СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок истории в 7 классе ТЕМА: ИТОГИ И ПОСЛЕДСТВИЯ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ В РОССИИ.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  содержит задания, которые помогают обучающимся подготовиться к ВПР по истории, на уроке комбинируется работа в парах, индивидуальная и фронтальная работа.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок истории в 7 классе ТЕМА: ИТОГИ И ПОСЛЕДСТВИЯ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ В РОССИИ.»

КОНСТРУКТ УРОКА ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ.

ТЕМА: ИТОГИ И ПОСЛЕДСТВИЯ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ В РОССИИ.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цель: познакомить обучающихся с историческими событиями, окончившими период Смутного времени;



  • дать представление о роли народа в ликвидации Смуты, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности;

  • определить последствия Смуты;

  • воспитание чувства гордости за русский народ, формирование активной гражданской позиции современного российского гражданина

Задачи урока:

  • овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями об окончании эпохи Смутного времени;



  • осмысление и закрепление основных понятий и дат по изучаемой теме;



  • формирование представлений об исторических личностях и их оценка с точки зрения современности;



  • формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений;



  • развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях Смутного времени;



Планируемые образовательные результаты:


Предметные: определят цели и результаты деятельности Второго ополчения, итоги Смуты; спрогнозируют их последствия,

Метапредметные: обучающиеся получат возможность научиться извлекать информацию из учебника, фрагментов исторических источников, сравнивать, анализировать, формулировать суждение, письменно оформлять вопросы, ответы, создать условия для развития и раскрытия творческих способностей, учащихся средствами изобразительного искусства; развитие образного мышления; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и документом, , систематизировать материал.

Личностные: Слушать ответы товарищей, публично выступать, способствовать воспитанию у детей патриотических чувств; уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории, воспитание любви к

изучаемому предмету – истории, развивать чувство гордости за свой народ и свою Родину

Основные понятия:

Смутное время, патриот, герой.

самозванство, гражданская война, интервенция, народное ополчение.

Оборудование урока:

учебник «История России» (7класс)

рабочие листы с заданиями

фрагменты исторических произведений.

презентация

Видеоролик

Этап урока

Содержание урока.

Организационный

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Мобилизующий этап.

Определение целей и задач урока.

  1. Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.

«...Весной 1606 г. В. И. Шуйский вместе с Голицыным начал действовать гораздо осторожнее; они успели привлечь на свою сторону войска, стоящие около Москвы; в ночь с 16 на 17 мая отряд их был введён в Москву, а там у Шуйского было уже достаточно сочувствующих. Однако заговорщики, зная, что далеко не все в Москве непримиримо настроены против самозванца, сочли нужным обмануть народ и бунт подняли якобы за царя против поляков, его обижавших. Но дело скоро объяснилось. Царь был объявлен самозванцем и убит 17 мая утром. «Истинный царевич», которого ещё так недавно трогательно встречали и спасению которого так радовались, сделался «расстригой», «еретиком» и «польским свистуном».


  1. О каком событии говорится в документе?

  2. Как вы думаете о каком периоде истории России мы будем говорить сегодня на уроке?

- Да, действительно, мы сегодня будем повторять и обобщать знания о Смутном времени.

-Запишите тему урока в ваш рабочий лист.

-Мы будем работать по плану. (план на слайде)

-В течение урока я предлагаю вам поработать с заданиями рабочего листа, которые вы будете выполнять в парах в течение урока.

В конце урока мы должны ответить на главный вопрос урока: Какие уроки можно извлечь из событий Смутного времени?

Повторение и углубленное изучение темы


  1. Работа с хронологией.

Назовите хронологические рамки Смутного времени.

Выполните задание 2.

К причинам Смуты относятся:

1) раскол в правящей верхушке

2) преследование правительством еретиков

3) неурожай

4) пресечение династии Рюриковичей


Назовите правителей этого периода.

Какие события Смутного времени вы можете назвать?

Почему этот период называется Смутным временем?

Выполните 2 задание рабочего листа.

Приведите в соответствие события и даты.

Как правильно записывать ответы?

  1. Работа с картой.

3 задание. Выполните задание по карте, используя ваши контурные карты, атласы или карту учебника.

  1. Работа с персоналиями.

-Боярин, сестра которого была женой царя, фактический правитель России в конце XVI века. (Борис Годунов)

-“Чудом спасшийся” царевич Дмитрий, тайно принявший католическую веру, женившийся на дочери польского магната, ставший правителем России. (Лжедмитрий I)

-Это трагическая фигура на русском престоле. Правитель, стремившийся оказать реальную помощь народу, укрепить военную мощь страны и внешнеполитическое положение, считался виновником всех несчастий, обрушившихся на страну, и был ненавидим народом. (Борис Годунов)

-Своими привычками, отдельными поступками и распоряжениями, заграничными сношениями,. возбуждал против себя в различных слоях московского общества множество нареканий и неудовольствий, хотя вне столицы, в народных массах популярность его неослабевала. (Лжедмитрий I)

-Он был хорошо образован, владел несколькими иностранными языками, имел прекрасную библиотеку. Отказался от политики устрашения и массовых казней, но со своими врагами не церемонился. Неудачи его царствования подготовили почву для появления самозванца. (Борис Годунов)

-“... был маленького роста, некрасивый, подслеповатый. В книжном учении сведущ, рассудителен и разумен, скуп и неотзывчив. Единственное к тем благоволил, кто нашептывал ему ложное на людей, он же их слушал с удовольствием и радостью” (Василий Шуйский)

-Его имя осталось неизвестным, но за ним закрепилось прозвище “тушинский вор” (Лжедмитрий II)

-Возможно, он был дворянином и служил боевым холопом у крупного землевладельца. Он побывал в крымском и турецком плену, из которого ему удалось освободиться. По пути на родину побывал в Речи Посполитой. Вскоре появился с грамотой “истинного царя”, о назначении его царским воеводой. К нему стекались все недовольные московским царем. (Иван Болотников)

-“Многажды слали к нему нижегородцы послов, а он отказывался возглавить рати, ссылаясь на болезнь. На самом деле, кроме опасений за собственное здоровье, согласиться при первом свидании не позволял этикет. Были, очевидно, и опасения непослушания не привыкшего к воинской дисциплине посадского мира... лично явился в Мугреево уговаривать князя. Они быстро нашли общий язык” (Дмитрий Пожарский)

-Бывший холоп, “воевода” спасшегося “царевича Дмитрия”, руководитель первой крестьянской войны в России. (Иван Болотников)

-Патриарх, призывавший соотечественников к сопротивлению, погиб в заточении в Москве от голода. (Гермоген)

-Царь, впервые присягнувший своим подданным; свергнут с престола, насильно пострижен в монахи, выдан полякам, увезен в Польшу, умер в заточении. (Василий Шуйский)

-Торговый человек, земский староста, призвал создать ополчение для освобождения от иноземных захватчиков. (Кузьма Минин)

-“… молод, разумом еще не дошел и боярам будет поваден” (Михаил Романов)


  1. Работа с иллюстрациями.

- Перед вами иллюстративный ряд с портретами деятелей Смутного времени. Напишите их имена в вашем рабочем листе.

- Кого из них мы можем назвать Героями, Патриотами России. Почему?

В каком положении оказалось российское государство в 1611 году? Что угрожало России?

Сообщение обучающейся о Кузьме Минине.

Набат, «Вставайте, люди, русские»

«Не пожалеем жизни своей. Продадим дома свои. Всё отдадим, чтобы ратным людям ни в чём нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!»

Сообщение обучающегося о Дмитрии Пожарском.

Какой праздник российский народ отмечает 4 ноября?

С каким событием он связан?

Сообщение обучающегося об Иване Сусанине.

Видеоролик.

Как наш народ чтит память героев?

Каким радостным для народа событием закончилось Смутное время?

Звон колокола «Благовест»

Обобщение и систематизация знаний


Подводим итоги.

Выполняем задание №5 в рабочем листе. Вам предлагается перечень итогов Смутного времени. Запишите номера положительных итогов в первый столбец, а отрицательных во второй столбец.

Читаем вслух итоги.

Какой из этих итогов мы можем считать главным?

Возвращаемся к главному вопросу урока:

- Какие уроки можно извлечь из событий Смутного времени?

Вспомогательные вопросы: Можно ли было не допустить этого страшного периода в истории страны?

Какова роль народного единения в преодолении Смуты?



Рефлексия


Поставьте себе оценку за работу на уроке. Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения?