СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Имя прилагательное»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку был проведён в 9 классе. Цель: повторение ранее изученного об имени прилагательном как части речи.Применение ИКТ на уроке помогло сделать его современным, т.е. наглядным, красочным, информативным. На уроке формировались навыки правописания безударных окончаний прилагательных, согласования прилагательных и существительных. Осуществлялись межпредметные связи:  чтение (использование стихотворения, чтение статьи); сбо (беседа о здоровом образе жизни,), изо (рисунки на тему «ЗОЖ»).

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Имя прилагательное»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Казанская школа № 76 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
















Открытый урок по русскому языку в 9 классе

по теме: «Имя прилагательное»










Составила и провела:

Учитель русского языка и чтения Мышкина Полина Германовна















Казань 2020







Цель: повторение ранее изученного об имени прилагательном как части речи


Задачи:

Образовательные: повторить общие сведения об имени прилагательном; формировать умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже; совершенствовать навык правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского, среднего рода.

Коррекционно-развивающие: совершенствовать грамматический строй речи; учить строить предложения по принципу сочетания, подчинения; учить применять правила при выполнении упражнения; вырабатывать навыки прочного запоминания (инсценирование, стихотворения); формировать орфографическую зоркость; способствовать обогащению словарного запаса обучающихся; формировать навыки работы в группе.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; воспитывать умение работать в парах; способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности; воспитывать бережное отношение к своему здоровью; пропагандировать здоровый образ жизни.


Тип урока: комбинированный


Оборудование: ноутбук с презентацией, заранее сделанная корона из бумаги, карточки со статьёй






























ХОД УРОКА.

I. Организационно-подготовительный этап

     Здравствуйте, ребята. Во 2 четверти у нас проходила предметная неделя русского языка и чтения. Одно из наших мероприятий мы проводили в форме живого журнала. Он отличается от настоящего тем, что мы его не читали, а слушали и смотрели. В нём, как и во всех печатных журналах,  были страницы, рубрики, иллюстрации, конкурсы. Скажите, а какие виды печатных изданий вы знаете помимо журнала? Это газета, справочники, каталоги, карты, словари, учебники, рабочие тетради и т.д.

-А вы знаете, откуда к нам пришло слово газета? Оно пришло к нам из Италии и в переводе означает сорока. Газета - это история мира за сутки. История мира, в котором мы живем.

- Что такое газета? (лист бумаги, на которых печатаются новости, фотографии, реклама, объявления).Существует несколько видов газет. Они различаются размерами, содержанием, назначением. Например, бывают для детей газеты и для взрослых, профессиональные (для людей различных профессий), рекламные, информационные.

- Как часто выходит газета? (раз в неделю, или несколько раз в неделю, или ежедневно).

- Зачем нужны газеты? (чтобы узнать новости, куда отправиться отдыхать, узнать погоду, о работе предприятий города, куда пойти учиться, работать, где найти жилье, где купить необходимые вещи).

-Скажите, пожалуйста, где рождаются газеты? В редакции.

Ребята, скажите, какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «редакция»? (высказывания детей). Люди, каких профессий работают в редакции?

Давайте совершим заочное путешествие в редакцию и познакомимся с этими профессиями поближе. Знакомство с профессиями.

Что бы издать газету, прежде всего, нужна крепкая команда, которая возглавляется главным редактором. Он определяет тематику, рубрики, дает задания корреспондентам для сбора информации.

Корреспондентам приходится работать в трудных условиях, иногда проводить собственные расследования. Корреспондент – это журналист, подготавливающий информацию для печатных и интернет изданий, радио, телевидение. Это могут быть авторские передачи, заметки, очерки, статьи. Корреспонденты изучают профессию в ВУЗах, но постигать азы можно уже с ранних лет: на базе некоторых изданий и телеканалов работают школы юных журналистов. Обозреватель/аналитик создаёт и готовит к выпуску обзоры, статьи, расследования, комментарии, аналитические интервью и т.д.

Корреспонденты отдают свой рабочий материал корректору. Корректор – это человек, который занимается корректурой, то есть исправлением ошибок любого рода в текстах. Это могут быть пунктуационные, орфографические, типографические и даже логические ошибки. Их может допустить автор текста, их может пропустить редактор, но после корректора их остаться не должно. Чтобы газета была яркой и красочной, за работу берутся также   художник и фоторедактор. Фоторедактор – это сотрудник периодического печатного или интернет издания, занимающийся подбором иллюстраций и фотографий, отвечающий за художественное оформление статьи и обложки. Фоторедактор выстраивает изображения так, чтобы они передавали содержание текста, дополняли его. Представителей этой профессии также называют бильд-редакторами. В небольших редакциях должность фоторедактора отсутствует. Его функции выполняют сотрудники секретариата, дизайнеры или сами фотографы.

- Какая из этих профессий вам больше нравится? Почему? Какими качествами должны обладать люди этих специальностей?

Художник должен уметь красиво рисовать, передавать цветом и линиями характер, настроения героя. Редактор должен быть грамотным, внимательным, умным, решительным человеком. Журналист должен уметь собирать информацию, интересные факты (любопытным, любознательным), должен быть общительным, внимательным слушателем, а также ритором.

Какие учебные предметы помогут приобрести такие качества и умения?

Сегодня на уроке на уроке нам предстоит помочь сотрудникам одной редакции, которая трудилась над выпуском газеты под названием «Здоровье». Но перед выпуском газеты вдруг выяснилось, что сотрудников редакции объединяет не только общее дело, но и общая беда. Они вдруг все позабыли одну очень важную тему по русскому языку, и теперь они не могут выпустить свою газету. Но вы в течение последних учебных лет хорошо изучили эту тему и сможете им помочь. Но прежде чем мы узнаем, что это за тема, давайте окунёмся в историю, а помогут нам в этом учащиеся (выходят 3 учеников, учитель читает за автора).

В некотором царстве, в некотором государстве, название которому Русский язык, в городе Частеречинск появился новый житель. Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей? » Царь Русский язык посмотрел на такое чудо и не мог решить, что с этим дальше делать. Обратился он по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам - частям речи:
« Господа мои великие да самостоятельные. Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства? » Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Жили себе, жили, не тужили, а тут: вот тебе, бабушка, и Юрьев день.
Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого! » А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: « Как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали»
И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное.… А Существительному это ой как нравилось. Так и жить стали поживать, горя не знать.

Итак, о какой части речи рассказали нам ребята? Давайте вместе сформулируем цель нашего урока, то есть ту тему, с которой мы будем помогать сотрудникам редакции газеты «Здоровье». Это Имя прилагательное. Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа и тему нашего урока.


2. Основной этап

Итак, газета «Здоровье». Как вы думаете, о чём печатают в газете с таким названием? Ответы детей. А сейчас мы отправляемся на помощь сотрудникам газеты.

ХУДОЖНИК

Проверка домашнего задания. Первый отдел нашей газеты, которому мы уже помогли, выполнив домашнее задание, это отдел дизайна. Здесь работают художники и дизайнеры, в роли которых вы побывали, выполняя рисунки на тему «Зож». Дети показывают сделанные рисунки, которые затем располагают на макете газеты.

Чтобы помочь остальным сотрудникам газеты давайте для начала понаблюдаем за именем  прилагательным.

На слайде слова:

Новенький                         настроение  

Праздничное                   смородина

Душистая                            костюм

Голосистые                         соловьи

- По какому признаку разделены слова на две группы?   (Ответы детей:  по принадлежности к частям речи, имена прилагательные, имена существительные)

-Образуйте из этих слов словосочетания. (записывают их в тетрадь)

- Проверка. (Ответы:  новенький костюм, праздничное настроение, душистая смородина, голосистые соловьи)

- Почему именно так вы соединили пары?   (Ответы:  подходит по смыслу;  имя существительное в мужском роде, значит и имя прилагательное в мужском роде; ставили вопрос от имени существительного к имени прилагательному)

-Как вы думаете, какое слово главное в словосочетании? (Ответы: имя существительное)

-Почему?  (Ответы: потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак)

-Значит, признака не может быть без предмета. Какой же вывод можно сделать, с какой частью речи связано имя прилагательное?  (Ответ:  с именем существительным)

Беседа по вопросам:

- Что такое прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- Как изменяются прилагательные?

Рассказ учителя о прилагательном. Ребята, а как вы думаете, для чего нужны имена прилагательные? Как вы считаете?Имена прилагательные делают нашу речь точной, понятной, яркой, выразительной. К слову можно подобрать большое количество прилагательных.


КОРРЕСПОНДЕНТ

Сейчас мы оказываемся в отделе новостей и поможем корреспонденту, работающему в нём, подобрать прилагательные к существительным. И сделаем мы это с помощью мячика. Учитель бросает мяч, и каждый ученик говорит прилагательное-характеристику к слову, которое он называет.


ОБОЗРЕВАТЕЛЬ

Мы в отделе специальных журналистских расследований. Они повесили для вас объявление:

Уважаемые девятиклассники!

Внимание, розыск! Из нашего спец. репортажа пропали слова. Помогите восстановить их. Особые приметы: Отзываются на вопросы какой? какая? Легко приспосабливаются к любому предмету.

На доске слайд с текстом. Ребята, слов какой части речи нет в данном тексте? (прилагательное)

Давайте поможем вернуть прилагательные в данный текст и согласуем их с существительными грамматически и по смыслу. Но сначала ответьте - изменяются ли имена прилагательные? Да.

А как они изменяются? По родам, числам и падежам.

Имена прилагательные изменяются по числам: деревянный дом (единственное число) — деревянные дома (множественное число).

Чтобы определить род имени прилагательного, надо определить род имени существительного, с которым связано имя прилагательное. Для этого нам необходимо действовать по алгоритму.

Определить главное слово.

Поставить вопрос от существительного.

Определить род прилагательного (по роду существительного или по вопросам какой? какая? какое?).

Имена прилагательные в форме единственного числа изменяются по родам.

Имена прилагательные в форме множественного числа по родам не изменяются!


Ваше здоровье.

Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. Плохое здоровье, болезни служат причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения.

На всю жизнь вам дается только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с любимыми предметами, их можно заменить. Но заменить свой организм вы не сможете.

Сегодня вы думаете, что будете здоровы всегда. Но вы ошибаетесь. Внимательно посмотрите на окружающих вас людей. Все ли могут похвалиться крепким здоровьем? Один из главных показателей здоровья – продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия. Запомните – необходимо заботиться о себе и своем здоровье уже сейчас! 

Слова для справок:

Ценный

плохой

слабая

плохой

любимые

крепкое

Готовая статья помещается на доску.


ФИЗМИНУТКА

Все корреспонденты и обозреватели нашей редакции активно практикуют артикуляционную гимнастику, ведь такие упражнения прекрасно развивают артикуляционный аппарат, совершенствуют речь, учат грамотно высказывать свои мысли. Дети повторяют за учителем.

гто-гто-Я готовлюсь к ГТО!
ко-ко-Это делать нелегко.
ны-ны-Мне помощники нужны:
ки-ки-Гири, прыгалки, коньки.
ей-ей-Позову с собой друзей,
ей-ей-Вместе прыгать веселей!
ать-ать-Будем бегать и скакать,
ять-ять-Чтоб здоровье укреплять!


КОРРЕКТОР

А сейчас давайте поможем корректору! Замените высказывания одним словом-прилагательным.

1)растения, которые находятся в комнате 2)работа, которая выполняется дома 3)почта, которую мы получаем утром 4)машина, которая встретилась по пути 5)дорога, которая пролегает далеко 6)путешествие, которое было летом 7)находящийся на севере. 8) Любящий поговорить 9)сделанный из серебра. 10) имеющий бороду. 11) человек, любящий труд 12) варенье из земляники 13)кисель из молока 14)торт с орехами 15) пюре из картофеля 16)печенье из овса 17)хлеб из пшеницы




Копирайтер

Без рекламы сейчас не обходится ни одно СМИ. Вот и в нашей газете есть рекламный отдел, в котором работают копирайтеры. Что это за профессия? Копирайтер (англ. copywriter от copy — рукопись, текстовый материал + writer — писатель, автор) — это человек, умеющий грамотно писать и составлять текст, который передаёт основную суть изложенного им материала, заинтересовывает читателя и отвечает на поставленный вопрос. Простыми словами, он пишет тексты для рекламы на заказ.

В следующем задании даны слова, из которых надо составить предложение. Найдите в этом предложении существительное, с которым согласуется прилагательное, данное в скобках, а затем согласуйте его в роде, числе и падеже.


1 гр. – Приглашаем, всех, принять, участие, в, мероприятии, (спортивное)

2 гр. – Оно, обещает, быть, очень (интересный и увлекательный)

3 гр. – Участникам, рекомендуется, быть, одетыми, в, одежду и обувь (удобная)

4 гр. – А, также, иметь, при, себе, перчатки (тёплая)

5 гр. – Мероприятие, будет, включать, в, себя, забег, со, препятствиями (снежная)

6 гр. – открытие, состоится, 30 января 2020 года в 10:00, по адресу улица Артельная дом 10. (Торжественный)

7 гр. – Приходите, только, с, настроением (хорошее)

Готовое объявление прикрепляется на доску.

3. Заключительный этап

Главный редактор

В заключении мы с вами отправляемся в редакторский отдел. Редакторы – самые главные и ответственные люди в редакции, обладающие большими знаниями. Сейчас и мы с вами окажем помощь главному редактору ответить на вопросы про имя прилагательное. После каждого правильного ответа, мы сформулируем с вами правила здорового образа жизни и опубликуем их в газете «Здоровье».


1.Что обозначает имя прилагательное?

А) предмет Б) признак предмета В) действие предмета

2. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

Г) кто? что? Д) что делает? Е) какой? Какая? какие?

3.Как определить род прилагательного?

К) по вопросу Л) по существительному связанному с ним

4. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

М) ая, яя Н) ое, ее О) ый, ий, ой

5. Сколько имён прилагательных в стихотворении?

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

П) 3 Р) 4

6.Как изменяется имя прилагательное?

С) по родам и числам Т) по родам, числам, падежам У) по падежам

7.С чем связано прилагательное в предложении?

Ф) с существительным Х) с глаголом Ц) с наречием

8. Прилагательное это:

Ч) часть слова Ш) член предложения Э) часть речи

Дети прикрепляют поочерёдно правила на доску:

1.Соблюдайте режим дня!

2. Занимайтесь физкультурой, делайте зарядку!

3. Каждый день бывайте на свежем воздухе!

4. Не переедайте и не голодайте!

5. Рационально питайтесь!

6. Ложитесь спать в одно и то же время!

7. Следите за чистотой тела, одежды и обуви!

8. Учитесь не поддаваться на предложения попробовать сигареты, наркотики, алкогольные напитки. Растите здоровыми!

Домашнее задание


Рефлексия

Итак, ребята!

Над чем мы сегодня работали?

Что мы повторили?

Может ли наша речь существовать без имён прилагательных?

Дети рассказывают стих:

Очень занимательное - Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы "прекрасное",

Не скажем "безобразное",

Не скажем маме "милая,

Красивая, любимая",

Отцу, и брату, и сестре.

Не сможем говорить нигде.

Эти замечательные При-ла-га-тель-ны-е




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей