СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок истории "Олимпийские игры в Греции"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок истории с самоанализом. Пригодится для подготовки  к аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок истории "Олимпийские игры в Греции"»

МАОУ «Криволукская средняя общеобразовательная школа»

Учитель: Глазунова Лидия Фёдоровна,

1 квалификационная категория

Класс: 5

Предмет: история Древнего мира


Тема: Олимпийские игры в Греции.



Цель урока:

Овладение учащимися знаниями об основных этапах развития древнегреческого общества, вкладе в мировую культуру.

Задачи урока:

1. Формирование знаний истории зарождения олимпийских игр;

2. Развитие умения работать с текстом, выделять основные аспекты в изучаемой информации, критически осмысливать уже известную информацию. Развитие познавательного интереса, кругозора;

3. Пробудить интерес к занятиям спортом, желание вести здоровый образ жизни.

   

Оборудование:                     

Презентация «Олимпийские игры в Греции», фонозапись, карточки, рабочие тетради №2 

Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой

- Здравствуйте, тихо сели.

Рано утром просыпайся,

Себе, людям улыбайся.

- Посмотрите на меня, посмотрите друг на друга и мысленно пожелайте чего-то доброго, хорошего на урок


Старайтесь грубых слов не говорить,

Только добрые дарить

Морозный день!

И настроение чудесное – подстать.

Так разрешите мне урок с улыбки и начать

  1. Актуализация опорных знаний и умений по теме «Основание греческих колоний»

ВКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

А. Что такое колонии, колонизация?

Б. Каковы причины греческой колонизации?

В. Выйти к доске и показать направления греческой колонизации.

Г. Чем торговали греки: что вывозили из страны и наоборот покупали?

А) Стадия вызова

- Греки очень много работали, но они еще и любили отдыхать. Многие греки готовы были отдать много времни и сил, но попасть на какие-нибудь зрелища… Одной из таких зрелищ была ...

- Сейчас вам загадаю загадки, и по первым буквам отгадки вы узнаете тему нашего урока…(пишу первые буквы на доску)

На склонах гор оно росло

Плодами синими кормило.

Их собирать – занятьем главным было

Для греков, у которых не было земли Оливы


У спартанцев речь какую

Краткую и меткую

Называли все, конечно, ….лаконичною


Они жили не тужили

В Греции любимой

Но пришли спартанцы - вмиг

Их они разбили.

В рабов превратили.

И могли убить иль высечь

Просто без причины Илоты


Тесей решил: «На Крит поеду.

С друзьями в лабиринт я углублюсь.

И, коли Боги так хотят,

С чудовищем за всех сражусь!

Как звали это чудовище, имеющее тело человека, голову быка? Минотавр


Когда-то в Греции в отдельных областях

Они возникли типа мини-государства

И сочиняли песни там о богачах, Что вкруг его селенья и поля располагали.

На городок с предместьями они похожи были

И по своим законам там весь люд судили. Полис


Остров в Ионическом море, родина и царство Одиссея? Итака

Под землёй на троне

Мрачный он сидит

Души эллинов умерших

Он надёжно сторожит.

Пёс его Цербер

Никогда не спит

Бога этого зовут… Аид


Как в Греции звать

Простой народ?

Не зовёт его знать

Страной управлять. Демос


Как область Греции назвали,

Где нет нигде большой реки.

И хлеба всем там не хватало.

Оливы на горах росли.

Там главный город греков был –

Он знаменитостью прослыл? Аттика, Афины

-Какое слово получилось? ОЛИМПИАДА на доске

Олимпийские игры Спорт - (греч.) развлечение, игра, организация соревнований

Б) Сообщение темы, целей урока

- Как вы думаете, с каким видом деятельности человека связаны эти слова? Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? (дети называют тему урока)

- Вспомните, что вы об этом знаете? Какие у вас возникают ассоциации, когда мы говорим «олимпийские игры»

-Вы много уже знаете, а что бы вам хотелось узнать на уроке более подробно.

-Попробуем сформулировать более конкретно цели нашего урока.

(дети предлагают) ПОМОЩЬ – ТАБЛИЦА С ВОПРОСАМИ

КАРТОЧКИ-кластер

- Давайте выделим в кластер ключевые слова из ваших вопросов, не больше 4. В центре кластера тема урока.






- Наверное, нет человека на земле, который был бы равнодушен к Олимпийским играм. Задолго до очередного Олимпийского года готовятся к нему страны мира. Специальные комитеты обсуждают и решают, в какой стране проводить игры. Лихорадочно тренируются будущие участники, заранее волнуются судьи, томятся ожиданием зрители…

И, наконец, раз в четыре года, знаменательный день настаёт…

Девушки, одетые в древнегреческие хитоны, зажигают от лучей солнца Эллады Олимпийский факел. Опустившись на колени, принимает этот факел юноша. Священный огонь факела, зажжённый у алтаря Древней Олимпиады, символизирует собой мир и дружбу всех народов.

Долгий путь предстоит огню. Много раз перейдёт он из одних рук в другие, много стран пересечёт он, не угасая, на кораблях, поездах и самолётах, прежде чем достигнет стадиона, предназначенного для Олимпийских игр. И, когда вспыхнет огонь над праздничным стадионом, когда взовьётся Олимпийский флаг и делегации разных стран вступят на стадион в торжественном марше, впереди всех пойдут спортсмены Греции.


Беседа.

  1. Ребята, а почему впереди всех идут спортсмены Греции?

А потому, что именно в этой стране родились в те далёкие годы Олимпийские игры.

  1. Ребята, а кто из вас знает, что является символами Олимпийских игр? (Олимпийский факел и флаг с олимпийскими кольцами).

  2. А почему эти пять колец разного цвета?

А потому, что они символизируют пять континентов:

чёрный - Африка, зелёный – Австралия, жёлтый – Азия, красный– Америка, синий – Европа.


- В год проведения Олимпийских игр прекращались войны между греческими государствами, дороги морские и сухопутные становились безопасными и все желающие могли беспрепятственно добраться до Олимпии, где проходили эти спортивные состязания. Вот перед вами карта Древней Греции, где в южной части Греции и расположена Олимпия.

(учитель показывает на интерактивной доске г. Олимпию на карте)

Любимым зрелищем всех греков были Олимпийские игры.

В старину в античном мире

Двадцать пять веков назад

Города не знали мира

Шёл войной на брата брат.

И мудрейшие решили:

Ссоры вечные страшны.

Можно в смелости и в силе

Состязаться без войны!

Пусть в Олимпию прибудет

Самый лучший пятый класс

Самый быстрый, самый сильный,

Самый ловкий в мире класс!

- Сегодня только каменные развалины, открытые археологами стоят теперь там, где бушевали страсти олимпийских болельщиков древности.

Упали разбитые колонны храмов, травой и кустарником поросли площади, песок и глина скрыли стадион и ипподром.

Но великая наука история сохранила для нас рассказ о былом величии Олимпии. И о многих чудесах тех далёких дней мы узнаем сегодня на уроке.

3. Физминутка

1, 2 – выше голова

3, 4 – руки шире

5, 6 – тихо сесть

7, 8 – лень отбросим

Учитель (проговаривает цели урока)

1. Когда и где состоялись первые Олимпийские игры?

2. Как проходили игры?

3. Каковы цели и значение Олимпийских игр?

Учитель

-Вот над этими вопросами мы и будем работать. В этом цель нашего урока.


4 . Изучение нового материала

Стадия осмысления содержания

Учебник стр. 149, параграф 33

1. Работа с понятийным аппаратом. Слайд7

Учитель

- При изучении данной темы в тексте учебника вы встретите новые понятия (слова), выделенные курсивом. Посмотрите, кто из вас знает значение этих слов.

(Слова с помощью компьютера показаны на интерактивной доске), учащиеся рассматривают слова, определяют значение этих слов с помощью учителя и проговаривают их.

Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.

Пятиборье - пять видов спортивных состязаний.

Ипподром – место для проведения конных состязаний.

Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр


СЛАЙДЫ 8-11

ИГРЫ

  1. 10 месяцев готовились спортсмены, в соревнованиях могли участвовать все свободные греки: богатые, бедные, знатные и незнатные. НО ТОЛЬКО МУЖЧИНЫ

  2. За месяц атлеты должны прибыть в Олимпию

  3. 5 ДНЕЙ продолжались соревнования:

  4. В 1-й день торжественное открытие, приносили жертвы богам и давали клятвы атлеты и судьи

  5. Соревнования длились три дня

  6. В 5-й ДЕНЬ –НАГРАЖДАЛИ ВЕНКАМИ ИЗ ВЕТОК ОЛИВЫ

Учитель СЛАЙДЫ 12,13

- А теперь, мы с вами рассмотрим иллюстрации археологических находок. Это вазы древних греков, на вазах есть рисунки. Ваша задача, выяснить какие виды спортивных состязаний были в древней Греции.


Ученик

Судя по рисункам на вазах, спортсмены занимались бегом, борьбой, метанием диска.

ВЫВОДЫ см. слайд15

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

5. Закрепление изученного материала.

  - Вернёмся к вопросам урока, которые вы задали в начале урока. Можете ответить на них? Смотрите в свои кластеры.

6. Подведение итогов.

Каковы же причины проведения олимпийских игр?

  • Посвящены Зевсу и другим богам

  • Стремление показать силу и ловкость своего народа

  • Прекратить войны, объединение народов


  • Проводила ли Россия международные олимпийские игры? В какой стране прошли Олимпийские игры в 2008 году?

  • В каком городе пройдут зимние Олимпийские игры в 2014 году? 


- знаете ли вы эмблемы предыдущей и будущей Олимпиады?

ПОКАЗ иллюстраций


7. Д/З: 1. Параграф 33

2. Рабочая тетрадь №2, задание 31-32, стр.23

3.* Найти пословицы и поговорки на тему «Спорт», записать в тетради

4.* Приготовить краткое сообщение об Олимпийских чемпионах Тюменской области


8. Самооценка «У меня камешек в ботинке» по табличке, отметки за урок


Гаснет огонь олимпийский.

Значит, прощаться пора.

Всем вам, друзья- олимпийцы

Я пожелаю добра.

Мира и радость победы

В спорте, учёбе, труде.

Кем бы и кто бы ты ни был,

Будь олимпийцем везде!


- Спасибо за внимание!

















Самоанализ открытого урока истории, проведённого в 5 классе

1. Общая характеристика класса.

В классе 4 учащихся. На уроке присутствовали 3 учащихся, отсутствовал Логинов В. по болезни. По уровню способностей, развитию и отношению к учёбе класс подобрался со средними способностями. Уровень обучаемости носит достаточный характер. Практически все дети в классе способны овладевать учебными компетенциями по учебному предмету «История» с заданным содержанием обучения. Обучаемость по истории - динамический, изменяющийся параметр, зависящий как от интеллектуальных способностей, так и от социальных, педагогических условий. Результативность обучения по предмету впрямую зависит от правильного постановления целей, методов и содержания обучения. Отслеживание динамики обучаемости помогает адекватно оценить свои усилия в планировании и организации процесса обучения каждого ученика.

Цель современного образования – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности учащихся, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Особое внимание отводится формированию ключевых компетенций: метапредметных, предметных, информационных, социальных, коммуникативных и др. В последние годы произошли большие изменения в системе историко-обществоведческого образования:

  • Произошёл отказ от формационного подхода и внедрение в образовательный процесс учебно-методических комплектов, основанных на цивилизационном, культурологическом, антропологическом подходах.

  • Возросло значение историко-обществоведческого образования как средства гражданского и нравственно-патриотического образования.

  • Усилено внимание изучению духовной жизни общества и человека в истории вместо приоритетного изучения социально-экономической истории.

Исходя из особенностей времени складывается моя система преподавания истории и обществознания в школе. Опыт практической деятельности, её результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся. Наша школа работает по методической теме личностно-ориентированного обучения, что приемлемо для нашей малокомплектной школы.

В своей педагогической деятельности стараюсь использовать методы и приёмы тестовой, проблемного обучения, ИКТ, технология развития критического мышления (ТРКМ)

1 уровень учебной деятельности – общекультурный – демонстрирует ученик, который понимает основные положения курса, умеет правильно объяснять правило, может применить его по образцу, отвечает на вопросы репродуктивного уровня;

2 уровень – прикладной – требует от ученика кроме перечисленного, также выполнения заданий в изменённой ситуации, умения демонстративного понимания системности (межпредметных взаимосвязей), понимание понятийного аппарата темы, курса, не выходя за его рамки;

3 уровень – творческий – демонстрируют дети, способные решать проблемы, выходящие за пределы изучаемой темы, применять знания на практике, самостоятельно выбирать цели и программу действий.

Дети подобрались восприимчивы к новым знаниям, испытывают интерес к способам добывания новых знаний и умений, особенно нравится учащимся уроки в сопровождении информационно-коммуникативных технологий.

Уровень обученности данного класса показал следующие результаты:

На первом уровне – 1 уч-ся Пнёва А.;

На втором – 3 уч-ся; Адарченко В., Шашова В., Логинов В.;

На третьем – нет.

Структура подготовки школьников по истории служит основой для определения системы умений, которые формируются на отдельных этапах обучения. Перечень умений завершённый концентр для каждой ступени школы 5-9 классы и 10-11 классы. Перечень умений составлен с учётом задач изучения предмета, требований преемственности и поступательности, возрастных возможностей обучающихся. Умения (на уровне действий) мы отражаем в тематическом планировании как планируемый результат. Перечислю структурные элементы подготовки по истории:

- хронологические знания и умения

- знание фактов, работа с фактами

- работа с историческими источниками

- историческое описание (реконструкция0

- анализ, объяснение

- рассмотрение версий, оценок

- применение знаний и умений в общении, социальной среде

Уровень обученности и обучаемости неразрывно связан со сформированностью УУД (универсальных учебных действий) Этот параметр на уроках истории служит для обеспечения в целом успешной учебной деятельности учащихся.

В связи с тем, что сформированность УУД– это результат усилий всех педагогов, работающих в 5 классе, то и развитие действий входит в основную деятельность и учителя истории.

Уровни, которые отрабатываются на занятиях:

  • Логические (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей - логика, умение делать выводы);

  • Информационные (умение «сворачивать» информацию – от текста словесного, печатного к эскизу, рисунку, схеме, таблице, чертежу и т.д., умение «разворачивать» информацию – описать словами рисунок, картину, схему, таблицу и т.д.);

  • Коммуникативные (умение работать в коллективе, группе, паре, грамотная речь);

  • Организационные (умение самостоятельно выполнять задания по алгоритму, самостоятельно с элементами творчества, умение проявлять поддержку другим уч-ся, толерантность, навыки самопроверки и самооценки).

Уровень всех УУД определяем путем наблюдения. В целом, пятиклассники имеют средне-низкий уровень развития УУД.

Если правильно организовать работу в сотрудничестве с другими педагогами по изучению обученности и обучаемости, то это должно привести к положительным результатам

Из четверых учащихся, трое учеников данного класса активно и с большим интересом занимаются на уроках истории.

2.Тема урока: Олимпийские игры в Греции.

При планировании урока были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся: средняя активность, низкий уровень памяти у одного ученика, логическая взаимосвязь с темой самообразования «Развитие интереса к урокам истории через познавательные задания»

Цель урока: овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития древнегреческого общества, вкладе в мировую культуру.

На уроке решались следующие задачи.

1. Дидактические:

  • Формирование знаний истории зарождения олимпийских игр;

2. Развивающие:

  • Развитие умения работать с текстом, выделять основные аспекты в изучаемой информации, критически осмысливать уже известную информации.

  • Развивать познавательны интерес, кругозор


3. Воспитательные:

  • Пробудить интерес к занятиям спортом, желание вести здоровый образ жизни


Тип урока: формирование знаний

Форма урока: комбинированный с элементами технологии развития критического мышления

В ходе урока придерживались следующих этапов:

1.Организация класса.

А) приветствие уч-ся

Б)проверка готовности к уроку

3 Актуализация опорных знаний и умений

А) Проверка домашнего задания

Б) Стадия вызова

В) Формирование темы, целей урока

4. Физминутка

5. Изучение нового материала

А) Стадия осмысления содержания

Б) Работа по учебнику, с текстом

5. Закрепление нового материала

А) Рефлексия

6.Подведение итогов урока

7. Домашнее задание

8. Самооценка, отметки

3. Применялись методы обучения:

На уроке использовались различные формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы ведения урока.

По источнику знаний – словесный, наглядный, работа с книгой, видеометод

По назначению – приобретение знаний и умений

По организации процесса обучения – частично-поисковый, информационно-рецептивный

Дидактико-коммуникативная техника учителя (стиль общения) – развивающий, диалог, опрос, проблемный вопрос, демонстрация, педагогическое наблюдение и оценка, самооценка детей.

Метод мотивации и стимулирования – мотив деятельности – это познавательный интерес, стимул познания – удивление, формирование положительного эмоционального настроя (психологический настрой) на работу всех учеников; обсуждение с детьми что узнали нового, чем овладели , «что понравилось» и что «нет», но и почему; что хотелось бы выполнить ещё раз, а что сделать по – другому. Создание атмосферы заинтересованности. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения задания, сообщить неправильный ответ без боязни ошибиться. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно –неправильно), но и по процессу его достижения. Привлечение к оценочной деятельности (Работа по взаимо- и самоконтролю). Культура общения (удержание внимания, пробуждение разного вида эмоций, освоение учениками правил общения). Приёмы поддержки творческой, дружеской атмосферы на уроке через взаимное приветствие улыбкой, одобренный взгляд, элементы занимательности и прямого контакта «глаза в глаза».

Работа проходила в сотрудничестве с учителем. Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

На уроке осуществлялись межпредметные связи (музыка, физкультура) и связь с жизнью. Главным этапом было выполнение работы по учебнику, работа с текстом, умение выделять главное. Чередование и смена видов деятельности обеспечивали работоспособность и активное участие учащихся на уроке. Был задействован мотивационный элемент к выполнению домашнего задания: участие наших земляков-спортсменов в международных Олимпийских играх. Задачи урока реализованы. Считаю, что урок прошёл на достаточном методическом уровне.

01.02.2012 г.

Учитель: Глазунова Л. Ф.





















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!