Тема. Имя прилагательное как часть речи (повторение изученного в 5 классе) (Слайд 3) ) (Слайд 4)
Цель урока: повторить изученное об имени прилагательном как части речи.
Задачи урока:
образовательные:
- углубить понятие о роли имени прилагательного в речи;
- формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных;
- определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.
развивающие:
- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте
воспитательные:
- привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи
Тип урока: урок повторения пройденного
Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентация, мультимедийный проектор, музика Антонио Вивальди «Зима».
Ход урока
I. Организация класса , сообщение цели урока
II. Организация наблюдения.
1.Слово учителя.
Добрый день ребята , добрый день уважаемые гости. Желаю всем хорошего настроения, а вам, ребята, хорошо, с удовольствием поработать.
(звучит музыка Вивальди «Зима»)
2. Беседа с учащимися
Ребята , о чем рассказывает это необыкновенное произведение великого итальянского композитора 18 века Антонио Вивальди?
- Что вы увидели в своем воображении, слушая ее?
- Над чем заставила задуматься?
Автор передал в этой тихой, спокойной, но иногда все-таки тревожной музыке, свое эмоциональное состояние в это время года, заставил и нас задуматься.
- Как вы думаете, это весна, лето? (Зима), а если конкретно говорить, то это начало зимы.
- А возникла ли у вас ассоциация со словом «зима» с произведением великого русского поэта 18 века?
а) Восстановите по памяти пропущенные слова в отрывке из известного вам стихотворения.
Слайд 1
Под……………….. небесами
……………………. коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
.……………. лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Проверим наши знания по литературе Слайд 2
-София, прочитайте его , пожалуйста.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
-Назовите автора, название произведения (А.С.Пушкин «Зимнее утро»).
- запишем на доске попущенные слова
(3 ученика вставляют по одному слову на доске: голубыми, Великолепными, Прозрачный).
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- К какой части речи они относятся?
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имена прилагательные). Запись темы в тетрадях и на доске.
Все правильно, молодцы.
«Имя прилагательное как часть речи (повторение изученного в 5 классе)»
(Слайд 3)
Откроем тетради, запишем число и тему урока.
Цель урока…, а задачи… (Слайд 4)
3. Слово учителя
А сейчас я хочу пригласить Вас на экзамен, на котором мальчик, по имени Митрофан, демонстрирует своё знание имени прилагательного.
Правдин (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту.
(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
- Правильно ответил Митрофан, что такое имя прилагательное? (Нет)
- Дайте точное определение имени прилагательного как части речи.
(дети отвечают)
Если вы внимательно слушали сценку из комедии Фонвизина «Недоросль», то в нелепом ответе Митрофана уловили долю истины. Найдите в реплике Митрофана главное слово, которое относится к имени прилагательному. (прилагается)
- К словам какой части речи прилагается прилагательное?
- Почему к именам существительным? (существительное обозначает предмет, а прилагательное - признак предмета).
Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой».
Эти слова – имена существительные, и прилагательные обозначают их признаки.
Итак, какая часть речи называется именем прилагательным?
- Какие морфологические признаки имени прилагательного вам известны? (изменяется по числам, падежам, имеет значение рода).
Учитель – Ребята, у каждой группы на столе лежит текст и задание к нему. Сейчас вы должны выполнить интерактивное упражнение.
III. Тренировочные упражнения.
Задание 1. Интерактивное упражнение (8 минут) (дети объединяются в малые группы по 5-6 человек). Задание: выписать из текста прилагательные со словами, от которых они зависят, определить род, число, падеж прилагательных. Сделать вывод.
Слайд 5
Соловей
Соловей – красивая и грациозная птица. Он стройный, у него высокие лапки, тонкий клюв и большие глаза. Хвост достаточно длинный, рыжий. Спинка рыжевато-бурая, шейка и грудка светло-серые с едва заметными зелёными пятнышками, животик белый. Перья мягкие, плотно прилегают к телу. Соловей очень быстрый, проворный, передвигается по земле прыжками.
Красивая, грациозная птица – ж.р.,ед.число,Им.падеж,определение.
Он стройный – м.р.,ед.число,Им.падеж,сказуемое.
Высокие лапки – мн.число,Им.падеж,определение.
Тонкий клюв – м.р.,ед.число,Им.падеж,определение.
Большие глаза – мн.число,Им.падеж,определение.
Хвост длинный, рыжий – м.р.,ед.число,Им.падеж,сказуемое.
Спинка рыжевато-бурая – ж.р.,ед.число,Им.падеж,сказуемое.
Зелёными пятнышками – мн.число,Тв.падеж,определение.
Животик белый – м.р.,ед.число,Им.падеж,сказуемое.
Перья мягкие – мн.число,им падеж,сказуемое.
Соловей быстрый, проворный – м.р.,ед.число,Им.падеж,сказуемое.
Учитель- Это задание выполняют все, но вот Поздняков Максим будет его выполнять вместе с Цукановым Максимом консультантом.
Живова Саша с Женей, а Буракевич Денис с Ирой Буряк. ( они помогают определить им род, число и падеж прилагательных)
Вывод: дети должны сказать, что прилагательное зависит в предложении от существительного или местоимения. Род, число и падеж прилагательного будут такими же, как и у существительного/местоимения, от которого зависит прилагательное.
Учитель- эти морфологические признаки постоянные или нет.(Это непостоянные морфологические признаки прилагательного).
О постоянных морфологических признаках ( а какие это признаки ? разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные) мы сегодня говорить не будем, потому что вы их только начинаете изучать.
Учитель – Дети, вы молодцы, но хочу обратить ваше внимание на то, что в предыдущем задании у вас почти все прилагательные стояли в И.п. и имеют окончания -ий, -ый. –ая, - - ие ( во мн. числе).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Задание 2. Работа у доски. Предлагаю изменить по падежам такие словосочетания ( раздаю карточки) и выделить окончания. Сделать вывод. У доски работают: Вера, Марина, Ваня. Все остальные самостоятельно на местах.
Карточка 1. Облачное небо (Вера) Р., Т, П. (Р. -ого, -его, Т. -ым, -им , П. –ом, -ем)
Карточка 2. Морозный день (Иван) Р., Т, П. (Р. -ого, -его, Т. -ым, -им , П. –ом, -ем)
Карточка 3. Радостная встреча (Марина) Р., Д., Т., П. ( - ой, -ей), В. (- ую, -юю).
Задание 3. Работа с учебником А теперь давайте откроем учебник на стр. 6 и посмотрим, правильно ли мы определили окончания прилагательных м., с., и ж. р.
Вывод. Прилагательные м. и с. Р. в Р., Т, П. (Р. -ого, -его, Т. -ым, -им , П. –ом, -ем) имеют одинаковые окончания. А прилагательные ж.р. в Р., Д., Т., П. ( - ой, -ей), , а в В. (- ую, -юю).
Учитель – Обратите внимание на этот текст. (Слайд 5). Что особенного вы можете увидеть в этом тексте? К непостоянным признакам имени прилагательного относится и его форма (полная или краткая)
Задание 4. Работа с текстом. Слайд 6
Лягушка-невеста.
Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: “Конечно, я немного толста, слишком зелена, не особенно молода, зато я мила, сообразительна и весьма интересна. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем : он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, тонок и, прямо скажем, красив. Зато бобер богат, умен, знатен. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!”
Учитель –
- На какие вопросы отвечают краткие прилагательные (каков?какова?каково?).
- Соголасуется ли с существительным/местоимением в роде и числе? (красив, толста, велики). По падежам не изменяется.
- От каких прилагательных образуются краткие?
Учитель - Итак, ребята, мы с вами повторили морфологические признаки имени прилагательного, которые изучили в 5 классе, но ничего еще не сказали о синтаксической роли этой самостоятельной части речи.
- Какими же членами предложения как правило выступают прилагательные? (определение и сказуемое).
Обратите внимание на текст.
- Какую синтаксическую роль выполняют в предложении на примере 3 предложения? (сказуемое) (устно).
Полные и краткие прилагательные
Качественные прилагательные имеют две формы: полную и краткую. Полное прилагательное отвечает на вопрос какой? и согласуется с существительным или местоимением, к которому оно относится, в роде, числе и падеже.
Краткое прилагательное отвечает на вопрос каков? и согласуется с существительным или местоимением, к которому оно относится, в роде и числе (по падежам не изменяется).
В предложении краткие прилагательные обычно выступают в роли сказуемого: Он так умён!
В роли определений краткие прилагательные выступают в некоторых фразеологических оборотах: на босу ногу, по белу свету, средь бела дня, добры молодцы, красна девица.
Краткие прилагательные образуются от полных.
Окончания кратких прилагательных
Единственное число
мужской род — нулевое окончание (крепкий — крепок, новый — нов, тощий — тощ).
женский род — окончание -А (крепкая — крепка, новая — нова, тощая — тоща ).
средний род — окончание -О, -Е (крепкое — крепко, новое — ново, тощее — тоще).
Множественное число
Окончание -Ы, -И — (крепкие- крепки, новые — новы, тощие — тощи).
Учитель - Замечательно, молодцы. Оценки.
Задание 5. Творческое групповое задание. Слайд 7.
Задание: Составить предложения из данных слов, определить синтаксическую роль прилагательных.
Задание 6. Работа у доски. Синтаксический разбор предложения. (София). Запишем это предложение в тетрадь.
Крупные снежинки кружатся в свете окна.
Учитель - Замечательно, молодец. Оценки.
Учитель - Какова же роль имён прилагательных в речи? (Ученики приходят к выводу, что прилагательные описывают, характеризуют предмет, значит, делают речь ярче, объемнее, выразительнее, богаче.)
- Где же чаще всего используются прилагательные? В текстах какого стиля? (В художественных текстах.)
Снова обратимся к тексту «Соловей». Вычеркните все прилагательные из текста. Что у вас получилось? Стал ли текст от этого выразительнее.
Дословный перевод с греческого языка – “эпитет”.
С понятием эпитет мы с вами встречались уже не раз, а кто мне скажет, что такое эпитет? (Яркое образное определение.)
Правильно, велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня мы обратимся именно к поэтическому тексту А.С. Пушкина.
(София читает стихотворение на фоне музыки)
Молодец, спасибо.
Учитель. Вот и подошел к концу наш урок. Посмотрите на записи, которые вы сделали в тетради и сделайте вывод, хорошо ли и плодотворно мы поработали с вами на уроке , заполнив лист самооценки. Благодарю вас, ребята за урок.
Рефлексия Заполнить лист самооценки
Слайд 8 Смайлики
Оценивание.
Слайд 9
Домашнее задание. Написать небольшой текст из 9-10 предложений на тему « Зимний день» , используя имена прилагательные .
Тестовые задания
1. Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы:
а) кто, что; *б) какой, какая, чей; в) где, куда, зачем.
2. Имя прилагательное в предложении может быть (найдите неверное утверждение):
а) только подлежащим; *б) сказуемыми и определениями; в) только главными членами; г) любым членом предложения.
3. Начальная форма имени прилагательного – это (найдите неверное утверждение):
*а) мн. число, им. п.; б) мужской род, ед. ч., им. п.; в) ж. р., ед.ч., им. п.
4.
Учитель Ивахно И.А. 25.12.2018. 6 класс
Урок русского языка № 67
Тема. Тема. Имя прилагательное как часть речи (повторение изученного в 5 классе)
Цель урока: повторить изученное об имени прилагательном как части речи.
Задачи урока:
образовательные:
- углубить понятие о роли имени прилагательного в речи;
- формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных;
- определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.
развивающие:
- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте
воспитательные:
- привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи
Тип урока: урок повторения пройденного
Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентация, мультимедийный проектор, музика Антонио Вивальди «Зима».
Ход урока
I. Организация класса , сообщение цели урока
II. Организация наблюдения.
1. Слово учителя
2. Беседа с учащимися
III. Тренировочные упражнения.
1. Интерактивное упражнение
2. Работа у доски
3. Работа с учебником
4. Работа с текстом
5. Творческие групповое задание
IV. Итоги урока
Рефлексия
Лист самооценки
1.На уроке я работал … активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я … доволен / не доволен
3. Урок мне показался … коротким / длинным
4. За урок я … устал / не устал
5. Моё настроение стало … лучше / хуже
6. Материал урока мне был … понятен / не понятен
Оценивание
V. Домашнее задание: Написать небольшой текст из 9-10 предложений на тему
« Зимний день» , используя имена прилагательные .