СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок- исследование по литературе в 5 классе по произведению К.Паустовского «Теплый хлеб».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок- исследование по литературе в 5 классе по произведению К.Паустовского «Теплый хлеб».»

Открытый урок- исследование по литературе в 5 классе по произведению К.Паустовского «Теплый хлеб».

Тема: «Дорога добра».

Цели:

1.Учить рассуждать, отстаивать свою точку зрения, работать с учебником, пересказывать, делать выводы.

2.Развивать умение вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения.

3.Воспитывать доброту и чуткость через восприятие произведения.



1.Организационный момент.

Слово учителя: «Какого человека можно назвать добрым? Я – хороший или плохой?» Рано или поздно такие вопросы задает себе каждый из нас. Для того чтобы получить ответ на эти вопросы, нужно задуматься о своем отношении к людям, к окружающему миру. Тема нашего урока: «Дорога добра».

2.Эмоциональный настрой.

Чтение притчи учащимися (по ролям) под музыкальное сопровождение завывание метели о том, как замерзло сердце у мужика.

-Что произошло?

-Почему умер мужик? (от охлаждения сердца) Значит, сердце злое. Замерзло сердце от жестокости, от злых поступков.



-А у какого сказочного героя ещё было ледяное сердце? Но Кая спасла Герда.

Главные герои сказки Кай и Герда, они брат и сестра. В Кая попал ледяной осколок, он стал холодным и злым, а снежная королева забрала его в свой замок. Герда его долго искала. затем она добралась до замка снежной королевы . Ее теплота и слезы растопили его ледяное сердце.

У Фильки бы тоже «замерзло сердце», если бы он…. (отвечают дети: не понял свою ошибку, не осознал свою вину).

3. Постановка цели, проблемного вопроса.

Ребята, над чем мы сегодня будем размышлять? Ответы детей.

-Какое ключевое слово нашего урока?

-Вам было дано задание – нарисовать Добро. Расскажите по своим рисункам, как вы понимаете и представляете слово ДОБРО.

Защита рисунков:

Учащиеся защищают свои рисунки, на которых изображены тёплый летний дождь в капельках “добро”; яркий букет цветов; колоски на поле, хлеб на столе; дятел, который “лечит” дерево, мальчик, помогающий старушке, и другие.

-Дети, какие цвета помогли вам в своих рисунках раскрыть тему добра и зла?

( У добра цвета яркие: красные, розовые, голубые, зелёные, а зло всегда бывает страшным, чёрным. )

Составление кластера «Доброта».

-Что напоминает нам добро? (солнышко).

-Посмотрите, на доске не просто солнышко – это Солнышко доброты, которое своими лучами согревает всех нас. Каждый лучик обозначает то, из чего складывается доброта:

-По классу висят таблички со словами. Ваша задача выбрать те, которые являются синонимами к слову «доброта».

  • милосердие (готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь)

  • доброжелательность (доброжелательное отношение к людям)

  • отзывчивость (готовность откликнуться на чужую нужду)

  • терпимость (умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению)

  • забота (деятельность, направленная к благополучию кого-либо)

  • сопереживание (сочувствие к другому )

  • взаимопомощь (помощь друг другу)

  • добронравие (хорошее поведение, хороший нрав)

(зависть, лень, злоба)

-А теперь давайте заглянем в «Толковый словарь» Ожегова и проверим, правильно ли мы с вами сделали.

«Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям и животным».

-Попробуйте определить для себя самую главную цель урока, сформулировав ее по заданному началу: самое главное, что я должен сделать сегодня на уроке…

(Самое главное, что я должен сделать сегодня на уроке - проследить путь главного героя и понять, что хотел сказать нам автор…)



Сегодня на уроке мы попытаемся найти ключик, который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом и узнаем, какой дорогой должен идти Филька, чтобы сердце его не замерзло.

«Спешите делать добро» именно так однажды сказал великий русский писатель Антон Павлович Чехов. Именно эта фраза и будет эпиграфом к нашему уроку.



4. Исследование.

Итак, обратимся к притче. Откройте учебники и найдите слова, которые характеризуют мужика. Запишите слова в тетрадь в первый столбик. Какой Филька? Каким Филька изображен в начале рассказа? Каким вы его представляете? (Чтение отрывка «Жил в Бережках… надоело»). Запишите эти слова в тетрадь во второй столбик. На доске появляется таблица.

МУЖИК ФИЛЬКА

Злой молчаливый

Заспанный сердитый

Крикливый неласковый

Равнодушный недоверчивый

Ленивый ленивый

Посмотрите, качества одинаковые?

— Филька по характеру напоминает старого злого мужика, героя притчи. Значит, и его ждёт наказание.

— Но ведь мужик обидел человека, а Филька — раненое животное. Это существенная разница?

(Разницы никакой, так как ни человека, ни животное обижать нельзя.)

У мужика замерзло сердце, а ведь Филька был таким же. А почему у него не замерзло сердце? Каким мы видим Фильку в начале сказки? А в конце? Что же произошло с Филькой, что он так изменился? Вот на эти вопросы нам надо найти ответ.

- Итак, Фильку звали «Ну, тебя». Как характеризует его это прозвище? Почему его так звали (неласковый, упрямый, равнодушный, недоверчивый, молчаливый, ленивый)?

-Прозвище его характеризует как эгоистичного человека, которому важно только его чувства и желания, а на остальных ему «наплевать».

- Как Филька обидел Коня?

Составление схемы.

- Проследим за последовательностью действий Фильки.



Словарная работа. Работа со словарем Даля.

Христарадник – сложное слово. Нищие, прося милостыню, всегда говорили: «Подайте, Христа ради». Иисус Христос всем помогал, вот и мы должны быть добрыми и отзывчивыми, т.е. походить на него.

(На Руси христарадниками называли людей, которые просили милостыню: «Подайте Христа ради». Оскорбительным это слово не считалось, подавали кто сколько мог, проявляя жалость и доброту.)

В стародавние времена ходили по земле люди, которые не имели крова, крыши над головой. Называли их “калики перехожие”, считались такие люди божьими людьми. Христа ради просили они подаяние. Отсюда и слово христарадник. Каждый человек должен был помочь, чем мог: дать кусок хлеба, предоставить ночлег. Не помочь такому божьему человеку означало навлечь на себя беду.



-Произошло злое, жестокое дело! Обидеть раненого коня, который только и жив-то милосердием добрых людей! До чего же мерзкий поступок! И какие чёрные ненавистные слова сорвались с языка мальчишки!

- Почему Филька так поступил? (Просто потому, что Конь помешал ему есть хлеб, а Филька не привык думать ни о ком кроме себя).

- Но, ребята, в жизни и добро, и зло не уходит в никуда, все когда-то возвращается бумерангом. Как отразился поступок Фильки, на ком?

Последствия Филькиного поступка

1.Слеза скатилась у коня из глаз.

-Значит, животные тоже плачут, у них тоже есть душа. И Филька ранил его душу.

-Какой прием использовал автор? (Раненая душа – метафора. Это боль, обида, страдание.)

2.В природе: засвистел ветер. Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небу.

3.На людях: замерзли колодцы, мельница не могла работать.

- Какой вывод, ребята, мы можем сделать по этой схеме?

- Каждый человек ответственен за свои поступки и слова. Все взаимосвязано.

- И ваши слова и поступки могут повлиять на окружающих людей.

-Филька оступился, он потерял дорогу добра. Что же дальше?

5.Минута релаксации.

-Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.

6. Продолжаем исследование. Филька понимает, что виноват.

- Ребята, скажите, как вы ведете себя, когда что-нибудь натворите? Всегда ли сразу признаетесь в содеянном, просите прощения, исправляете ошибку? Какие чувства вы переживаете в душе? (Сначала хочется, чтобы никто не заметил, что произошло, хочется скрыть, чтобы никто не узнал. Но независимо от того, знают о твоем проступке или нет, ты мучаешься, боишься, тебе стыдно. И так бывает до тех пор, пока ни преодолеешь страх и стыд, пока не решишься на признание.)

Теперь вам понятно, что испытывает Филька, лежа под тулупчиком.

-Когда Филька понял, что он злой, жестокий? Когда он слушал рассказ бабушки о злом мужике.

— Есть ли у Фильки возможность избежать кары?

(Есть такая возможность. Он должен «поправить своё злодейство».)

-Представьте, что вы в многоэтажном доме, вот вы спускаетесь с 10 этажа, вы легко и быстро сбегаете по ступенькам, ни о чем не задумываясь. Вот уже и внизу. А теперь попробуйте подняться на тот же 10 этаж. Легко? Нет. Так и Фильке нелегко подняться по лестнице, ведущей к исправлению. К образу лестницы мы еще вернемся, а сейчас давайте посмотрим, как Филька пытается искупить свою вину.

- Что предпринимает наш герой? Идет к Панкрату, собирает ребят. Это ему просто было? Легко ли было Фильке вернуться на дорогу добра? Сложно, перешагнуть через себя, преодолеть свой стыд.

-Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату? (Он старый, мудрый, ученый, может дать Фильке правильный совет. Да у него и конь живет, а Фильке надо попросить прощения у коня).


-Ребята, как вы знаете, учёный — это человек занимающийся наукой. В этом ли значении употреблено слово в тексте? (Нет.)

— А в каком значении употреблено слово «учёный» в тексте сказки?

( Панкрата называют учёным, потому что он мудрый, опытный, знающий, умеющий дать совет. )

- Посмотрим инсценировку. Сначала вы получите задание.

  • 1 группа - Характеристика Панкрата (серьезный, строгий, обвинил в беде, умный, понимающий, дал ему возможность исправить зло, человек особенный).

  • 2 группа - Характеристика Фильки (растерянный, нерешительный, чувствует свою вину, напуганный, хочет исправить свой поступок).

  • 3 группа - Оцените игру своих товарищей, смогли ли они в своем выступлении отразить характеры героев?

(Показывается инсценировка разговора Фильки и Панкрата).

-Обычно о герое мы судим по его поступкам, речи, авторской характеристике. Но каждый герой наделён именем, как и мы с вами. Человек рождается, и первое, что ему дают родители, — это имя. Когда знакомимся с человеком, хотим узнать его имя. Так и писатель наделяет героев именами.

-Паустовский назвал своего героя Панкрат. Почему Панкрат?

Обратимся к словарю имён. (Панкрат в переводе с греческого обозначает всевластный, всесильный, всемогущий. Имя способно наделить человека твёрдостью, прямолинейностью, решительностью и довольно острой реакцией на какое-либо негативное воздействие.)

— Соответствует ли это имя характеристике героя, его поступкам? Поясните.

(Полностью соответствует. Ведь Панкрат починил мельницу, от которой зависит жизнь деревни. Мальчишки считали его колдуном, т.е. всемогущим. Даже бабка, повидавшая на своём веку не мало, и то называла его хитрым, учёным, подчёркивая его мудрость опыт, а значит силу.)

— Значит, не случайно автор наделил своего героя этим именем. Он ведь действительно всемогущий, так как заставил мальчика по прозвищу «Ну Тебя!» изобрести спасение от стужи. Помог Фильке справиться с трудностью преодолеть в себе качества, о которых мы говорили в начале урока.

- Кто еще помог Фильке исправить свою вину? (жители деревни, ребята, сорока)

-Как меняется Филька? Был злой, сердитый, а сейчас?

—Какой эпизод показывает, что Филька стал добрым, что сердце его оттаяло?

(Эпизод когда Филька угощает коня тёплым хлебом, хлебом с солью.)

- Мальчик, угощая коня, почувствовал тепло его губ и по- доброму улыбнулся. Губы коня, оказывается, мягкие и тёплые.

-Ребята, почему сейчас мы не назвали бы Фильку «Да ну тебя!»? Почему в конце рассказа это прозвище у героя исчезает и остаётся только имя?

(В Филькиной речи нет грубости. Он не произносит этого выражения и люди зовут его по имени.)

—Ребята, вы удивитесь, но значение имени Филипп таково: «любящий коней». Здесь явное противоречие.

— Но почему Паустовский наделил мальчика всё-таки этим именем?

— Каким образом значение этого имени помогает понять и объяснить поступки героя? (

(Так как Филипп — это человек, любящий коней, то герой не мог причинить зла раненому коню. Но даже если это и случилось, то этот человек способен признать свою ошибку и попросить прощения, встать на путь добра.)

-Оправдал ли герой имя, данное автором?

( Оправдал, Филька нашёл ведь возможность найти в себе силы и попросить прощения перед конём, раскаяться перед всей деревней.)

- У Л.Н.Толстого есть выражение «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». Теплота согревает сердца, вот и холодное сердце Фильки оттаяло. Главное – Филька понял, что только добро делает человека счастливым.

-Но для этого Фильке пришлось пройти трудный и большой путь.

-Попробуем изобразить путь нашего героя.

Дорога добра

Благодарность

Искупление

Раскаяние

Преодоление

Осознание

Зло

-Мы рассмотрели дорогу добра, которую прошел Филька. Каждому свойственно ошибаться, и если ты осознал свой поступок, смог его исправить, это хорошо.

- Можно ли у Фильки чему-либо научиться? Чему? (дружбе, любви к окружающим, доброте, чуткости)

Вернёмся к нашей теме «Дорога добра в сказке…»

-Удалось Фильке вернуться на эту дорогу? (Да. Хотя было не просто… Филька нашёл в себе силы преодолеть гордость и раскаяться, поэтому превратился в чистого, честного человека.

-В начале урока вы определили для себя цель нашей работы. Вернитесь к этой цели (проследить путь главного героя и понять, что хотел сказать нам автор).

-Что же самое важное хотел сказать нам автор?

(Нельзя жить со злом в душе, зло убивает, каждый должен уметь отвечать за свои поступки, нужно уметь прощать, человек только тогда может быть «чистым», «весёлым», когда живёт с добром в душе…)

·

7. Мы сделали много выводов и провели большую работу для того, чтобы добиться поставленной перед уроком цели.

Давайте с вами составим формулу Доброты (совместно составляем формулу доброты).

ПОСТУПКИ + СЛОВА=ДОБРОТА

- Давайте составим основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.

Ученики (выборочно).

1. Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным. Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.

2.Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим. Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.

Учитель: Однако портрет еще не полный – для того, чтобы наши души были добрыми, что еще должно быть реализовано кроме добрых поступков? (Ответ учащихся: добрые слова).

-Давайте проверим, знаете ли вы добрые слова.

Учитель читает стихотворение, а ученики добавляют хором слова.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит… (добрый день)

Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, пожалуйста)

И в России и в Италии

На прощанье говорят … (до свидания)!

Учитель: Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках и о сказанных словах. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте.

-Я хочу Вам, ребята, оставить каждому на память «ПРАВИЛА ДОБРОТЫ», вложите в свои дневники и хотя бы один раз в день перечитывайте. (Раздаю каждому ребёнку.)

ПРАВИЛА ДОБРОТЫ

1. Уважай старших.

2. Будь добрым, отзывчивым.

Не бойся предлагать помощь в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.

3. Будь вежливым, внимательным к другим, не причиняй другим вреда, обиды.

4.Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.

5.Умей слушать людей, не перебивай говорящего человека.

6.Не бойся просить прощения и прощать.

7.Учись размышлять о своих поступках и сказанных словах и отвечать за

них.

8. Инициатива учащихся.

Притча о Добре и Зле.

      Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.

       Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. Когда добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.

Так Добро отплатило Злу добром за зло.

 

- Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту.

9.Работа с пословицами.
- Народная мудрость давно предупреждает нас о последствиях таких поступков. У нас много пословиц, которые мы могли бы отнести к теме сегодняшнего урока.

Игра «Соберите пословицу»

Жизнь дана на

Злое калечит

Доброе слово лечит, а

А его добрые дела

За добро

Говори смело

Про доброе дело

Добром плати

Не одежда красит человека,

Добрые дела

- Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец.

- Давайте, ребята, ещё раз всмотримся в портрет писателя. Какого человека мы видим? О чём он задумался?

(Может, писатель задумался: смог ли он донести до вашего сердца эту струну добра, милосердия, любви. Делайте добро и помните пословицу: «Живи добрее, будешь всем милее». Я желаю всем вам, дети, идти только дорогою добра и никогда не сворачивать с этого пути. (Исполнение песни «Дорогою добра»).

- К.Г.Паустовский писал: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар».

- Своим необычайно ярким и неповторимым творчеством К.Г.Паустовский заслужил эту улыбку. Эту улыбку заслужили и вы своими достойными ответами.

-Сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» поучительна и красива. Эта книга заставляет задуматься о настоящих жизненных ценностях: доброте, отзывчивости, стремлении помочь другим, ответственности за себя и за тех людей, которые рядом.

-Если Вы не знакомы или малознакомы с произведениями К.Г.Паустовского, прочтите хотя бы один из рассказов. И тогда уже не оторветесь…

10. Рефлексия.

-Мы сделали много выводов и провели большую работу для того, чтобы добиться поставленной перед уроком цели. Итак, давайте попробуем сформулировать в виде .

Подумайте и продолжите фразу: дорога добра – это……

Составить синквейн со словом «Доброта» (работа в парах).

Психологический этюд  «Мой путь к доброте».

А сейчас попытайтесь в графической форме, используя различные знаки, символы, условные обозначения, изобразить свой путь к Доброте с помощью цветных карандашей. (Звучит музыка, учащиеся рисуют на листах «Мой путь к доброте». 

– Кто попытается объяснить свой путь к Доброте? (Ответы учащихся)

– Молодцы! У каждого из вас нелегкий  и тернистый путь.  Но вы все преодолеете и придете к поставленной цели.

11. Домашнее задание:

Предлагаю вам несколько вариантов домашнего задания. Выберите понравившееся.

  • В тетради нарисовать сердце Фильки, каким вы его представляете в начале сказки, и каким в конце, после совершения доброго поступка. Обоснуйте свой выбор.

  • Придумайте свою сказку о добром поступке. Героем вашей сказки могут быть люди, звери, птицы.

  • Написать письмо к Фильке от своего лица.



- В заключение мне хочется сказать:

Добрые сердца – это сады.

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

- Так заботьтесь о своей душе и не позволяйте ей зарастать сорняками, наполняйте душу солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Спешите делать добро, пока не стало поздно. С добром надо спешить, а то оно может остаться без адреса. Спасибо за урок.