных

Единственное число

мужской род — нулевое окончание (крепкий — крепок, новый — нов, тощий — тощ).

женский род — окончание  -А (крепкая — крепка, новая — нова, тощая — тоща ).

средний род — окончание -О, -Е (крепкое — крепко, новое — ново, тощее — тоще).

Множественное число

Окончание -Ы, -И — (крепкие- крепки, новые — новы, тощие — тощи).


Учитель - Замечательно, молодцы. Оценки.

Задание 5. Творческое групповое задание. Слайд 7.

Задание: Составить предложения из данных слов, определить синтаксическую роль прилагательных.


Задание 6. Работа у доски. Синтаксический разбор предложения. (София). Запишем это предложение в тетрадь.


Крупные снежинки кружатся в свете окна.


Учитель - Замечательно, молодец. Оценки.



Учитель - Какова же роль имён прилагательных в речи? (Ученики приходят к выводу, что прилагательные описывают, характеризуют предмет, значит, делают речь ярче, объемнее, выразительнее, богаче.)

- Где же чаще всего используются прилагательные? В текстах какого стиля? (В художественных текстах.)

Снова обратимся к тексту «Соловей». Вычеркните все прилагательные из текста. Что у вас получилось? Стал ли текст от этого выразительнее.

Дословный перевод с греческого языка – “эпитет”.

С понятием эпитет мы с вами встречались уже не раз, а кто мне скажет, что такое эпитет? (Яркое образное определение.)

Правильно, велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня мы обратимся именно к поэтическому тексту А.С. Пушкина.

(София читает стихотворение на фоне музыки)

Молодец, спасибо.

Учитель. Вот и подошел к концу наш урок. Посмотрите на записи, которые вы сделали в тетради и сделайте вывод, хорошо ли и плодотворно мы поработали с вами на уроке , заполнив лист самооценки. Благодарю вас, ребята за урок.



Рефлексия Заполнить лист самооценки

Слайд 8 Смайлики




Оценивание.

Слайд 9

Домашнее задание. Написать небольшой текст из 9-10 предложений на тему « Зимний день» , используя имена прилагательные .





































Тестовые задания


1. Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы:

а) кто, что;  *б) какой, какая, чей;  в) где, куда, зачем.


2. Имя прилагательное в предложении может быть  (найдите неверное утверждение):

а) только подлежащим;  *б)  сказуемыми и определениями;  в)  только главными членами;   г) любым членом предложения.


3. Начальная форма имени прилагательного – это (найдите неверное утверждение):

*а) мн. число, им. п.; б) мужской род, ед. ч., им. п.;  в) ж. р., ед.ч., им. п.


4.




































Учитель Ивахно И.А. 25.12.2018. 6 класс


Урок русского языка № 67


Тема. Тема. Имя прилагательное как часть речи (повторение изученного в 5 классе)

Цель урока: повторить изученное об имени прилагательном как части речи.

Задачи урока:

образовательные:

- углубить понятие о роли имени прилагательного в речи;

- формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных;

- определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.

развивающие:

- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте

воспитательные:

- привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи

Тип урока: урок повторения пройденного

Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентация, мультимедийный проектор, музика Антонио Вивальди «Зима».


Ход урока


I. Организация класса , сообщение цели урока


II. Организация наблюдения.

1. Слово учителя

2. Беседа с учащимися


III. Тренировочные упражнения.

1. Интерактивное упражнение 

2. Работа у доски

3. Работа с учебником

4. Работа с текстом

5. Творческие групповое задание

IV. Итоги урока


Рефлексия


Лист самооценки

1.На уроке я работал … активно / пассивно 
2. Своей работой на уроке я … доволен / не доволен 
3. Урок мне показался … коротким / длинным 
4. За урок я … устал / не устал 
5. Моё настроение стало … лучше / хуже 
6. Материал урока мне был … понятен / не понятен 

Оценивание


V. Домашнее задание: Написать небольшой текст из 9-10 предложений на тему

« Зимний день» , используя имена прилагательные .
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!