ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗАЛАРИНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОУД.05 ИСТОРИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Автор: Патрушева Ирина Николаевна,
Преподаватель истории, обществознания
ГАПОУ ИО «ЗАПТ
Первая категория
Пед.стаж 11 лет
ЗАЛАРИ-2016
Пояснительная записка
Урок № 30 «Образование Древнерусского государства» разработан согласно рабочей программе Естественнонаучного профиля и КТП ОУД. 05 История. Урок по теме «Образование Древнерусского государства» изучается в теме 1.4. «От Древней Руси к Российскому государству», является 1 уроком. Содержание отобранного материала дает возможность опираться на имеющиеся знания и одновременно закладывает фундаментальные знания, которые необходимы для изучения других тем (разделов) Отечественной истории.
Урок разработан по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Ценность технологии в том, что она учит слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает студентов к действию, поэтому работают все. Студенты, мыслящие критически, вовлечённые в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить и правильно осознать себя в окружающем их мире.
Форма урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Студенты не сидят пассивно, слушая преподавателя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Роль преподавателя — в основном координирующая.
Цель технологии РКМ - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс
Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
Повышение качества образовательного процесса путем разработки системы уроков по технологии РКМЧП при изучении учебного предмета
Повышение учебной мотивации:
Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;
Формирование информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;
Повышение социальной компетентности;
Формирование навыков анализа и синтеза предметных текстов.
Существует определенный набор учебных условий, который способствует становлению критического мышления. Так, необходимо:
1. Предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления.
2. Давать возможность студентам размышлять.
3. Принимать различные идеи и мнения.
4. Способствовать активности студентов в учебном процессе.
5. Убедить студентов в том, что они не рискуют быть высмеянными.
6. Выражать веру в то, что каждый студент способен на критическое суждение.
7. Ценить проявление критического мышления.
При этом студенты должны:
1. Развивать уверенность в себе и понимать ценность своих мнений и идей;
2. Активно участвовать в учебном процессе;
3. С уважением выслушивать различные мнения;
4. Быть готовыми как формировать суждения, так и воздерживаться от иных.
В основе технологии РКМ лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».
I. Стадия вызова. Первый этап работы направлен на актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого студента в получении новой информации. На данном этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мотивировать студентов к активной учебной деятельности. На стадии вызова целесообразно сочетать индивидуальную и групповую формы работы.
II. Стадия осмысления. Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мотивации студента на активное получение новой информации; соотнесение полученной информации с тем, что студенту уже известно; последующая систематизация информации. В процессе такой работы студенты учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Задача преподавателя на данном этапе заключается в том, чтобы с помощью ряда методических приемов помочь студентам отследить сам процесс познания (получения новых знаний) и понимания.
III. Стадия рефлексии. Организация работы студентов на третьем этапе направлена на целостное осмысление и присвоение информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу; выявление «белых пятен» (отсутствие информации по каким-либо вопросам), формулирование познавательных задач и проблем для дальнейшего продвижения в информационном поле («стадия нового вызова»); анализ всего процесса изучения материала.
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо наиболее эффективно при изучении таких тем, по которым могут быть составлены интересные, познавательные тексты. Данная технология предлагает набор взаимосвязанных методов обучения и методических приёмов, которые ориентированы на создание условий для свободного развития каждой личности и благодаря которым студенты могут активно работать на уроках и приобретать знания.
На каждом из этапов используются свои методические приёмы. Их достаточно много. На данном уроке использованы приемы: «Составление кластера», «Совместный поиск», «Перевернутые логические цепи», «Составление таблицы ЗХУ», «Свободное письмо», «Рефлексия».
Дисциплина: ОУД.05 История
Профессия: «Повар, кондитер»
Профиль: естественнонаучный
Курс: 1
Группа: 94
Дата: 23 ноября 2016 г.
Урок №30
Тема: Образование Древнерусского государства.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Тип урока по технологии: Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКЧМП).
Форма урока: Открытие новых знаний.
Форма организации учебной деятельности студентов: групповая работа.
Межпредметная связь; русский язык, обществознание, литература, география
Методы обучения: метод критического мышления, метод сотрудничества, проблемный метод, метод рефлексии.
Современные образовательные технологии применяемые на уроке: РКМЧП, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Методическая цель открытого урока: показать применение отдельных методических приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в рамках открытого урока по заявленной теме.
Методические приемы: «Кластер», «Знаю -Хочу знать -Узнал», «Перевернутые логические цепи» , «Совместный поиск» «Рефлексия», прием «SMS».
Средства обучения:
Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История учебник для студ. СПО,2015 г.
1. Наглядные пособия: карта «Древнерусское государство в IX - X вв»
2. Раздаточный материал: Лист самоанализа учебной деятельности студентов, схемы, тексты документов – отрывки из «Повести Временных лет», карты, «Перевернутые логические цепи»
3. Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, видеоматериал
4. Информационные ресурсы:
Ресурсы сети Интернет ЦОР: http://historynotes.ru/obrazovanie-drevnerusskogo-gosudarstva/ Образование древнерусского государства.
Электронный учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. История Отечества с древнейших времен до наших дней.
Цели урока:
Образовательные: создать условия для воспроизведения знаний и умений студентов по данной теме; сформировать у студентов представление о понятии государство, и рассмотреть теории возникновения государства у восточных славян и особенности политики первых русских князей; познакомится с предпосылками и этапами создания Древнерусского государства; развитие умения давать характеристику внешней и внутренней политики первых русских князей.
Развивающие: создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью; развитие критического мышления студентов, самостоятельности и способности к рефлексии; способствовать развитию общих компетенций (ОК.3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями).
Воспитывающие: создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям; способствовать воспитанию сознательной дисциплинированности, четкости и организованности в работе, работать под девизом: «Один за всех, и все за одного».
Ожидаемый результат:
усвоение студентами системы знаний о предпосылках и этапах образования Древнерусского государства, представление их в виде кластера, листа самоанализа учебной деятельности студентов, выполнения практической работы.
получение и осмысление каждым студентом собственного опыта самостоятельной познавательной деятельности на основе работы с текстом, выполнения практической работы, рассказа преподавателя через групповую форму работы (технология РКМЧП).
ХОД УРОКА:
“Русь! Русь! Вижу тебя,
из моего чудного,
прекрасного далека ....”
Н.В. Гоголь
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
1.Снятие эмоционального напряжения. Создание благоприятного психологического климата на уроке. Приемы здоровьесбережения.
Суть этапа: создание благоприятного психологического климата на уроке.
Актуальность.
Теплый психологический климат способствует:
лучшему усвоению учебного материала;
повышению авторитета преподавателя;
психологической разгрузке студентов.
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста, на свои места и мы начнём наш урок, который, я надеюсь, будет для вас продуктивным, а главное - полезным!
Просмотр видеофрагмента из фильма “Рюрик и его братья”
Задачи: обеспечить психологическую разгрузку студентов, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
- Итак, вопрос “Откуда есть пошла земля русская?” волновал и волнует и наших предков, и наших современников. Ведь все мы являемся жителями государства, которое имеет свою историю, развитие. И мы не должны быть “Иванами не помнящими своего родства”. Важно каждому гражданину своей страны изучать её историю, знать корни происхождения. Чтобы понять современную ситуацию, необходимо изучить исторические вехи наших предков. Появление государства у восточных славян и было такой важной вехой на пути развития общества.
- Давайте поставим перед собой цель – чего мы хотим достичь на этом уроке?
Цель нашего урока – выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, познакомиться с различными теориями возникновения государства у восточных славян.
Уважаемые студенты, скажите, почему встал у славян вопрос о необходимости появления и зарождения государственности? (студенты дают ответы) Правильно, потому что общество нуждалось в более сильном социальном институте. И таким институтом явилось государство Вспомните пожалуйста из уроков обществознания , что такое государство ? Дайте определение понятию государство. (Студенты дают ответы) Молодцы! Знания собираются по капле! Это и будет девизом нашего урока. Девиз урока: «Знания собираются по капле!» Пусть знания, полученные на уроке, статут ещё одной каплей в море знаний.
2. Постановка темы и учебной цели.
Суть этапа: определение темы и целей урока; развитие внутренней мотивации к изучению данной темы и предмета в целом.
Актуальность.
Учебный материала усваивается лучше, если:
студенты понимают практическое значение для каждого из них;
четко знают, что от них требуют на уроке.
Преподаватель: Мы начинаем изучать тему «Образование Древнерусского государства».
Сегодня нам предстоит познакомиться с различными теориями возникновения государства у восточных славян, узнаем, какие предпосылки способствовали образованию Древнерусского государства, научимся давать характеристику деятельности первых русских князей, составлять опорные схемы и заполнять исторические таблицы. Тема урока: «Образование Древнерусского государства». Сегодня мы будем работать группами по 10-12 человек. 1 группа – «Варяги», 2 – группа «норманисты», 3 группа – «Антинорманисты».
СТАДИЯ «ВЫЗОВА»
Суть этапа: пробудить, взволновать, заинтересовать, спровоцировать студентов вспомнить то, что они уже знают; воспроизвести знания, умения, те, что нужны для дальнейшей работы на уроке.
Актуальность.
Создаются условия для:
определения того, что уже известно, и того что можно еще узнать;
соединить знания с опытом студента;
«открытие», самостоятельно и с помощью преподавателя полученных знаний;
повышение роли преподавателя на уроке.
Задачи:
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
ПРИЕМ «ЗХУ».
Преподаватель: Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти. Вам выданы листы для самоанализа учебной деятельности, в которых имеется три графы «Мы знаем», «Хотим узнать», «Что узнали» (Приложение 1). В течение 5 минут каждая группа заполнит первую графу «Мы знаем», отвечая на вопросы задания № 1-4.
Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Мы знаем», студенты составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность студенты определяют уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хотим узнать», - это определение того, что студенты хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» студенты строят новые представления на основании имеющихся знаний. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После выполнения практического задания студенты заполняют третью графу таблицы «Мы узнали».
ЗАДАНИЕ 1.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, записав в первой графе вашего листа самоанализа «МЫ ЗНАЕМ» ответы, на которые вы знаете…
- Что такое государство?
- Какие теории происхождения государства вы знаете?
- Как шел процесс складывания государства у славян?
- Как же тогда мы и другие люди узнают о событиях прошлого?
!!! Как правило, большая часть студентов (около 80%) осознают проблему в том, что открытие вопроса остаётся на пункте №2, №3 и №4.
СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ».
Суть этапа: ознакомить студентов с новой информацией; анализ информации и определение студентами личного его понимания.
Актуальность.
Формирование компетенции студентов по предмету:
Развитие умений:
Задачи:
Информационная (получение новой информации по теме).
Систематизационная (классификация полученной информации).
Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
Преподаватель: Уважаемые студенты! Какие вопросы у вас вызвали затруднения?
Студенты: Вопросы №2 №3 и №4.
Преподаватель: Как вы думаете, почему эти вопросы у вас вызвали затруднения, ведь общие понятия о государстве мы с вами уже прошли на уроках обществознания? (предполагаемые ответы: знания не приведены в систему, недостаточно накопленного материала и т.п.).
Студенты заполняют 2 графу «Хотим узнать».
ПРИЕМ «КЛАСТЕР».
Преподаватель: Вопрос о становлении Древнерусского государства до сегодняшнего момента вызывает полемику среди ученых, не давая с полной уверенностью сказать, как на самом деле происходил этот процесс. Этот спор между ними будет длиться еще долго, потому что в данный момент не имеется достаточного количества подтверждений для однозначной теории его образования. Вся древнерусская история построена на основании “Повести временных лет”, написанной замечательным летописцем монахом Нестором в 12 в. в Киево - Печерском монастыре. “ПВЛ” - это и исторический источник, и литературный памятник одновременно.
- Д.С.Лихачев писал: “Высокое литературное образование Нестора, его исключительная начитанность в источниках, умение выбрать в них всё существенное, сделали ”Повесть временных лет” не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, а цельно литературно изложенной историей Руси”.
- Давайте и мы обратимся к историческому источнику в нашем учебнике.
Работа с историческим источником. Прочитайте документ № 2 стр. 195 учебника и сделайте вывод, о какой стадии развития древнеславянского общества повествует автор? (о призвании на Русь варягов). Можно ли считать представленную информацию полной для ответа на вопрос о возникновении государства на Руси?(нет) Как вы думаете, какую дополнительную информацию о славянах необходимо получить, чтобы сведения о славянах, представленные в “ПВЛ” были более полными и достоверными?
- Таким образом, необходимо выяснить, какие предпосылки и теории возникновения государства существовали у славян.
Чтобы решить эту проблему, я вам предлагаю прочитать абзац стр. 202-203 и составить группе «Варягам» кластер «Предпосылки образования древнерусского государства». Затем кластер записывается на доске. А группам норманистов и антинорманистов представить свои теории по возникновению государства у славян.


На этой стадии студенты вступают в контакт с новой информацией, самостоятельно и активно участвует в работе, объяснении преподавателя. При этом преподаватель оказывает наименьшее влияние на студента. Студенты используют следующие приемы: «кластер», «ЗХУ» - «Хотим узнать» (при выполнении практических упражнений). (Приложение 1).
ПРИЕМ «Перевернутые логические цепи».
Лекция преподавателя с активным привлечением студентов.
Преподаватель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать студентов к активному слушанию и критическому мышлению.
В ходе объяснения материала по теме «Образование древнерусского государства» преподаватель обращает внимание студентов на перепутанные даты, события, а студенты внимательно слушая должны восстановить в логически правильной последовательности события (на столах раздаточный материал с Перевернутыми логическими цепями в тексте)
- Итак, мы выяснили, какие сложились предпосылки у славян необходимые для создания государства: политические, экономические, социальные, внешнеполитические.
Слайд 18: признаки формирования государства.
- Давайте вспомним, какие признаки характеризуют государство? Признаки государства:
1. Единство территории (карта).
2. Публичная власть (Верховная власть носила в древней Руси преемственно следующие титулы: князь, великий князь, князь-государь и государь-царь и великий князь всея Руси).
3. Суверенитет (Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства).
4. Законодательная деятельность (Закон Русский — обычное право в Древней Руси X века, упомянутый в договорах Руси и Византии, а также в “Русской Правде”. Однако Н. М. Карамзин считал существование письменного закона в Древней Руси вполне возможным.).
5. Налоговые сборы. (Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал “дым”, то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. Как сообщает историк С.М. Соловьев, “некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала”. Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси, “От рала” — т.е. с плуга или сохи.)
Слайд 19: двоецентрие.
- На Руси, как выяснили, все признаки государства были представлены. Но государство носило раннефеодальный характер(сохранялось вече, свободное население).
Переход от догосударственного общества к государственной организации шел постепенно на протяжении 15-16 вв. Именно в 19 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства: на северо-западе – Киев на юге –Новгород. Север представлял собой объединение славянских, финских и балтских племен. В 862 году этим объединением стал править выходец из Скандинавии, князь из варяжского племени Русь Синеус. На юге объединились поляне. северяне, вятичи.
866 год стал считаться датой образования древнерусского государства.
- Почему именно эти племена?
Это были наиболее развитые во всех отношениях восточнославянские земли. Там и складывалась начальная восточнославянская государственность, в ходе формирования которой и проявилось двоецентрие. Преодолеть которое попытается князь Олег, предпринявший свой знаменитый поход из Новгорода в Киев, в 882г. и объявив его “матерью городов русских”.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
Упражнение: Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
ПРИЕМ «СОВМЕСТНЫЙ ПОИСК».
Практическая часть. Закрепление ЗУН.
Для закрепления материала проводится работа в группах по заданиям. Используя материал учебника и раздаточного материала составляют таблицу «Деятельность первых русских князей»
Каждая группа работает сначала в команде, а затем результат выполненного задания в устной форме защищают свои таблицы перечисляя заслуги первых русских князей.

СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»
Суть этапа: уточнение содержания изученного; сравнение реальных результатов с ожидаемыми; анализ того, почему на уроке что-то произошло так, а не иначе; закрепление и коррекция усвоенного;
установление связей между тем, что уже известно и тем, что нужно усвоить, научиться в будущем.
Актуальность этапа. Определяется:
Степенью овладения идеей, информацией, знаниями;
Возможностью использования полученных знаний;
Возможностью обмена знаниями с студентами;
Необходимостью коррекции;
Степенью дифференцированного домашнего задания.
Задачи:
• Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
• Информационная (приобретение нового знания).
• Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
• Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Студенты возвращаются к листу самоанализа учебной деятельности и заполняют таблицу в графе «ЧТО УЗНАЛИ?».
ПРИЁМ «SMS».
Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.
Кратко написать самое важное, что группа уяснила с урока с пожеланиями другой группе и публично огласить текст SMS. (Приложение 1).
Домашнее задание.
Изучите материалы учебника §22, стр. 185-207.
Опережающее задание. Подготовить презентацию и доклад на тему походы Святослава Игоревича.
Рефлексия урока преподавателем. Преподаватель подводит итог урока, дает оценку деятельности студентов, выставляет оценки за урок.
№ п/п | Дидактическая структура урока | Время (мин) | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Планируемые результаты (ОК, З, У) | Технологии, методы и приемы обучения |
| ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Готовность студентов к уроку. Снятие эмоционального напряжения. Создание благоприятного психологического климата на уроке. Приемы здоровьесбережения. Просмотр видеофрагмента из фильма “Рюрик и его братья Постановка темы и учебной цели. | 3 | Приветствует студентов, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих. Нацеливает на работу. | Приветствуют преподавателя, демонстрируют готовность к уроку. | | |
Для снятия эмоционального напряжения, создания благоприятного психологического климата на уроке, рассказывает Просмотр видеофрагмента «Рюрик и его братья». | Слушают, размышляют. | | Приемы здоровьесбережения |
Формулирует цели урока, тему урока. Тему урока записывает на доске. Оглашает организацию деятельности студентов на уроке. | Слушают, записывают тему урока в тетради. | | Технология РКМЧП |
-
| ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. СТАДИЯ «ВЫЗОВА» | 5 | Создает учебную ситуацию, мотивирующую студентов к учебной деятельности. Организует деятельность студентов по актуализации имеющихся знаний. Организует учебную ситуацию, приводящую к осознанию неполноты или несовершенства знания. Раздает каждой группе листы для самоанализа учебной деятельности, в которых имеется три графы «Мы знаем», «Хотим узнать», «Что узнали». Прием «ЗХУ». Выдает задание для заполнения 1 графы «Мы знаем». | Участвуют в учебной ситуации, осознают мотив и цель предстоящей деятельности, озвучивают цель, актуализируют имеющиеся знания, отвечают на вопросы преподавателя, выполняют предложенные задания, выявляют проблему и формулируют её. Работают группами по (10-12 человек), заполняют листы для самоанализа учебной деятельности 1 графу «Мы знаем», отвечают на предложенные вопросы. | ОК.3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями). Умение: работать с таблицей. Личностные: -смыслообразование, т. е. установление студентами связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Регулятивные: -целеполагание как постановка учебной задачи -оценка — выделение и осознание студентом того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме -смысловое чтение -постановка и формулирование проблемы -построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: -постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Технология РКМЧП метод критического мышления, метод сотрудничества, проблемный метод Прием «ЗХУ». |
-
| СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ». | 22 | Организует деятельность студентов; Отслеживает степень активности работы; Консультирует; Объясняет тему; Служит источником информации; Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном; Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме. Предлагает заполнить 2 графу «Хотим узнать». Предлагает студентам прочитать абзац параграфа с абзац стр. 202-203 и составить группе «Варягам» кластер «Предпосылки образования древнерусского государства». Затем кластер записывается на доске. А группам норманистов и антинорманистов представить свои теории по возникновению государства у славян. Проводит физкультминутку улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук. Предлагает студентам практическую работу по заданиям, комментирует и оценивает результаты работы. | Осуществляют контакт с новой информацией; Сопоставляют информацию с имеющимся знанием и опытом; Акцентируют внимание на поиске ответов на вопросы; Выявляет неясности и ставит новые вопросы; Отслеживают процесс знакомства с новой информацией; Проводят классификацию, градацию; Готовятся к анализу и обсуждению прочитанного и услышанного. 1. Заполняют 2 графу «Хотим узнать». 2. Читают абзац, анализируют информацию, составляют кластер. Слушают преподавателя, записывают примеры в тетради, рассматривают и осмысливают слайд кластер «Предпосылки образования древнерусского государства «3. Выполняют упражнения физкультминутки. 4. Выполняют в группах практические задания, результаты деятельности, демонстрируют комментируя другим группам. | ОК.3. , ОК.6. Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Знать: виды изомерии, номенклатуру алкенов. Уметь: различать виды изомерии алкенов, составлять структурные формулы алкенов и называть их. | Технология РКМЧП ИКТ Здоровьесберегающие технологии. Проблемный метод, метод сотрудничества. Прием «Кластер». Прием «ЗХУ». Прием «Продвинутая лекция». Приемы здоровьесбережения. Прием «Совместный поиск». |
-
| СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ» | 10 | Организует рефлексивную деятельность студентов; Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями; Организует обсуждение, задает вопросы. Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля (ближайший вектор развития). Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса. Комментирует домашнее задание. Подводит итог урока, дает оценку деятельности работы студентов по группам, выставляет оценки. | Обмениваются мнениями; Студенты возвращаются к листу самоанализа учебной деятельности и заполняют таблицу в графе «ЧТО УЗНАЛИ?». Дают ответы на вопросы 2,3,4. Систематизируют новую информацию; Отбирают наиболее важную информацию; Высказывают оценочные суждения; Выражаю новые идеи собственными словами; Самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи; Ставят новые цели. Каждая группа пишет «SMS» самое важное, что группа уяснила с урока с пожеланиями другой группе и публично оглашает текст SMS. Записывают домашнее задание. | ОК.3. , ОК.6. Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные | Технология РКМЧП ИКТ Проблемный метод, метод сотрудничества, метод рефлексии. Прием «SMS», прием «Рефлексия» |